2025-2026_26_01_07-23-123-6217_plx_Организация службы на судах
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Организация службы на судах»
26.01.07 –   МДК.02.01 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Организация службы на судах»

Индекс:

(Файл)

26.01.07 –   МДК.02.01 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Организация службы на судах»

Специальность
26.01.07 Матрос
шифр и полное наименование
Квалификация
Матрос
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Организация службы на судах» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 26.01.07 Матрос (приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 г. № 857)», учебного плана по специальности «26.01.07 Матрос», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Центр сетевого обучения, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Преподаватель, Потурнак Н. С.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Организация службы на судах»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- Основные обязанности и функции матроса на судне, включая выполнение судовых работ, несение ходовых и стояночных вахт, погрузочно-разгрузочные работы и обеспечение безопасности плавания;

- Роль матроса в управлении судном и поддержании его в надлежащем техническом состоянии.

Уметь:

- анализировать свои достижения и выявлять области для улучшения;

- ставить перед собой профессиональные цели и разрабатывать планы по их достижению.

Иметь практический опыт:

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

-организацию вахтенной службы, обязанности вахтенного матроса при движении судна, на стоянке, во время выполнения грузовых операций, посадки и высадки людей;

-команды, подаваемые на руль, термины и определения, употребляемые на судне;

-единицы длины и скорости, видимый горизонт, дальность видимости предметов;

-назначение навигационных приборов и инструментов, навигационных карт и лоций;

Уметь:

- нести ходовые и стояночные вахты в соответствии с требованиями установленных норм и правил;

Иметь практический опыт:

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- способность оценивать обстановку и выявлять ключевые аспекты, влияющие на выполнение задач;

- понимание методов анализа рабочих процессов и выявления проблемных зон.

- методы и техники текущего контроля выполнения задач.

Уметь:

- регулярно отслеживать прогресс выполнения задач;

- проводить самооценку и выявлять области для улучшения;

- четко и своевременно докладывать о результатах своей работы руководству и коллегам.

Иметь практический опыт:

ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

-основные источники информации, таких как морские карты, навигационные пособия, лоции, метеорологические сводки и другие специализированные издания;

-как использовать электронные базы данных, навигационные системы и интернет-ресурсы для получения актуальной информации

Уметь:

- быстро и эффективно находить необходимую информацию, используя различные источники и технологи;

- формулировать точные запросов для получения необходимых результатов;

- работать с метеорологическими и гидрографическими приложениями

Иметь практический опыт:

ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- базовые понятий и принципы работы информационно-коммуникационных технологий;

- различные типы программного обеспечения, используемого в морской индустрии, включая навигационные системы, системы глобального позиционирования (GPS), электронные карты и метеорологические приложения;

- основные функций и возможностей этих устройств, а также их применение в морской практике

Уметь:

- быстро находить необходимую информацию с использованием различных источников и технологий;

-использовать электронные карты и системы GPS для определения местоположения судна и планирования маршрутов;

- использовать радиосвязь и другие системы внутренней связи для передачи сообщений и команд;

- пользоваться спутниковыми системами связи для передачи аварийных сигналов и сообщений.

Иметь практический опыт:

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- обязанности в аварийной ситуации и аварийную сигнализацию;

- мероприятия по обеспечению противопожарной безопасности на судне;

- виды коллективных и индивидуальных спасательных средств и их снабжения;

Уметь:

- взаимодействовать с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения;

- определять навигационную обстановку района;

- определять навигационный знак и давать ему характеристику;

- определять тип судна и направление его движения по карточкам МППСС-72

Иметь практический опыт:

ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 7 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- задачи вахтенной службы по обеспечению безопасности плавания;

- основные правила и процедуры при несении ходовой навигационной и стояночной вахт

Уметь:

- определять порядок, содержание и продолжительность несения вахтенной службы

Иметь практический опыт:

ПК 2.1 Соблюдать правила несения судовой вахты.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- команды на русском и английском языках, подаваемые при управлении рулем, и их значение;

- назначение, устройство и принцип действия навигационных приборов

Уметь:

- удерживать судно на заданном курсе с помощью руля по компасу, створу и плавучим знакам ограждения;

- определять компасный курс и курсовой угол

Иметь практический опыт:

ПК 2.2 Обеспечивать удерживание судна на заданном курсе, следить за работой курсоуказателей и рулевого устройства.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- рангоут и такелаж морского судна;

-назначение и использование судовых устройств;

-обязанности согласно расписанию по швартовым операциям.

