2025-2026_26_01_09-23-123-6217_plx_Судовые двигатели внутреннего сгорания
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Судовые двигатели внутреннего сгорания»
26.01.09 – Раздел 1.01 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Судовые двигатели внутреннего сгорания»

Индекс:

(Файл)

26.01.09 – Раздел 1.01 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Судовые двигатели внутреннего сгорания»

Специальность
26.01.09 Моторист судовой
шифр и полное наименование
Квалификация
Моторист самостоятельного управления судовым двигателем - помощник механика
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Судовые двигатели внутреннего сгорания» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 26.01.09 Моторист судовой (приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 г. № 858)», учебного плана по специальности «26.01.09 Моторист судовой», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Гулько Т.Н.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Судовые двигатели внутреннего сгорания»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- область применения своей будущей профессии;

- требования к своей будущей профессии

Уметь:

- оценивать значимость профессии для самореализации;

- изучать профессиональные периодические издания и дополнительную литературу

демонстрировать интерес к будущей профессии в процессе  теоретического и практического обучения

Иметь практический опыт:

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- задачи профессиональной деятельности;

- способы и методы их решения

Уметь:

- обеспечивать выделение, распределение и установление очередности использования ресурсов;

- демонстрировать эффективность и качество выполнения профессиональных задач

Иметь практический опыт:

- решения задач профессиональной деятельности, применительно к эксплуатации СДВС

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- анализировать ситуации, определять алгоритм действий в данной ситуации, демонстрация осознания  ответственности за результаты своей работы

Иметь практический опыт:

ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- современные средства поиска и анализа информации и информационные технологии для выполнения профессиональных задач

Уметь:

- демонстрировать уверенное использование средств поиска, анализа и интерпретации информации

Иметь практический опыт:

- использования средства поиска, анализа и интерпретации информации

ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- современные средства и устройства информатизации, порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности

Уметь:

- применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач;

- использовать современное программное обеспечение

Иметь практический опыт:

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- функциональные обязанности работников и руководителей, принципы делового общения

Уметь:

- взаимодействать с обучающимися, преподавателями в ходе обучения, руководителями практик, членами экипажа во время практик, учет опыта работы в команде

Иметь практический опыт:

- навыками работы в коллективе исполнителей

ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- классификацию судовых двигателей внутреннего сгорания (назначение, принцип действия, конструктивное выполнение);

- рабочие процессы, мощность и экономичность двигателей внутреннего сгорания;

- параметры технической эксплуатации главных двигателей;

- смесеобразование дизелей, виды смесеобразования;

- остов двигателя внутреннего сгорания, схемы компоновки, общее устройство, фундаментную раму, рамовые подшипники, амортизаторы, станины;

- назначение, устройство кривошипно-шатунного механизма;

- назначение, устройство механизма газораспределения (регулировку, возможные неисправности, обслуживание и ремонт);

- смазочную систему двигателя внутреннего сгорания, предъявляемые требования, свойства смазочных материалов;

- назначение, классификацию топливной системы, ее составные элементы;

- виды топлива, применяемые для двигателей внутреннего сгорания, нормы, учет расхода;

- системы пуска и реверсирования, обслуживающие системы судовых дизелей, эксплуатационные характеристики и режимы работы, выбор ограничительных параметров и характеристик, работа системы воздуховпуска, влияние наддува на эксплуатационные показатели двигателей;

Уметь:

- очищать фильтры водяной и масляной систем, обеспечивать подготовку к работе, техническое обслуживание и ремонт главных и аварийных двигателей, следить за техническим состоянием и работой механизмов машинного отделения, определять неисправности и неполадки в работе двигателей и механизмов по контрольно-измерительным приборам и внешним признакам, своевременно обнаруживать и устранять их;

- производить необходимые замеры с помощью измерительных инструментов;

- производить регулировку, устранять неисправности механизма газораспределения, топливных насосов, осуществлять техническое обслуживание топливной системы;

