ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Теория и устройство судна»
26.05.06 – Б1.О.18 – 2024 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Теория и устройство судна»
26.05.06 – Б1.О.18 – 2024 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Теория и устройство судна»
26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
Рабочая программа дисциплины «Теория и устройство судна» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 192)», учебного плана по специальности «26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол № от г.
Составитель(и) программы:
к.т.н., доцент, Амельченко С.Г.
ст. преп, Колесникова К.А.
Специалист по УМР УМУ Института
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Теория и устройство судна»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Знать:
- классификацию судов, судовые устройства и системы;
- основные конструктивные элементы судна, геометрию корпуса и плавучесть судна, изменение технического состояния корпуса во времени и его контроль, основы прочности корпуса;
Уметь:
Владеть:
УК-2.1 Формулирует в рамках поставленной цели проекта совокупность задач, обеспечивающих ее достижение
Знать:
Уметь:
- излагать, систематизировать и критически анализировать общепрофессиональную информацию;
- применять информацию об остойчивости, посадке и напряжениях, диаграммы и компьютерные программы для расчета остойчивости судна в неповрежденном состоянии и при частичной потере плавучести;
Владеть:
- методами теоретического и экспериментального исследования;
- навыками расчета остойчивости, крена, дифферента, осадки и других мореходных качеств судна;
- методами исследования и расчетной оценки мореходных, маневренных, инерционных, эксплуатационных качеств и пропульсивных характеристик судов в различных условиях плавания.
УК-2 Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-2.2 Выбирает оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы и известные условия, ресурсы и ограничения
Знать:
- маневренные, инерционные и эксплуатационные качества, ходкость судна, судовые движители, характеристики гребных винтов;
Уметь:
- осуществлять первоначальную оценку повреждений судна;
- предъявлять необходимую документацию и оборудование при проверке судна инспектирующими органами
Владеть:
- методами теоретического и экспериментального исследования;
- навыками расчета остойчивости, крена, дифферента, осадки и других мореходных качеств судна;
- методами исследования и расчетной оценки мореходных, маневренных, инерционных, эксплуатационных качеств и пропульсивных характеристик судов в различных условиях плавания.
ПК-08 Способен осуществлять эксплуатацию, наблюдение, оценку работы и поддержание безопасности двигательной установки и вспомогательных механизмов
ПК-08.10 Знает теорию устройства судна, включая борьбу за живучесть
Знать:
- судовые устройства и системы жизнеобеспечения и живучести судна;
- требования к остойчивости судна, расчеты остойчивости, крена, дифферента, осадки и т.д.;
- воздействия, производимые грузом, включая тяжеловесные грузы, на мореходность и остойчивость судна;
Уметь:
Владеть:
ПК-10.1 Знает основные принципы устройства судна, теорию и факторы, влияющие на посадку и остойчивость, а также меры, необходимые для обеспечения безопасной посадки и остойчивости
Знать:
Уметь:
- осуществлять первоначальную оценку повреждений судна;
Владеть:
ПК-10.2 Знает влияние повреждения и последующего затопления какого-либо отсека на посадку и остойчивость судна, а также контрмер, подлежащих принятию
Знать:
Уметь:
Владеть:
- методами теоретического и экспериментального исследования;
- навыками расчета остойчивости, крена, дифферента, осадки и других мореходных качеств судна;
ПК-10 Способен обеспечить контроль за посадкой, остойчивостью и напряжениями в корпусе
ПК-10.3 Знает рекомендации IMO, касающиеся остойчивости судна
Знать:
- требования Международной морской организации (ИМО), Российского морского регистра судоходства (РМРС), Российского речного регистр (РРР) в части, касающейся мореходности судна.
Уметь:
Владеть:
ПК-30.1 Знает и умеет применять информацию об остойчивости, посадке и напряжениях, диаграммы и устройства для расчёта напряжений в корпусе
Знать:
Уметь:
- предъявлять необходимую документацию и оборудование при проверке судна инспектирующими органами.
Владеть:
ПК-30.2 Знает основные действия, которые должны предприниматься в случае частичной потери плавучести в неповреждённом состоянии
Знать:
Уметь:
Владеть:
- методами исследования и расчетной оценки мореходных, маневренных, инерционных, эксплуатационных качеств и пропульсивных характеристик судов в различных условиях плавания.
