ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Информатика»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Информатика»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
- о роли информации и связанных с ней процессов в природе, технике и обществе;
- понятия "информация", "информационный процесс", "система", "компоненты системы", "системный эффект", "информационная система", "система управления";
- о компьютерных сетях и их роли в современном мире; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений.
– основные понятия автоматизированной обработки
информации,
– структуру персональных электронно-
вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных сетей,
– основные этапы решения задач с помощью ЭВМ,
– методы и средства сбора, обработки, хранения и
передачи информации.
Уметь:
- владеть методами поиска информации в сети Интернет;
- критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет;
- характеризовать большие данные, приводить примеры источников их получения и направления использования;
- понимать основные принципы устройства и функционирования современных стационарных и мобильных компьютеров; тенденций развития компьютерных технологий;
- владеть навыками работы с операционными системами и основными видами программного обеспечения для решения учебных задач по выбранной специализации;
- понимать основные принципы дискретизации различных видов информации;
- определять информационный объем текстовых, графических и звуковых данных при заданных параметрах дискретизации;
- строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений (префиксные коды);
- использовать простейшие коды, которые позволяют обнаруживать и исправлять ошибки при передаче данных;
- владеть теоретическим аппаратом, позволяющим осуществлять представление заданного натурального числа в различных системах счисления;
- выполнять преобразования логических
- определять кратчайший путь во взвешенном графе и количество путей между вершинами ориентированного ациклического графа;
- читать и понимать программы, реализующие несложные алгоритмы обработки числовых и текстовых данных (в том числе массивов и символьных строк) на выбранном для изучения универсальном языке программирования высокого уровня;
- анализировать алгоритмы с использованием таблиц трассировки;
- определять без использования компьютера результаты выполнения несложных программ, включающих циклы, ветвления и подпрограммы, при заданных исходных данных;
- модифицировать готовые программы для решения новых задач, использовать их в своих программах в качестве подпрограмм (процедур, функций);
- реализовать этапы решения задач на компьютере;
- реализовывать на выбранном для изучения языке программирования высокого уровня типовые алгоритмы обработки чисел, числовых последовательностей и массивов: представление числа в виде набора простых сомножителей; нахождение максимальной (минимальной) цифры натурального числа, записанного в системе счисления с основанием, не превышающим 10; вычисление обобщенных характеристик элементов массива или числовой последовательности (суммы, произведения среднего арифметического, минимального и максимального элементов, количества элементов, удовлетворяющих заданному условию); сортировку элементов массива;
- создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств и облачных сервисов;
- использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности, составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в базе данных; наполнять разработанную базу данных;
- использовать электронные таблицы для анализа, представления и обработки данных (включая вычисление суммы, среднего арифметического, наибольшего и наименьшего значений, решение уравнений);
- использовать компьютерно-математические модели для анализа объектов и процессов: формулировать цель моделирования, выполнять анализ результатов, полученных в ходе моделирования;
- оценивать адекватность модели моделируемому объекту или процессу;
- представлять результаты моделирования в наглядном виде.
– работать в качестве пользователя персонального
компьютера,
– использовать внешние носители для обмена
архивы данных и программ,
– работать с программными средствами общего
назначения, использовать ресурсы сети Интернет для
решения профессиональных задач,
– технические программные средства защиты
информации при работе с компьютерными системами в
соответствии с приемами антивирусной защиты;
Иметь практический опыт:
часов
1. Понятие «информация». Представление об основных информационных процессах, о системах.
2. Основные этапы развития информационного общества.
3. Роль информационной деятельности в современном обществе.
4. Правовые нормы, относящиеся к информации.
Лабораторная работа № 1.Образовательные информационные ресурсы.
Информация и информационные процессы
Практическая работа№1. Подходы к измерению информации.
Подходы к измерению информации.
1. Принципы построения компьютеров. Принцип Открытой Архитектуры. Магистраль.
