2025-2026_26_01_12-23-123-6217_plx_Физическая культура
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Физическая культура»
26.01.12 – БД.05 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Физическая культура»

Индекс:

(Файл)

26.01.12 – БД.05 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Физическая культура»

Специальность
26.01.12 Электрик судовой
шифр и полное наименование
Квалификация
Электрик судовой - Матрос пожарный
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Физическая культура» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 26.01.12 Электрик судовой (приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 г. № 867)», учебного плана по специальности «26.01.12 Электрик судовой», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Рук. физ. восп., Чернушкин С.С.
должность, ФИО
 
Препод., Кутовой А.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Физическая культура»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- развитие физических качеств (гибкости, силы, выносливости, ловкости, быстроты)

Уметь:

- владеть основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, динамики физического развития и физических качеств

Иметь практический опыт:

ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- принципы делового общения в коллективе

Уметь:

- руководствоваться принципами делового общения в коллективе

Иметь практический опыт:

ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 1, 2 курсе в 1, 2, 3, 4 семестре.
Дисциплина «Физическая культура» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Основы безопасности жизнедеятельности
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Безопасность жизнедеятельности
 
- ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
 
- Учебная практика
 
- Производственная практика (плавательная)
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 254 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
2
3
4
Учебные занятия с преподавателем, всего
167
34
46
48
39
В том числе: 
Практические занятия
167
34
46
48
39
Самостоятельная работа
87
17
23
24
23
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
ЗаО
За
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
254
51
69
72
62
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. Физическая культура и формирование ЗОЖ
 
Тема 1.1. Здоровый образ жизни
Практические занятия:

Здоровье населения России. Факторы риска и их влияние на здоровье. Современная концепция здоровья и здорового образа жизни. Мотивация ЗОЖ. Критерии эффективности здорового образа жизни. его основные методы, показатели и критерии оценки, использование методов стандартов, антропометрических индексов, номограмм, функциональных проб.

Организм, среда, адаптация. Культура питания. Возрастная физиология. Организация жизнедеятельности, адекватная биоритмам. Культура здоровья и вредные пристрастия. Сексуальная культура – ключевой фактор психического и физического благополучия обучающегося. Культура психического здоровья. Оптимизация умственной работоспособности обучающегося в образовательном процессе. Средства физической культуры в регуляции работоспособности. Формирование валеологической компетенции в оценке уровня своего здоровья и формирования ЗОЖ.

Особенности организации физического воспитания в образовательном учреждении (валеологическая и профессиональная направленность). Цели и задачи физической культуры

4
ОК 6
 
Раздел 2. Легкая атлетика
 
Тема 2.1. Совершенствование техники бега на короткие дистанции, технике спортивной ходьбы
Практические занятия:

Биомеханические основы техники бега; техники низкого старта и стартового ускорения; бег по дистанции; финиширование, специальные упражнения

6
ОК 6
 
Тема 2.2. Совершенствование техники длительного бега
Практические занятия:

Совершенствование техники длительного бега во время кросса до 15-20 минут, техники бега на средние и длинные дистанции

6
ОК 6
 
Тема 2.3. Совершенствование техники прыжка в длину с места, с разбега
Практические занятия:

Специальные упражнения прыгуна, ОФП

4
ОК 6
 
Тема 2.4. Эстафетный бег 4х100. Челночный бег
Практические занятия:

Выполнение эстафетного бега 4х100, челночного бега

4
ОК 6
 
Тема 2.5. Выполнение контрольных нормативов в беге и прыжках
Практические занятия:

Выполнение контрольных нормативов в беге 30 м, 60 м, 100 м, 400 м, 500 м (д), 1000 м (ю), 2000 м (д), 3000 м (ю); прыжок в длину с места, с разбега способом «согнув ноги», бег на выносливость

6
ОК 6
 
Раздел 3. Спортивные игры. Волейбол
 
Тема 3.1. Волейбол
Практические занятия:

Стойки игрока и перемещения.

Приемы и передачи мяча снизу и сверху двумя руками.

Нижняя прямая и боковая подача.

Верхняя прямая подача.

Тактика игры в защите и нападении.

4
ОК 6
 
Самостоятельная работа:Основы методики судейства. Общая физическая подготовка
17
ОК 3,ОК 6
 
2 семестр
 
Раздел 4. Спортивные игры. Баскетбол
 
Тема 4.2. Баскетбол
Практические занятия:

Стойка игрока, перемещения, остановки, повороты.

Передачи мяча.

Ведение мяча и броски мяча в корзину с места, в движении, прыжком.

Техника штрафных бросков.

8
ОК 6
 
Самостоятельная работа:

Тактика игры в защите и нападении.

Практика судейства в баскетболе.

