ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Судовые двигатели внутреннего сгорания»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Судовые двигатели внутреннего сгорания»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
- область применения своей будущей профессии;
- требования к своей будущей профессии
Уметь:
- оценивать значимость профессии для самореализации;
- изучать профессиональные периодические издания и дополнительную литературу
демонстрировать интерес к будущей профессии в процессе теоретического и практического обучения
Иметь практический опыт:
- задачи профессиональной деятельности;
- способы и методы их решения
Уметь:
- обеспечивать выделение, распределение и установление очередности использования ресурсов;
- демонстрировать эффективность и качество выполнения профессиональных задач
Иметь практический опыт:
- решения задач профессиональной деятельности, применительно к эксплуатации СДВС
Уметь:
- анализировать ситуации, определять алгоритм действий в данной ситуации, демонстрация осознания ответственности за результаты своей работы
Иметь практический опыт:
- современные средства поиска и анализа информации и информационные технологии для выполнения профессиональных задач
Уметь:
- демонстрировать уверенное использование средств поиска, анализа и интерпретации информации
Иметь практический опыт:
- использования средства поиска, анализа и интерпретации информации
- современные средства и устройства информатизации, порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности
Уметь:
- применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач;
- использовать современное программное обеспечение
Иметь практический опыт:
- функциональные обязанности работников и руководителей, принципы делового общения
Уметь:
- взаимодействать с обучающимися, преподавателями в ходе обучения, руководителями практик, членами экипажа во время практик, учет опыта работы в команде
Иметь практический опыт:
- навыками работы в коллективе исполнителей
- классификацию судовых двигателей внутреннего сгорания (назначение, принцип действия, конструктивное выполнение);
- рабочие процессы, мощность и экономичность двигателей внутреннего сгорания;
- параметры технической эксплуатации главных двигателей;
- смесеобразование дизелей, виды смесеобразования;
- остов двигателя внутреннего сгорания, схемы компоновки, общее устройство, фундаментную раму, рамовые подшипники, амортизаторы, станины;
- назначение, устройство кривошипно-шатунного механизма;
- назначение, устройство механизма газораспределения (регулировку, возможные неисправности, обслуживание и ремонт);
- смазочную систему двигателя внутреннего сгорания, предъявляемые требования, свойства смазочных материалов;
- назначение, классификацию топливной системы, ее составные элементы;
- виды топлива, применяемые для двигателей внутреннего сгорания, нормы, учет расхода;
- системы пуска и реверсирования, обслуживающие системы судовых дизелей, эксплуатационные характеристики и режимы работы, выбор ограничительных параметров и характеристик, работа системы воздуховпуска, влияние наддува на эксплуатационные показатели двигателей;
Уметь:
- очищать фильтры водяной и масляной систем, обеспечивать подготовку к работе, техническое обслуживание и ремонт главных и аварийных двигателей, следить за техническим состоянием и работой механизмов машинного отделения, определять неисправности и неполадки в работе двигателей и механизмов по контрольно-измерительным приборам и внешним признакам, своевременно обнаруживать и устранять их;
- производить необходимые замеры с помощью измерительных инструментов;
- производить регулировку, устранять неисправности механизма газораспределения, топливных насосов, осуществлять техническое обслуживание топливной системы;
- принимать меры при выходе параметров за пределы допустимого;
Иметь практический опыт:
- эксплуатации и технического обслуживания главных энергетических установок;
- выбора материалов и оборудования, применяемых при обслуживании и ремонте;
- выполнения профилактических работ, установленных правилами технической эксплуатации;
- обслуживания двигателей при реверсах и маневрах
- системы пуска и реверсирования, обслуживающие системы судовых дизелей, эксплуатационные характеристики и режимы работы, выбор ограничительных параметров и характеристик, работа системы воздуховпуска, влияние наддува на эксплуатационные показатели двигателей;
Уметь:
- обеспечивать подготовку к работе, техническое обслуживание и ремонт главных и аварийных двигателей,
Иметь практический опыт:
- обслуживания двигателей при реверсах и маневрах
- техническую и рабочую документацию по главным и вспомогательным двигателям, механизмам и системам;
- требования национальных и международных требований по предотвращению загрязнения при эксплуатации судна.
- принципы подготовки конструкций и технических средств к заводскому ремонту и освидетельствованиям, а также к предъявлению классификационным обществам
Уметь:
- вести установленную техническую документацию
Иметь практический опыт:
Обязанностей моториста при заступлении на вахту, при несении вахты и при сдаче вахты;
Команды по вопросам, относящимся к обязанностям по несению вахты;
Информацию, требуемой для несения безопасной вахты;
Терминологию, применяемую в машинном помещении, и названий механизмов и оборудования;
Требования охраны труда при несении вахты
Уметь:
Нести вахту в машинном помещении;
Использовать соответствующие системы внутрисудовой связи;
Ориентироваться в расположении судовых помещений;
Нести вахту с соблюдением требований охраны труда
Иметь практический опыт:
Несения вахты в машинном помещении;
Поддержания чистоты и порядка в машинном помещении
Уметь:
- пользоваться средствами связи
Иметь практический опыт:
часов
1.Ведение. Общее устройство, основные понятия и определения. Классификация и маркировка дизелей.
