ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Основы современного этикета»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы современного этикета»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Английский язык и гуманитарные дисциплины, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
- содержание, смысл основных этических категорий;
- историю становления и развития этикетных норм и правил поведения; законы общения, культуры поведения, нормы и правила этикетного взаимодействия в повседневной жизни и в особых ситуациях
Уметь:
- использовать основные этические категории и понятия;
- обосновать свою этическую программу и нравственные требования;
- проявлять толерантность к человеческой личности и другим культурам;
- применять этикетные нормы и правила в общении
Владеть:
- методами адекватного восприятия межкультурного разнообразия общества в социально- историческом и этическом контекстах;
- навыками общения в мире культурного многообразия с использованием этических и этикетных норм поведения
- этические нормы и принципы взаимоотношений в деловой среде
Уметь:
- анализировать деловое общение и строить собственное общение по познанным законам; грамотно вести телефонный разговор, деловую переписку, составлять резюме
Владеть:
- навыками делового общения и правилами делового этикета, навыками предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности
часов
Культура поведения и этикет. Взаимосвязь и различие понятий «этика» и «этикет». Этика как явление духовной культуры личности. Этикет как морально-нравственное поведение человека.
Нормы этикета и его особенности. Функции и виды этикета.
Культура поведения и этикет. Взаимосвязь и различие понятий «этика» и «этикет». Этика как явление духовной культуры личности. Этикет как морально-нравственное поведение человека.
Нормы этикета и его особенности. Функции и виды этикета.
Возникновение этикета.
Этикет в эпоху античности и Средневековья. Этикет в сословном обществе.
Этикет Нового времени XVII – XVIII вв.
Эволюция понятия “Джентльмен”. Этикет XIX века. Историко-культурные условия развития этикета в России.
Особенности национального этикета в странах Западной Европы. Этикет в странах Восточной Азии.
Североамереканская культура. Этикет народов Северного Кавказа.
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация
Знакомство, обращение, представление, рукопожатие. Культура поведения в общественных местах (на улице, в транспорте, на отдыхе, в театре, в кино, на выставке, в музее). Культура общения в семье.
Гостевой этикет (мы в гостях, гости у нас, уход из гостей, внезапные гости).
Подарки и цветы.
Застольный этикет. Культура поведения в кафе, ресторане. Автомобиль и пешеходный переход.
Знакомство, обращение, представление, рукопожатие. Культура поведения в общественных местах (на улице, в транспорте, на отдыхе, в театре, в кино, на выставке, в музее). Культура общения в семье.
Гостевой этикет (мы в гостях, гости у нас, уход из гостей, внезапные гости).
Подарки и цветы.
Застольный этикет. Культура поведения в кафе, ресторане. Автомобиль и пешеходный переход.
Подготовка к семинару: подбор материала, его анализ и систематизация.
Практическое задание № 1 на тему: Этикет в повседневной жизни и в особых ситуациях
Понятие и сущность культуры делового общения. Этика делового общения «по вертикали». Принципы и нормы отношений «по вертикали». Этика делового общения «по горизонтали».
Принципы и нормы отношений «по горизонтали».
Проблема деловых и межличностных отношений на работе: гендерный аспект, дружба между сотрудниками.
Соблюдение этикетных форм в ситуации увольнения сотрудников. Культура поведения при трудоустройстве: поиск работы, резюме, собеседование.
Понятие и сущность культуры делового общения. Этика делового общения «по вертикали». Принципы и нормы отношений «по вертикали». Этика делового общения «по горизонтали».
Принципы и нормы отношений «по горизонтали».
Проблема деловых и межличностных отношений на работе: гендерный аспект, дружба между сотрудниками.
Соблюдение этикетных форм в ситуации увольнения сотрудников. Культура поведения при трудоустройстве: поиск работы, резюме, собеседование.
Основные компоненты имиджа, роль этикета в формирование имиджа человека, одежда делового мужчины и деловой женщины, деловой дресс-код.
Визитная карточка
Основные компоненты имиджа, роль этикета в формирование имиджа человека, одежда делового мужчины и деловой женщины, деловой дресс-код.
Визитная карточка
Основные принципы успешного речевого взаимодействия. Беседа как вид делового взаимодействия.
Деловое совещание. Этика и этикет деловых переговоров: подготовка к переговорам, начало переговоров, техника ведения деловых переговоров. Критика и комплименты в деловом общении.
Культура делового общения по телефону.
Этикет эпистолярного жанра в деловой и личной переписке: нормы и правила деловой переписки, деловые письма, интернет-этикет (Netiquette)
Основные принципы успешного речевого взаимодействия. Беседа как вид делового взаимодействия.
Деловое совещание. Этика и этикет деловых переговоров: подготовка к переговорам, начало переговоров, техника ведения деловых переговоров. Критика и комплименты в деловом общении.
Культура делового общения по телефону.
Этикет эпистолярного жанра в деловой и личной переписке: нормы и правила деловой переписки, деловые письма, интернет-этикет (Netiquette)
Виды приемов, подготовка и проведение приемов, рассадка гостей за столом, характеристика приемов, правила поведения за столом; рассадка в автомашинах, презентации
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация Практическое задание № 2 на тему: Личное резюме.
Практическое задание № 3 на тему: Деловое письмо
Конфликт: понятие, виды, структура, причины возникновения.
Функциональные и дисфункциональные последствия конфликтов. Методы управления конфликтами. Стили поведения в конфликте.
Типы конфликтных личностей. Правила поведения в конфликте.
Конфликт: понятие, виды, структура, причины возникновения.
Функциональные и дисфункциональные последствия конфликтов. Методы управления конфликтами. Стили поведения в конфликте.
Типы конфликтных личностей. Правила поведения в конфликте.
Подготовка к семинару: подбор материала, его анализ и систематизация
специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий,
тренажеров и пр.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.