ПК-30.3 Знает основы водонепроницаемости судна
Знать:
Уметь:
Владеть:
- методами исследования и расчетной оценки мореходных, маневренных, инерционных, эксплуатационных качеств и пропульсивных характеристик судов в различных условиях плавания.
ПК-30 Способен обеспечить поддержание судна в мореходном состоянии
ПК-30.4 Знает основные конструктивные элементы судна и правильные названия их различных частей
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 1, 2 курсе в 2, 3 семестре.
Дисциплина «Теория и устройство судна» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
- Судовые вспомогательные механизмы, системы и устройства
- Судовые двигатели внутреннего сгорания
- Судовые котельные и паропроизводящие установки
- Судовые холодильные установки и системы кондиционирования воздуха
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Раздел 1. Устройство судна
Лекционные занятия:
Введение.
Классификация судов. Архитектурно-конструктивные типы судов.
Общие сведения о классификационных обществах. Международные конвенции
УК-2.1,УК-2.2,ПК-08.10,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-30.1,ПК-30.2,ПК-30.3,ПК-30.4
Тема 1.1 Общее устройство судна. Экскурсия
Практические занятия:
Общее устройство судна. Экскурсия
УК-2.1,УК-2.2,ПК-08.10,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-30.1,ПК-30.2,ПК-30.3,ПК-30.4
Лекционные занятия:
Конструкция корпуса судна. Основы прочности корпуса судна. Классификация элементов корпуса судна. Судовая терминология. Судовые помещения.
Конструкция корпуса современных грузовых судов
УК-2.1,УК-2.2,ПК-08.10,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-30.1,ПК-30.2,ПК-30.3,ПК-30.4
Тема 1.2 Общее устройство судна. Схема внутреннего устройства судна. Конструкция корпуса металлических судов. Размещение и оборудование внутренних помещений на судах. Вычерчивание мидель - шпангоута судна
Практические занятия:
Общее устройство судна. Схема внутреннего устройства судна. Конструкция корпуса металлических судов. Размещение и оборудование внутренних помещений на судах. Вычерчивание мидель - шпангоута судна
УК-2.1,УК-2.2,ПК-08.10,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-30.1,ПК-30.2,ПК-30.3,ПК-30.4
Лекционные занятия:
Судовые устройства. Назначение. Схемы. Элементы. Требование Регистра и ПТЭ. Рулевое устройство и дополнительные средства
управления. Якорное устройство. Швартовное устройство. Грузовое устройство. Шлюпочное устройство и спасательные средства
УК-2.1,УК-2.2,ПК-08.10,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-30.1,ПК-30.2,ПК-30.3,ПК-30.4
Тема 1.3
Судовые устройства. Рулевое устройство. Швартовное устройство. Якорное устройство. Схемы, расположения на судне. Требования Регистра. ПТЭ.
Расчет якорных характеристик, веса якоря в зависимости от класса и типа судна
Практические занятия:
Судовые устройства. Рулевое устройство. Швартовное устройство. Якорное устройство. Схемы, расположения на судне. Требования Регистра. ПТЭ.
Расчет якорных характеристик, веса якоря в зависимости от класса и типа судна
УК-2.1,УК-2.2,ПК-08.10,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-30.1,ПК-30.2,ПК-30.3,ПК-30.4
Лекционные занятия:
Судовые системы
УК-2.1,УК-2.2,ПК-08.10,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-30.1,ПК-30.2,ПК-30.3,ПК-30.4
Практические занятия:
Судовые системы
УК-2.1,УК-2.2,ПК-08.10,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-30.1,ПК-30.2,ПК-30.3,ПК-30.4
Лекционные занятия:
Изменение технического состояния корпуса и его контроль
УК-2.1,УК-2.2,ПК-08.10,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-30.1,ПК-30.2,ПК-30.3,ПК-30.4
Тема 1.5 Изменение технического состояния корпуса и его контроль
Практические занятия:
Изменение технического состояния корпуса и его контроль
УК-2.1,УК-2.2,ПК-08.10,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-30.1,ПК-30.2,ПК-30.3,ПК-30.4
Самостоятельная работа:
Подготовка к практическим занятиям. Систематизация знаний.
