2025-2026_26_05_05_65-23-12345-6217_plx_Основы теории систем_Судовождение на морских путях
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы теории систем»
26.05.05 – ФТД.02 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы теории систем»

Индекс:

(Файл)

26.05.05 – ФТД.02 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы теории систем»

Специальность
26.05.05 Судовождение
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-судоводитель
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Основы теории систем» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.05 Судовождение (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 191)», учебного плана по специальности «26.05.05 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Математика, естественнонаучные и общепрофессиональные дисциплины, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Мартемьянов С.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Основы теории систем»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- принципы анализа информации

Уметь:

- применять принципы анализа информации

Владеть:

- навыками анализа информации

УК-1.1 Выполняет критический анализ информации, обобщает результаты анализа для выработки стратегии действий с целью решения поставленной задачи
 
 
 
 
 
Знать:

- принципы системного подхода

Уметь:

- применять принципы системного подхода, для решения поставленных задач

Владеть:

- навыками решения поставленных задач, с использованием системного подхода

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.2 Использует системный подход для решения поставленных задач. Предлагает способы их решения
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина относится к факультативным дисциплинам и изучается на 3 курсе в 5 семестре.
Дисциплина «Основы теории систем» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Информатика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Морская радиосвязь и телекоммуникации
 
- Электронная навигация (e-Navigation)
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 36 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
5
Учебные занятия с преподавателем, всего
18
18
В том числе: 
Лекционные занятия
8
8
Практические занятия
10
10
Самостоятельная работа
18
18
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Общая трудоемкость дисциплины
36
36
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
5 семестр
 
Раздел 1. Понятие и свойства систем
 
Тема 1.1
Лекционные занятия:

Введение в теорию систем Основные понятия и определения.

Понятие системы. Свойства систем.

1
УК-1.1,УК-1.2
 
Тема 1.2
Лекционные занятия:

Классификация систем Общая классификация систем.

Классификация систем по сложности.

Особенности больших систем.

1
УК-1.1,УК-1.2
 
Лекционные занятия:

Системный подход в исследовании систем управления Методы системного анализа Понятие и классификация моделей систем.

1
УК-1.1,УК-1.2
 
Тема 1.3
Самостоятельная работа:

Изучение теоретического материала

2
УК-1.1,УК-1.2
 
Раздел 2. Моделирование в теории систем
 
Лекционные занятия:

Структурный анализ систем Общая схема структурного анализа систем.

Структурно - топологические характеристики систем.

1
УК-1.1,УК-1.2
 
Тема 2.1
Практические занятия:

Анализ топологических характеристик структур Решение задач по расчету  связности и компактности структур.

Решение задач по расчету степени централизованности структур.

2
УК-1.1,УК-1.2
 
Тема 2.1
Самостоятельная работа:

Изучение теоретического материала, решение задач 

2
УК-1.1,УК-1.2
 
Лекционные занятия:

Непрерывно-стохастические модели Общие понятия о непрерывно-стохастических моделях.

Модели систем массового обслуживания.

1
УК-1.1,УК-1.2
 
Практические занятия:

Расчет вероятностей состояний системы

1. Расчет вероятностей состояний системы при помощи системы уравнений Колмогорова

2. Расчет характеристик СМО.

2
УК-1.1,УК-1.2
 
Тема 2.2
Самостоятельная работа:

Изучение теоретического материала, решение задач 

2
УК-1.1,УК-1.2
 
Лекционные занятия:

Имитационные модели систем Общая схема метода статистического моделирования.

Средства реализации метода статистического моделирования

1
УК-1.1,УК-1.2
 
Практические занятия:

Имитационное моделирование процессов в системах

1. Решение исследовательских и практических задач при помощи метода Монте-Карло.

1
УК-1.1,УК-1.2
 
Тема 2.3
Самостоятельная работа:

Изучение теоретического материала, решение задач 

4
УК-1.1,УК-1.2
 
Раздел 3. Функционирование систем
 
Лекционные занятия:

Прогнозирование систем Основные понятия и классификация методов прогнозирования.

Прогнозирование тенденций временных рядов.

Прогнозирование с применением регрессионных функций.

0,5
УК-1.1,УК-1.2
 
Лекционные занятия:

Экспертное прогнозирование Механизм экспертного опроса. Оценка согласованности мнений экспертов.

0,5
УК-1.1,УК-1.2
 
Практические занятия:

Построение моделей прогнозирования Расчет параметров трендов и временных рядов.

1
УК-1.1,УК-1.2
 
Практические занятия:

Анализ экспертных оценок Расчет коэффициента конкордации экспертных оценок.

2
УК-1.1,УК-1.2
 
Тема 3.1
Самостоятельная работа:

Изучение теоретического материала, решение задач 

4
УК-1.1,УК-1.2
 
Лекционные занятия:

Принятие решений в системах Понятие и классификация управленческого решения. Требования к принимаемым решениям.

1
УК-1.1,УК-1.2
 
Самостоятельная работа:

Изучение теоретического материала, решение задач 

4
УК-1.1,УК-1.2
 
Тема 3.2
Практические занятия:

Зачетное занятие

2
УК-1.1,УК-1.2
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Основы теории систем» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
8 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.