2025-2026_26_01_09-23-123-6217_plx_Судовые вспомогательные механизмы и системы
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Судовые вспомогательные механизмы и системы»
26.01.09 – Раздел 1.02 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Судовые вспомогательные механизмы и системы»

Индекс:

(Файл)

26.01.09 – Раздел 1.02 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Судовые вспомогательные механизмы и системы»

Специальность
26.01.09 Моторист судовой
шифр и полное наименование
Квалификация
Моторист самостоятельного управления судовым двигателем - помощник механика
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Судовые вспомогательные механизмы и системы» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 26.01.09 Моторист судовой (приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 г. № 858)», учебного плана по специальности «26.01.09 Моторист судовой», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Мария С,              В.И.Корнева
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Судовые вспомогательные механизмы и системы»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- основы теории паровых котлов

Уметь:

- обслуживать судовые механические системы и их системы управления

Иметь практический опыт:

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- устройство элементов судовой энергетической установки, механизмов и систем

Уметь:

-эксплуатировать насосы и их системы управления

Иметь практический опыт:

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- обязанности по эксплуатации и обслуживанию судовой энергетики и электрооборудования

Уметь:

- эксплуатировать насосы и их системы управления

Иметь практический опыт:

ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- назначение, конструкцию судовых вспомогательных механизмов, систем и устройств

Уметь:

- эксплуатировать судовые вспомогательные механизмы и системы судна и их системы управления

Иметь практический опыт:

ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- порядок ввода в эксплуатацию оборудования и систем после ремонта и проведения рабочих испытаний

Уметь:

- вводить в эксплуатацию судовую силовую установку, оборудование и системы после ремонта и проведения рабочих испытаний

Иметь практический опыт:

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные принципы несения безопасной машинной вахты

Уметь:

- вести квалифицированное наблюдение за механическим оборудованием и системами, сочетая рекомендации изготовителя и принятые принципы и процедуры несения машинной вахты

Иметь практический опыт:

ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основы теории паровых котлов;

- устройство элементов судовой энергетической установки, механизмов и систем

Уметь:

- обслуживать судовые механические системы и их системы управления;

- эксплуатировать главные и вспомогательные механизмы  судна и их системы управления

Иметь практический опыт:

- эксплуатации и обслуживания судовой энергетики и её управляющих систем

ПК 1.1 Выполнять обслуживание, ремонт главных и вспомогательных механизмов и всех технических средств.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- обязанности по эксплуатации и обслуживанию судовой энергетики и электрооборудования;

- назначение, конструкцию судовых вспомогательных механизмов, систем и устройств

Уметь:

- эксплуатировать судовые вспомогательные механизмы и системы судна и их системы управления;

- вводить в эксплуатацию судовую силовую установку, оборудование и системы после ремонта и проведения рабочих испытаний

Иметь практический опыт:

- эксплуатации и обслуживания судовых насосов и вспомогательного оборудования

ПК 1.2 Под руководством вахтенного механика управлять главными и вспомогательными механизмами, техническими средствами и клапанами судовых систем.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- порядок ввода в эксплуатацию оборудования и систем после ремонта и проведения рабочих испытаний

Уметь:

- вести квалифицированное наблюдение за механическим оборудованием и системами, сочетая рекомендации изготовителя и принятые принципы и процедуры несения машинной вахты

Иметь практический опыт:

- автоматического контроля и нормирования эксплуатационных показателей.

ПК 1.3 Вести установленную техническую документацию.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные принципы несения безопасной машинной вахты;

- устройство элементов судовой энергетической установки, механизмов и систем;

- обязанности по эксплуатации и обслуживанию судовой энергетики и электрооборудования;

- назначение, конструкцию судовых вспомогательных механизмов, систем и устройств

Уметь:

- вести квалифицированное наблюдение за механическим оборудованием и системами, сочетая рекомендации изготовителя и принятые принципы и процедуры несения машинной вахты

Иметь практический опыт:

- автоматического контроля и нормирования эксплуатационных показателей

ПК 1.4 Соблюдать правила несения судовой вахты.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные принципы несения безопасной машинной вахты

Уметь:

- пользоваться общесудовой системой связи

Иметь практический опыт:

ПК 1.5 Пользоваться средствами связи.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3, 4 семестре.
Дисциплина «Судовые вспомогательные механизмы и системы» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Математика
 
- Основы инженерной графики
 
- Теория и устройство судна
 
- Физика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Организация и проведение судовых работ и швартовных операций
 
- Производственная практика (плавательная)
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 150 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
4
Учебные занятия с преподавателем, всего
92
40
52
В том числе: 
Лекционные занятия
71
32
39
Практические занятия
21
8
13
Самостоятельная работа
48
20
28
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
150
64
86
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. Палубные механизмы
 
Тема 1.1 Общие сведения о вспомогательных механизмах
Лекционные занятия:

Роль СВМ в работе судна;

Требования к СВМ;

Классификация СВМ.

