2025-2026_26_01_09-23-123-6217_plx_Физика
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Физика»
26.01.09 – ПД.03 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Физика»

Индекс:

(Файл)

26.01.09 – ПД.03 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Физика»

Специальность
26.01.09 Моторист судовой
шифр и полное наименование
Квалификация
Моторист самостоятельного управления судовым двигателем - помощник механика
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Физика» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 26.01.09 Моторист судовой (приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 г. № 858)», учебного плана по специальности «26.01.09 Моторист судовой», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., А.Б. Короткова
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Физика»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- основополагающие физические понятия, закономерности, законы и теории

Уметь:

- уметь учитывать границы применения изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета, идеальный газ;

модели строения газов, жидкостей и твердых тел, точечный электрический заряд, ядерная модель атома, нуклонная модель атомного ядра при решении физических задач

Иметь практический опыт:

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1, 2 семестре.
Дисциплина «Физика» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Математика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Электроника и электротехника
 
- Механика
 
- Судовое радиооборудование и радионавигационные системы
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 269 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
2
Учебные занятия с преподавателем, всего
183
68
115
В том числе: 
Лекционные занятия
151
58
93
Практические занятия
32
10
22
Самостоятельная работа
86
34
52
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
269
102
167
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. Введение. Физика и методы научного познания.
 
Тема 1.1 Введение. Физика и методы научного познания
Лекционные занятия:

Введение. Предмет физика и техника. Физическая картина мира.

Роль эксперимента и теории в процессе познания природы

4
ОК 5
 
Раздел 2. Механика.
 
Лекционные занятия:

Механическое движение и его виды. Относительность движения.

Равномерное прямолинейное движение. Скорость, координаты и пройденный путь.

Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Криволинейное движение.

Равномерное движение материальной точки по окружности

Поступательное и вращательное движения твердого тела. Угловая и линейная скорость вращения

12
ОК 5
 
Практические занятия:

Пр.р. № 1. «Определение скорости тела относительно различных систем отчёта».

2
ОК 5
 
Тема 2.1 Основы кинематики.
Практические занятия:

Пр.р. № 2. «Определение параметров движения при свободном падении тела».

2
ОК 5
 
Лекционные занятия:

Основная задача динамики. Масса

Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона

Сила всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес тела.

Силы. Сила трения. Сила упругости.

Первая космическая скорость. Движение планет и малых тел Солнечной системы.

Применение законов Ньютона на примерах решения задач

12
ОК 5
 
Практические занятия:

Пр.р. № 3. «Движение тела под действием нескольких сил».

2
ОК 5
 
Тема 2.2 Основы динамики.
Практические занятия:

Пр.р. № 4. «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести»

2
ОК 5
 
Лекционные занятия:

Реактивное движение. Реактивная сила. Закон охранения момента импульса.

Работа. Мощность. Механическая энергия. Кинетическая и потенциальная энергии

Закон сохранения импульса

Закон сохранения полной механической энергии.

Небесные координаты. геоцентрическая и гелио- центрическая система мира.

Принцип относительности Галилея-Эйнштейна. Закон сложения скоростей.

8
ОК 5
 
Тема 2.3 Законы сохранения в механике
Самостоятельная работа:

Законы сохранения энергии , импульса, момента импульса. Реактивное движение. Подготовка реферата

10
ОК 5
 
Раздел 3. Молекулярная физика и термодинамика
 
Лекционные занятия:

Основные положения МКТ. Давление

Уравнение состояния идеального газа

Решение задач на тему: Уравнение состояния идеального газа»

Температура. Абсолютная шкала температур.

Изопроцессы. Газовые законы.

Графики изопроцессов.

14
ОК 5
 
Тема 3.1 Основы молекулярно-кинетической теории.
Самостоятельная работа:Основные положения МКТ и их опытные обоснования.
10
ОК 5
 
Лекционные занятия:

Внутренняя энергия. Количество теплоты. Работа.

Первое начало термодинамики. Понятие о втором начале термодинамики. Необратимость тепловых процессов.

Тепловая машина. КПД тепловых двигателей

6
ОК 5
 
Тема 3.2 Основы термодинамики
Самостоятельная работа:

Невозможность создания вечного двигателя 1 рода

7
ОК 5
 
Практические занятия:

Пр.р. № 5. Агрегатные состояния вещества

Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха.

2
ОК 5
 
Тема 3.3 Агрегатные состояния вещества и фазовые переходы
Самостоятельная работа:Строение твердых тел, жидкостей и газов. Фазовые переходы
7
ОК 5
 
Промежуточная аттестация
Лекционные занятия:

Контрольная работа за I семестр

2
ОК 5
 
2 семестр
 
Раздел 4. Основы электродинамики
 
Лекционные занятия:

Электризация тел. Заряд. Закон сохранения заряда

Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей

Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Диэлектрическая проницаемость среды

Электрическая емкость. Конденсаторы и их соединения

10
ОК 5
 
Практические занятия:

Пр.р. № 6. Проводники и диэлектрики в электрическом поле

2
ОК 5
 
Практические занятия:

Пр.р. № 7. Изучение последовательного соединения конденсаторов

2
ОК 5
 
Тема 4.1 Электрическое поле
Практические занятия:

Пр.р. № 8. Изучения параллельного соединения конденсаторов

2
ОК 5
 
Лекционные занятия:

Электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи

Работа и мощность пеостоянногоо тока. Закон Джоуля-Ленца.

