2025-2026_26_01_12-23-123-6217_plx_Теория и устройство судна
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Теория и устройство судна»
26.01.12 – ОП.05 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Теория и устройство судна»

Индекс:

(Файл)

26.01.12 – ОП.05 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Теория и устройство судна»

Специальность
26.01.12 Электрик судовой
шифр и полное наименование
Квалификация
Электрик судовой - Матрос пожарный
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Теория и устройство судна» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 26.01.12 Электрик судовой (приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 г. № 867)», учебного плана по специальности «26.01.12 Электрик судовой», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Воробьев С.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Теория и устройство судна»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- правила плавания по внутренним водным путям РФ;

- принцип работы и использования современных средств определения места нахождения судна;

- документы МСЭ; способы поиска информации в справочных документах РФ по радиосвязи.

Уметь:

- работать с информационными источниками, отражающими инновации в устройстве, эксплуатации судов внутренних водных путей.

Иметь практический опыт:

- решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- современные средства поиска и анализа информации и информационные технологии для выполнения профессиональных задач.

Уметь:

- демонстрировать уверенное использование

- средства поиска, анализа и интерпретации информации.

Иметь практический опыт:

- использования средства поиска, анализа и интерпретации информации.

ОК 2 Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- методы планирования, контроля и оценки работ исполнителей

Уметь:

- организовывать рационально рабочие места, участвовать в расстановке кадров, обеспечивать их предметами и средствами труда

Иметь практический опыт:

- в планировании и организации работы структурного подразделения на основе знания психологии личности и коллектива

ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- требования, предъявляемые к выполнению судовых работ, обслуживанию и ремонту технических систем судна, несению судовых вахт, обеспечению безопасности на судне

Уметь:

- соблюдать требования к выполнению судовых работ, к обслуживанию и ремонту технических систем судна, несению судовых вахт, обеспечению безопасности на судне

Иметь практический опыт:

- использования средства поиска, анализа и интерпретации информации

ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- принципы работы справочно-информационных интерактивных систем, систем внутренней связи и аварийной сигнализации

Уметь:

- грамотно составлять запрос для поиска информации в различных источниках, базах данных;

- применять системы автоматизации производства, внутренней связи и аварийной сигнализации

Иметь практический опыт:

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- принципы делового общения в коллективе

Уметь:

- руководствоваться принципами делового общения в коллективе

Иметь практический опыт:

ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные конструктивные элементы судна, судовые устройства и системы, национальные и международные требования к остойчивости судов, теорию устройства судна для расчета остойчивости, крена, дифферента, осадки и других мореходных качеств;

- маневренные, инерционные и эксплуатационные качества, ходкость судна;

- характеристики гребных винтов, понятие о пропульсивном комплексе, ходовые испытания судов;

- основы конструкции судовых валопроводов, нагрузки и факторы, влияющие на его работу;

- устройство и работу дейдвудных комплексов

Уметь:

- производить подготовку к работе, пуск и остановку главных и вспомогательных двигателей, вспомогательных механизмов и систем, паровых котлов

Иметь практический опыт:

- параметрическом контроле работы автоматических систем управления главной двигательной установкой и вспомогательными механизмами

ПК 1.1 Эксплуатировать судовое электрооборудование.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- рабочие процессы, мощность и экономичность двигателей внутреннего сгорания;

- параметры технической эксплуатации главных двигателей;

- назначение, основные элементы  и  обслуживание  общесудовых  систем;  

- схемы,  составные  элементы электрооборудования судов, назначение, устройство, принцип действия и расположение электрических приборов, аппаратов, механизмов и установок судна;

- назначение основных судовых вспомогательных механизмов

Уметь:

- следить за техническим состоянием и работой механизмов машинного отделения, определять неисправности и неполадки в работе двигателей и механизмов  по  контрольно-измерительным  приборам  и  внешним  признакам, своевременно обнаруживать и устранять их;

- проводить техническое обслуживание и ремонт парогенераторов и паровых турбин;

- производить необходимые замеры с помощью измерительных инструментов;

- управлять клапанами и клинкетами судовых систем.

