2025-2026_26_01_09-23-123-6217_plx_Основы электроники и электротехники
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы электроники и электротехники»
26.01.09 – ОП.03 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы электроники и электротехники»

Индекс:

(Файл)

26.01.09 – ОП.03 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы электроники и электротехники»

Специальность
26.01.09 Моторист судовой
шифр и полное наименование
Квалификация
Моторист самостоятельного управления судовым двигателем - помощник механика
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Основы электроники и электротехники» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 26.01.09 Моторист судовой (приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 г. № 858)», учебного плана по специальности «26.01.09 Моторист судовой», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Морозова Е.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Основы электроники и электротехники»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

электротехническую терминологию; основные законы электротехники; типы электрических схем; правила выполнения электрических схем; методы расчета электрических цепей; основные элементы электрических сетей; принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты; схемы электроснабжения; основные правила эксплуатации электрооборудования; способы экономии электроэнергии; основные электротехнические материалы; правила сращивания, спайки и изоляции проводов; принципы работы типовых электронных устройств

Уметь:

читать принципиальные, электрические и монтажные схемы; рассчитывать параметры электрических схем; собирать электрические схемы; пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями; проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов контролировать качество выполняемых работ

Иметь практический опыт:

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

способы поиска , анализа и интерпретации информации, информационные технологии

Уметь:

использовать современные информационные технологии для решения задач профессиональной деятельности

Иметь практический опыт:

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

как спланировать свое рабочее время, время нахождения на вахте, знания техники безопасности и личной судовой безопасности, включая: безопасность в отношении электричества, системы разрешений на работу, работы в замкнутом пространстве, технике подъема тяжестей и способов повреждения позвоночника

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

состав команды, по возможности использовать знания, полученные по психологии, учитывать возраст членов команды и не стремиться к управлению коллективом, так как на судне все подчиняются капитану

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

государственный язык Российской Федерации , быть хорошо социально адаптированным, учитывать особенности и культурный уровень людей, работающих в команде

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

содержание профессиональной документации

Уметь:

заполнять нужную профессиональную документацию

Иметь практический опыт:

ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

наименование судового электрооборудования, принцип его действия

Уметь:

использовать судовое электрооборудование

Иметь практический опыт:

ПК 1.1 Выполнять обслуживание, ремонт главных и вспомогательных механизмов и всех технических средств.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

перечень ремонтов судового оборудования

Уметь:

обслуживать электрооборудование судна

Иметь практический опыт:

ПК 1.2 Под руководством вахтенного механика управлять главными и вспомогательными механизмами, техническими средствами и клапанами судовых систем.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

содержание профессиональной документации

Уметь:

заполнять нужную профессиональную документацию

Иметь практический опыт:

ПК 1.3 Вести установленную техническую документацию.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

средства судовой телефонной связи, судовой радиотрансляции, системы громкоговорящей связи, средства подачи тревог

Уметь:

пользоваться судовой телефонной связью, судовой радиотрансляцией, средствами подачи тревог

Иметь практический опыт:

ПК 1.5 Пользоваться средствами связи.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 2.3 Выполнять погрузочно-разгрузочные работы, крепление груза.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «Основы электроники и электротехники» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Физика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Судовое электрооборудование
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 80 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
Учебные занятия с преподавателем, всего
48
48
В том числе: 
Лекционные занятия
32
32
Лабораторные занятия
8
8
Практические занятия
8
8
Самостоятельная работа
26
26
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
80
80
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. Электрические цепи постоянного тока 
 
Тема 1.1 Электрическое поле
Лекционные занятия:

1. Понятие об электрическом поле. Энергия электрического поля. Электрическое поле в проводниках и диэлектриках.

2. Конденсатор, его заряд и электрическая емкость

3. Конденсаторы: типы, схемы соединения, выбор конденсаторов

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3
 
Лекционные занятия:

1. Электрическая цепь и ее основные элементы

2. Электрический ток, его характеристики. ЭДС и напряжение

3. Работа и мощность электрического тока

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3
 
Практические занятия:№1.

