2025-2026_26_01_09-23-123-6217_plx_Экологические основы природопользования
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Экологические основы природопользования»
26.01.09 – ПОО.01 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Экологические основы природопользования»

Индекс:

(Файл)

26.01.09 – ПОО.01 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Экологические основы природопользования»

Специальность
26.01.09 Моторист судовой
шифр и полное наименование
Квалификация
Моторист самостоятельного управления судовым двигателем - помощник механика
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Экологические основы природопользования» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 26.01.09 Моторист судовой (приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 г. № 858)», учебного плана по специальности «26.01.09 Моторист судовой», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Щербакова Е.Л.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Экологические основы природопользования»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности

- взаимосвязь организмов среды обитания, принципы рационального использования, методы снижения хозяйственного воздействия на биосферу;

- условия, устойчивого состояния экосистем, организационные и правовые средства охраны окружающей среды

Уметь:

-  анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности

- осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду с учетом специфики природно-климатических условий

Иметь практический опыт:

ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «Экологические основы природопользования» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Физика
 
- Химия
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Безопасность жизнедеятельности
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 64 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
Учебные занятия с преподавателем, всего
48
48
В том числе: 
Лекционные занятия
48
48
Самостоятельная работа
16
16
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
Общая трудоемкость дисциплины
64
64
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. Состояние окружающей среды и природопользование
 
Тема 1.1 Введение. Цели и задачи дисциплины Взаимодействие человека и природы
Лекционные занятия:Введение в предмет. Задачи, термины и понятия. Место экологии в научном знании.
2
ОК 3
 
Тема 1.2 Глобальные проблемы экологии и человечества. Зеленая революция
Лекционные занятия:Загрязнение окружающей среды. Основные источники техногенного воздействия на окружающую среду. Глобальные экологические проблемы. Экологический кризис и его последствия
4
ОК 3
 
Тема 1.3 Охрана биосферы от загрязнений выбросами хозяйственной деятельности
Лекционные занятия:Структура биосферы. Взаимоотношение организма и среды обитания. Экология и здоровье человека
4
ОК 3
 
Тема 1.4 Организация мониторинга окружающей среды
Лекционные занятия:Понятие мониторинга окружающей среды. Охраняемые природные территории России. Экологически неблагополучные регионы России, причины.
4
ОК 3
 
Тема 1.5 Природные ресурсы и их классификация
Лекционные занятия:Природные ресурсы и их классификация. Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции. Понятие природ ресурсного потенциала, принципы и методы рационального природопользования. Природ ресурсный потенциал РФ. Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства. Отходы, их классификация. Проблемы сохранения человеческих ресурсов.
4
ОК 3
 
Тема 1.5 Водная среда обитания
Самостоятельная работа:Принципы охраны водной среды. Определение степени загрязнения воды
4
ОК 3
 
Тема 1.5 Почва как среда обитания
Самостоятельная работа:Результаты антропогенного воздействия на почвы и меры по охране почв
4
ОК 3
 
Тема 1.5 Флора и фауна планеты
Самостоятельная работа:Природные зоны. Растительный и животный мир планеты. Редкие и вымирающие виды растений и животных и их охрана. «Красная книга»

природы. 

4
ОК 3
 
Тема 1.6 Загрязнение биосферы
Лекционные занятия:Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы. Изучение влияния основных загрязнителей биосферы на здоровье человека.
4
ОК 3
 
Тема 1.7 Энергетика и экология
Лекционные занятия:Энергетика и экология. АЭС. Радиационная проблема и способы её разрешения. Биологическое действие радиации
4
ОК 3
 
Тема 1.8 Морские суда, как источник загрязнения окружающей среды
Лекционные занятия:Морские суда, как источник загрязнения окружающей среды. Последствия загрязнения с судов нефтью, вредными жидкими веществами, остатками грузов, сточными водами, мусором.
4
ОК 3
 
Тема 1.9 Требования к конструкции и оборудованию судов для предотвращения загрязнения различными видами отходов. Аварийность морского транспорта
Лекционные занятия:Требования к конструкции и оборудованию судов для предотвращения загрязнения различными видами отходов. Аварийность морского транспорта.
4
ОК 3
 
Раздел 2. Правовые вопросы экологической безопасности
 
Тема 2.1 Правовые вопросы экологической безопасности
Лекционные занятия:Международные договоренности по проблемам охраны природы, региональная международная конвенция по охране морской среды.
4
ОК 3
 
Тема 2.1 Экологоприродоохранное образование
Самостоятельная работа:Нормативно-правовые акты при работе с экологической документацией. Эколого-природоохранное образование в учреждениях СПО
4
ОК 3
 
Тема 2.2 Организация рационального природопользования и охраны природы в России
Лекционные занятия:Государственная политика и управление в области экологии. Законодательное и нормативно-правовое регулирование природопользование в России.
4
ОК 3
 
Тема 2.3 Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду
Лекционные занятия:Основы экологического права. Профессиональная ответственность. Природоохранный надзор. Экологический кодекс России.
4
ОК 3
 
Контрольная работа
Лекционные занятия:
2
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Экологические основы природопользования» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. С.И. Колесников Экологические основы природопользования:учебник. - , 2020. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Хван, Г.А. Экологические основы природопользования:учебник для спо. - Юрай, 2018. - 
 
2. Новиков, В. К. Предотвращения загрязнения окружающей среды при судоходстве:курс лекций. - , 2017. - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.