- принимать меры при выходе параметров за пределы допустимого;

Иметь практический опыт:

- эксплуатации и технического обслуживания главных энергетических установок;

- выбора материалов и оборудования, применяемых при обслуживании и ремонте;

- выполнения профилактических работ, установленных правилами технической эксплуатации;

- обслуживания двигателей при реверсах и маневрах

ПК 1.1 Выполнять обслуживание, ремонт главных и вспомогательных механизмов и всех технических средств.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- системы пуска и реверсирования, обслуживающие системы судовых дизелей, эксплуатационные характеристики и режимы работы, выбор ограничительных параметров и характеристик, работа системы воздуховпуска, влияние наддува на эксплуатационные показатели двигателей;

Уметь:

- обеспечивать подготовку к работе, техническое обслуживание и ремонт главных и аварийных двигателей,

Иметь практический опыт:

- обслуживания двигателей при реверсах и маневрах

ПК 1.2 Под руководством вахтенного механика управлять главными и вспомогательными механизмами, техническими средствами и клапанами судовых систем.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- техническую и рабочую документацию по главным и вспомогательным двигателям, механизмам и системам;

- требования национальных и международных требований по предотвращению загрязнения при эксплуатации судна.

- принципы подготовки конструкций и технических средств к заводскому ремонту и освидетельствованиям, а также к предъявлению классификационным обществам

Уметь:

- вести установленную техническую документацию

Иметь практический опыт:

ПК 1.3 Вести установленную техническую документацию.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Обязанностей моториста при заступлении на вахту, при несении вахты и при сдаче вахты;

Команды по вопросам, относящимся к обязанностям по несению вахты;

Информацию, требуемой для несения безопасной вахты;

Терминологию, применяемую в машинном помещении, и названий механизмов и оборудования;

Требования охраны труда при несении вахты

Уметь:

Нести вахту в машинном помещении;

Использовать соответствующие системы внутрисудовой связи;

Ориентироваться в расположении судовых помещений;

Нести вахту с соблюдением требований охраны труда

Иметь практический опыт:

Несения вахты в машинном помещении;

Поддержания чистоты и порядка в машинном помещении

ПК 1.4 Соблюдать правила несения судовой вахты.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- пользоваться средствами связи

Иметь практический опыт:

ПК 1.5 Пользоваться средствами связи.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2, 3 курсе в 3, 4, 5 семестре.
Дисциплина «Судовые двигатели внутреннего сгорания» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Основы материаловедения и технология общеслесарных работ
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Учебная практика
 
- Экзамен по ПМ.01
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 202 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
4
5
Учебные занятия с преподавателем, всего
125
40
53
32
В том числе: 
Лекционные занятия
103
32
39
32
Практические занятия
22
8
14
Самостоятельная работа
67
20
31
16
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
ЗаО
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
202
64
90
48
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
4 семестр
 
Раздел 1. Конструкция дизелей и обслуживающих систем
 
Лекционные занятия:

1.Ведение. Общее устройство, основные понятия и определения. Классификация и маркировка дизелей.

2.Способы осуществления рабочего цикла дизелей

3.Индикаторныеи круговые диаграммы цикла4-х и 2-х тактных дизелей.

6
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5
 
Практические занятия:

Построение индикаторных и круговых диаграмм цикла4-х и 2-х тактных дизелей.

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5
 
Тема 1.1 Общие устройство, принципы осуществления циклов дизелей
Самостоятельная работа:

Изучение принципа работы СДВС, отработка навыков построениядиаграмм рабочего цикла: повторение лекционного материала, работа с литературой, подготовка к защите практической работы

4
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5
 
Лекционные занятия:

1. Конструктивные схемы остова; анкерные связи.

2. Фундаментная рама. Рамовые подшипники.