2.Способы осуществления рабочего цикла дизелей
3.Индикаторныеи круговые диаграммы цикла4-х и 2-х тактных дизелей.
Построение индикаторных и круговых диаграмм цикла4-х и 2-х тактных дизелей.
Изучение принципа работы СДВС, отработка навыков построениядиаграмм рабочего цикла: повторение лекционного материала, работа с литературой, подготовка к защите практической работы
1. Конструктивные схемы остова; анкерные связи.
2. Фундаментная рама. Рамовые подшипники.
3. Станина. Рабочие цилиндры
4. Втулки и крышки рабочих цилиндров
Изучение конструкций деталей остова дизелей
Изучение деталей остова, способов крепления, особенностей деталей ВОД, СОД. МОД: повторение лекционного материала, работа с литературой, подготовка к защите практической работе
1. Конструктивные схемы механизма движения тронковых и крейцкопфных дизелей.
2. Поршни. Поршневые кольца.
3. Поршневой палец, поршневой шток, сальник поршневого штока. Крейцкопф.
4. Шатуны, шатунные болты.
5. Коленчатый вал
Изучение конструкций деталей механизма движения дизелей
Изучение деталей механизма движения, способов крепления, особенностей деталей ВОД, СОД. МОД: повторение лекционного материала, работа с литературой, подготовка к защите практической работе
1. Конструктивные схемы, клапаны механизма газораспределения дизелей
2. Приводы газораспределительных клапанов.
3. Распределительные валы и их приводы.
4. Агрегаты наддува и продувки дизелей.
Изучение конструкций механизма газораспределения и агрегатов наддува и продувки
Изучение деталей конструкций механизма газораспределения и агрегатов наддува и продувки, способов крепления, особенностей деталей ВОД, СОД, МОД: повторение лекционного материала, работа с литературой, подготовка к защите практической работе
1. Топливо для судовых дизелей. Системы топливоподачи дизелей
Изучение топливных систем дизелей
2. Топливные насосы высокого давления (ТНВД).
3. Форсунки.
Изучение конструкций топливной аппаратуры дизелей
Изучение устройства топливных систем различных дизелей, особенностей топливной аппаратуры ВОД, СОД. МОД: повторение лекционного материала, работа с литературой, подготовка к защите практических работ
1. Циркуляционные системы смазки дизелей.
2. Канализация масла внутри дизелей. Смазка цилиндров дизелей.
Изучение систем смазки судовых дизелей.
Изучение устройства смазочных систем различных дизелей, особенностей смазки цилиндров ВОД, СОД. МОД: повторение лекционного материала, работа с литературой, подготовка к защите практических работ
3. Проточные системы охлаждения дизелей.
4. Замкнутые системы охлаждения дизелей.
Изучение систем охлаждения дизелей.
Изучение устройства систем охлаждения ВОД, СОД. МОД: повторение лекционного материала, работа с литературой, подготовка к защите практических работ
1. Системы воздушного пуска дизелей
2. Элементы систем воздушного пуска дизелей
Изучение конструкций элементов систем воздушного пуска
3. Реверсирование судовых дизелей. Основы ДАУ дизелей
Изучение систем управления судовыми дизелями
Изучение устройства систем воздушного пуска различных дизелей, особенностей элементов систем ВОД, СОД. МОД, основы ДАУ дизелей: повторение лекционного материала, работа с литературой, подготовка к защите практических работ
1. Идеальный цикл со смешанным подводом теплоты
2. Процесс газообмена и сжатия.
3. Процесс сгорания и расширения
Изучение процессов рабочего цикла 2-х и 4-х тактных дизелей: повторение лекционного материала, работа с литературой
1. Энергетические показатели работы двигателя.
2. Экономические показатели работы двигателя.
Изучение показателей работы дизеля: повторение лекционного материала, работа с литературой
Тепловой баланс и утилизация тепловых потерь. Тепловая напряженность дизелей
Наддув дизелей
1. Силы и моменты, действующие в КШМ. Неравномерность вращения вала. Крутильные колебания.
2. Понятие о внутренней и внешней неуравновешенности
Изучение способов утилизации тепловых потерь, показателей тепловой и механической напряженности, ее влияние на работу дизеля: повторение лекционного материала, работа с литературой
1. Контроль и регулировка параметров рабочего цикл
2. Индицирование дизеля. Виды индикаторных диаграмм.
2. Характеристики дизелей
3.Режимы работы дизелей
Изучение параметров рабочего цикла, влияние на работу дизеля, изучение нагрузочных и скоростных характеристик, режимов работы дизеля: повторение лекционного материала, изучение ПТЭ СТС и К
1. Статическое и динамическое регулирование дизелей
2.Проверка и регулирование механизма газораспределения
3.Проверка и регулирование топливной аппаратуры.
4. Подготовка дизельной установки к действию и пуск дизеля.
5. Обслуживание дизеля во время работы и стоянки.
6. Характерные неисправности и неполадки в работе дизельных установок, их причины и способы устранения
Изучение способов регулирования дизелей, механизма газораспределения, топливной аппаратуры, подготовка систем к пуску, пробные пуски, пуск дизеля, обслуживание дизеля во время работы, неисправности: повторение лекционного материала, изучение ПТЭ СТС и К
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.