13
ОК 3,ОК 6
 
Раздел 5. Гимнастика
 
Тема 5.1. Строевые приемы
Практические занятия:

Отработка строевых приёмов

2
ОК 6
 
Тема 5.2. Техника акробатических упражнений
Практические занятия:

Отработка техники акробатических упражнений

4
ОК 6
 
Тема 5.3. Упражнения на брусьях (юноши). Гиревой спорт
Практические занятия:

Брусья: висы, упоры, махи, подводящие и специальные упражнения, соскоки. Знать правила техники безопасности; уметь страховать партнера, комплексы упражнений с гантелями, гирями. Разучивание и выполнение связок на снаряде.

Разучивание и выполнение упражнений с гирями.

4
ОК 6
 
Тема 5.4. Упражнения на бревне (девушки). ППФП
Практические занятия:

Бревно: наскок, ходьба, полушпагат, уголок, равновесие, повороты, соскок.

Разучивание и выполнение связок на снаряде, комплексы упражнений, ритмическая гимнастика.

4
ОК 6
 
Тема 5.5. Составление комплекса ОРУ и проведение их обучающимися
Практические занятия:

Требования к составлению комплекса ОРУ, терминология; составление комплексов ОРУ без предметов, с предметами (мячи, палки, скакалки и др.). Направленность общеразвивающих упражнений; основные положения рук, ног, проведение с группой по одному общеразвивающему упражнению, комплекс ОРУ

8
ОК 6
 
Самостоятельная работа:

Выполнение комплекса ОРУ

6
ОК 3,ОК 6
 
Раздел 6. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)
 
Тема.7.1. Сущность и содержание ППФП в достижении высоких профессиональных результатов
Практические занятия:

Значение психофизической подготовки человека к профессиональной деятельности. Социально-экономическая обусловленность необходимости подготовки человека к профессиональной деятельности. Основные факторы и дополнительные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП обучающихся с учетом специфики будущей профессиональной деятельности. Цели и задачи ППФП с учетом специфики будущей профессиональной деятельности. Профессиональные риски, обусловленные спецификой труда. Анализ профессиограммы.

Средства, методы и методики формирования профессионально значимых двигательных умений и навыков.

Средства, методы и методики формирования профессионально значимых физических и психических свойств и качеств.

Средства, методы и методики формирования устойчивости к заболеваниям профессиональной деятельности.

Прикладные виды спорта. Прикладные умения и навыки. Оценка эффективности ППФП.

16
ОК 6
 
Самостоятельная работа:

Разработка дневника самоконтроля.

4
ОК 3,ОК 6
 
3 семестр
 
Раздел 7. Лёгкая атлетика. Кроссовая подготовка.
 
Тема 7.1 Общая физическая подготовка
Практические занятия:

Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов. Упражнения для рук и

плечевого пояса, для туловища и шеи, для ног, упражнения для развития силы, быстроты, координации движений, подвижности в суставах (гибкости), упражнения для устранения дефектов телосложения и формирования правильной осанки, упражнения на расслабление, упражнения на гимнастической скамейке, на земле, поднимание и опускание туловища.

4
ОК 6
 
Тема 7.2. Совершенствование техники бега на короткие дистанции
Практические занятия:

Биомеханические основы техники бега. Техника низкого старта. Старты и стартовые

ускорения.

Бег по дистанции. Финиширование.

Специальные упражнения

8
ОК 6
 
Тема 7.3. Совершенствование техники длительного бега
Практические занятия:

Комплекс полосы препятствий для отработки последовательности элементов техники

бега. Старт. Бег по дистанции.

Прохождение поворотов (работа рук, стопы).

Финишный бросок.

8
ОК 6
 
Тема 7.4. Совершенствование техники прыжка в высоту с разбега
Практические занятия:

Способы прыжков в высоту («перешагивание», «перекидной, «фосбери-флоп»). Отра-

ботка техники разбега, отталкивание.

Отработка техники перехода через планку и приземления

8
ОК 6
 
Тема 7.5. Совершенствование техники прыжка в длину с разбега
Практические занятия:

Способы прыжков в длину («согнув ноги», «прогнувшись», «ножницы».

Отработка техники разбега, отталкивания.

Отработка техники полёта, приземления

8
ОК 6
 
Тема 7.6. Совершенствование техники метания гранаты (д.-500гр., ю.- 700гр.)
Практические занятия:

Биомеханические основы техники метания. Техника безопасности при метании.

Держание гранаты, разбег.

Заключительная часть разбега, финальные усилия.

8
ОК 6
 
Тема 7.7. Методика эффективных и экономичных способов владения жизненно важными умениями и навыками
Практические занятия:

Эффективные способы владения жизненно важными умениями и навыками (ходьба, бег,

передвижение на лыжах).

