ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Несение ходовых и стояночных вахт»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Несение ходовых и стояночных вахт»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
правила и порядок ведения технологического процесса, различные виды материалов, оборудование, инструменты, приспособления для выполнения различных судовых работ;
порядок несения ходовых и стояночных вахт.
Уметь:
определять технологическую последовательность выполнения работ на судне, грамотно нести ходовые и стояночные вахты;
грамотно составлять запрос для поиска информации в различных источниках, базах данных
Иметь практический опыт:
основные понятия и определения в навигации, формы и размеры Земли, основные точки и линии на земном шаре, географические координаты, единицы длины и скорости, принятые в судовождении, основные линии плоскости наблюдения, деление горизонта на румбы и градусы, истинные курс, пеленг, курсовой угол, видимый горизонт и его дальность, дальность видимости предметов, определение дальности видимости по таблицам;
методы определения места положения судна;
назначение, устройство, принцип действия, порядок применения электронавигационных приборов, электронных и спутниковых навигационных приборов;
основные сведения из лоции, задачи и организацию службы обеспечения безопасности плавания;
способы и методы передачи и приема навигационных и гидрометеорологических предупреждений и сведений;
характеристики морской и пресной воды, образование, размеры волн и шкалу волнения, характеристику водных течений, приливно-отливные явления: виды, причины образования, таблицы приливов и порядок пользования ими;
рулевое устройство: назначение, классификацию, схему устройства, характеристику, принцип действия и техническую эксплуатацию;
команды на русском и английском языках, подаваемые при управлении рулем, и их значение;
портовые надзорные службы и их обязанности
Уметь:
нести вахту на ходу и на стоянке, при несении вахты на мостике под руководством вахтенного начальника удерживать с помощью руля судно на заданном курсе по компасу, створу и плавучим знакам ограждения; пользоваться всеми средствами внутренней связи и аварийной сигнализации;
вести визуальное и слуховое наблюдение за окружающей обстановкой;
нести сигнальную вахту
Иметь практический опыт:
Несения ходовой на мостике и стояночной у трапа вахты
основные понятия и определения в навигации, формы и размеры Земли, основные точки и линии на земном шаре, географические координаты, единицы длины и скорости, принятые в судовождении, основные линии плоскости наблюдения, деление горизонта на румбы и градусы, истинные курс, пеленг, курсовой угол, видимый горизонт и его дальность, дальность видимости предметов, определение дальности видимости по таблицам;
определение направления, земной магнетизм и его элементы, назначение, устройство, принцип действия, применение магнитных компасов, склонение, магнитные курсы и пеленги, девиацию магнитного компаса, порядок пользования таблицей остаточной девиации, общую поправку компаса, перевод и исправление румбов;
методы определения места положения судна;
назначение, устройство, принцип действия, порядок применения электронавигационных приборов, электронных и спутниковых навигационных приборов;
основные сведения из лоции, задачи и организацию службы обеспечения безопасности плавания;
назначение, классификацию, применение, состав средств навигационного оборудования (системы охлаждения);
способы и методы передачи и приема навигационных и гидрометеорологических предупреждений и сведений;
основные понятия гидрологии: распределение воды и суши на земном шаре, рельеф дна, процессы, происходящие в Мировом океане, их влияние на мореплавание и судоходство;
характеристики морской и пресной воды, образование, размеры волн и шкалу волнения, характеристику водных течений, приливно-отливные явления: виды, причины образования, таблицы приливов и порядок пользования ими;
рулевое устройство: назначение, классификацию, схему устройства, характеристику, принцип действия и техническую эксплуатацию;
команды на русском и английском языках, подаваемые при управлении рулем, и их значение;
Уметь:
нести вахту на ходу и на стоянке, при несении вахты на мостике под руководством вахтенного начальника удерживать с помощью руля судно на заданном курсе по компасу, створу и плавучим знакам ограждения; выполнять обязанности рулевого, переходить с автоматического управления судном на ручное и обратно;
работать с картой, измерять глубины ручным лотом, производить разбивку лотлиней, снимать отсчеты лага;
определять компасный курс, курсовой угол;
Иметь практический опыт:
удерживания судна на заданном курсе, слежения за работой курсоуказателей и рулевого устройства;
часов
Выполнение порядка приема и сдачи различных вахт
1. Истинный горизонт наблюдателя. Системы счета направлений. Круговая, полукруговая, четвертная и румбовая системы счета
2. Земной магнетизм и его элементы, склонение, магнитные и гирокомпасные курсы и пеленги. Девиация магнитного компаса, порядок пользования таблицей девиации, общая поправка компаса. Истинные и относительные направления. Магнитные и компасные направления
Перевод направлений из одной системы в другую.