УК-2.1,УК-2.2,ПК-08.10,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-30.1,ПК-30.2,ПК-30.3,ПК-30.4
Раздел 2. Основы теории судна. Статика
Лекционные занятия:
Геометрия корпуса судна. Теоретический чертёж. Коэффициенты полноты. Посадка судна
УК-2.1,УК-2.2,ПК-08.10,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-30.1,ПК-30.2,ПК-30.3,ПК-30.4
Тема 2.1 Теоретический чертёж судна. Расчёт площади шпангоута по теоретическому чертежу. Расчёт геометрических характеристик судна
Практические занятия:
Теоретический чертёж судна. Расчёт площади шпангоута по теоретическому чертежу. Расчёт геометрических характеристик судна
УК-2.1,УК-2.2,ПК-08.10,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-30.1,ПК-30.2,ПК-30.3,ПК-30.4
Лекционные занятия:
Плавучесть судна. Условие плавучести и равновесия судна. Изменение весового водоизмещения и координат центра тяжести при приёме и
перемещении грузов. Изменение средней осадки судна
УК-2.1,УК-2.2,ПК-08.10,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-30.1,ПК-30.2,ПК-30.3,ПК-30.4
Тема 2.2 Расчет весового водоизмещения судна и координат центра тяжести судна
Практические занятия:
Расчет весового водоизмещения судна и координат центра тяжести судна
УК-2.1,УК-2.2,ПК-08.10,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-30.1,ПК-30.2,ПК-30.3,ПК-30.4
Лекционные занятия:
Запас плавучести судна. Грузовая марка
УК-2.1,УК-2.2,ПК-08.10,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-30.1,ПК-30.2,ПК-30.3,ПК-30.4
Тема 2.2 Определение объёмного водоизмещения судна используя судовую документацию
Практические занятия:
Определение объёмного водоизмещения судна используя судовую документацию
УК-2.1,УК-2.2,ПК-08.10,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-30.1,ПК-30.2,ПК-30.3,ПК-30.4
Лекционные занятия:
Судовые документы «Информация об остойчивости и прочности судна для капитана»
УК-2.1,УК-2.2,ПК-08.10,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-30.1,ПК-30.2,ПК-30.3,ПК-30.4
Тема 2.2 Определение элементов теоретического чертежа с использованием КЭЧ. Определение элементов плавучести судна
Практические занятия:
Определение элементов теоретического чертежа с использованием КЭЧ. Определение элементов плавучести судна
УК-2.1,УК-2.2,ПК-08.10,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-30.1,ПК-30.2,ПК-30.3,ПК-30.4
Лекционные занятия:
Остойчивость судна. Начальная поперечная остойчивость. Равнообъемные наклонения. Теорема Эйлера. Элементы остойчивости. Условия остойчивости
УК-2.1,УК-2.2,ПК-08.10,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-30.1,ПК-30.2,ПК-30.3,ПК-30.4
Тема 2.3 Расчёт элементов остойчивости судна
Практические занятия:
Расчёт элементов остойчивости судна
УК-2.1,УК-2.2,ПК-08.10,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-30.1,ПК-30.2,ПК-30.3,ПК-30.4
Лекционные занятия:
Изменение остойчивости при приеме (расходовании) груза. Изменение остойчивости при перемещении груза
УК-2.1,УК-2.2,ПК-08.10,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-30.1,ПК-30.2,ПК-30.3,ПК-30.4
Лекционные занятия:
Изменение остойчивости при наличии подвижных грузов. Влияние на остойчивость подвешенных грузов Влияние на остойчивость жидких грузов
УК-2.1,УК-2.2,ПК-08.10,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-30.1,ПК-30.2,ПК-30.3,ПК-30.4
Лекционные занятия:
Определение остойчивости опытным путём. Кренование судна. Продольная остойчивость
УК-2.1,УК-2.2,ПК-08.10,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-30.1,ПК-30.2,ПК-30.3,ПК-30.4
Лекционные занятия:
Остойчивость на больших углах крена. Плечо статической остойчивости. Пантокарены. Диаграмма статической остойчивости и ее свойства
УК-2.1,УК-2.2,ПК-08.10,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-30.1,ПК-30.2,ПК-30.3,ПК-30.4
Лекционные занятия:
Динамическая остойчивость судна. Диаграмма динамической остойчивости. Требования Регистра к остойчивости морских судов. Критерий погоды
УК-2.1,УК-2.2,ПК-08.10,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-30.1,ПК-30.2,ПК-30.3,ПК-30.4
Лекционные занятия:
Непотопляемость судна. Принципы обеспечения непотопляемости судна. Понятия о расчетах непотопляемости судна. Нормирование и контроль непотопляемости судна в рейсе