Электродвижущая сила источника тока. Закон Олма для полной цепи.

Законы Кирхгофа для узла. Соединение источников электрической энергии в батарею 

10
ОК 5
 
Практические занятия:

Пр.р. № 9. Последовательное и параллельное соединение резисторов

2
ОК 5
 
Тема 4.2 Законы постоянного тока
Практические занятия:

Пр.р. № 10. Работа и мощность тока

2
ОК 5
 
Лекционные занятия:

Электрическая проводимость веществ. Сверхпроводимость

Электрический ток в металлах, полупроводниках, жидкостях и газах

Электролиз. Закон электролиза Фарадея.

6
ОК 5
 
Тема 4.3 Электрический ток в различных средах
Практические занятия:

Пр.р. № 11. Полупроводниковые приборы

2
ОК 5
 
Лекционные занятия:

Магнитное поле. Его свойства. Характеристика магнитного поля.

Взаимодействие токов. Сила Ампера.

Магнитный поток. Сила Лоренца

6
ОК 5
 
Практические занятия:

Пр.р. № 12. Действие магнитного поля на движущуюся заряженную частицу

2
ОК 5
 
Тема 4.4 Магнитное поле
Практические занятия:

Пр.р. № 13. Исследование фоторезистора

2
ОК 5
 
Тема 4.5 Электромагнитная индукция
Лекционные занятия:

Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока.

Электромагнитное поле 

6
ОК 5
 
Практические занятия:

Пр.р. № 14. Явление электромагнитной индукции

2
ОК 5
 
Тема 4.5 Электромагнитная индукция
Самостоятельная работа:

Применение электромагнитной индукции в техники

10
ОК 5
 
Раздел 5. Колебания и волны
 
Лекционные занятия:

Колебательное движение. Виды колебательного движения

Свободные и вынужденные гармонические колебания

4
ОК 5
 
Тема 5.1 Механические колебания и волны 
Практические занятия:

Пр.р. № 15. Изучение колебаний нитяного маятника

2
ОК 5
 
Лекционные занятия:

Свободные электромагнитные колебания в контуре. Частота, период колебаний

Вынужденные электромагнитные колебания.

Закон Ома для цепей переменного тока. Мощность. Трансформатор

Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн

10
ОК 5
 
Практические занятия:

Пр.р. № 16. Принципы радиосвязи

2
ОК 5
 
Тема 5.2 Электромагнитные колебания и волны
Самостоятельная работа:

Переменный ток. Генератор переменного тока

10
ОК 5
 
Раздел 6. Оптика
 
Тема 6.1 Природа света
Лекционные занятия:

Отражение света. Законы отражения света. Преломление света. Законы преломления. Линзы

Построение изображения в собирающей линзе

Построение изображения в рассеивающей линзе

Оптические приборы. Телескопы

8
ОК 5
 
Лекционные занятия:

Интерференция света. Когерентность световых лучей. Кольца Ньютона.

Дифракция света. Дифракционная решетка.

Понятие о голографии. Поляризация света. Поляроиды.

Дисперсия света. Виды излучений. Виды спектров. Спектральный анализ. Спектральные классы звезд. Ультрафиолетовое излучение. Инфракрасное излучение. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства. Шкала электромагнитных излучений 

12
ОК 5
 
Тема 6.2 Волновые свойства света
Самостоятельная работа:

Когеренция и дифракция световых волн

10
ОК 5
 
Тема 6.3 Специальная теория относительности
Лекционные занятия:

Постулаты теории относительности и следствия из них. Энергия покоя. Связь массы и энергии свободной частицы. Элементы релятивистской динамики 

4
ОК 5
 
Раздел 7. Квантовая физика
 
Тема 7.1 Квантовая оптика
Лекционные занятия:

Квантовая гипотеза Планка. Тепловое излучение. Корпускулярно-волновой дуализм. Фотоны. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Давление света. Химическое действие света. 

5
ОК 5
 
Лекционные занятия:

Модели строения атомного ядра. Ядерная модель атома. Опыты Э. Резерфорда. Модель атома водорода по Н. Бору. Квантовые постулаты Бора.

Лазеры. Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Радиоактивные превращения.

Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Ядерные реакции. Ядерная энергетика. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная 

8
ОК 5
 
Тема 7.2 Физика атома и атомного ядра
Самостоятельная работа:

Радиоактивность. Строение атома

11
ОК 5
 
Раздел 8. Строение Вселенной
 
Тема 8.1 Строение Солнечной системы
Лекционные занятия:

Солнечная система: планеты и малые тела, система Земля—Луна 

2
ОК 5
 
Лекционные занятия:

Строение и эволюция Солнца и звёзд. Классификация звёзд. Звёзды и источники их энергии.

Галактика. Современные представления о строении и эволюции Вселенной 

2
ОК 5
 
Тема 8.2 Эволюция Вселенной
Самостоятельная работа:

Теория происхождения Вселенной

11
ОК 5
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Физика» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Васильев А. А. Физика. Базовый уровень: 10—11 классы:учебник для среднего общего образования. - Юрайт, 2023. - 
 
2. Трофимова Т. И.   Руководство к решению задач по физике:учебное пособие для среднего профессионального образования. - Юрайт, 2023. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Айзенцон А. Е. Физика:учебник и практикум для среднего профессионального образования. - Юрайт, 2023. - 
 
2. Бордовский Г. А. Физика в 2 т.:учебное пособие для среднего профессионального образования. - Юрайт, 2023. - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.