2025-2026_26_05_05_65-23-12345-6217_plx_Энергетические установки и электрооборудование судов_Судовождение на морских путях
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Энергетические установки и электрооборудование судов»
26.05.05 – Б1.В.08 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Энергетические установки и электрооборудование судов»

Индекс:

(Файл)

26.05.05 – Б1.В.08 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Энергетические установки и электрооборудование судов»

Специальность
26.05.05 Судовождение
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-судоводитель
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Энергетические установки и электрооборудование судов» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.05 Судовождение (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 191)», учебного плана по специальности «26.05.05 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовые энергетические установки, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Пешков М.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Энергетические установки и электрооборудование судов»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- принципы работы судовых силовых установок; судовые вспомогательные механизмы; общее знание морских технических терминов.

Уметь:

Владеть:

ПК-13.1 Знает принципы работы судовых силовых установок
 
 
 
 
 
Знать:

- принципы работы судовых силовых установок; судовые вспомогательные механизмы; общее знание морских технических терминов.

Уметь:

Владеть:

ПК-13.2 Знает судовые вспомогательные механизмы
 
 
 
 
 
Знать:

- принципы работы судовых силовых установок; судовые вспомогательные механизмы; общее знание морских технических терминов.

Уметь:

Владеть:

ПК-13 Способен обеспечить эксплуатацию системы дистанционного управления двигательной установкой и системами, и службами машинного отделения
ПК-13.3 Знает основные морские технические термины
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 3 курсе в 5 семестре.
Дисциплина «Энергетические установки и электрооборудование судов» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Морская радиосвязь и телекоммуникации
 
- Радиотехника
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Мореходная астрономия
 
- Организация службы на морских судах
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
5
Учебные занятия с преподавателем, всего
30
30
В том числе: 
Лекционные занятия
15
15
Практические занятия
15
15
Самостоятельная работа
42
42
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Общая трудоемкость дисциплины
72
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
5 семестр
 
Раздел 1. 
 
Лекционные занятия:

Транспортное судно. Его основные характеристики. Соста в

пропу льсивного комплекса: ГД, редуктор, муфты, гребной вал, гребной винт. Предмет дисциплины и ее значение. Краткий исторический обзор развития и состояние судового электрооборудования.

Современное состояние и перспективы развития судового электрооборудования (СЭО) и автоматизации судов. Условия работы и основные требования к СЭО. 

1
ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3
 
Введение. Развитие и современное состояние электрооборудован ия морских судов. 
Самостоятельная работа:

Введение.

Развитие и современное состояние электрооборудован ия морских судов. 

3
ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3
 
Лекционные занятия:

Буксировочная мощность.

Мощность главного двигателя. Пропульсивный коэффициент. Упор ичастота вращения гребного вала и винта, его диаметр. 

1
ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3
 
Основные характеристики пропульсивного комплекса.
Самостоятельная работа:

Основные характеристики пропульсивного комплекса.

3
ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3
 
Лекционные занятия:

Типы привода гребного вала и винта. Винты фиксированного и регулируемого шага.

Угловая поворотная винторулевая колонка.

Классификация главных судовых двигателей навигационные преимущества и недостатки дизелей, паровых турбин и электродвижения, как главных типов привода винта морского транспортного судна. 

1
ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3
 
Главный судовой двигатель. 
Самостоятельная работа:

Главный судовой двигатель.

3
ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3
 
Лекционные занятия:

Особенности работы судов с ВФШ и ВРШ на швартовах, на ходу по чистой воде, во льдах, на задний ход. Динамические характеристики. Выбег.

Реверс. Циркуляция. 

1
ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3
 
Работа пропульсивного комплекса. 
Самостоятельная работа:

Работа пропульсивного комплекса. 

3
ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3
 
Лекционные занятия:

Классификация дизелей (МОД, СОД, ВОД, тактность, и т.п.). Основные характеристики. 

1
ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3
 
Практические занятия:

Конструкционные особенности судовых четырехтактных дизелей. 

3
ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3
 
Дизели – основной тип главного судового двигателя. 
Самостоятельная работа:

Дизели – основной тип главного судового двигателя. 

2
ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3
 
Лекционные занятия:

Энергетические системы.

Общесудовые системы.

Аварийный ДГ. Дизели на спасательных шлюпках. 

1
ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3
 
Практические занятия:

Конструкционные особенности двухтактных дизелей. 

3
ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3
 
Вспомогательные дизели на транспортных судах 
Самостоятельная работа:

Вспомогательные дизели на транспортных судах 

2
ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3
 
Лекционные занятия:

Судовые паротурбинные установки. Котлы. Турбины. Редукторы 

1
ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3
 
Практические занятия:

Конструкционные особенности судовых котлов и турбин. 

3
ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3
 
Судовые паротурбинные установки. Котлы. Турбины. Редукторы.
Самостоятельная работа:

Судовые паротурбинные установки. Котлы.

Турбины. Редукторы. 

4
ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3
 
Лекционные занятия:

Транспортная техника.

Приводы. Палубная навигационная техника. Пожарные насосы.Балластно- осушительная система, топливный бункер.

