ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Теория и устройство судна»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Теория и устройство судна»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
- правила плавания по внутренним водным путям РФ;
- принцип работы и использования современных средств определения места нахождения судна;
- документы МСЭ; способы поиска информации в справочных документах РФ по радиосвязи.
Уметь:
- работать с информационными источниками, отражающими инновации в устройстве, эксплуатации судов внутренних водных путей.
Иметь практический опыт:
- решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
- современные средства поиска и анализа информации и информационные технологии для выполнения профессиональных задач.
Уметь:
- демонстрировать уверенное использование
- средства поиска, анализа и интерпретации информации.
Иметь практический опыт:
- использования средства поиска, анализа и интерпретации информации.
- методы планирования, контроля и оценки работ исполнителей
Уметь:
- организовывать рационально рабочие места, участвовать в расстановке кадров, обеспечивать их предметами и средствами труда
Иметь практический опыт:
- в планировании и организации работы структурного подразделения на основе знания психологии личности и коллектива
- требования, предъявляемые к выполнению судовых работ, обслуживанию и ремонту технических систем судна, несению судовых вахт, обеспечению безопасности на судне
Уметь:
- соблюдать требования к выполнению судовых работ, к обслуживанию и ремонту технических систем судна, несению судовых вахт, обеспечению безопасности на судне
Иметь практический опыт:
- использования средства поиска, анализа и интерпретации информации
- принципы работы справочно-информационных интерактивных систем, систем внутренней связи и аварийной сигнализации
Уметь:
- грамотно составлять запрос для поиска информации в различных источниках, базах данных;
- применять системы автоматизации производства, внутренней связи и аварийной сигнализации
Иметь практический опыт:
- принципы делового общения в коллективе
Уметь:
- руководствоваться принципами делового общения в коллективе
Иметь практический опыт:
Уметь:
Иметь практический опыт:
- основные конструктивные элементы судна, судовые устройства и системы, национальные и международные требования к остойчивости судов, теорию устройства судна для расчета остойчивости, крена, дифферента, осадки и других мореходных качеств;
- маневренные, инерционные и эксплуатационные качества, ходкость судна;
- характеристики гребных винтов, понятие о пропульсивном комплексе, ходовые испытания судов;
- основы конструкции судовых валопроводов, нагрузки и факторы, влияющие на его работу;
- устройство и работу дейдвудных комплексов
Уметь:
- производить подготовку к работе, пуск и остановку главных и вспомогательных двигателей, вспомогательных механизмов и систем, паровых котлов
Иметь практический опыт:
- параметрическом контроле работы автоматических систем управления главной двигательной установкой и вспомогательными механизмами
- рабочие процессы, мощность и экономичность двигателей внутреннего сгорания;
- параметры технической эксплуатации главных двигателей;
- назначение, основные элементы и обслуживание общесудовых систем;
- схемы, составные элементы электрооборудования судов, назначение, устройство, принцип действия и расположение электрических приборов, аппаратов, механизмов и установок судна;
- назначение основных судовых вспомогательных механизмов
Уметь:
- следить за техническим состоянием и работой механизмов машинного отделения, определять неисправности и неполадки в работе двигателей и механизмов по контрольно-измерительным приборам и внешним признакам, своевременно обнаруживать и устранять их;
- проводить техническое обслуживание и ремонт парогенераторов и паровых турбин;
- производить необходимые замеры с помощью измерительных инструментов;
- управлять клапанами и клинкетами судовых систем.