Расчет магнитных направлений. Расчет общей поправки магнитного компаса
Дальность видимости предметов. Определение дальности видимости
Расчет дальности видимости горизонта и ориентиров в море
Прокладочный инструмент и методика решения задач на картах. Основы графического счисление пути судна, определение расстояние, пройденного судном
Решение задач на морской навигационной карте
1. Понятие лоции. Навигационно-географическая терминология. Причины изменения уровня воды и явления, приводящие к возникновению неправильных течений
2. Основные понятия гидрологии. Распределения воды и суши на земном шаре, рельефа дна, процессов, происходящих в мировом океане, их влияние на мореплавание и судоходство. Процедуры, проводимых при приливно-отливных явлениях. Характеристики морской и пресной воды, образование, размеры волн и шкала волнения
2. Реки речные бассейны. Классификация речных систем. Речная долина и ее элементы. Виды питания рек и фазы водного режима. Водомерные посты
3. Неправильные течения. Их виды. Причины образования и влияние на судоходство
4. Виды изгибов русла. Русловые образования. Наносные образования в русле реки. Каменистые и глинистые образования в русле реки
5. Судоходные шлюзы и каналы
Назначение, классификация, характеристики морских навигационных карт и карт внутренних водных путей. Условные обозначение на картах. Электронные карты. Руководства для плавания
Опознание условных обозначений на картах
1. Средства навигационного оборудования. Морские маяки, знаки, огни и створы.
2. Знаки системы МАМС, регион А и Б.Латеральные знаки. Кардинальные знаки. Знаки отдельных опасностей. Основные знаки. Знаки специального назначения. Знаки, ограждающие места кораблекрушений. Знаки обозначения прохода под мостами. Расстановка знаков системы МАМС
Опознание знаков системы МАМС, кардинальных знаков и знаков опасности
1. Классификация навигационного оборудования и системы расстановки плавучих знаков на внутренних водных путях
2. Береговые знаки указывающие положение судового хода. Сигнализация судоходных пролетов мостов
3. Знаки, регулирующие движение судов по внутренним водным путям. Плавучие навигационные знаки латеральной системы
Опознание береговых и плавучих знаков внутренних водных путей
2. Определение элементов водного пути.
3. Определение течений и русловых образований.
4. Определение мелководья по внешним признакам.
5. Расчет направлений
1. Международные правила предупреждения столкновений судов в море. Применение. Ответственность. Безопасная и минимальная скорость. Опасность столкновение. Действия для предупреждение столкновения
2. Особенности движения и маневрирования, характерные для морских районов. Плавания судов в узкостях и по системам разделения движения. Плавания судов, находящихся на виду друг у друга. Плавание судов при ограниченной видимости
1. Область применения. Термины и определения. Общий порядок движения и взаимных действий судов
2. Порядок расхождения при визуальном обнаружении. Обгон. Особенности движения судов 20 метров и менее. Пересечение судового хода, вход (выход) в дополнительный судовой вход. Выполнение оборота. Плавания в условиях ограниченной видимости
3. Прохождение судов занятых дноуглубительными, дноочистительными и водолазными работами. Прохождение мостов и паромных переправ
Решение ситуационных задач правилам плавания движения судов по внутренним водным путям
2. Огни и знаки судов. Одиночные суда с механическим двигателем на ходу. Буксируемые и толкаемые составы. Стояночная сигнализация. Парусные и малые суда. Рыболовные суда. Особая сигнализация
3. Звуковая сигнализация
Опознание характера маневрирования судов и их состояния по звуковым и световым сигналам.
Оценка ситуации и определение опасности столкновения
Маневренность. Ходкость. Инерционные свойства судна. Управляемость. Периоды и элементы циркуляции
Типы рулей и виляние их на управляемость судна. Подруливающие устройства. Гребные винты. Направляющие насадки. Винто-рулевые колонки. Крыльчатый и водометный двигатель
Движение судов передним ходом. Движение задним ходом
1. Силы, возникающие на элементах системы «Корпус — движительно-рулевой комплекс»
2. Управляемость одно и двухвинтового судна. Особенности управляемости судна с тремя винтами. Особенности управления судами с винтами регулируемого шага. Особенности управляемости судна с насадками
3. Управляемость судна с водометным движителем. Особенности управления глисирующим судном. Особенности управления судном на воздушной подушке
1. Дрейф судна. Влияние ветра. Влияние волнения. Влияние течения. Влияние мелководья и узкости. Гидродинамические явления, возникающие при движении в каналах
2. Влияние загрузки судна, крена и дифферента на управляемость.
1. Рабочие места судоводителя и рулевого. Судовые курсоуказатели. Назначение, устройство и принцип действия магнитных и гиро- компасов
2. Назначение и принцип работы авторулевого. Назначение и принцип работы лага.
Назначение и принципы работы эхолота и ручного лота. Указатель угловой скорости поворота. Аксиометр. Система тревожной сигнализации на ходовом мостике
3. Радионавигационные приборы. Электронные картографические навигационные информационные системы. Судовые радиостанции. Навигационные приборы и инструменты. Судовые гидрометеорологические приборы. Кренометр. Приборы регистрации данных о рейсе
Порядок приема, несения и сдачи вахты. Стандартные команды подаваемые на руль. Стандартные фразы и выражения используемые в процессе несения навигационной вахты. Подготовка рулевого устройства к работе и уход за ним. Обеспечение движения судна в заданном направлении. Несение вахты рулевым (вахтенным матросом)
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.