2025-2026_26_01_07-23-123-6217_plx_Организация судовых работ
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Организация судовых работ»
26.01.07 – Раздел 1.01 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Организация судовых работ»

Индекс:

(Файл)

26.01.07 – Раздел 1.01 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Организация судовых работ»

Специальность
26.01.07 Матрос
шифр и полное наименование
Квалификация
Матрос
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Организация судовых работ» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 26.01.07 Матрос (приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 г. № 857)», учебного плана по специальности «26.01.07 Матрос», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Ермольченко А.А.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Организация судовых работ»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 1.1 Выполнять плотницкие работы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 1.2 Выполнять столярные работы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 1.3 Выполнять малярные работы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 1.5 Выполнять работы по зачистке корпуса и металлических изделий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 1.6 Применять технические средства и инструменты.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «Организация судовых работ» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Основы электроники и электротехники
 
- Работа с судовыми устройствами
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Несение ходовых и стояночных вахт
 
- Организация службы на судах
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 64 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
Учебные занятия с преподавателем, всего
40
40
В том числе: 
Лекционные занятия
32
32
Практические занятия
8
8
Самостоятельная работа
20
20
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
Общая трудоемкость дисциплины
64
64
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. Организация и обеспечения безопасности проведения судовых работ
 
Тема 1.1. Виды судовых работ
Лекционные занятия:

Виды судовых работ и их периодичность. Особенности проведения авральных и аварийных работ на судне. Порядок допуска к судовым работам

2
ОК 2,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.5,ПК 1.6
 
Тема 1.2. Хозяйственно-бытовые, прачечные и уборочные работы
Лекционные занятия:

Судовые уборки. Санитарно-карантинные мероприятия. Проведение хозяйственно-бытовых, прачечных и уборочных работ. Уборочный инвентарь и моющие средства. Противоэпидемиологические мероприятия на судне

2
ОК 2,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.5,ПК 1.6
 
Лекционные занятия:

Осмотр корпуса, выявление повреждений.  Мытье, окраска, промывка и очистка. Удаление воды, снега и льда. Поддержание исправности шпигатов, закрытий полупортов фальшборта. Поддержание водонепроницаемости корпуса судна. Скатывание палуб и надстроек водой и защита от гидрометеорологических и прочих физических воздействий. Уход за жилыми и служебными помещениями. Производство ремонтных работ на судне

2
ОК 2,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.5,ПК 1.6
 
Тема 1.3. Уход за корпусом, надстройками, палубами и помещениями судна
Практические занятия:Проведение приборок на судне. Эксплуатация материалов по уходу за судном
1
ОК 2,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.5,ПК 1.6
 
Лекционные занятия:

Безопасное передвижение по судну. Подготовка рабочего места. Подготовка механизмов и устройств к работе. Безопасность работы на высоте и за бортом. Процедура входа и работа в закрытое и замкнутое помещение, специальные сигналы

2
ОК 2,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.5,ПК 1.6
 
Тема 1.4. Безопасность проведения палубных работ
Практические занятия:

Процедура входа и работа в закрытое и замкнутое помещение, использование средств индивидуальной защиты и специальных сигналов

1
ОК 2,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.5,ПК 1.6
 
Самостоятельная работа:

1. Ознакомление с судовыми расписаниями.

2. Ознакомление с процедурами по подготовке рабочего места и механизмов к работе.

3. Выполнение судовых уборок

6
ОК 2,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.5,ПК 1.6
 
Раздел 2. Выполнение окрасочных, такелажных, плотницких и столярных работ
 
Лекционные занятия:

Коррозия, ее виды и борьба с ней. Технология подготовки различных поверхностей к окраске. Ручные и механические инструменты для подготовки поверхности к окраске. Требования правил охраны труда при производстве очистных работ на судне

1
ОК 2,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.5,ПК 1.6
 
Тема 2.1. Подготовка поверхности к окраске
Практические занятия:

Применение инструментов и материалов для подготовки к окраске поверхностей

1
ОК 2,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.5,ПК 1.6
 
Тема 2.2. Лакокрасочные материалы
Лекционные занятия:

Лакокрасочные материалы, их виды, компоненты, маркировка и область применения. Грунтовки и шпаклевки. Двухкомпонентные краски

2
ОК 2,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.5,ПК 1.6
 
Лекционные занятия:

Технология проведения окрасочных работ. Инструменты и материалы, используемые в окрасочных работах. Подготовка к окрасочным работам. Выполнение грунтовая и шпаклевания поверхностей. Нанесение лакокрасочных материалов ручным и механическим способами. Применение беседок для окраски на судне. Требования правил охраны труда при производстве окрасочных работ на судне

2
ОК 2,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.5,ПК 1.6
 
Тема 2.3. Окрасочные работы
Практические занятия:

Применение инструментов и материалов, используемых в окрасочных работах. Проведение окрасочных работ

1
ОК 2,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.5,ПК 1.6
 
Тема 2.4. Рангоут и такелаж
Лекционные занятия:

