2025-2026_26_01_12-24-123-6217_plx_Эксплуатация и техническое обслуживание судовых электрических систем и механизмов
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Эксплуатация и техническое обслуживание судовых электрических систем и механизмов»
26.01.12 – Раздел 1.02 – 2024 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Эксплуатация и техническое обслуживание судовых электрических систем и механизмов»

Индекс:

(Файл)

26.01.12 – Раздел 1.02 – 2024 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Эксплуатация и техническое обслуживание судовых электрических систем и механизмов»

Специальность
26.01.12 Электрик судовой
шифр и полное наименование
Квалификация
Электрик судовой - Матрос пожарный
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2024 г.
Рабочая программа дисциплины «Эксплуатация и техническое обслуживание судовых электрических систем и механизмов» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 26.01.12 Электрик судовой (приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 г. № 867)», учебного плана по специальности «26.01.12 Электрик судовой», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Михеева Е.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Эксплуатация и техническое обслуживание судовых электрических систем и механизмов»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации и Единой системы технологической документации

Уметь:

- проявлять к своей будущей профессии, устойчивый интерес

Иметь практический опыт:

- технического обслуживания и ремонта судового электрооборудования и электрических сетей

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные правила эксплуатации электрооборудования;

- виды судовых  электрических  станций,   назначение, характеристики,  устройство,  область применения;  

- типовые схемы  распределения  электрической  энергии на  судах, характеристики;

Уметь:

- организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

Иметь практический опыт:

- эксплуатации судового электрооборудования

ОК 2 Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные правила эксплуатации электрооборудования;

- требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации и Единой системы технологической документации

Уметь:

- анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

Иметь практический опыт:

- эксплуатации судового электрооборудования

ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные правила эксплуатации электрооборудования;

- требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации и Единой системы технологической документации;

Уметь:

- осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

Иметь практический опыт:

- в  поиске информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные правила эксплуатации электрооборудования

Уметь:

- использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Иметь практический опыт:

- в использовании информационно-коммуникационных технологий  в профессиональной деятельности

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- правила поведения работы в команде, правила общения с коллегами, руководством, клиентами

Уметь:

- работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

Иметь практический опыт:

- в работе в команде, общении с коллегами, руководством, клиентами

ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 7 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные правила эксплуатации электрооборудования;

- схемы  и  устройство  средств автоматики;

- виды судовых  электрических  станций,   назначение, характеристики,  устройство,  область применения;  

- типовые схемы  распределения  электрической  энергии на  судах, характеристики;

Уметь:

- вести  установленную  техническую  документацию;

- выявлять  неисправности  электрооборудования;

- эксплуатировать судовое электрооборудование;

Иметь практический опыт:

- в эксплуатации судового электрооборудования и средств автоматики

ПК 1.1 Эксплуатировать судовое электрооборудование.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные правила эксплуатации электрооборудования;

- типовые схемы  распределения  электрической  энергии на  судах, характеристики

Уметь:

- осуществлять  консервацию  и  расконсервацию электрооборудования;

- производить техническое обслуживание и ремонт судовой телефонной связи;

- осуществлять  техническое  обслуживание сигнальных огней, прожекторов, средств аварийной предупредительной  сигнализации  и  других  световых  и  сигнальных устройств

Иметь практический опыт:

- в эксплуатации судового электрооборудования и эксплуатации средств автоматики

ПК 1.2 Проводить техническое обслуживание электрооборудования судна.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные правила эксплуатации электрооборудования;

- основы, принцип  действия и назначение  электрических  машин, электроприводов,  элементов  автоматики, электроизмерительных приборов;

Уметь:

- осуществлять ремонт и регулировку;

- производить техническое обслуживание и ремонт судовой телефонной связи;

Иметь практический опыт:

- ремонта судового электрооборудования и электрических сетей;

- ремонта звуковой и световой сигнализации ремонта судовой телефонной связи;

ПК 1.3 Проводить ремонты электрооборудования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные правила эксплуатации электрооборудования;

Уметь:

- производить техническое обслуживание аварийных и пусковых судовых аккумуляторов;

Иметь практический опыт:

- технического обслуживания и ремонта судового электрооборудования и электрических сетей аккумуляторов;

ПК 1.4 Обслуживать аварийные и пусковые аккумуляторы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные правила эксплуатации электрооборудования;

- Правила несения судовой вахты;

Уметь:

- вести установленную  техническую  документацию;

- соблюдать правила несения судовой вахты;

Иметь практический опыт:

- в соблюдении правил несения судовой вахты

ПК 1.5 Соблюдать правила несения судовой вахты.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- требования техники безопасности при проведении слесарных работ;

- основы слесарных работ;

- виды и назначение слесарных инструментов;

Уметь:

- пользоваться слесарными инструментами, средствами измерения;

Иметь практический опыт:

- в выполнении слесарных работ;

ПК 1.6 Выполнять слесарные работы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- требования техники безопасности при проведении судовых электромонтажных работ;