2. Аппаратное устройство компьютера.
3. Внешняя память. Устройство ввода-вывода. Поколения ЭВМ. Основные характеристики компьютеров
4. Программное обеспечение: классификация и его назначение
5.Сетевое программное обеспечение
Лабораторная работа № 4. Работа с программным обеспечением.
Компьютер и цифровое представление информации. Устройство компьютера
Кодирование информации.
Системы счисления
Кодирование информации.
Системы счисления
Решение логических задач графическим способом
1. Компьютерные сети их классификация. Работа в локальной сети. Топологии локальных сетей. Обмен данными.
2. Глобальная сеть интернет. IP – адресация.
3. Правовые основы работы сети Интернет
Лабораторная работа № 6
Службы и сервисы интернета (электронная почта, видеоконференции, форумы, социальные сети)
Лабораторная работа № 7
Поисковые системы. Поиск информации. Электронная коммерция. Цифровые сервисы
1. Информационная безопасность и тренды развития цифровых технологий.
2. Вредоносные программы. Антивирусные программы
Контрольная работа за 1 семестр
Виды программного обеспечения для обработки числовой информации
Многостраничные документы. Структура документа. Гипертекстовые документы. Совместная работа над документом. Шаблоны.
Лабораторная работа №8. Текстовые документы. Создание текстовых документов на компьютере (операции ввода, редактирования, форматирования)
1. Компьютерная графика и её виды.
2.Форматы мультимедийных файлов. Графические редакторы.
Технологии обработки различных объектов компьютерной графики.
Лабораторная работа №9. Графические редакторы. Программы по записи и редактирования звука. Программы редактирования видео.
1. Виды компьютерных презентаций. Основные этапы разработки презентации.
2. Анимация. Шаблоны. Композиция объектов презентации.
Принципы мультимедиа. Интерактивное представление информации
Лабораторная работа №10. Создание и редактирование мультимедийных объектов.
Язык разметки гипертекста HTML. Оформление гипертекстовой страницы. Веб-сайты и веб страницы.
Представление о компьютерных моделях. Виды моделей. Адекватность модели. Основные этапы компьютерного моделирования
Структура информации. Списки, графы, деревья. Алгоритм построения дерева решений
1. Алгоритмы моделирования кратчайших путей между вершинами. Элементы теории игр.
2. Разработка несложного алгоритма решения задачи.
Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма. Основные алгоритмические структуры.
Понятие алгоритма и основные алгоритмические структуры
Структурированные типы данных. Массивы. Вспомогательные алгоритмы. Анализ типовых алгоритмов обработки чисел, числовых последовательностей и массивов.
Практическая работа №2. Запись алгоритмов на языке программирования
Базы данных как модель предметной области. Таблицы и реляционные базы данных.
1. Табличный процессор. Приемы ввода, редактирования, форматирования в табличном процессоре. Адресация. Сортировка, фильтрация, условное форматирование
Визуализация данных в электронных таблицах
Практическая работа № 4. Использование возможностей электронных таблиц.
Моделирование в электронных таблицах
Итоговое занятие. Зачет
информационной
деятельности
судоводителя
Подготовка устного сообщения для выступления на занятии. Создание презентации
и программные
средства защиты
информации
сфере информационной деятельности с использованием Интернет ресурсов
современных ПК.
Классификация
программного
обеспечения ПК
устройств.
современных ПК.
Классификация
программного
обеспечения ПК
Компьютерные сети.
Виды вычислительных
сетей
Представление
информации в
глобальной сети
Интернет.
Компьютерные
телекоммуникации
Представление
информации в
глобальной сети
Интернет.
Компьютерные
телекоммуникации
Автоматизированная
обработка информации
Построение диаграммы статической остойчивости
фильтрация, условное форматирование
использование
Автоматизированная
обработка информации
Автоматизированная
обработка информации
данных. Геоданные. Тепловые карты
Информационные
системы.
Составляющие ИС
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.