2025-2026_26_01_09-23-123-6217_plx_Подготовка в соответствии с требованиями пункта 4 раздела А-VI 1 Кодекса ПДНВ
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Подготовка в соответствии с требованиями пункта 4 раздела А-VI/1 Кодекса ПДНВ»
26.01.09 – Раздел 3.01 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Подготовка в соответствии с требованиями пункта 4 раздела А-VI/1 Кодекса ПДНВ»

Индекс:

(Файл)

26.01.09 – Раздел 3.01 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Подготовка в соответствии с требованиями пункта 4 раздела А-VI/1 Кодекса ПДНВ»

Специальность
26.01.09 Моторист судовой
шифр и полное наименование
Квалификация
Моторист самостоятельного управления судовым двигателем - помощник механика
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Подготовка в соответствии с требованиями пункта 4 раздела А-VI/1 Кодекса ПДНВ» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 26.01.09 Моторист судовой (приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 г. № 858)», учебного плана по специальности «26.01.09 Моторист судовой», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Мет., Шабатура Е.Д.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Подготовка в соответствии с требованиями пункта 4 раздела А-VI/1 Кодекса ПДНВ»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

перспективу своего профессионального развития, содержание важнейших правовых и законодательных актов мирового, регионального, профессионального уровня

Уметь:

ориентироваться в общих профессиональных проблемах, формировать культуру гражданина и будущего специалиста

Иметь практический опыт:

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

сущность производственной организации, основные принципы еѐ построения

Уметь:

эффективно организовать свою деятельность: разбивать задачу на этапы, прогнозировать сроки, контролировать выполнение заданий

Иметь практический опыт:

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

законодательную базу

Уметь:

системно анализировать ситуацию, учитывать множество условий, выбирать оптимальный вариант решения;

прогнозировать возможные проблемы и мероприятия по их предотвращению

Иметь практический опыт:

ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

различные способы решения профессиональных задач

Уметь:

использовать различные информационные ресурсы для поиска информации, осуществлять анализ и оценку информации, необходимой для выполнения профессиональной деятельности

Иметь практический опыт:

ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

основные методы и средства обработки, хранения, передачи и накопления информации, в том числе с помощью Интернет-ресурсов

Уметь:

использовать ИКТ технологии для обработки информации, оформлять результаты своей деятельности на ПК путѐм создания графических и мультимедийных объектов

Иметь практический опыт:

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

основы организационно- управленческой работы с малыми коллективами, производственную этику, способы письменной и устной коммуникации

Уметь:

эффективно взаимодействовать с коллегами для достижения поставленной цели работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

Иметь практический опыт:

ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

различные виды маркировки, используемые на судне;

Уметь:

применять средства по борьбе с водой;

обеспечивать защищенность судна от актов незаконного вмешательства

Иметь практический опыт:

действий при авариях

ПК 3.1 Применять средства по борьбе за живучесть судна.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

мероприятия по обеспечению противопожарной безопасности;

виды и химическую природу пожара;

средства и системы пожаротушения на судне;

аварийное и противопожарное снабжение судна

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 3.2 Предупреждать возникновение пожара и действовать при тушении пожара.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

расписание по тревогам, виды и сигналы тревог;

порядок действий при проведении тревог

Уметь:

действовать при проведении различных видов тревог;

Иметь практический опыт:

ПК 3.3 Действовать по тревогам.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

действия при оказании первой медицинской помощи

Уметь:

оказывать первую медицинскую помощь

Иметь практический опыт:

действий при оказании первой медицинской помощи

ПК 3.4 Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

виды средств индивидуальной защиты;

мероприятия по обеспечению водонепроницаемости корпуса судна;

виды коллективных и индивидуальных спасательных средств и их снабжение;

устройства спуска и подъема спасательных средств.

Уметь:

использовать индивидуальные и коллективные спасательные средства;

производить спуск и подъем спасательных и дежурных шлюпок, спасательных плотов и уметь управлять ими;

Иметь практический опыт:

ПК 3.5 Действовать при оставлении судна, использовать коллективные и индивидуальные спасательные средства.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

основы знания воздействия судоходства на морскую окружающую среду и последствия эксплуатационного или случайного загрязнения морской окружающей среды;

основные процедуры по защите окружающей среды;

основы знания сложности и разнообразия морской окружающей среды

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 3.6 Предупреждать и предотвращать загрязнения водной среды.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 4 семестре.
Дисциплина «Подготовка в соответствии с требованиями пункта 4 раздела А-VI/1 Кодекса ПДНВ» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Теория и устройство судна
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Учебная практика
 
- Организация и проведение судовых работ и швартовных операций
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 58 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
4
Учебные занятия с преподавателем, всего
58
58
В том числе: 
Лекционные занятия
34
34
Лабораторные занятия
20
20
Практические занятия
4
4
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
Общая трудоемкость дисциплины
58
58
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
4 семестр
 
Раздел 1. 
 
