ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Энергетические установки и электрооборудование судов»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Энергетические установки и электрооборудование судов»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовые энергетические установки, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
- принципы работы судовых силовых установок; судовые вспомогательные механизмы; общее знание морских технических терминов.
Уметь:
Владеть:
- принципы работы судовых силовых установок; судовые вспомогательные механизмы; общее знание морских технических терминов.
Уметь:
Владеть:
- принципы работы судовых силовых установок; судовые вспомогательные механизмы; общее знание морских технических терминов.
Уметь:
Владеть:
часов
Транспортное судно. Его основные характеристики. Соста в
пропу льсивного комплекса: ГД, редуктор, муфты, гребной вал, гребной винт. Предмет дисциплины и ее значение. Краткий исторический обзор развития и состояние судового электрооборудования.
Современное состояние и перспективы развития судового электрооборудования (СЭО) и автоматизации судов. Условия работы и основные требования к СЭО.
Введение.
Развитие и современное состояние электрооборудован ия морских судов.
Буксировочная мощность.
Мощность главного двигателя. Пропульсивный коэффициент. Упор ичастота вращения гребного вала и винта, его диаметр.
Основные характеристики пропульсивного комплекса.
Типы привода гребного вала и винта. Винты фиксированного и регулируемого шага.
Угловая поворотная винторулевая колонка.
Классификация главных судовых двигателей навигационные преимущества и недостатки дизелей, паровых турбин и электродвижения, как главных типов привода винта морского транспортного судна.
Главный судовой двигатель.
Особенности работы судов с ВФШ и ВРШ на швартовах, на ходу по чистой воде, во льдах, на задний ход. Динамические характеристики. Выбег.
Реверс. Циркуляция.
Работа пропульсивного комплекса.
Классификация дизелей (МОД, СОД, ВОД, тактность, и т.п.). Основные характеристики.
Конструкционные особенности судовых четырехтактных дизелей.
Дизели – основной тип главного судового двигателя.
Энергетические системы.
Общесудовые системы.
Аварийный ДГ. Дизели на спасательных шлюпках.
Конструкционные особенности двухтактных дизелей.
Вспомогательные дизели на транспортных судах
Судовые паротурбинные установки. Котлы. Турбины. Редукторы
Конструкционные особенности судовых котлов и турбин.
Судовые паротурбинные установки. Котлы.
Турбины. Редукторы.
Транспортная техника.
Приводы. Палубная навигационная техника. Пожарные насосы.Балластно- осушительная система, топливный бункер.
Холодильная установка.
Общесудовая энергетика.
Судовые электроэнергетические системы.
Общая характеристика судового электрооборудования (СЭО).
Назначение, состав, классификация и структура судовой электроэнергетической установки (СЭЭУ).
Назначение, состав и классификация судовых электростанций. Типовая схема электроснабжения.
Размещение на судне.
Электроснабжение судна от береговой сети. Аварийное электроснабжение.
Бесперебойное электроснабжение.
Требования Правил Регистра судоходства РФ к судовым электроэнергетическим системам (СЭЭС). Судовые источники электроэнергии.
Параметры электроэнергии СЭЭС. Род тока.
Напряжение. Частота.
Качество электроэнергии.
Требования к качеству электроэнергии. Источники электроэнергии и их размещение на судне.
Генераторные агрегаты.
Классификация, конструктивные особенности. Генераторные установки отбора мощности и особенности их использования.
Химические источники тока. Назначение, классификация, устройство, особенности эксплуатации.
Режимы работы СЭЭС.
Распределительные щиты.
Судовая электрическая аппаратура управления и защиты. Назначение, классификация и основные характеристики.
Особенности защиты судовых сетей.Судовые приёмники электроэнергии.
Состав приемников.
Основные характеристики.
Категории. Судовые электрические сети.
Распределение электроэнергии по судну.
Судовой электрический кабель. Основные характеристики, устройство, особенности эксплуатации. Нормы и контроль сопротивления изоляции. Автоматизация управления СЭЭС. Знаки автоматизации судов.
Объем автоматизации СЭЭС. Краткая характеристика структур систем автоматического управления режимами работы СЭЭС. Системы регулирования частоты вращения и напряжения ГА.
Условия синхронизации судовых генераторов.
Распределение нагрузки параллельно работающих ГА.
Исследование характеристик судового синхронного генератора при различных способах регулирования. Напряжения. Исследование защитных характеристик автоматических выключателей и предохранителей
Судовые электроэнергетические установки
Общие понятия, назначение и состав СЭП. Типы и характеристики судовых электродвигателей. Режимы работы.
Пуск, торможение и регулирование частоты вращения СЭП. Система управления, защиты и сигнализации. Аппаратура управления. Рулевой электрогидравлический привод (РЭП). Состав и принцип работы.
Требования к РЭП. Система управления рулем: простая, следящая, автоматическая. Якорно-швартовый электропривод. Назначение и основные требования.
Типы используемых электродвигателей. Система управления. Принцип работы автоматических швартовых лебедок.
Исследование систем управления пуском судовых электроприводов постоянного тока
Судовые электрические приводы
Общая характеристика ГЭУ. Состав и область применения.
Классификация и структурные схемы ГЭУ.
Пропульсивная система судна с движителями AZIPOD. Особенности и типовые схемы главного тока ГЭУ постоянного, двойного и переменного тока.
Регулирование частоты вращения и реверсирование гребного электродвигателя.
Гребные электрические установки
Судовые электрические устройства связи Телефонная связь. Системы безбатарейной телефонной связи. Системы автоматической телефонной связи. Судовые электрические устройства управления и сигнализации Средства судовой синхронной связи. Машинные телеграфы и рулевые указатели.
Электрические сигнальные устройства и приборы.
Электрическая пожарная сигнализация.
Общесудовые средства сигнализации.
Судовые электрические устройства связи, управления и сигнализации
Источники света и их характеристики.
Электрические источники света. Светильники и прожекторы.
Навигационные осветительные устройства.
Электронагревательные приборы: нагреватели и плиты.
Судовое электрическое освещение и электронагревательные приборы
Поражение электрическим током и оказание первой помощи. Защитные меры от поражения электрическим током. Электротехнические средства защиты.
Обеспечение электропожаробезопасности при эксплуатации электротехнических устройств.
Электропожаробезо пасность
Краткий обзором курса.
Рекомендации по совершенствованию знаний.
Новая литература.
Заключение
специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий,
тренажеров и пр.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.