УК-2.1,УК-2.2,ПК-08.10,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-30.1,ПК-30.2,ПК-30.3,ПК-30.4
Раздел 3. Основы теории судна. Динамика
Тема 3.1 Расчёт остойчивости судна при проведении грузовых операций
Практические занятия:
Расчёт остойчивости судна при проведении грузовых операций
УК-2.1,УК-2.2,ПК-08.10,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-30.1,ПК-30.2,ПК-30.3,ПК-30.4
Тема 3.1 Определение элементов продольной остойчивости
Практические занятия:
Определение элементов продольной остойчивости
УК-2.1,УК-2.2,ПК-08.10,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-30.1,ПК-30.2,ПК-30.3,ПК-30.4
Тема 3.2 Остойчивость на больших углах крена
Практические занятия:
Остойчивость на больших углах крена
УК-2.1,УК-2.2,ПК-08.10,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-30.1,ПК-30.2,ПК-30.3,ПК-30.4
Тема 3.2 Диаграмма статической остойчивости
Практические занятия:
Диаграмма статической остойчивости
УК-2.1,УК-2.2,ПК-08.10,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-30.1,ПК-30.2,ПК-30.3,ПК-30.4
Тема 3.2 Диаграмма динамической остойчивости
Практические занятия:
Диаграмма динамической остойчивости
УК-2.1,УК-2.2,ПК-08.10,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-30.1,ПК-30.2,ПК-30.3,ПК-30.4
Тема 3.3 Методы расчета непотопляемости судна
Практические занятия:
Методы расчета непотопляемости судна
УК-2.1,УК-2.2,ПК-08.10,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-30.1,ПК-30.2,ПК-30.3,ПК-30.4
Лекционные занятия:
Управляемость судна. Общие понятия об управляемости судна. Судно как управляемая система. Устойчивость на курсе, поворотливость
УК-2.1,УК-2.2,ПК-08.10,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-30.1,ПК-30.2,ПК-30.3,ПК-30.4
Тема 3.4 Управляемость судна. Расчет элементов циркуляции судна
Практические занятия:
Управляемость судна. Расчет элементов циркуляции судна
УК-2.1,УК-2.2,ПК-08.10,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-30.1,ПК-30.2,ПК-30.3,ПК-30.4
Лекционные занятия:
Качка судна. Виды и параметры качки. Качка на тихой воде.
УК-2.1,УК-2.2,ПК-08.10,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-30.1,ПК-30.2,ПК-30.3,ПК-30.4
Лекционные занятия:
Качка судна на волнении. Влияние качки на мореходные качества судна. Принципы успокоения качки
УК-2.1,УК-2.2,ПК-08.10,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-30.1,ПК-30.2,ПК-30.3,ПК-30.4
Тема 3.5 Определение периода бортовой и килевой качки. Определение резонансной зоны по диаграмме Ю. В. Ремеза
Практические занятия:
Определение периода бортовой и килевой качки. Определение резонансной зоны по диаграмме Ю. В. Ремеза
УК-2.1,УК-2.2,ПК-08.10,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-30.1,ПК-30.2,ПК-30.3,ПК-30.4
Лекционные занятия:
Ходкость судна. Основы механики жидкости. Сопротивление среды движению судна. Составляющие сопротивления. Мощность. Судовые движители. Гребной винт
УК-2.1,УК-2.2,ПК-08.10,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-30.1,ПК-30.2,ПК-30.3,ПК-30.4
Тема 3.6 Ходкость судна. Определение характеристик гребного винта
Практические занятия:
Ходкость судна. Определение характеристик гребного винта
УК-2.1,УК-2.2,ПК-08.10,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-30.1,ПК-30.2,ПК-30.3,ПК-30.4
Лекционные занятия:
Требование классификационных обществ и рекомендации ИМО и МАКО к основным
положениям судна и остойчивости, к гребным винтам и спасательным средствам. Ходовые испытания.
УК-2.1,УК-2.2,ПК-08.10,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-30.1,ПК-30.2,ПК-30.3,ПК-30.4
Подготовка к практическим занятиям. Систематизация знаний.
Самостоятельная работа:
Подготовка к практическим занятиям. Систематизация знаний.
УК-2.1,УК-2.2,ПК-08.10,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-30.1,ПК-30.2,ПК-30.3,ПК-30.4
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Теория и устройство судна» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Номер специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.
Перечень основного оборудования
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.