2025-2026_26_01_07-23-123-6217_plx_Несение ходовых и стояночных вахт
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Несение ходовых и стояночных вахт»
26.01.07 –   МДК.02.02 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Несение ходовых и стояночных вахт»

Индекс:

(Файл)

26.01.07 –   МДК.02.02 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Несение ходовых и стояночных вахт»

Специальность
26.01.07 Матрос
шифр и полное наименование
Квалификация
Матрос
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Несение ходовых и стояночных вахт» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 26.01.07 Матрос (приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 г. № 857)», учебного плана по специальности «26.01.07 Матрос», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Ермольченко А.А.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Несение ходовых и стояночных вахт»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

правила и порядок ведения технологического процесса, различные  виды материалов, оборудование, инструменты, приспособления для выполнения различных судовых работ;

порядок несения ходовых и стояночных вахт.

Уметь:

определять технологическую последовательность выполнения работ на судне, грамотно нести ходовые и стояночные вахты;

грамотно составлять запрос для поиска информации в различных источниках, базах данных

Иметь практический опыт:

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

основные понятия и определения в навигации, формы и размеры Земли, основные точки и линии на земном шаре, географические координаты, единицы длины и скорости, принятые в судовождении, основные линии плоскости наблюдения, деление горизонта на румбы и градусы, истинные курс, пеленг, курсовой угол, видимый горизонт и его дальность, дальность видимости предметов, определение дальности видимости по таблицам;

методы определения места положения судна;

назначение, устройство, принцип действия, порядок применения электронавигационных приборов, электронных и спутниковых навигационных приборов;

основные сведения из лоции, задачи и организацию службы обеспечения безопасности плавания;

способы и методы передачи и приема навигационных и гидрометеорологических предупреждений и сведений;

характеристики морской и пресной воды, образование, размеры волн и шкалу волнения, характеристику водных течений, приливно-отливные явления: виды, причины образования, таблицы приливов и порядок пользования ими;

рулевое устройство: назначение, классификацию, схему устройства, характеристику, принцип действия и техническую эксплуатацию;

команды на русском и английском языках, подаваемые при управлении рулем, и их значение;

портовые надзорные службы и их обязанности

Уметь:

нести вахту на ходу и на стоянке, при несении вахты на мостике под руководством вахтенного начальника удерживать с помощью руля судно на заданном курсе по компасу, створу и плавучим знакам ограждения; пользоваться всеми средствами внутренней связи и аварийной сигнализации;

вести визуальное и слуховое наблюдение за окружающей обстановкой;

нести сигнальную вахту

Иметь практический опыт:

Несения ходовой на мостике и стояночной у трапа вахты

ПК 2.1 Соблюдать правила несения судовой вахты.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

основные понятия и определения в навигации, формы и размеры Земли, основные точки и линии на земном шаре, географические координаты, единицы длины и скорости, принятые в судовождении, основные линии плоскости наблюдения, деление горизонта на румбы и градусы, истинные курс, пеленг, курсовой угол, видимый горизонт и его дальность, дальность видимости предметов, определение дальности видимости по таблицам;

определение направления, земной магнетизм и его элементы, назначение, устройство, принцип действия, применение магнитных компасов, склонение, магнитные курсы и пеленги, девиацию магнитного компаса, порядок пользования таблицей остаточной девиации, общую поправку компаса, перевод и исправление румбов;

методы определения места положения судна;

назначение, устройство, принцип действия, порядок применения электронавигационных приборов, электронных и спутниковых навигационных приборов;

основные сведения из лоции, задачи и организацию службы обеспечения безопасности плавания;

назначение, классификацию, применение, состав средств навигационного оборудования (системы охлаждения);

способы и методы передачи и приема навигационных и гидрометеорологических предупреждений и сведений;

основные понятия гидрологии: распределение воды и суши на земном шаре, рельеф дна, процессы, происходящие в Мировом океане, их влияние на мореплавание и судоходство;

характеристики морской и пресной воды, образование, размеры волн и шкалу волнения, характеристику водных течений, приливно-отливные явления: виды, причины образования, таблицы приливов и порядок пользования ими;

рулевое устройство: назначение, классификацию, схему устройства, характеристику, принцип действия и техническую эксплуатацию;

команды на русском и английском языках, подаваемые при управлении рулем, и их значение;

Уметь:

нести вахту на ходу и на стоянке, при несении вахты на мостике под руководством вахтенного начальника удерживать с помощью руля судно на заданном курсе по компасу, створу и плавучим знакам ограждения; выполнять обязанности рулевого, переходить с автоматического управления судном на ручное и обратно;