1
 
Лекционные занятия:

Составные части рулевого устройства.

Требования Регистра к рулевым устройствам.

Рулевые приводы, их классификация.

Устройство и работа рулевых приводов.

2
 
Тема 1.2 Механизмы рулевых устройств
Практические занятия:

Исследование работы гидравлического рулевого привода типа РГ

2
 
Тема 1.3 Рулевые машины их эксплуатация
Лекционные занятия:

Классификация рулевых машин.

Электрические рулевые машины.

Электрогидравлические рулевые машины.

2
 
Тема 1.4 Эксплуатация рулевых машин
Лекционные занятия:

Общие сведения об авторулевых.

Правила обслуживания рулевых машин.

Требования, предъявляемые к рулевым устройствам.

2
 
Лекционные занятия:

Классификация ЯШМ. Конструкции электрических якорно-швартовных и швартовных лебедок.

ЯШМ с гидроприводом.

Эксплуатация ЯШМ.

3
 
Тема 1.5 Якорно-швартовные механизмы
Практические занятия:

Устройство и работа электрического брашпиля

2
 
Лекционные занятия:

Общие сведения о грузовом устройстве.

Грузовые и шлюпочные лебедки.

Люковые закрытия трюмов.

Эксплуатация грузоподъёмных механизмов

2
 
Тема 1.6 Грузоподъёмные механизмы
Практические занятия:

Работа шлюпочной лебедки

2
 
Раздел 2. Судовые насосы
 
Тема 2.1 Общие сведения о насосах
Лекционные занятия:

Классификация судовых насосов.

Основные параметры работы насосов.

Условия работы судовых насосов.

4
 
Лекционные занятия:

Типы и общее устройство. Движение жидкости в рабочем колесе.

Кавитация и осевая сила при работе насоса.

Эксплуатация центробежного насоса

6
 
Тема 2.2 Центробежные насосы
Практические занятия:

Схема движения жидкости и работа центробежного насоса

2
 
Тема 2.3 Вихревые и струйные насосы
Лекционные занятия:

Вихревые насосы. Классификация. Устройство и работа.

Струйные насосы. Принцип действия.

Эксплуатация и техника безопасности при эксплуатации.

6
 
Тема 2.4 Поршневые и роторные насосы
Лекционные занятия:

Классификация поршневых насосов. Конструкция.

Воздушные колпаки.

Шестеренные и винтовые насосы. Устройство и работа

4
 
Самостоятельная работа:
20
 
Консультации:
4
 
4 семестр
 
Раздел 3. Судовые системы
 
Тема 3.1 Механизмы судовых систем
Лекционные занятия:

Классификация и состав судовых систем. Компоновка судовых систем.

Соединения трубопроводов в системах.

Арматура судовых систем.

6
 
Лекционные занятия:

Назначение трюмных систем.

Балластная и осушительная система.

Противопожарные системы.

6
 
Практические занятия:

Изучение схем трюмных систем

2
 
Тема 3.2 Трюмные и противопожарные системы
Практические занятия:

Изучение схем противожарных систем

3
 
Лекционные занятия:

Питьевая и мытьевая вода.

Системы сточная, фановая и шпигатов

4
 
Тема 3.3 Системы водоснабжения и санитарные системы
Практические занятия:

Схема сепарационной установки «Нептуматик МОК 12»

2
 
Тема 3.4 Специальные системы танкеров
Лекционные занятия:

Грузовые и зачистные системы.

Система подогрева и орошения.

Газоотводная система и система инертных газов

4
 
Раздел 4. Вспомогательные котельные установки
 
Тема 4.1 Общие сведения о судовых котельных установках
Лекционные занятия:

Назначение и состав котельных установок.

Классификация судовых котлов и основные характеристики котлов.

Арматура котлов. Фронтон и форсунки котлов.

Топливная и питательная системы котлов.

6
 
Лекционные занятия:

Устройство автономных котлов.

Устройство котлов-утилизаторов.

Устройство комбинированного парового котла.

6
 
Тема 4.2 Устройство вспомогательных котлов
Практические занятия:

Изучение схемы  автоматического управления КУ КОАВ 200(68)

3
 
Лекционные занятия:

Автоматическое регулирование уровня воды.

Автоматическое регулирование давления пара.

Изучение схемы автоматического управления КУ КВА 0,5/5.

4
 
Тема 4.3 Системы автоматики парового котла
Практические занятия:

Изучение схемы  автоматического управления КУ КОАВ 200(68)

3
 
Тема 4.4 Техническая эксплуатация котлов
Лекционные занятия:

Подготовка к пуску пуск котельной установки.

Обслуживание действующей установки.

Надзор за техническим состоянием котельных установок.

3
 
Самостоятельная работа:
28
 
Консультации:
6
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Судовые вспомогательные механизмы и системы» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.