3. Станина. Рабочие цилиндры

4. Втулки и крышки рабочих цилиндров

8
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5
 
Тема 1.2. Остов дизеля
Практические занятия:

Изучение конструкций деталей остова дизелей

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5
 
Тема 1.2. Остов дизеля
Самостоятельная работа:

Изучение деталей остова, способов крепления, особенностей деталей ВОД, СОД. МОД: повторение лекционного материала, работа с литературой, подготовка к защите практической работе

6
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5
 
Лекционные занятия:

1. Конструктивные схемы механизма движения тронковых и крейцкопфных дизелей.

2. Поршни. Поршневые кольца.

3. Поршневой палец, поршневой шток, сальник поршневого штока. Крейцкопф.

4. Шатуны, шатунные болты.

5. Коленчатый вал

10
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5
 
Практические занятия:

Изучение конструкций деталей механизма движения дизелей

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5
 
Тема 1.3. Механизм движения дизелей
Самостоятельная работа:

Изучение деталей механизма движения, способов крепления, особенностей деталей ВОД, СОД. МОД: повторение лекционного материала, работа с литературой, подготовка к защите практической работе

6
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5
 
Лекционные занятия:

1. Конструктивные схемы, клапаны механизма газораспределения дизелей

2. Приводы газораспределительных клапанов.

3. Распределительные валы и их приводы.

4. Агрегаты наддува и продувки дизелей.

6
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5
 
Практические занятия:

Изучение конструкций механизма газораспределения и агрегатов наддува и продувки

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5
 
Тема 1.4 Механизм газораспределения и агрегаты наддува дизелей
Самостоятельная работа:

Изучение деталей конструкций механизма газораспределения и агрегатов наддува и продувки, способов крепления, особенностей деталей ВОД, СОД, МОД: повторение лекционного материала, работа с литературой, подготовка к защите практической работе

4
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5
 
Консультации:
4
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5
 
Контрольная работа
Лекционные занятия:
2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5
 
Лекционные занятия:

1. Топливо для судовых дизелей. Системы топливоподачи дизелей

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5
 
Практические занятия:

Изучение топливных систем дизелей

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5
 
Лекционные занятия:

2. Топливные насосы высокого давления (ТНВД).

3. Форсунки.

6
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5
 
Практические занятия:

Изучение конструкций топливной аппаратуры дизелей

4
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5
 
Тема 1.5 Топливные системы
Самостоятельная работа:

Изучение устройства топливных систем различных дизелей, особенностей топливной аппаратуры ВОД, СОД. МОД: повторение лекционного материала, работа с литературой, подготовка к защите практических работ

5
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5
 
Лекционные занятия:

1. Циркуляционные системы смазки дизелей.

2. Канализация масла внутри дизелей. Смазка цилиндров дизелей.

4
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5
 
Практические занятия:

Изучение систем смазки судовых дизелей.

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5
 
Самостоятельная работа:

Изучение устройства смазочных систем различных дизелей, особенностей смазки цилиндров ВОД, СОД. МОД: повторение лекционного материала, работа с литературой, подготовка к защите практических работ

4
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5
 
Лекционные занятия:

3. Проточные системы охлаждения дизелей.

4. Замкнутые системы охлаждения дизелей.

4
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5
 
Практические занятия:

Изучение систем охлаждения дизелей.

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5
 
Тема 1.6 Система смазки и охлаждения
Самостоятельная работа:

Изучение устройства систем охлаждения ВОД, СОД. МОД: повторение лекционного материала, работа с литературой, подготовка к защите практических работ

4
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5
 
Лекционные занятия:

1. Системы воздушного пуска дизелей

2. Элементы систем воздушного пуска дизелей

4
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5
 
Практические занятия:

Изучение конструкций элементов систем воздушного пуска

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5
 
Лекционные занятия:

3. Реверсирование судовых дизелей. Основы ДАУ дизелей

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5
 
Практические занятия:

Изучение систем управления судовыми дизелями

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5
 
Тема 1.7 Системы пуска и управления дизелей
Самостоятельная работа:

Изучение устройства систем воздушного пуска различных дизелей, особенностей элементов систем ВОД, СОД. МОД, основы ДАУ дизелей: повторение лекционного материала, работа с литературой, подготовка к защите практических работ

6
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5
 
Раздел 2. Основы теории и динамики двигателя внутреннего сгорания
 
Лекционные занятия:

1. Идеальный цикл со смешанным подводом теплоты

2. Процесс газообмена и сжатия.