- технологию проведения электромонтажных работ;

- приспособления и материалы при проведении электромонтажных работ;

Уметь:

- осуществлять монтаж и демонтаж судового электрооборудования

Иметь практический опыт:

- в выполнении электромонтажных работ

ПК 1.7 Выполнять электромонтажные работы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- виды и назначение средств измерения;

- основные характеристики электроизмерительных приборов, назначение, устройство, принцип действия приборов контроля сопротивления  изоляции

Уметь:

- пользоваться средствами измерения;

Иметь практический опыт:

- использования средств измерения

ПК 1.8 Использовать контрольно-измерительные приборы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации и Единой системы технологической документации;

Уметь:

- вести установленную техническую документацию;

Иметь практический опыт:

- в ведении технической документации  по электрооборудованию судов;

ПК 1.9 Вести установленную техническую документацию по электрооборудованию судна.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2, 3 курсе в 4, 5 семестре.
Дисциплина «Эксплуатация и техническое обслуживание судовых электрических систем и механизмов» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Основы электротехники и электроники
 
- Судовое электрооборудование и автоматика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Ремонт судовых электрических систем управления и механизмов
 
- Учебная практика
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
4
5
Учебные занятия с преподавателем, всего
84
36
48
В том числе: 
Лекционные занятия
58
26
32
Практические занятия
26
10
16
Самостоятельная работа
60
27
33
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
144
63
81
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
4 семестр
 
Раздел 1. Основные положения эксплуатации, технического обслуживания судовых электрических систем и механизмов
 
Лекционные занятия:

Общие сведения о дисциплине, перспективы развития, задачи, место и роль в системе получаемых знаний, связь с другими дисциплинами

2
 
Введение
Лекционные занятия:

Судовое электрические системы и механизмы. Виды систем. Особенности, расположение, требования и условия работы

2
 
Тема 1.1 Виды технического обслуживания
Лекционные занятия:

Виды технического обслуживания

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 1.6,ПК 1.7,ПК 1.8,ПК 1.9
 
Лекционные занятия:

Основные общие требования к технической эксплуатации

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 1.6,ПК 1.7,ПК 1.8,ПК 1.9
 
Тема 1.2 Основные общие требования к технической эксплуатации
Практические занятия:№ 1.

ТО судового электрооборудования в действии

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6
 
Тема 1.3 Виды ремонта судового электрооборудования 
Лекционные занятия:

Виды ремонта судового электрооборудования

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 1.6,ПК 1.7,ПК 1.8,ПК 1.9
 
Лекционные занятия:

Понятия и определения. Классификация отказов. Показатели надежности

4
ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 1.6,ПК 1.7,ПК 1.8,ПК 1.9
 
Тема 1.4 Надежность судового электрооборудования
Практические занятия:№ 2.

Показатели надежности

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6
 
Тема 1.5 Техническое освидетельствование 
Лекционные занятия:

Подготовка к освидетельствованию. Визуальный осмотр. Измерения и тестирование. Проверка документов. Анализ результатов. Составление отчета

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 1.6,ПК 1.7,ПК 1.8,ПК 1.9
 
Раздел 2. Судовые системы постоянного тока
 
Тема 2.1 Судовые системы постоянного тока. Общие сведения
Лекционные занятия:

Общие  сведения о судовых системах постоянного тока . Применение  Компоненты системы

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 1.6,ПК 1.7,ПК 1.8,ПК 1.9
 
Лекционные занятия:

Определение. Устройство. Схемы возбуждения. Характеристики. Принцип действия.  Отличительные особенности. Применение 

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 1.6,ПК 1.7,ПК 1.8,ПК 1.9
 
Тема 2.2 Генераторы постоянного тока
Практические занятия:№ 3.

Техническое обслуживание ГПТ

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.8,ПК 1.9
 
Раздел 3. Судовые системы переменного тока
 
Тема 3.1. Общие сведения о судовых системах  переменного тока
Лекционные занятия:

Общие  сведения о судовых системах переменного тока. Применение.  Компоненты системы

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 1.6,ПК 1.7,ПК 1.8,ПК 1.9
 
Лекционные занятия:

Общие сведения. Устройство АД. Принцип действия 

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 1.6,ПК 1.7,ПК 1.8,ПК 1.9
 
Лекционные занятия:

Способы и схемы пуска ЭП с асинхронным двигателем. Основные неисправности АД и способы их устранения

2
 
Тема 3.2 Асинхронные двигатели переменного тока
Практические занятия:№ 4.

Техническое использование и техническое обслуживание ЭП с асинхронными двигателями

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.6,ПК 1.8,ПК 1.9
 
Тема 3.3 Трансформаторы
Лекционные занятия:

1.Основные сведения о судовых трансформаторах. Устройство и принцип работы. Применение трансформаторов.