Уметь:

- готовить к работе швартовные механизмы;

- подавать, травить, правильно крепить и отдавать швартовный трос;

- наблюдать за швартовными тросами про стоянке на швартовых.

Иметь практический опыт:

ПК 2.3 Осуществлять швартовные операции согласно судовому расписанию.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- устройство и принцип работы рулевого, грузового, швартовного и буксирного устройств;

- технические характеристики рулевого, грузового, швартовного и буксирного устройств;

- процедур технического обслуживания и регулярного ухода за рулевым, грузовым, швартовным и буксирным устройствами.

Уметь:

- правильно использовать рулевое, грузовое, швартовное и буксирное устройства;

- проводить техническое обслуживание;

- выявлять неисправности и выполнять необходимые ремонт.

Иметь практический опыт:

ПК 2.4 Осуществлять техническую эксплуатацию рулевого, грузового, швартовного и буксирного устройств.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- различные типы приборов используемых на судне;

- понимать назначение приборов и функции приборов;

- технику проведения измерения.

Уметь:

- проводить калибровку и проверку приборов для определения их точности;

- настраивать прибор в соответствии с требуемыми задачами;

- анализировать полученные данные и делать выводы на их основе;

- уметь интерполировать полученные результаты для принятия решения.

Иметь практический опыт:

ПК 2.5 Применять контрольно-измерительные приборы и инструменты.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2, 3 курсе в 4, 5 семестре.
Дисциплина «Организация службы на судах» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Теория и устройство судна
 
- Основы материаловедения и технология общеслесарных работ
 
- Организация судовых работ
 
- Работа с судовыми устройствами
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Учебная практика
 
- Производственная практика (плавательная)
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 101 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
4
5
Учебные занятия с преподавателем, всего
68
36
32
В том числе: 
Лекционные занятия
68
36
32
Самостоятельная работа
28
14
14
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
101
53
48
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
4 семестр
 
Раздел 1. Основные сведения о главных международных конвенциях по судоходству
 
Международная конвенция по охране человеческой   жизни на море (SOLAS74/78)
Лекционные занятия:Общие положения, cтатьи, излагающие общие обязательства, процедуры внесения изменений 
2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 6,ПК 2.1
 
Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (SOLAS74/78)

Самостоятельная работа:
2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4
 
Лекционные занятия:Основное положение и приложения конвенции

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4
 
Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря с судов (МАРПОЛ73/78)
Самостоятельная работа:
2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4
 
Лекционные занятия:Основные требования по конвенции к капитану и палубной команде
4
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4
 
Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДМНВ78)
Самостоятельная работа:
2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4
 
Лекционные занятия:Компетенции рядового состава согласно ПДНВ 78
4
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4
 
Компетенции согласно ПДНВ78
Самостоятельная работа:
2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4
 
Конвенция о Международных правилах предупреждения столкновений судов в море (МППСС-72)
Лекционные занятия:Главы, правила, огни и знаки согласно МК МППСС-72
6
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4
 
Конвенция о Международных правилах предупреждения столкновений судов в море (МППСС-72)
Самостоятельная работа:
2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4
 
Раздел 2. Система управления безопасностью
 
Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ)
Лекционные занятия:Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ), система управления безопасностью (СУБ) компании, их цели и задачи. СУБ на судне
4
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4
 
Свидетельство об управлении безопасностью. Система проверок СУБ судов.
Лекционные занятия:Свидетельство об управлении безопасностью. Система проверок СУБ судов.
2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4
 