Иметь практический опыт:

- эксплуатации и технического обслуживания главных энергетических установок и вспомогательных механизмов, судовых систем и технических устройств;

- выбора материалов и оборудования, применяемых при обслуживании и ремонте;

- обслуживания двигателей при реверсах и маневрах

ПК 1.2 Проводить техническое обслуживание электрооборудования судна.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- принципы несения ходовой вахты в машинном отделении, процедуры, связанные с приемом и сдачей вахты;

- процедуры по подготовке энергетической установки к работе: пуск, работа в установившимся режиме и остановка;

Уметь:

- выполнять правила технической эксплуатации, техники безопасности, проводить противопожарные мероприятия при эксплуатации главных и вспомогательных механизмов и связанных с ними систем, судового электрооборудования, а также при несении вахты в машинном отделении

Иметь практический опыт:

- работе с чертежами, эскизами деталей, схемами, диаграммами трубопроводов, гидравлики и пневматики

ПК 1.3 Проводить ремонты электрооборудования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- команды на русском и английском языках, подаваемые при управлении рулем, и их значение;

- правила несения судовых вахт

Уметь:

- нести вахту на ходу и на стоянке, вести визуальное и слуховое наблюдение за окружающей обстановкой;

- нести сигнальную вахту

Иметь практический опыт:

- несения ходовой на мостике и стояночной у трапа вахты;

- определения осадки судна по маркировке на штевнях, замера уровня груза;

ПК 1.4 Обслуживать аварийные и пусковые аккумуляторы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- принцип работы средств связи, технические параметры, правила эксплуатации;

- команды на русском и английском языках, подаваемые при управлении рулем, и их значение;

- правила несения судовых вахт

Уметь:

- пользоваться средствами связи в различных ситуациях

Иметь практический опыт:

- использования средств связи

ПК 1.5 Соблюдать правила несения судовой вахты.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- виды, приемы и последовательность выполнения слесарных работ; правила

выбора и применения инструментов;

- классификацию, ассортимент и свойства материалов, применяемых для выполнения слесарно-монтажных работ; устройство, принцип работы, правила эксплуатации оборудования, инструментов, приспособлений для выполнения слесарно-монтажных работ; правила техники безопасности при выполнении слесарно-

монтажных работ.

Уметь:

- выполнять общеслесарные работы: разметку, рубку, правку, гибку, резку, опиливание, шабрение металла, сверление, зенкование и развертывание отверстий, клепку, пайку, лужение и склеивание, нарезание резьбы;

- обеспечивать безопасность выполнения слесарно-монтажных работ;

- работать с нормативными и справочными документами для выбора материала с целью обеспечения требуемых характеристик изделия, выбирать материалы для конструкций в соответствии с их назначением и условиями эксплуатации;

Иметь практический опыт:

- эксплуатации технических средств и инструментов;

- выполнения слесарно-монтажных работ;

ПК 1.6 Выполнять слесарные работы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- Основных электротехнических материалов;

- правил сращивания, спайки и изоляции проводов;

- методов использования смазки и очищающих материалов и оборудования;

- методов безопасного удаления отходов, образуемых при производстве электротехнических работ;

- судостроительных материалов;

Уметь:

- использовать материалы и оборудование при проведении технического обслуживания и ремонта на судне;

- собирать электрические схемы;

- проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов;

- производить замер сопротивления изоляции;

- использовать смазку, очищающие материалы и оборудование;

- выполнять требования к качеству соединений и укладке кабелей, проводить демонтаж, ремонт, прокладку и монтаж кабелей электрооборудования судна;

Иметь практический опыт:

- разборки, ремонта и сборки деталей и узлов судовых силовых и вспомогательных машин, электроприборов, электрооборудования; - прокладки и эксплуатации кабельной проводки на судне.

ПК 1.7 Выполнять электромонтажные работы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- назначения, устройства приборов контроля сопротивления изоляции, порядка включения и принципа действия;

- правил пользования измерительными приборами, станками и ручными и электрическими инструментами.

Уметь:

- читать и понимать показания приборов;

- использовать средства и приборы контроля и технической диагностики;

- использовать ручные инструменты, электрическое и электронное оборудование и измерительные приборы для обнаружения неисправностей, операций по техническому обслуживанию и ремонту.

Иметь практический опыт:

- контроле условий работы электрического оборудования и электронной аппаратуры;

- использования электроизмерительных приборов и приспособлений

ПК 1.8 Использовать контрольно-измерительные приборы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- электротехнической терминологии;

- основных законов электротехники;

- типов электрических схем;

- перечня основных электротехнических работ

Уметь:

- читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;

- читать чертежи и схемы;

- выполнять эскизы, технические рисунки деталей, их элементов и узлов

Иметь практический опыт:

- обеспечении работы электрических систем и механизмов, электронных систем управления и судовых электротехнических средств