Решение задач по теме: «Электрические цепи постоянного тока»

4
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3
 
Тема 1.2 Основные элементы электрической цепи постоянного тока
Лабораторные занятия:№1.

Исследование цепи постоянного тока при последовательном и параллельном соединении сопротивлений

4
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3
 
Раздел 2. Электромагнетизм
 
Тема 2.1 Основные свойства магнитного поля. Электромагнитная индукция
Лекционные занятия:

1. Основные свойства магнитного поля, его характеристики. Закон полного тока

2. Проводник с током в магнитном поле.

3. Закон электромагнитной индукции. ЭДС индукции в контуре

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3
 
Раздел 3. Однофазные цепи переменного тока
 
Лекционные занятия:

1. Переменный ток, его получение. Период, частота, сдвиг фаз.

2. Амплитудное и мгновенное значения переменных величин.

3. Цепь переменного тока с активным сопротивлением

4
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3
 
Практические занятия:№ 2.

Решение задач по теме: «Последовательное соединение активного, индуктивного и емкостного сопротивлений»

4
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3
 
Тема 3.1 Синусоидальные э.д.с. и токи. Неразветвленная цепь переменного тока с последовательном соединении активного, индуктивного и емкостного сопротивлений
Лабораторные занятия:№ 2.

Исследование цепи переменного тока при последовательном соединении активного, индуктивного и емкостного сопротивлений

4
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3
 
Раздел 4. Трехфазные цепи переменного тока
 
Тема 4.1 Соединение обмоток трехфазных источников электрической энергии
Лекционные занятия:

1. Генерирование трехфазной ЭДС Соединение обмоток источника питания в «треугольник»

2. Соединение обмоток источника питания в «звезду»

3. Соединение обмоток источника питания в «треугольник»

4
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3
 
Раздел 5. Электрические измерения и приборы
 
Тема 5.1 Измерение тока и напряжения, мощности
Лекционные занятия:

1. Основные методы электрических измерений.

2. Погрешности измерительных приборов

3. Классификация электроизмерительных приборов

4. Электроизмерительные приборы непосредственной оценки

Измерение тока, напряжения, мощности

4
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3
 
Раздел 6. Трансформаторы
 
Тема 6.1 Устройство и принцип действия
Лекционные занятия:

1. Назначение и область применения трансформаторов, их устройство. Принцип действия однофазного трансформатора

2. Трансформирование трехфазного тока и схемы соединения обмоток трехфазных трансформаторов

4
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3
 
Раздел 7. Электрические машины
 
Тема 7.1 Электрические машины
Лекционные занятия:

1.Устройство коллекторной машины постоянного тока, обмотки якоря.

2. Генератор и двигатель постоянного тока

3. Принцип действия асинхронного двигателя

4. Устройство и принцип действия синхронных машин

4
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3
 
Раздел 8. Основы электроники
 
Тема 8.1 Полупроводниковые приборы
Лекционные занятия:

1. Электропроводность полупроводников

2. Полупроводниковые резисторы, диоды, биполярные  и полевые транзисторы

3. Тиристоры Фотоэлектрические приборы

6
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3
 
Консультации:
6
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3
 
Самостоятельная работа:Охрана труда при выполнении электротехнических работ.

Основные элементы электрической цепи.

Правила выполнения электрических схем.

Основные понятия цифровой электроники

26
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Основы электроники и электротехники» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Э.В.Кузнецов Электротехника и электроника в 3 т. Том 1. Электрические и магнитные цепи:Учебник и практикум для СПО . - Юрайт, 2020. - 
 
2. В.И.Киселев  Электротехника и электроника в 3 т. Том 2. Электромагнитные устройства и электрические машины:Учебник и практикум для СПО. - Юрайт, 2020. - 
 
3. Э. В. Кузнецов  Электротехника и электроника в 3 т. Том 3. Основы электроники и электрические изме-рения:Учебник и практикум для СПО . - Юрайт, 2020. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. В.И. Аблязов Электротехника и электроника [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2018. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/83317.html 
 
6.1 Основная литература
 
4. В. А. Кузовкин, В. В. Филатов. Электротехника и электроника:Учебник для СПО. - Юрайт, 2018. - 
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.