Холодильная установка. 

1
ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3
 
Общесудовая энергетика. 
Самостоятельная работа:

Общесудовая энергетика.

4
ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3
 
Лекционные занятия:

Судовые электроэнергетические системы.

Общая характеристика судового электрооборудования (СЭО).

Назначение, состав, классификация и структура судовой электроэнергетической установки (СЭЭУ).

Назначение, состав и классификация судовых электростанций. Типовая схема электроснабжения.

Размещение на судне.

Электроснабжение судна от береговой сети. Аварийное электроснабжение.

Бесперебойное электроснабжение.

Требования Правил Регистра судоходства РФ  к судовым электроэнергетическим системам (СЭЭС). Судовые источники электроэнергии.

Параметры электроэнергии СЭЭС. Род тока.

Напряжение. Частота.

Качество электроэнергии.

Требования к качеству электроэнергии. Источники электроэнергии и их размещение на судне.

Генераторные агрегаты.

Классификация, конструктивные особенности. Генераторные установки отбора мощности и особенности их использования.

Химические источники тока. Назначение, классификация, устройство, особенности эксплуатации.

Режимы работы СЭЭС.

Распределительные щиты.

Судовая электрическая аппаратура управления и защиты. Назначение, классификация и основные характеристики.

Особенности защиты судовых сетей.Судовые приёмники электроэнергии.

Состав приемников.

Основные характеристики.

Категории. Судовые электрические сети.

Распределение электроэнергии по судну.

Судовой электрический кабель. Основные характеристики, устройство, особенности эксплуатации. Нормы и контроль сопротивления изоляции. Автоматизация управления СЭЭС. Знаки автоматизации судов.

Объем автоматизации СЭЭС. Краткая характеристика структур систем автоматического управления режимами работы СЭЭС. Системы регулирования частоты вращения и напряжения ГА.

Условия синхронизации судовых генераторов.

Распределение нагрузки параллельно работающих ГА. 

1
ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3
 
Практические занятия:

Исследование характеристик судового синхронного генератора при различных способах регулирования. Напряжения. Исследование защитных характеристик автоматических выключателей и предохранителей 

3
ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3
 
Судовые электроэнергетические установки 
Самостоятельная работа:

Судовые электроэнергетические установки 

4
ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3
 
Лекционные занятия:

Общие понятия, назначение и состав СЭП. Типы и характеристики судовых электродвигателей. Режимы работы.

Пуск, торможение и регулирование частоты вращения СЭП. Система управления, защиты и сигнализации. Аппаратура управления. Рулевой электрогидравлический привод (РЭП). Состав и принцип работы.

Требования к РЭП. Система управления рулем: простая, следящая, автоматическая. Якорно-швартовый электропривод. Назначение и основные требования.

Типы используемых электродвигателей. Система управления. Принцип работы автоматических швартовых лебедок. 

1
ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3
 
Практические занятия:

Исследование систем управления пуском судовых электроприводов постоянного тока 

3
ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3
 
Судовые электрические приводы 
Самостоятельная работа:

Судовые электрические приводы 

5
ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3
 
Лекционные занятия:

Общая характеристика ГЭУ. Состав и область применения.

Классификация и структурные схемы ГЭУ.

Пропульсивная система судна с движителями AZIPOD. Особенности и типовые схемы главного тока ГЭУ постоянного, двойного и переменного тока.

Регулирование частоты вращения и реверсирование гребного электродвигателя. 

1
ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3
 
Гребные электрические установки 
Самостоятельная работа:

Гребные электрические установки 

2
ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3
 
Лекционные занятия:

Судовые электрические устройства связи Телефонная связь. Системы безбатарейной телефонной связи. Системы автоматической телефонной связи. Судовые электрические устройства управления и сигнализации Средства судовой синхронной связи. Машинные телеграфы и рулевые указатели.

Электрические сигнальные устройства и приборы.

Электрическая пожарная сигнализация.

Общесудовые средства сигнализации. 

1
ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3
 
Судовые электрические устройства связи, управления и сигнализации 
Самостоятельная работа:

Судовые электрические устройства связи, управления и сигнализации

3
ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3
 
Лекционные занятия:

Источники света и их характеристики.

Электрические источники света. Светильники и прожекторы.

Навигационные осветительные устройства.

Электронагревательные приборы: нагреватели и плиты. 

1
ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3
 
Судовое электрическое освещение и электронагревательные приборы 
Самостоятельная работа:

Судовое электрическое освещение и электронагревательные приборы 

2
ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3
 
Лекционные занятия:

Поражение электрическим током и оказание первой помощи. Защитные меры от поражения электрическим током. Электротехнические средства защиты.

Обеспечение электропожаробезопасности при эксплуатации электротехнических устройств. 

1
ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3
 
Электропожаробезо пасность 
Самостоятельная работа:

Электропожаробезо пасность 

1
ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3
 
Лекционные занятия:

Краткий обзором курса.

Рекомендации по совершенствованию знаний.

Новая литература.

1
ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3
 
Заключение
Самостоятельная работа:

Заключение

1
ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Энергетические установки и электрооборудование судов» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.