2025-2026_26_01_07-23-123-6217_plx_Швартовка к причалу и постановка на якорь
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Швартовка к причалу и постановка на якорь»
26.01.07 –   МДК 02.03 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Швартовка к причалу и постановка на якорь»

Индекс:

(Файл)

26.01.07 –   МДК 02.03 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Швартовка к причалу и постановка на якорь»

Специальность
26.01.07 Матрос
шифр и полное наименование
Квалификация
Матрос
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Швартовка к причалу и постановка на якорь» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 26.01.07 Матрос (приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 г. № 857)», учебного плана по специальности «26.01.07 Матрос», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Ермольченко А.А.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Швартовка к причалу и постановка на якорь»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- содержание актуальной нормативно-правовой документации;

- возможные траектории профессионального развития и самообразования

Уметь:

- определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования;

Иметь практический опыт:

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- Требований международных и национальных нормативных правовых актов по организации службы на судах;

- Обязанностей рулевого, матроса и вахтенного матроса при несении ходовой вахты;

- Процедур ухода с вахты, несения и передачи вахты;

- Информации, требуемой для несения безопасной вахты;

- Руководств и пособий для плавания;

- Навигационных опасностей и условных обозначений их на картах;

- Береговых и плавучих средств навигационного оборудования;

- Основ лоции морей и лоции внутренних водных путей;

- Огней и знаков судов, световой и звуковой сигнализации, сигналов о штормовых предупреждениях;

- Основных понятий гидрологии: распределения воды и суши на земном шаре, рельефа дна, процессов, происходящих в Мировом океане, их влияния на мореплавание и судоходство;

- Процедур, проводимых при приливно-отливных явлениях;

- Методов подъема и спуска флагов и значения основных однофлажных сигналов (A, B, G, H, O, P и Q);

- Терминов и определений, употребляемые на судне;

- Портовых надзорных служб и их обязанностей;

- Требований охраны труда при несении ходовой вахты

Уметь:

- Нести вахту на ходу и на стоянке;

- Вести визуальное и слуховое наблюдение за окружающей обстановкой;

- Осуществлять связь с помощью флажной и световой сигнализации;

- Осуществлять контрольно-пропускной режим на судне;

- Нести вахту с соблюдением требований охраны труда

Иметь практический опыт:

- Проведения контрольных мероприятий и докладов при приеме и сдаче вахты;

- Несения ходовой вахты на мостике и стояночной вахты у трапа;

- Ведения надлежащего визуального и слухового наблюдения за окружающей обстановкой

ПК 2.1 Соблюдать правила несения судовой вахты.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- швартовное устройство: назначение, составные элементы (швартовные тросы, средства их крепления, средства передачи швартовных концов на другое судно или причал), швартовные механизмы: назначение, составные элементы, расположение их на судне, техническую эксплуатацию и ремонт;

- судовые сходни и трапы: назначение, устройство, установку, крепление, правила технической эксплуатации и безопасности труда при пользовании ими;

Уметь:

- работать с грузовым, шлюпочным, швартовным и палубным устройствами;

- работать на лебедках, брашпиле, шпиле;

- управлять палубными подъемными средствами (лебедки, краны);

- поднимать флаги расцвечивания;

- обеспечивать надлежащее состояние и хранение сигнальных флагов и знаков, запасных сигнальных фонарей;

- открывать и закрывать трюмы;

Иметь практический опыт:

- управления палубными техническими средствами

ПК 2.3 Осуществлять швартовные операции согласно судовому расписанию.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- рулевое устройство: назначение, классификацию, схему устройства, характеристику, принцип действия и техническую эксплуатацию;

- команды на русском и английском языках, подаваемые при управлении рулем, и их значение;

- швартовное устройство: назначение, составные элементы (швартовные тросы, средства их крепления, средства передачи швартовных концов на другое судно или причал), швартовные механизмы: назначение, составные элементы, расположение их на судне, техническую эксплуатацию и ремонт;

- судовые сходни и трапы: назначение, устройство, установку, крепление, правила технической эксплуатации и безопасности труда при пользовании ими;

- буксирное устройство: назначение, составные части, способы крепления на судне, способы подачи буксирных тросов на буксируемое судно и их крепление, правила вытравливания и выбирания буксирных тросов;

- освидетельствование буксирного устройства и правила его технической эксплуатации;

- безопасность труда при технической эксплуатации буксирного устройства;

- портовые надзорные службы и их обязанности

Уметь:

- работать с грузовым, шлюпочным, швартовным и палубным устройствами;

- работать на лебедках, брашпиле, шпиле;

- управлять палубными подъемными средствами (лебедки, краны);

- проводить техническое обслуживание грузовых стрел, судовых лебедок и кранов грузозахватывающих приспособлений;

Иметь практический опыт:

- использования швартовных, рулевых устройств, палубных механизмов

ПК 2.4 Осуществлять техническую эксплуатацию рулевого, грузового, швартовного и буксирного устройств.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2, 3 курсе в 4, 5 семестре.
Дисциплина «Швартовка к причалу и постановка на якорь» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Организация судовых работ
 
- Работа с судовыми устройствами
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Морская практика
 
- Несение ходовых и стояночных вахт
 
- Учебная практика
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 106 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
4
5
Учебные занятия с преподавателем, всего
66
26
40
В том числе: 
Лекционные занятия
58
26
32
Практические занятия
8
8
Самостоятельная работа
35
15
20
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
106
44
62
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
5 семестр
 
Раздел 1. 
 