Иметь практический опыт:
- эксплуатации и технического обслуживания главных энергетических установок и вспомогательных механизмов, судовых систем и технических устройств;
- выбора материалов и оборудования, применяемых при обслуживании и ремонте;
- обслуживания двигателей при реверсах и маневрах
- принципы несения ходовой вахты в машинном отделении, процедуры, связанные с приемом и сдачей вахты;
- процедуры по подготовке энергетической установки к работе: пуск, работа в установившимся режиме и остановка;
Уметь:
- выполнять правила технической эксплуатации, техники безопасности, проводить противопожарные мероприятия при эксплуатации главных и вспомогательных механизмов и связанных с ними систем, судового электрооборудования, а также при несении вахты в машинном отделении
Иметь практический опыт:
- работе с чертежами, эскизами деталей, схемами, диаграммами трубопроводов, гидравлики и пневматики
- команды на русском и английском языках, подаваемые при управлении рулем, и их значение;
- правила несения судовых вахт
Уметь:
- нести вахту на ходу и на стоянке, вести визуальное и слуховое наблюдение за окружающей обстановкой;
- нести сигнальную вахту
Иметь практический опыт:
- несения ходовой на мостике и стояночной у трапа вахты;
- определения осадки судна по маркировке на штевнях, замера уровня груза;
- принцип работы средств связи, технические параметры, правила эксплуатации;
- команды на русском и английском языках, подаваемые при управлении рулем, и их значение;
- правила несения судовых вахт
Уметь:
- пользоваться средствами связи в различных ситуациях
Иметь практический опыт:
- использования средств связи
- виды, приемы и последовательность выполнения слесарных работ; правила
выбора и применения инструментов;
- классификацию, ассортимент и свойства материалов, применяемых для выполнения слесарно-монтажных работ; устройство, принцип работы, правила эксплуатации оборудования, инструментов, приспособлений для выполнения слесарно-монтажных работ; правила техники безопасности при выполнении слесарно-
монтажных работ.
Уметь:
- выполнять общеслесарные работы: разметку, рубку, правку, гибку, резку, опиливание, шабрение металла, сверление, зенкование и развертывание отверстий, клепку, пайку, лужение и склеивание, нарезание резьбы;
- обеспечивать безопасность выполнения слесарно-монтажных работ;
- работать с нормативными и справочными документами для выбора материала с целью обеспечения требуемых характеристик изделия, выбирать материалы для конструкций в соответствии с их назначением и условиями эксплуатации;
Иметь практический опыт:
- эксплуатации технических средств и инструментов;
- выполнения слесарно-монтажных работ;
- Основных электротехнических материалов;
- правил сращивания, спайки и изоляции проводов;
- методов использования смазки и очищающих материалов и оборудования;
- методов безопасного удаления отходов, образуемых при производстве электротехнических работ;
- судостроительных материалов;
Уметь:
- использовать материалы и оборудование при проведении технического обслуживания и ремонта на судне;
- собирать электрические схемы;
- проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов;
- производить замер сопротивления изоляции;
- использовать смазку, очищающие материалы и оборудование;
- выполнять требования к качеству соединений и укладке кабелей, проводить демонтаж, ремонт, прокладку и монтаж кабелей электрооборудования судна;
Иметь практический опыт:
- разборки, ремонта и сборки деталей и узлов судовых силовых и вспомогательных машин, электроприборов, электрооборудования; - прокладки и эксплуатации кабельной проводки на судне.
- назначения, устройства приборов контроля сопротивления изоляции, порядка включения и принципа действия;
- правил пользования измерительными приборами, станками и ручными и электрическими инструментами.
Уметь:
- читать и понимать показания приборов;
- использовать средства и приборы контроля и технической диагностики;
- использовать ручные инструменты, электрическое и электронное оборудование и измерительные приборы для обнаружения неисправностей, операций по техническому обслуживанию и ремонту.