работать с картой, измерять глубины ручным лотом, производить разбивку лотлиней, снимать отсчеты лага;

определять компасный курс, курсовой угол;

Иметь практический опыт:

удерживания судна на заданном курсе, слежения за работой курсоуказателей и рулевого устройства;

ПК 2.2 Обеспечивать удерживание судна на заданном курсе, следить за работой курсоуказателей и рулевого устройства.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2, 3 курсе в 4, 5 семестре.
Дисциплина «Несение ходовых и стояночных вахт» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Организация судовых работ
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Экзамен по ПМ.01
 
- Учебная практика
 
- Швартовка к причалу и постановка на якорь
 
- Производственная практика (плавательная)
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 100 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
4
5
Учебные занятия с преподавателем, всего
66
26
40
В том числе: 
Лекционные занятия
58
26
32
Практические занятия
8
8
Самостоятельная работа
29
15
14
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
100
44
56
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
4 семестр
 
Раздел 1. Общесудовая организация
 
Тема 1.1. Основные документы по организации службы на судах
Лекционные занятия:Основные международные и национальные нормативно-правовые документы по организации службы на судах. Основные понятия и определения
2
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.2
 
Лекционные занятия:Состав судового экипажа. Требования к членам судового экипажа. Уровни компетенции. Капитан судна. Судовые службы. Судовые расписания. Процедура дипломирования
2
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.2
 
Тема 1.2. Судовой экипаж
Самостоятельная работа:Ознакомление с судовыми расписаниями
2
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.2
 
Тема 1.3. Обязанности членов палубной команды
Лекционные занятия:Общие права и обязанности членов экипажа судна. Судовые правила. Ознакомление с судном и порядок вступление в должность. Матрос, вахтенный матрос, матрос первого класса, рулевой
2
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.2
 
Лекционные занятия:Организация вахтенной службы порядок ее несения. Годность к несению вахты. Периоды отдыха членов экипажа
2
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.2
 
Лекционные занятия:Документы регламентирующие особенности ходовой навигационной вахты. График несения вахт на судне. Организация вахты на ходовом мостике. Порядок приема и сдачи ходовой навигационной вахты. Обязанности вахтенного рулевого на ходовой вахте. Обязанности впередсмотрящего
2
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.2
 
Тема 1.4. Вахтенная служба
Лекционные занятия:Несение стояночной вахты. Несение вахты во время стоянки судна в порту. Несение вахты во время стоянки судна на якоре. Портовые надзорные службы и их обязанности. Требования правил охраны труда при несении вахт
2
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.2
 
Тема 1.4. Вахтенная служба
Самостоятельная работа:Обязанности вахтенного рулевого на ходовой вахте. Обязанности впередсмотрящего.

Выполнение порядка приема и сдачи различных вахт

2
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.2
 
Тема 1.5. Государственный флаг Российской Федерации
Лекционные занятия:Государственный флаг Российской Федерации. Порядок его подъема и несения
2
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.2
 
5 семестр
 
Раздел 2. Основы судовождения
 
Тема 2.1. Понятие навигации
Лекционные занятия:Форма и размеры земли. Основные точки, линии и плоскости. Географические координаты. Разность долгот и широт. Морские меры длины и скорости
2
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.2
 
Лекционные занятия:

1. Истинный горизонт наблюдателя. Системы счета направлений. Круговая, полукруговая, четвертная и румбовая системы счета

2. Земной магнетизм и его элементы, склонение, магнитные и гирокомпасные курсы и пеленги. Девиация магнитного компаса, порядок пользования таблицей девиации, общая поправка компаса. Истинные и относительные направления. Магнитные и компасные направления

2
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.2
 
Тема 2.2. Определение направлений
Самостоятельная работа:

Перевод направлений из одной системы в другую.