3. Процесс сгорания и расширения

6
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5
 
Тема 2.1 Процессы рабочего цикла
Самостоятельная работа:

Изучение процессов рабочего цикла 2-х и 4-х тактных дизелей: повторение лекционного материала, работа с литературой

4
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5
 
Лекционные занятия:

1. Энергетические показатели работы двигателя.

2. Экономические показатели работы двигателя.

4
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5
 
Тема 2.2 Энергетические и экономические показатели работы дизеля
Самостоятельная работа:

Изучение показателей работы дизеля: повторение лекционного материала, работа с литературой

4
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5
 
Тема 2.3. Тепловой баланс и утилизация тепловых потерь. Тепловая напряженность дизелей
Лекционные занятия:

Тепловой баланс и утилизация тепловых потерь. Тепловая напряженность дизелей

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5
 
Тема 2.4 Наддув дизелей
Лекционные занятия:

Наддув дизелей

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5
 
Лекционные занятия:

1. Силы и моменты, действующие в КШМ. Неравномерность вращения вала. Крутильные колебания.

2. Понятие о внутренней и внешней неуравновешенности

1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5
 
Тема 2.5. Динамика и уравновешенность дизеля
Самостоятельная работа:

Изучение способов утилизации тепловых потерь, показателей тепловой и механической напряженности, ее влияние на работу дизеля: повторение лекционного материала, работа с литературой

4
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5
 
Консультации:
6
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5
 
Дифференцированный зачёт
Лекционные занятия:
2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5
 
5 семестр
 
Раздел 3. Основы технической эксплуатации судовых дизелей
 
Лекционные занятия:

1. Контроль и регулировка параметров рабочего цикл

2. Индицирование дизеля. Виды индикаторных диаграмм.

2. Характеристики дизелей

3.Режимы работы дизелей

8
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5
 
Тема 3.1 Теоретические основы эксплуатации дизелей
Самостоятельная работа:

Изучение параметров рабочего цикла, влияние на работу дизеля, изучение нагрузочных и скоростных характеристик, режимов работы дизеля: повторение лекционного материала, изучение ПТЭ СТС и К

8
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5
 
Лекционные занятия:

1. Статическое и динамическое регулирование дизелей

2.Проверка и регулирование механизма газораспределения

3.Проверка и регулирование топливной аппаратуры.

4. Подготовка дизельной установки к действию и пуск дизеля.

5. Обслуживание дизеля во время работы и стоянки.

6. Характерные неисправности и неполадки в работе дизельных установок, их причины и способы устранения

24
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5
 
Тема 3.2 Практические основы эксплуатации дизелей
Самостоятельная работа:

Изучение способов регулирования дизелей, механизма газораспределения, топливной аппаратуры, подготовка систем к пуску, пробные пуски, пуск дизеля, обслуживание дизеля во время работы, неисправности: повторение лекционного материала, изучение ПТЭ СТС и К

8
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Судовые двигатели внутреннего сгорания» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. И.В. Возницкий, А.С. Пунда Судовые двигатели внутреннего сгорания Том.1. Конструкция двигателей:Учебник. - МОРКНИГА, 2020. - 
 
2. И.В. Возницкий, А.С. Пунда Судовые двигатели внутреннего сгорания Том.2. Теория и эксплуатация двигателей:Учебник. - МОРКНИГА, 2020. - 
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.