Иметь практический опыт:
- контроле условий работы электрического оборудования и электронной аппаратуры;
- использования электроизмерительных приборов и приспособлений
- электротехнической терминологии;
- основных законов электротехники;
- типов электрических схем;
- перечня основных электротехнических работ
Уметь:
- читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;
- читать чертежи и схемы;
- выполнять эскизы, технические рисунки деталей, их элементов и узлов
Иметь практический опыт:
- обеспечении работы электрических систем и механизмов, электронных систем управления и судовых электротехнических средств
- национальные и международные требования к остойчивости судов, теорию устройства судна для расчета остойчивости, крена, дифферента, осадки и других мореходных качеств;
- маневренные, инерционные и эксплуатационные качества, ходкость судна
Уметь:
- применять информацию об остойчивости, посадке и напряжениях для расчета напряжений корпуса в случае частичной потери плавучести
Иметь практический опыт:
- обеспечении надлежащего уровня охраны судна
- методы борьбы за живучесть судна
Уметь:
- действовать при различных авариях
Иметь практический опыт:
- борьбе за живучесть судна;
- действиях по тревогам;
- расписания по тревогам, видов и сигналов тревог;
- порядка действий при проведении тревог;
- видов средств индивидуальной защиты
Уметь:
- действовать при проведении различных видов тревог
- применять средства индивидуальной защиты
Иметь практический опыт:
- действий при проведении учебных тревог;
- использования средств индивидуальной защиты
- действия при оказании первой медицинской помощи;
- виды и способы подачи сигналов бедствия;
- способы выживания на воде;
Уметь:
- оказывать первую медицинскую помощь
Иметь практический опыт:
- действий при оказании первой медицинской помощи
- виды коллективных и индивидуальных спасательных средств и их снабжение;
- устройства спуска и подъема спасательных средств; виды и способы подачи сигналов бедствия; способы выживания на воде;
Уметь:
- использовать индивидуальные и коллективные спасательные средства;
- производить спуск и подъем спасательных и дежурных шлюпок, спасательных плотов и уметь управлять ими;
- использовать аварийно-спасательное снабжение;
Иметь практический опыт:
- действий при оставлении судна;
- использования индивидуальных и коллективных спасательных средств, и их снабжения
часов
1. Понятие о судне
2. Классификация судов по назначению и другим признакам
3. Классификация судов Российским Регистром судоходства
Общее понятие о принципах работы различных энергетических установок
1. Понятие о судне как инженерном сооружении
2. Эксплуатационные и мореходные качества судна
3. Понятие о прочности судна. Общая и местная прочность
4. Корпус судна: набор корпуса и обшивка. Перекрытия. Существующие системы набора. Разновидности шпангоутов
5. Дельные вещи. Рангоут. Такелаж
6. Конструкция штевней и выходов гребных валов
7. Конструктивный мидель-шпангоут
Назначение и оборудование судовых помещений.
Надстройки и рубки судна
1. Рулевое устройство. Требования руководящих документов к рулевому устройству. Конструкция
2. Якорное устройство и его составные части. Типы якорей. Якорные цепи. Маркировка якорной цепи
3. Швартовное устройство. Правила техники безопасности при работе со швартовным устройством
4. Назначение, состав и правила технической эксплуата-ции буксирного устройства. Требования, предъявляемые к буксирному устройству. Техника безопасности при эксплуатации
Рулевое устройство и средства активного управления современных судов
1. Виды шлюпбалок, принцип действия
2. Спасательные шлюпки и спасательные плоты, их устройство и снабжение
3. Спасательные средства, их размещение на судах. Правила технической эксплуатации и техники безопасности при работе с ними. Освидетельствование и испытание
4. Эксплуатация шлюпочного устройства, подъем и спуск шлюпок
1. Устройство и составные элементы общесудовых систем
2. Осушительная и балластная системы
3. Противопожарные системы
4. Система пожарной сигнализации
1. Теоретический чертёж судна
2. Главные размерения и коэффициенты полноты корпуса
3. Посадка судна. Определение осадки по маркам углубления
1. Силы, действующие на плавающее судно. Центр тяжести и центр величины. Условия равновесия судна
2. Грузовой размер. Грузовая шкала. Запас плавучести. Грузовая и тоннажная марки.
1. Общие сведения об остойчивости. Начальная поперечная остойчивость
2. Силы, действующие на судно при крене. Поперечный метацентр, метацентрический радиус, метацентрическая высота. Восстанавливающая пара сил и восстанавливающий момент. Условия остойчивости
1. Общие сведения о непотопляемости. Требования руководящих документов по вопросам непотопляемости
2. Конструктивное и организационно – техническое обеспечение непотопляемости
1. Схемы передач. Валопровод
2. Судовые движители. Гребной винт и его основные характеристики
3. Гребной винт: конструкция, типы винтов. Понятие о тяжелых и легких винтах. Винты регулируемого шага
Винты и предвинтовые насадки современных судов
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.