ПК 1.9 Вести установленную техническую документацию по электрооборудованию судна.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- национальные и международные требования к остойчивости судов, теорию устройства судна для расчета остойчивости, крена, дифферента, осадки и других мореходных качеств;

- маневренные, инерционные и эксплуатационные качества, ходкость судна

Уметь:

- применять информацию об остойчивости, посадке и напряжениях для расчета напряжений корпуса в случае частичной потери плавучести

Иметь практический опыт:

- обеспечении надлежащего уровня охраны судна

ПК 2.1 Участвовать в обеспечении должного уровня транспортной безопасности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- методы борьбы за живучесть судна

Уметь:

- действовать при различных авариях

Иметь практический опыт:

- борьбе за живучесть судна;

- действиях по тревогам;

ПК 2.2 Применять средства по борьбе за живучесть судна.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- расписания по тревогам, видов и сигналов тревог;

- порядка действий при проведении тревог;

- видов средств индивидуальной защиты

Уметь:

- действовать при проведении различных видов тревог

- применять средства индивидуальной защиты

Иметь практический опыт:

- действий при проведении учебных тревог;

- использования средств индивидуальной защиты

ПК 2.3 Действовать по тревогам.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- действия при оказании первой медицинской помощи;

- виды и способы подачи сигналов бедствия;

- способы выживания на воде;

Уметь:

- оказывать первую медицинскую помощь

Иметь практический опыт:

- действий при оказании первой медицинской помощи

ПК 2.4 Оказывать первую медицинскую помощь.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- виды коллективных и индивидуальных спасательных средств и их снабжение;

- устройства спуска и подъема спасательных средств; виды и способы подачи сигналов бедствия; способы выживания на воде;

Уметь:

- использовать индивидуальные и коллективные спасательные средства;

- производить спуск и подъем спасательных и дежурных шлюпок, спасательных плотов и уметь управлять ими;

- использовать аварийно-спасательное снабжение;

Иметь практический опыт:

- действий при оставлении судна;

- использования индивидуальных и коллективных спасательных средств, и их снабжения

ПК 2.5 Использовать коллективные и индивидуальные спасательные средства.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 4 семестре.
Дисциплина «Теория и устройство судна» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Безопасность жизнедеятельности
 
- Математика
 
- Физика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Ремонт судовых электрических систем управления и механизмов
 
- Производственная практика (плавательная)
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 80 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
4
Учебные занятия с преподавателем, всего
48
48
В том числе: 
Лекционные занятия
48
48
Самостоятельная работа
30
30
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
80
80
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
4 семестр
 
Раздел 1. Устройство судна
 
Тема 1.1 Классификация судов. Типы судов
Лекционные занятия:

1. Понятие о судне

2. Классификация судов по назначению и другим признакам

3. Классификация судов Российским Регистром судоходства

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 1.6,ПК 1.7,ПК 1.8,ПК 1.9,ПК 2.1,ПК 2.2,ПК 2.3,ПК 2.4,ПК 2.5
 
Самостоятельная работа:

Общее понятие о принципах работы различных энергетических установок

6
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 1.6,ПК 1.7,ПК 1.8,ПК 1.9,ПК 2.1,ПК 2.2,ПК 2.3,ПК 2.4,ПК 2.5
 
Тема 1.2 Понятие о прочности судна. Основные конструктивные элементы судна
Лекционные занятия:

1. Понятие о судне как инженерном сооружении

2. Эксплуатационные и мореходные качества судна

3. Понятие о прочности судна. Общая и местная прочность

4. Корпус судна: набор корпуса и обшивка. Перекрытия. Существующие системы набора. Разновидности шпангоутов

5. Дельные вещи. Рангоут. Такелаж

6. Конструкция штевней и выходов гребных валов

7. Конструктивный мидель-шпангоут

8
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 1.6,ПК 1.7,ПК 1.8,ПК 1.9,ПК 2.1,ПК 2.2,ПК 2.3,ПК 2.4,ПК 2.5
 
Тема 1.3 Судовые помещения
Самостоятельная работа:

Назначение и оборудование судовых помещений.