Лекционные занятия:

Судовое расписание по швартовным операциям.

2
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.3,ПК 2.4
 
Лекционные занятия:

Техника безопасности при швартовных операциях.

2
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.3,ПК 2.4
 
Лекционные занятия:

Швартовка судна различными способами. Подготовка судна к швартовным операциям

2
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.3,ПК 2.4
 
Лекционные занятия:

Исполнение команд и доклады при выполнении швартовых операций

2
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.3,ПК 2.4
 
Лекционные занятия:

Осадка судна, способы определения осадки судна. 

2
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.3,ПК 2.4
 
Тема 1.1 Швартовка судна различными способами
Самостоятельная работа:

Поиск информации с использованием интернет-ресурсов в соответствии с инструкцией от преподавателя

4
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.3,ПК 2.4
 
Лекционные занятия:

Выбор места якорной стоянки. Судовое расписание по постановке на якорь

4
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.3,ПК 2.4
 
Лекционные занятия:

Техника безопасности при якорных операциях. Стоянка на якоре. Съемка судна с якоря

4
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.3,ПК 2.4
 
Лекционные занятия:

Якорь «нечист». Постановка судна на шпринг

4
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.3,ПК 2.4
 
Тема 1.2 Постановка на якорь различными способами
Лекционные занятия:

Постановка на бочки и бридели

4
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.3,ПК 2.4
 
Тема 1.2 Постановка на якорь различными способами
Самостоятельная работа:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы, (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий. Составленными преподавателем).

Поиск информации с использованием интернет-ресурсов в соответствии с инструкцией от преподавателя.

11
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.3,ПК 2.4
 
Консультации:
3
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.3,ПК 2.4
 
Лекционные занятия:

Завоз якорей и верпов

4
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.3,ПК 2.4
 
Лекционные занятия:

Отдача якоря на больших и малых глубинах

4
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.3,ПК 2.4
 
Лекционные занятия:

Постановка на якорь при наличии ветра и течения. Постановка судна на два якоря

2
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.3,ПК 2.4
 
Лекционные занятия:

Подход к месту якорной стоянки и маневрирование

2
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.3,ПК 2.4
 
Практические занятия:

Подготовка судна к постановке на якорь

2
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.3,ПК 2.4
 
Тема 1.2 Постановка на якорь различными способами
Практические занятия:

Исполнение команд и доклады при выполнении якорных операций

2
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.3,ПК 2.4
 
Самостоятельная работа:

Судовое расписание по постановке на якорь.

Техника безопасности при якорных операциях.

Постановка на якорь различными способами.

10
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.3,ПК 2.4
 
Лекционные занятия:

Судовое расписание по буксирным операциям

2
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.3,ПК 2.4
 
Лекционные занятия:

Техника безопасности при выполнении буксирных операций

2
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.3,ПК 2.4
 
Лекционные занятия:

Общая характеристика буксировок

2
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.3,ПК 2.4
 
Лекционные занятия:

Выбор буксирной линии и расчет скорости буксировки

2
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.3,ПК 2.4
 
Лекционные занятия:

Крепление буксирного троса

2
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.3,ПК 2.4
 
Лекционные занятия:

Способы и виды морских буксировок

2
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.3,ПК 2.4
 
Лекционные занятия:

Буксировка судов во льдах ледоколами

2
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.3,ПК 2.4
 
Лекционные занятия:

Управление судами при подаче буксирного троса и во время буксировки

2
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.3,ПК 2.4
 
Лекционные занятия:

Буксировка плавучих сооружений

2
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.3,ПК 2.4
 
Практические занятия:

Подготовка судна к буксирным операциям

2
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.3,ПК 2.4
 
Тема 1.3 Буксировка судна
Практические занятия:

Исполнение команд и доклады при выполнении буксирных операций

2
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.3,ПК 2.4
 
Самостоятельная работа:

Судовое расписание по буксирным операциям.

Техника безопасности при выполнении буксирных операций.

Способы и виды морских буксировок

10
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.3,ПК 2.4
 
Консультации:
2
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.3,ПК 2.4
 
Дифференцированный зачет
Лекционные занятия:
2
ОК 2,ПК 2.1,ПК 2.3,ПК 2.4
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Швартовка к причалу и постановка на якорь» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Сливаев, Б. Г. Маневрирование и управление судном [Электронный ресурс]:учебно-методическое пособие. - Владивосток : МГУ им. адм. Г.И. Невельского, 2023. - 153 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/371792 
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.