2025-2026_26_01_07-23-123-6217_plx_Работа с судовыми устройствами
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Работа с судовыми устройствами»
26.01.07 – Раздел 1.02 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Работа с судовыми устройствами»

Индекс:

(Файл)

26.01.07 – Раздел 1.02 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Работа с судовыми устройствами»

Специальность
26.01.07 Матрос
шифр и полное наименование
Квалификация
Матрос
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Работа с судовыми устройствами» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 26.01.07 Матрос (приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 г. № 857)», учебного плана по специальности «26.01.07 Матрос», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Ермольченко А.А.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Работа с судовыми устройствами»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

правила и порядок ведения технологического процесса, различные  виды материалов, оборудование, инструменты, приспособления для выполнения различных судовых работ;

порядок несения ходовых и стояночных вахт

Уметь:

определять технологическую последовательность выполнения работ на судне, грамотно нести ходовые и стояночные вахты;

грамотно составлять запрос для поиска информации в различных источниках, базах данных

Иметь практический опыт:

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

назначение, устройство, порядок использования, техническое обслуживание рулевого, грузового, якорного, швартовного и буксирного устройств;

правила подготовки корпусной части перед выходом в рейс, объем и перечень выполняемых мероприятий;

содержание и порядок разработки плана работ по корпусной части судна;

порядок составления ремонтных ведомостей;

требования правил и инструкций по содержанию судовых палуб и помещений;

перечень авральных видов работ на судах

Уметь:

осуществлять своевременные проверки судовых устройств и их деталей;

составлять планы судовых работ, распределять подчиненных;

обеспечивать безопасность судовых работ (включая опасные виды);

обеспечивать подготовку и установку лесов, беседок и приспособлений для работ на высоте и за бортом

Иметь практический опыт:

эксплуатации технических средств и инструментов;

проведения профилактических работ по надводной и подводной части корпуса, а также внутри судовых помещений, в грузовых трюмах, танках пресной воды и балластных танках

ПК 1.5 Выполнять работы по зачистке корпуса и металлических изделий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «Работа с судовыми устройствами» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Организация судовых работ
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Учебная практика
 
- Морская практика
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 64 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
Учебные занятия с преподавателем, всего
40
40
В том числе: 
Лекционные занятия
32
32
Практические занятия
8
8
Самостоятельная работа
20
20
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
Общая трудоемкость дисциплины
64
64
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. Работа с судовыми устройствами 
 
Лекционные занятия:

1. Работа с якорным устройством; управление шпилями и брашпилями

2. Порядок подготовки якорного устройства к постановке судна на один и два якоря, на кормовой якорь, отдача якорей

3. Маркировка якорной цепи;

4. Уход за якорным устройством

5. Техническая эксплуатация якорного устройства и уход за ним

6. Требования правил безопасности при работе с якорным устройством 

6
ОК 2,ПК 1.5
 
Тема 1. Работа с якорным устройством
Практические занятия:№ 1.

Ознакомление с элементами якорного устройства. Обслуживание якорного устройства

2
ОК 2,ПК 1.5
 
Лекционные занятия:

1. Устройство швартовных лебѐдок, кнехты, клюзы

2. Работа со швартовыми устройствами, подача и крепление швартовых тросов

3. Установка кранцевой защиты судна, отдача швартовых концов, подача трапов и их крепление

4. Техническая эксплуатация швартового устройства и уход за ним

5. Требования правил безопасности при швартовых операциях 

4
ОК 2,ПК 1.5
 
Тема 2. Швартовое устройство
Практические занятия:№ 2.

Ознакомление с элементами швартовного устройства. Обслуживание швартовного устройства

2
ОК 2,ПК 1.5
 
Тема 3. Спасательное устройство
Лекционные занятия:

1. Виды и строение шлюпочных устройств

2. Работы со шлюпочными устройствами

3. Работы по спуску и подъему шлюпок

4. Спуск шлюпок на воду; порядок посадки (высадки) людей в шлюпку (из шлюпки); подъем шлюпки и ее крепление на кильблоках

5. Техника безопасности при работе со шлюпочными устройствами

6. Требования Международной Конвенции (СОЛАС-74) и Правил по конвенционному оборудованию морских судов Регистра РФ. 

6
ОК 2,ПК 1.5
 
Лекционные занятия:

1. Работа с буксирными устройствами

2. Техническая эксплуатация буксирного и сцепного устройства и уход за ними

3. Требования правил безопасности при работе с буксирным устройством 

4
ОК 2,ПК 1.5
 
Тема 4. Буксирное устройство
Практические занятия:№ 3.

Ознакомление с элементами буксирного и сцепного устройства. Обслуживание буксирного и сцепного устройства

2
ОК 2,ПК 1.5
 
Лекционные занятия:

Устройство и принцип действия судовых грузовых устройств. Состав и конструкция грузовых устройств судов различных типов (грузовые стрелы, краны, аппарели паромов, насосы и трубопроводы наливных судов Грузоподъѐмность грузовых стрел; устройство грузовой стрелы, подъѐм и опускание с еѐ помощью груза из грузового трюма; электрические и электрогидравлические грузовые краны; их грузоподъѐмность Люковые закрытия грузовых трюмов (тип, принцип действия и уход за ними; маркировка грузовых устройств 

6
ОК 2,ПК 1.5
 
Тема 5. Судовые грузовые устройства
Практические занятия:№ 4.

Ознакомление с элементами люкового закрытия

2
ОК 2,ПК 1.5
 
Тема 6. Рулевые устройства 
Лекционные занятия:

Назначения и элементы рулевого устройства: Колонка управления, рулевая машина, приводы, рули, насадки, подруливающие устройства, их разновидности, расположения, конструкция и принцип действия. Использование судового рулевого устройства и уход за ним Правила эксплуатации рулевого устройства Схемы перехода на ручное управление рулем; команды на руль и их исполнение. 

4
ОК 2,ПК 1.5
 
Самостоятельная работа:Подготовка судна к выходу в рейс. Проверка судовых устройств и их деталей. Правила подготовки корпусной части перед выходом в рейс. Объем  и перечень выполняемых мероприятий. Подготовку открытых палуб, защищенность оборудования, закрытие грузовых и иных люков и горловин. Обязанности палубной команды по поддержанию судна в исправном состоянии
20
ОК 2,ПК 1.5
 
Консультации:
4
ОК 2,ПК 1.5
 
Контрольная работа
Лекционные занятия:
2
ОК 2,ПК 1.5
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Работа с судовыми устройствами» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. О.И. Изотов Специальные судовые устройства Часть.1. Судовые устройства грузопереработки:Учебное пособие. - МОРКНИГА, 2018. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. СОЛАС-89. Международная конвенция о спасании:. - , . - 
 
6.1 Основная литература
 
2. О.А. Изотов Специальные судовые устройства. Часть.2. Судовые грузовые и спускоподъемные устройства:Учебное пособие. - МОРКНИГА, 2018. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
2. В. В. Астреин, А. Л. Боран-Кешишьян Конвенционные аспекты безопасности судовождения:Учебне пособие. - Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, 2014. - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.