ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Защита информации»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Защита информации»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Математика, естественнонаучные и общепрофессиональные дисциплины, протокол № 10 от 28.06.2018 г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Основные информационные технологии, программные средства и их функциональные возможности, применяемые для решения профессиональных задач в соответствующей предметной области.
Уметь:
Выбирать и эффективно использовать подходящие ИТ-инструменты и программные продукты в зависимости от поставленных профессиональных задач.
Владеть:
Практическими навыками работы с профессиональным программным обеспечением, специализированными информационными системами и современными технологиями обработки данных.
Основные принципы формирования требований к ПО, методы установки и настройки программных систем, а также ключевые информационные технологии, применяемые в профессиональной деятельности.
Уметь:
Анализировать потребности пользователей и формулировать требования к ПО, устанавливать и настраивать изучаемые системы, адаптировать полученные навыки для работы с другими программами, эффективно использовать профессиональные ИТ-инструменты.
Владеть:
Навыками составления технических заданий, инсталляции и конфигурирования ПО, переноса опыта работы между различными системами, а также применения специализированного программного обеспечения для решения профессиональных задач.
Основные современные информационные технологии, стандартные и специализированные программные средства, их функциональные возможности и ограничения в контексте профессиональной деятельности.
Уметь:
Эффективно применять профессиональное программное обеспечение, выбирать оптимальные ИТ-решения для конкретных задач, адаптировать инструменты под рабочие процессы.
Владеть:
Практическими навыками работы с профильными ИТ-инструментами, методами их интеграции в профессиональную деятельность, а также техниками оптимизации рабочих процессов с использованием специализированного ПО.
Основные принципы, методы и инструменты обновления ПО и информационных систем, включая виды обновлений и связанные с ними риски.
Уметь:
Планировать, выполнять и контролировать процесс обновления систем, настраивать автоматизацию и выполнять откат при необходимости.
Владеть:
Практическими навыками работы с системами управления обновлениями (WSUS, apt, yum) и методами их безопасного внедрения.
Принципы и методы настройки конфигурации систем, а также технологии резервного копирования и восстановления данных.
Уметь:
Создавать, изменять и поддерживать конфигурационные файлы, а также выполнять резервное копирование и восстановление данных.
Владеть:
Навыками работы с инструментами конфигурации и системами резервного копирования.
часов
Основные угрозы информационной безопасности и методы противодействия.
Применение технологий защиты информации в различных сферах профессиональной деятельности.
Изучение нормативных документов (GDPR, ФЗ-152)
Настройка прав доступа (чтение/запись/исполнение)
Работа с метаданными файлов
Как классифицируются угрозы по источникам возникновения?
Какие существуют модели управления рисками?
Как реализуется многоуровневая защита?
Какие стандарты (ISO 27001, NIST) регламентируют СИБ?
Какие настройки cookies и JavaScript повышают безопасность?
Как проверить сертификаты SSL/TLS?
Какие обновления критичны для безопасности?
Как настроить брандмауэр для защиты от сетевых атак?
Как работает социальная инженерия (фишинг, претекстинг)?
Какие методы защиты эффективны против DDoS-атак?
Какие принципы защиты (превентивность, многоуровневость, минимизация привилегий) наиболее эффективны?
Как организовать защиту ПК и сетей на аппаратном, программном и организационном уровнях?
Какие инструменты (rsync, Veeam) подходят для бэкапа?
Как восстановить систему из резервной копии?
Изучение стандартов информационной безопасности (ISO 27001, NIST)
Подготовка рекомендаций по защите домашней или корпоративной сети
Какие модули (Песочница, Shield) наиболее важны?
Как анализировать отчеты о угрозах?
Как работает электронная подпись?
Чем отличаются сигнатурный и поведенческий анализ антивирусов?
Как применяются криптографические методы для защиты данных (шифрование, ЭЦП, хеширование)?
Какие существуют тенденции и вызовы в развитии квантовой криптографии и постквантовых алгоритмов?
Как методы социальной инженерии (фишинг, вишинг, смс-мошенничество) обходят техническую защиту?
Какие существуют способы защиты от утечек данных при работе в облачных сервисах и публичных сетях?
Сравнение эффективности антивирусов и фаерволов для защиты в реальном времени
Разработка памятки по безопасной работе в публичных Wi-Fi-сетях
Настройка безопасного веб-сёрфинга (VPN, блокировка трекеров, защита от MITM-атак)
Отработка методов противодействия фишингу (проверка SSL-сертификатов, анализ URL)
Как защитить персональные данные при онлайн-платежах и регистрациях на сайтах?
Какие существуют правовые аспекты и международные стандарты кибербезопасности?
Изучение методов двухфакторной аутентификации (2FA) и её настройка
Создание рекомендаций по безопасному использованию социальных сетей
Использование VPN и прокси для анонимного и защищённого серфинга
Проверка сайтов на фишинг и мошенничество (анализ URL, SSL-сертификатов)
Как настраиваются правила фильтрации трафика?
Какие системы (Snort, Suricata) эффективны для мониторинга?
специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий,
тренажеров и пр.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.