Практическое овладение методикой развития умений и навыков

4
ОК 6
 
Самостоятельная работа:

Подготовка к выполнению контрольных нормативов:

в беге на 100 м

в беге на 3000 – 2000 м

в прыжках в высоту

в прыжках в длину

в метании гранаты

24
ОК 3,ОК 6
 
4 семестр
 
Раздел 8. Атлетическая гимнастика
 
Тема 8.1. Обучение комплексу силовых упражнений
Практические занятия:

Упражнения на развитие силы всех мышечных групп

2
ОК 6
 
Тема 8.2. Силовые упражнения с гирями
Практические занятия:

Разминка. Жим гири левой и правой рукой, жим двумя руками, лежа, тяга на грудь, рывок гирь, толчок двух гирь

4
ОК 6
 
Тема 8.3. Силовые упражнения со штангой
Практические занятия:

Жим стоя, лёжа, тяга штанги на грудь, приседания со штангой, толчок и

рывок штанги

Тренажёр гребля, бабочка. Придания с грузом, тренажёр на бицепс. Тренажёр для

жима лёжа штанги. Тренажёр тяги груза за голову и на грудь, тяга груза на бицепс

4
ОК 6
 
Самостоятельная работа:

Подготовка к выполнению контрольных нормативов

10
ОК 3,ОК 6
 
Раздел 9. Спортивные игры
 
Тема 9.1. Баскетбол. Передача мяча
Практические занятия:

Передача мяча двумя руками от груди; передача мяча двумя руками сверху; передача мяча двумя руками снизу, скрытая передача мяча за спиной

Передача мяча одной рукой от плеча; передача одной рукой от головы или сверху; передача одной рукой «крюком»; передача одной рукой снизу; передача одной рукой сбоку

Ловля и передача мяча в колонне и по кругу

0
ОК 6
 
Тема 9.2. Баскетбол. Ведение мяча
Практические занятия:

Ведение мяча с высоким и низким отскоком; со зрительным и без зрительного контроля

Обводка соперника с изменением высоты отскока; с изменением направления; с изменениям скорости; с поворотом и переводом мяча

4
ОК 6
 
Тема 9.3. Техника

броска в кольцо и

штрафных бросков

Практические занятия:

Бросок (техника работы рук и ног). Техника броска мяча в кольцо с места. Ведение – 2 шага – бросок.

Техника штрафных бросков

4
ОК 6
 
Тема 9.4. Тактика иг-

ры в защите и нападе-

нии.

Практические занятия:

Техника защиты: техника передвижений (стойка, ходьба, бег, прыжки, остановки,

повороты)

Техника овладения мячом и противодействие (выбивание, отбивание, накрыва-

ние, перехват, вырывание, взятие отскока)

Тактика нападения индивидуальная (действия игрока с мячом и без мяча), груп-

повая (взаимодействие двух и трех игроков), командные действия (позиционное

и стремительное нападение)

4
ОК 6
 
Тема 9.5. Волейбол. Приемы и

передачи мяча снизу и

сверху двумя руками

Практические занятия:

Совершенствование техники приемов и передачи мяча снизу и сверху двумя

руками

Отработка техники передачи мяча двумя руками сверху и снизу на месте и после

перемещения.

4
ОК 6
 
Тема 9.6. Волейбол. Нижняя

прямая и боковая по-

дача.

Практические занятия:

Совершенствование техники нижней прямой и боковой подачи мяча (стойка

во время подачи, работа рук и ног).

Закрепление техники приёма мяча с подачи двумя руками снизу на месте

4
ОК 6
 
Тема 9.7. Волейбол. Верхняя

прямая подача. 

Практические занятия:

Совершенствование техники верхней прямой подачи (стойка, работа рук и ног).

Отработка подачи на результат по зонам

4
ОК 6
 
Тема 9.8. Волейбол. Тактика игры в защите и нападении
Практические занятия:

Техника игры.

Совершенствование тактики игры в защите и нападении (подача в зону, нападающий удар, блокирование игрока с мячом).

2
ОК 6
 
Самостоятельная работа:Правила соревнований. Техника и тактика игры. Правила судейства. Судейство в волейболе; судьи, бригада судей; жесты судей.

Участие в судействе соревнований

13
ОК 3,ОК 6
 
Дифференцированный зачёт
Практические занятия:Выполнение контрольных нормативов
3
ОК 6
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Физическая культура» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. А.А.Бишаева Физическая культура:Учебное пособие для СПО. - ИЦ «Академия», 2020. - 
 
6.1 Основная литература
 
1. А. Б. Муллер Физическая культура :Учебник и практикум для среднего профессионального образования. - Юрайт, 2018. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
2. А. Б. Муллер Физическая культура:Учебник и практикум для СПО. - Издательство Юрайт, 2018. - 
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.