ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Швартовка к причалу и постановка на якорь»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Швартовка к причалу и постановка на якорь»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
- содержание актуальной нормативно-правовой документации;
- возможные траектории профессионального развития и самообразования
Уметь:
- определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования;
Иметь практический опыт:
- Требований международных и национальных нормативных правовых актов по организации службы на судах;
- Обязанностей рулевого, матроса и вахтенного матроса при несении ходовой вахты;
- Процедур ухода с вахты, несения и передачи вахты;
- Информации, требуемой для несения безопасной вахты;
- Руководств и пособий для плавания;
- Навигационных опасностей и условных обозначений их на картах;
- Береговых и плавучих средств навигационного оборудования;
- Основ лоции морей и лоции внутренних водных путей;
- Огней и знаков судов, световой и звуковой сигнализации, сигналов о штормовых предупреждениях;
- Основных понятий гидрологии: распределения воды и суши на земном шаре, рельефа дна, процессов, происходящих в Мировом океане, их влияния на мореплавание и судоходство;
- Процедур, проводимых при приливно-отливных явлениях;
- Методов подъема и спуска флагов и значения основных однофлажных сигналов (A, B, G, H, O, P и Q);
- Терминов и определений, употребляемые на судне;
- Портовых надзорных служб и их обязанностей;
- Требований охраны труда при несении ходовой вахты
Уметь:
- Нести вахту на ходу и на стоянке;
- Вести визуальное и слуховое наблюдение за окружающей обстановкой;
- Осуществлять связь с помощью флажной и световой сигнализации;
- Осуществлять контрольно-пропускной режим на судне;
- Нести вахту с соблюдением требований охраны труда
Иметь практический опыт:
- Проведения контрольных мероприятий и докладов при приеме и сдаче вахты;
- Несения ходовой вахты на мостике и стояночной вахты у трапа;
- Ведения надлежащего визуального и слухового наблюдения за окружающей обстановкой
- швартовное устройство: назначение, составные элементы (швартовные тросы, средства их крепления, средства передачи швартовных концов на другое судно или причал), швартовные механизмы: назначение, составные элементы, расположение их на судне, техническую эксплуатацию и ремонт;
- судовые сходни и трапы: назначение, устройство, установку, крепление, правила технической эксплуатации и безопасности труда при пользовании ими;
Уметь:
- работать с грузовым, шлюпочным, швартовным и палубным устройствами;
- работать на лебедках, брашпиле, шпиле;
- управлять палубными подъемными средствами (лебедки, краны);
- поднимать флаги расцвечивания;
- обеспечивать надлежащее состояние и хранение сигнальных флагов и знаков, запасных сигнальных фонарей;
- открывать и закрывать трюмы;
Иметь практический опыт:
- управления палубными техническими средствами
- рулевое устройство: назначение, классификацию, схему устройства, характеристику, принцип действия и техническую эксплуатацию;
- команды на русском и английском языках, подаваемые при управлении рулем, и их значение;
- швартовное устройство: назначение, составные элементы (швартовные тросы, средства их крепления, средства передачи швартовных концов на другое судно или причал), швартовные механизмы: назначение, составные элементы, расположение их на судне, техническую эксплуатацию и ремонт;
- судовые сходни и трапы: назначение, устройство, установку, крепление, правила технической эксплуатации и безопасности труда при пользовании ими;
- буксирное устройство: назначение, составные части, способы крепления на судне, способы подачи буксирных тросов на буксируемое судно и их крепление, правила вытравливания и выбирания буксирных тросов;
- освидетельствование буксирного устройства и правила его технической эксплуатации;
- безопасность труда при технической эксплуатации буксирного устройства;
- портовые надзорные службы и их обязанности
Уметь:
- работать с грузовым, шлюпочным, швартовным и палубным устройствами;
- работать на лебедках, брашпиле, шпиле;
- управлять палубными подъемными средствами (лебедки, краны);
- проводить техническое обслуживание грузовых стрел, судовых лебедок и кранов грузозахватывающих приспособлений;
Иметь практический опыт:
- использования швартовных, рулевых устройств, палубных механизмов
часов
Судовое расписание по швартовным операциям.
Техника безопасности при швартовных операциях.
Швартовка судна различными способами. Подготовка судна к швартовным операциям
Исполнение команд и доклады при выполнении швартовых операций
Осадка судна, способы определения осадки судна.
Поиск информации с использованием интернет-ресурсов в соответствии с инструкцией от преподавателя
Выбор места якорной стоянки. Судовое расписание по постановке на якорь
Техника безопасности при якорных операциях. Стоянка на якоре. Съемка судна с якоря
Якорь «нечист». Постановка судна на шпринг
Постановка на бочки и бридели
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы, (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий. Составленными преподавателем).
Поиск информации с использованием интернет-ресурсов в соответствии с инструкцией от преподавателя.
Завоз якорей и верпов
Отдача якоря на больших и малых глубинах
Постановка на якорь при наличии ветра и течения. Постановка судна на два якоря
Подход к месту якорной стоянки и маневрирование
Подготовка судна к постановке на якорь
Исполнение команд и доклады при выполнении якорных операций
Судовое расписание по постановке на якорь.
Техника безопасности при якорных операциях.
Постановка на якорь различными способами.
Судовое расписание по буксирным операциям
Техника безопасности при выполнении буксирных операций
Общая характеристика буксировок
Выбор буксирной линии и расчет скорости буксировки
Крепление буксирного троса
Способы и виды морских буксировок
Буксировка судов во льдах ледоколами
Управление судами при подаче буксирного троса и во время буксировки
Буксировка плавучих сооружений
Подготовка судна к буксирным операциям
Исполнение команд и доклады при выполнении буксирных операций
Судовое расписание по буксирным операциям.
Техника безопасности при выполнении буксирных операций.
Способы и виды морских буксировок
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.