Расчет магнитных направлений. Расчет общей поправки магнитного компаса

4
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.2
 
Лекционные занятия:

Дальность видимости предметов. Определение дальности видимости

2
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.2
 
Тема 2.3. Дальность видимости
Самостоятельная работа:

Расчет дальности видимости горизонта и ориентиров в море

3
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.2
 
Лекционные занятия:

Прокладочный инструмент и методика решения задач на картах. Основы графического счисление пути судна, определение расстояние, пройденного судном

2
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.2
 
Тема 2.4. Основы графического счисления
Самостоятельная работа:

Решение задач на морской навигационной карте

4
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.2
 
Консультации:
3
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.2
 
Тема 2.5. Лоция морей и приравненных к ним районов
Лекционные занятия:

1. Понятие лоции. Навигационно-географическая терминология. Причины изменения уровня воды и явления, приводящие к возникновению неправильных течений

2. Основные понятия гидрологии. Распределения воды и суши на земном шаре, рельефа дна, процессов, происходящих в мировом океане, их влияние на мореплавание и судоходство. Процедуры, проводимых при приливно-отливных явлениях. Характеристики морской и пресной воды, образование, размеры волн и шкала волнения

4
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.2
 
Тема 2.6. Лоция внутренних водных путей
Лекционные занятия:1. Лоция внутренних водных путей. Общие сведения и терминология. Понятие специальной лоции

2. Реки речные бассейны. Классификация речных систем. Речная долина и ее элементы. Виды питания рек и фазы водного режима. Водомерные посты

3. Неправильные течения. Их виды. Причины образования и влияние на судоходство

4. Виды изгибов русла. Русловые образования. Наносные образования в русле реки. Каменистые и глинистые образования в русле реки

5. Судоходные шлюзы и каналы

4
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.2
 
Тема 2.7. Ледяные образования и ледовые явления
Лекционные занятия:Термины применяемые в гидрометеорологии. Специальная терминология, применяемая в морских районах и районах внутренних водных путей
1
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.2
 
Лекционные занятия:

Назначение, классификация, характеристики морских навигационных карт и карт внутренних водных путей. Условные обозначение на картах. Электронные карты. Руководства для плавания 

2
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.2
 
Тема 2.8. Карты и руководства для плавания
Практические занятия:

Опознание условных обозначений на картах

1
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.2
 
Лекционные занятия:

1. Средства навигационного оборудования. Морские маяки, знаки, огни и створы.

2. Знаки системы МАМС, регион А и Б.Латеральные знаки. Кардинальные знаки. Знаки отдельных опасностей. Основные знаки. Знаки специального назначения. Знаки, ограждающие места кораблекрушений. Знаки обозначения прохода под мостами. Расстановка знаков системы МАМС

2
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.2
 
Тема 2.9. Средства навигационного оборудования морских районов
Практические занятия:

Опознание знаков  системы МАМС, кардинальных знаков и знаков опасности

2
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.2
 
Лекционные занятия:

1. Классификация навигационного оборудования и системы расстановки плавучих знаков на внутренних водных путях

2. Береговые знаки указывающие положение судового хода. Сигнализация судоходных пролетов мостов

3. Знаки, регулирующие движение судов по внутренним водным путям. Плавучие навигационные знаки латеральной системы

4
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.2
 
Тема 2.10. Средства навигационного оборудования внутренних водных путей России
Практические занятия:

Опознание береговых и плавучих знаков внутренних водных путей

2
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.2
 
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа:1. Опознавание средств навигационного оборудования водных путей.

2. Определение элементов водного пути.

3. Определение течений и русловых образований.

4. Определение мелководья по внешним признакам.

5. Расчет направлений

6
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.2
 
Раздел 3. Правила плавания судов
 
Лекционные занятия:

1. Международные правила предупреждения столкновений судов в море. Применение. Ответственность. Безопасная и минимальная скорость. Опасность столкновение. Действия для предупреждение столкновения

2. Особенности движения и маневрирования, характерные для морских районов. Плавания судов в узкостях и по системам разделения движения. Плавания судов, находящихся на виду друг у друга. Плавание судов при ограниченной видимости

2
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.2
 
Тема 3.1. Правила плавания движения судов 
Практические занятия:Решение ситуационных задач правилам движения судов на море
2
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.2
 
Лекционные занятия:

1. Область применения. Термины и определения. Общий порядок движения и взаимных действий судов

2. Порядок расхождения при визуальном обнаружении. Обгон. Особенности движения судов 20 метров и менее. Пересечение судового хода, вход (выход) в дополнительный судовой вход. Выполнение оборота. Плавания в условиях ограниченной видимости

3. Прохождение судов занятых дноуглубительными, дноочистительными и водолазными работами. Прохождение мостов и паромных переправ

2
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.2
 
Тема 3.2. Правила плавания судов по внутренним водным путям
Практические занятия:

Решение ситуационных задач правилам плавания движения судов по внутренним водным путям

1
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.2
 
Лекционные занятия:1. Требования к несению огней и знаков. Определение сигнальных огней. Дальность видимости сигнальных огней. Знаки дневной сигнализации

2. Огни и знаки судов. Одиночные суда с механическим двигателем на ходу. Буксируемые и толкаемые составы. Стояночная сигнализация. Парусные и малые суда. Рыболовные суда. Особая сигнализация

3. Звуковая сигнализация

2
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.2
 
Тема 3.3. Судовая сигнализация на море и внутренних водных путях
Самостоятельная работа:Опознание размерения  судов, их состояния и характера выполняемой деятельности по огням, знакам и звуковым сигналам.