Общие сведения о рангоуте и такелаже. Рангоут и такелаж современного судна.  Рангоут и такелаж парусного судна

2
ОК 2,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.5,ПК 1.6
 
Лекционные занятия:

Такелажный инструмент, снаряжение, материалы и дельные вещи. Их назначение, виды, устройство и применение

1
ОК 2,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.5,ПК 1.6
 
Тема 2.5. Такелажный инструмент
Практические занятия:

Использование такелажного инструмента

1
ОК 2,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.5,ПК 1.6
 
Лекционные занятия:

Морские узлы, их элементы, назначение и область применения. Вязание морских узлов

2
ОК 2,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.5,ПК 1.6
 
Тема 2.6. Морские узлы
Практические занятия:

Вязание морских узлов

2
ОК 2,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.5,ПК 1.6
 
Лекционные занятия:

Стальные тросы их назначение, устройство и применение. Растительные тросы их назначение, устройство и применение. Синтетические тросы их назначение, устройство и применение. Выполнение такелажных работ на судне. Требования правил по охране труда при производстве такелажных работ

2
ОК 2,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.5,ПК 1.6
 
Тема 2.7. Такелажные работы
Практические занятия:

Наложение марок и бензелей. Выполнение короткого и длинного сплесеня. Заделка огонов на стальных и синтетических тросах. Изготовление швабры и легости 

1
ОК 2,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.5,ПК 1.6
 
Тема 2.8. Плотницкие и столярные работы
Лекционные занятия:

Древесина и пиломатериалы, применяемые для судовых работ. Столярные и плотницкие инструменты. Столярные и плотницкие работы на судне. Требования правил по охране труда при производстве плотницких и столярных работ.

Выполнение основных столярных и плотницких работ

2
ОК 2,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.5,ПК 1.6
 
Самостоятельная работа:

1. Ознакомление с рангоутом и такелажном судна.

2. Подготовка различных поверхностей к окраске.

3. Применение ручных и механических инструментов для подготовки поверхности к окраске.

4. Подготовка лакокрасочных материалов к использованию.

5. Подготовка и применение инструментов и материалов при проведении окрасочных работ.

6. Выполнение окрасочных работ.

7. Использование морских узлов на судне

6
ОК 2,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.5,ПК 1.6
 
Раздел 3. Выполнение якорно-швартовных, буксировочных работ и операций с автосцепами и люковыми закрытиями
 
Тема 3.1. Работа с якорным устройством
Лекционные занятия:

Подготовка якорного устройства к отдаче якорей. Отдача носового и кормового якоря. Съемка судна с якоря. Команды и доклады при поднятии и отдаче якорей. Требования правил по охране труда при производстве якорных работ

2
ОК 2,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.5,ПК 1.6
 
Тема 3.2. Швартовные работы
Лекционные занятия:

Швартовные операции. Подготовка швартовного устройства к работе. Подача и крепления швартовных тросов. Установка кранцевой защиты. Швартовка и отшвартовка судна от причала, швартовной бочки. Установка и уборка трапа и сходней. Лоцманский трап, прием лоцмана на борт. Команды и доклады при швартовных операциях. Порядок хранения швартовных тросов на судне. Требования правил по охране труда при производстве швартовных работ

2
ОК 2,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.5,ПК 1.6
 
Тема 3.3. Работа с буксирным и сцепным устройством
Лекционные занятия:

Буксировочные операции. Подготовка буксирного и сцепного устройства к работе. Подача буксирного троса. Формирование составов. Сцепка и расцепка судов, работа с автосцепами. Команды и доклады при буксировочных операциях. Требования правил по охране труда при производстве буксировочных работ

2
ОК 2,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.5,ПК 1.6
 
Тема 3.4. Работа люковыми закрытиями
Лекционные занятия:

Люковые закрытия, назначение, виды и принцип действия.  Подготовка люкового закрытия судна к открытию и закрытию.  Требования правил по охране труда при производстве работ с люковыми закрытиями.

2
ОК 2,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.5,ПК 1.6
 
Тема 3.5. Подготовка судна к рейсу
Лекционные занятия:

Подготовка судна к выходу в рейс. Проверка судовых устройств и их деталей. Правила подготовки корпусной части перед выходом в рейс. Объем  и перечень выполняемых мероприятий. Подготовку открытых палуб, защищенность оборудования, закрытие грузовых и иных люков и горловин. Обязанности палубной команды по поддержанию судна в исправном состоянии

2
ОК 2,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.5,ПК 1.6
 
Самостоятельная работа:Ознакомление с элементами якорного устройства. Обслуживание якорного устройства

Ознакомление с элементами швартовного устройства. Обслуживание швартовного устройства.

Ознакомление с элементами буксирного и сцепного устройства. Обслуживание буксирного и сцепного устройства

Ознакомление с элементами люкового закрытия.

8
ОК 2,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.5,ПК 1.6
 
Консультации:
4
ОК 2,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.5,ПК 1.6
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Организация судовых работ» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.