Тема 1. Общие положения и введение в курс
Лекционные занятия:Цели освоения программы, компетенции, на формирование которых направлена подготовка,знания,пониманиеинавыки,которые должны получить обучающиеся, организация подготовки, формы контроля компетентности, документ, который будет получен в случае успешного выполнения программы, основы техники безопасности во время прохождения подготовки.

Ознакомление с требованиями следующих документов, регламентирующих подготовку моряков: Международная Конвенция по подготовке, дипломированию моряков и несению вахты 1978 г. с поправками (Конвенция ПДНВ), Международная Конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74), Международная Конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78), Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ), Система управления безопасностью (СУБ),

Требования к членам экипажей в соответствии с СУБ и выполнение основных операций, связанных с обеспечением безопасности в соответствии с контрольными листами

2
ОК 2
 
Лекционные занятия:

Возможные виды аварийных ситуаций, которые могут привести к необходимости оставления судна.

Типы спасательных средств на морских судах.

Оборудование и снабжение спасательных шлюпок и плотов.

Действия членов экипажа при оставлении судна.

Организация жизни на воде и в спасательных средствах. Основные опасности, угрожающие оставшимся в живых людям.

10
ОК 2
 
Тема 2. Способы личного выживания
Лабораторные занятия:

Использования индивидуальных спасательных средств.

Использования коллективных спасательных средств.

Использование оборудования, устройств и снабжения спасательных шлюпок и плотов.

6
ОК 2
 
Лекционные занятия:Возможные виды пожарной опасности на судах.

Комплекс противопожарной защиты судов.

Организация борьбы с пожаром на судах.

Использование противопожарного оборудования и снабжения.

Борьба с огнем и тушение пожара.

8
ОК 2
 
Тема 3. Пожарная безопасность и борьба с пожаром
Лабораторные занятия:

Применение противопожарного оборудования и противопожарного снабжения.

Проход через помещение, в которое была введена высокократная пена, со спасательным леером, но без дыхательного аппарата).

Использование  автономно-дыхательных аппаратов и снаряжения пожарного. Спасение человека в задымленных помещениях с использованием автономно-дыхательных аппаратов.

6
ОК 2
 
Лекционные занятия:Анатомия человека и функции организма. Оценка помощи, в которой нуждается пострадавший и угрозы собственной безопасности. Неотложные меры, которые должны быть предприняты в чрезвычайных ситуациях: положение пострадавшего, способы приведения в сознание, оказание первой помощи при кровотечениях, необходимые меры для выведения из шокового состояния и в случаях ожогов, оказание помощи пострадавшему и его транспортировка, наложение повязок и использование материалов из аптечки первой помощи
2
ОК 2
 
Практические занятия:Оказание помощи в случае ожогов, поражения электрическим током, транспортировки пострадавшего, пользования материалами аптечки первой помощи.
4
ОК 2
 
Тема 4. Элементарная первая помощь
Лабораторные занятия:Применение способов приведения в сознание, правильного обращения с пострадавшим, остановки кровотечения, выведения из шока
2
ОК 2
 
Тема 5. Личная безопасность и общественные обязанности
Лекционные занятия:Готовность к действию в чрезвычайных ситуациях.

Борьба за непотопляемость.

Соблюдение техники безопасности.

Предотвращение загрязнения окружающей среды.

Взаимоотношения между людьми на судне

10
ОК 2
 
Тема 5. Личная безопасность и общественные обязанности
Лабораторные занятия:Постановка пластыря, цементного ящика, заделка малых пробоин с использованием жесткого пластыря, раздвижного упора, струбцин, клиньев. Исправление повреждений трубопровода (установка хомутов).
6
ОК 2
 
Итоговая аттестация
Лекционные занятия:
2
ОК 2
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Подготовка в соответствии с требованиями пункта 4 раздела А-VI/1 Кодекса ПДНВ» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Международная Конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС-74), с поправками:. - , . - 
 
2. Международная Конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ-73/78), с поправками:. - , . - 
 
3. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. (ПДНВ-78), с поправками:. - , . - 
 
4. Международный кодекс по спасательным средствам (Кодекс ЛСА), с поправками:. - , . - 
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.