Опознание характера маневрирования судов и их состояния по звуковым и световым сигналам.

Оценка ситуации и определение опасности столкновения

4
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.2
 
Лекционные занятия:Методы сигнализации. Флажная сигнализация. Международный свод сигналов. Звуковая сигнализация. Семафорная сигнализация
2
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.2
 
Тема 3.4. Сигналопроизводство на море
Самостоятельная работа:Использование Международного свода сигналов для связи  в море. Интерпретация и методы подъема и спуска флагов и значения основных однофлажных сигналов
4
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.2
 
Раздел 4. Основы управления судном
 
Тема 4.1. Маневренные качества судна
Лекционные занятия:

Маневренность. Ходкость. Инерционные свойства судна. Управляемость. Периоды и элементы циркуляции

1
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.2
 
Тема 4.2. Средства управления судном
Лекционные занятия:

Типы рулей и виляние их на управляемость судна. Подруливающие устройства. Гребные винты. Направляющие насадки. Винто-рулевые колонки. Крыльчатый и водометный двигатель

1
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.2
 
Тема 4.3. Влияние руля на управляемость судна
Лекционные занятия:

Движение судов передним ходом. Движение задним ходом

2
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.2
 
Тема 4.4. Влияние гребных винтов на управляемость судна
Лекционные занятия:

1. Силы, возникающие на элементах системы «Корпус — движительно-рулевой комплекс»

2. Управляемость одно и двухвинтового судна. Особенности управляемости судна с тремя винтами. Особенности управления судами с винтами регулируемого шага. Особенности управляемости судна с насадками

3. Управляемость судна с водометным движителем. Особенности управления глисирующим судном. Особенности управления судном на воздушной подушке

2
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.2
 
Тема 4.5. Влияние внешних факторов на управляемость судна
Лекционные занятия:

1. Дрейф судна. Влияние ветра. Влияние волнения. Влияние течения. Влияние мелководья и узкости. Гидродинамические явления, возникающие при движении в каналах

2. Влияние загрузки судна, крена и дифферента на управляемость. 

2
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.2
 
Тема 4.6. Ходовой мостик и его оборудование
Лекционные занятия:

1. Рабочие места судоводителя и рулевого. Судовые курсоуказатели.  Назначение, устройство и принцип действия магнитных и гиро- компасов

2. Назначение и принцип работы авторулевого. Назначение и принцип работы лага.

Назначение и принципы работы эхолота и ручного лота. Указатель угловой скорости поворота. Аксиометр. Система тревожной сигнализации на ходовом мостике

3. Радионавигационные приборы. Электронные картографические навигационные информационные системы. Судовые радиостанции. Навигационные приборы и инструменты. Судовые гидрометеорологические приборы. Кренометр. Приборы регистрации данных о рейсе

2
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.2
 
Тема 4.7. Несение вахты рулевым (вахтенным матросом)
Лекционные занятия:

Порядок приема, несения и сдачи вахты. Стандартные команды подаваемые на руль. Стандартные фразы и выражения используемые в процессе несения навигационной вахты. Подготовка рулевого устройства к работе и уход за ним. Обеспечение движения судна в заданном направлении. Несение вахты рулевым (вахтенным матросом)

1
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.2
 
Консультации:
2
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.2
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Несение ходовых и стояночных вахт» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. В.П. Махин, С.С. Кургузов, А.Н. Петров Матрос:учебное пособие для студентов судоводитель- ских специальностей морских вузов. - ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова, 2015. - 
 
2. Шарлай Г.Н. Матрос морского судна:учебное пособие. - Моркнига, 2015. - 
 
3. Общие правила плавания и стоянки судов в морских портах РФ и на подходах к ним (вступили в силу 18 мая 2010 г.) (рус. /англ.):. - ЦНИИМФ, 2010. - 
 
4. Сливаев, Б. Г. Маневрирование и управление судном [Электронный ресурс]:учебно-методическое пособие. - Владивосток : МГУ им. адм. Г.И. Невельского, 2023. - 153 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/371792 
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.