Надстройки и рубки судна

8
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 1.6,ПК 1.7,ПК 1.8,ПК 1.9,ПК 2.1,ПК 2.2,ПК 2.3,ПК 2.4,ПК 2.5
 
Лекционные занятия:

1. Рулевое устройство. Требования руководящих документов к рулевому устройству. Конструкция

2. Якорное устройство и его составные части. Типы якорей. Якорные цепи. Маркировка якорной цепи

3. Швартовное устройство. Правила техники безопасности при работе со швартовным устройством

4. Назначение, состав и правила технической эксплуата-ции буксирного устройства. Требования, предъявляемые к буксирному устройству. Техника безопасности при эксплуатации

8
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 1.6,ПК 1.7,ПК 1.8,ПК 1.9,ПК 2.1,ПК 2.2,ПК 2.3,ПК 2.4,ПК 2.5
 
Тема 1.4 Судовые устройства
Самостоятельная работа:

Рулевое устройство и средства активного управления современных судов

6
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 1.6,ПК 1.7,ПК 1.8,ПК 1.9,ПК 2.1,ПК 2.2,ПК 2.3,ПК 2.4,ПК 2.5
 
Тема 1.5 Спасательное устройство. Шлюпочное устройство и спасательные средства
Лекционные занятия:

1. Виды шлюпбалок, принцип действия

2. Спасательные шлюпки и спасательные плоты, их устройство и снабжение

3. Спасательные средства, их размещение на судах. Правила технической эксплуатации и техники безопасности при работе с ними. Освидетельствование и испытание

4. Эксплуатация шлюпочного устройства, подъем и спуск шлюпок

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 1.6,ПК 1.7,ПК 1.8,ПК 1.9,ПК 2.1,ПК 2.2,ПК 2.3,ПК 2.4,ПК 2.5
 
Тема 1.6 Общесудовые системы
Лекционные занятия:

1. Устройство и составные элементы общесудовых систем

2. Осушительная и балластная системы

3. Противопожарные системы

4. Система пожарной сигнализации

6
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 1.6,ПК 1.7,ПК 1.8,ПК 1.9,ПК 2.1,ПК 2.2,ПК 2.3,ПК 2.4,ПК 2.5
 
Раздел 2. Теория судна
 
Тема 2.1 Геометрия корпуса судна
Лекционные занятия:

1. Теоретический чертёж судна

2. Главные размерения и коэффициенты полноты корпуса

3. Посадка судна. Определение осадки по маркам углубления

4
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 1.6,ПК 1.7,ПК 1.8,ПК 1.9,ПК 2.1,ПК 2.2,ПК 2.3,ПК 2.4,ПК 2.5
 
Тема 2.2 Плавучесть судна
Лекционные занятия:

1. Силы, действующие на плавающее судно. Центр тяжести и центр величины. Условия равновесия судна

2. Грузовой размер. Грузовая шкала. Запас плавучести. Грузовая и тоннажная марки.

4
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 1.6,ПК 1.7,ПК 1.8,ПК 1.9,ПК 2.1,ПК 2.2,ПК 2.3,ПК 2.4,ПК 2.5
 
Тема 2.3 Остойчивость судна
Лекционные занятия:

1. Общие сведения об остойчивости. Начальная поперечная остойчивость

2. Силы, действующие на судно при крене. Поперечный метацентр, метацентрический радиус, метацентрическая высота. Восстанавливающая пара сил и восстанавливающий момент. Условия остойчивости

4
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 1.6,ПК 1.7,ПК 1.8,ПК 1.9,ПК 2.1,ПК 2.2,ПК 2.3,ПК 2.4,ПК 2.5
 
Тема 2.4 Непотопляемость судна
Лекционные занятия:

1. Общие сведения о непотопляемости. Требования руководящих документов по вопросам непотопляемости

2. Конструктивное и организационно – техническое обеспечение непотопляемости

4
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 1.6,ПК 1.7,ПК 1.8,ПК 1.9,ПК 2.1,ПК 2.2,ПК 2.3,ПК 2.4,ПК 2.5
 
Лекционные занятия:

1. Схемы передач. Валопровод

2. Судовые движители. Гребной винт и его основные характеристики

3. Гребной винт: конструкция, типы винтов. Понятие о тяжелых и легких винтах. Винты регулируемого шага

6
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 1.6,ПК 1.7,ПК 1.8,ПК 1.9,ПК 2.1,ПК 2.2,ПК 2.3,ПК 2.4,ПК 2.5
 
Тема 2.5 Движители и валовая линия
Самостоятельная работа:

Винты и предвинтовые насадки современных судов

10
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 1.6,ПК 1.7,ПК 1.8,ПК 1.9,ПК 2.1,ПК 2.2,ПК 2.3,ПК 2.4,ПК 2.5
 
Консультации:
2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 1.6,ПК 1.7,ПК 1.8,ПК 1.9,ПК 2.1,ПК 2.2,ПК 2.3,ПК 2.4,ПК 2.5
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Теория и устройство судна» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.