Раздел 3. Основные требования национальных нормативных документов по организации службы на  судах
 
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. 
Лекционные занятия:Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. 
4
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4
 
Устав службы на морских судах, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации
Лекционные занятия:Устав службы на морских судах, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации
4
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4
 
Лекционные занятия:Санитарные правила для морских судов.
2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4
 
Санитарные правила для морских судов.
Самостоятельная работа:
2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4
 
Наставление по борьбе за живучесть морских судов (НБЖС).
Лекционные занятия:Наставление по борьбе за живучесть морских судов (НБЖС).
2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4
 
Наставление по борьбе за живучесть морских судов (НБЖС).
Самостоятельная работа:
2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4
 
Подготовка к промежуточной аттестации
Консультации:
3
 
5 семестр
 
Раздел 4. Обязанности вахтенного матроса 
 
Функции вахтенного матроса на ходу и на стоянке
Лекционные занятия:
4
 
Наблюдением за морем, доклады вахтенному помощнику
Лекционные занятия:
4
 
Раздел 5. Судовая связь и сигнализация 
 
Классификация и состав судового радиооборудования, радиотелефонных станций, средств внутрисудовой трансляции; правила пользования средствами связи на судне
Лекционные занятия:
4
 
Зрительными средствами связи (светосигнальные средства, флаги МСС, сигнальные фигуры, пиротехнические средства сигнализации, их хранение и использование на судне); звуковые средства связи
Лекционные занятия:
4
 
Понятие, способы и виды сигнализации в портах, правила несения визуальной сигнально-наблюдательной вахты
Лекционные занятия:
4
 
Международный свод сигналов. Назначение и содержание МСС-65
Лекционные занятия:
4
 
Раздел 6. Действия в аварийных ситуациях
 
Виды аварийных ситуаций на судне
Лекционные занятия:Классификация ЧС: пожар, посадка на мель, столкновение, человек за бортом, разгерметизация корпуса, разлив нефтепродуктов. Основные причины возникновения аварий (человеческий фактор, технические неисправности, погодные условия)
2
 
Тревога "Человек за бортом"

Тревога "Пожар"

Самостоятельная работа:Методы поиска:  

Маневр Уильямсона, маневр Андерсона.  

Использование GPS и маркера MOB (Man Overboard).  

Спасательные средства: круги, линеметы, спуск шлюпки

Классификация пожаров (A, B, C, D).  

Огнетушители (пенные, углекислотные, порошковые) и их применение.  

Действия матроса:  

Изоляция очага, эвакуация, помощь пожарной команде.  

6
 
Организация аварийной готовности
Лекционные занятия:Расписание по тревогам (сигналы, зоны сбора, обязанности вахтенного матроса). Действия по судовому плану ликвидации аварий
2
 
Медицинская помощь на борту
Самостоятельная работа:Основы первой помощи:  

Остановка кровотечения, искусственное дыхание, транспортировка пострадавшего.  

Использование судовой аптечки.

4
 
Раздел 7. Охрана труда и техника безопасности на судне
 
Основные принципы охраны труда на судне
Лекционные занятия:Законодательная база:  

Международные требования (Конвенция МОТ №134, МК ОСПС).  

Национальные нормы (Трудовой кодекс РФ, Приказы Росморречфлота).  

Обязанности судовладельца, капитана и экипажа в области охраны труда

2
 
Опасные и вредные факторы на судне
Самостоятельная работа:Физические (шум, вибрация, качка, экстремальные температуры).  

Химические (пары топлива, краски, асбест).  

Биологические (плесень, бактерии в системах кондиционирования).  

Психофизиологические (усталость, стресс, длительная изоляция)

4
 
Техника безопасности при работах на судне
Лекционные занятия:Фиксация грузов, страховка при работе на высоте.  

Ограничения при плохой погоде (штормовые леера)

2
 
Подготовка к промежуточной аттестации
Консультации:
2
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Организация службы на судах» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.