2.Защита трансформаторов. Техническое обслуживание трансформаторов

4
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 1.6,ПК 1.7,ПК 1.8,ПК 1.9
 
Консультация
Консультации:

Консультация перед контрольной работой по темам семестра

4
 
Контрольная работа
Лекционные занятия:

Контрольная работа по итогам освоения тем семестра

2
 
Самостоятельная работа:

Гребные электрические установки,

судовые системы контроля, связи,

управления и сигнализации.

Назначение, принцип действия и

расположение распределительных утройств

устройств.

Электронагревательные приборы.

20
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 1.6,ПК 1.7,ПК 1.8,ПК 1.9
 
Раздел 4. Судовые системы переменного тока (продолжение)
 
Тема 4.1 Судовые синхронные генераторы 
Лекционные занятия:

Основные характеристики. Системы возбуждения судовых синхронных генераторов

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 1.6,ПК 1.7,ПК 1.8,ПК 1.9
 
Лекционные занятия:

Системы возбуждения судовых синхронных генераторов

2
 
Лекционные занятия:

Системы автоматического регулирования напряжения синхронных генераторов

2
 
Тема 4.1 Судовые синхронные генераторы 
Практические занятия:№5.

Техническое обслуживание судовых синхронных генераторов

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.8,ПК 1.9
 
Раздел 5. Судовые электроэнергетические системы
 
Лекционные занятия:

Состав, классификация судовых электроэнергетических установок

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 1.6,ПК 1.7,ПК 1.8,ПК 1.9
 
Лекционные занятия:

Показатели качества электроэнергии и их влияние на работу. Параметры электроэнергии

2
 
Лекционные занятия:

Параллельная работа генераторов Преимущество. Синхронизхация. Условия ввода на параллельную работу синхронных генераторов

2
 
Практические занятия:№6.

Способ точной синхронизации

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.8,ПК 1.9
 
Тема 5.1. Судовые электроэнергетические установки
Лекционные занятия:

Защита судовых электроэнергетических установок

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 1.6,ПК 1.7,ПК 1.8,ПК 1.9
 
Тема 5.2. Распределительные устройства на судах
Лекционные занятия:

Судовые распределительные устройства Классификация Назначение Техническое обслуживание

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 1.6,ПК 1.7,ПК 1.8,ПК 1.9
 
Лекционные занятия:

Аппаратура распределительных устройств. Разнообразие, расположение. Измерительные приборы. Разнообразие, назначение

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 1.6,ПК 1.7,ПК 1.8,ПК 1.9
 
Тема 5.3. Аппаратура и измерительные приборы судовых распределительных устройств
Практические занятия:№ 7.

Техническое обслуживание воздушных выключателей и других судовых аппаратов и измерительных приборов

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.8,ПК 1.9
 
Консультации:Консультация по темам раздела
2
 
Лекционные занятия:

Судовые сети распределения электроэнергии. Сравнительный анализ фидерной и магистральной сети.

Судовые сети Классификация, назначение

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 1.6,ПК 1.7,ПК 1.8,ПК 1.9
 
Тема 5.4 Системы распределения электроэнергии на судах
Практические занятия:№8.

Измерение сопротивления изоляции кабелей

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 1.6,ПК 1.7,ПК 1.8,ПК 1.9
 
Самостоятельная работа:

Назначение, устройство приборов

контроля сопротивления изоляции. Порядок включения и принцип

действия.

Назначение, устройство

приборов защиты генераторов от

перегрузок и короткого замыкания.

Судовое электроосвещение и

электронагревательные приборы. Аппаратура судовых осветительных и

сигнальных установок

14
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 1.6,ПК 1.7,ПК 1.8,ПК 1.9
 
Консультации:

Консультация перед промежуточной аттестацией по темам семестра

2
 
Дифференцированный зачёт
Лекционные занятия:
2
 
5 семестр
 
Раздел 6. Судовое электрооборудование
 
Лекционные занятия:

Общие сведения. Источники света Светильники, прожекторы, сигнально-отличительные огни

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 1.6,ПК 1.7,ПК 1.8,ПК 1.9
 
Лекционные занятия:

Техническое использование  и техническое обслуживание судового освещения

2
 
Тема 6.1. Судовые системы освещения
Практические занятия:№9.

Люминесцентная лампа Устройство, работа, характерные неисправности, ТО

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.7,ПК 1.8
 
Тема 6.2. Судовые нагревательные, отопительные системы 
Лекционные занятия:

Классификация судовых электронагревательных приборов и устройств.

Конструкция, устройство и принципиальные электрические схемы.

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 1.6,ПК 1.7,ПК 1.8,ПК 1.9
 
Тема 6.3. Судовое  холодильное оборудование
Лекционные занятия:

Судовые рефрижераторные установки. Их назначение, принцип действия, устройство. Техническое обслуживание холодильного оборудования

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 1.6,ПК 1.7,ПК 1.8,ПК 1.9
 
Тема 6.4. Переносное электрооборудование
Лекционные занятия:

Общие сведения. Требования к переносному оборудованию. Основные виды переносного электрооборудования. Техническое использование и обслуживание

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 1.6,ПК 1.7,ПК 1.8,ПК 1.9
 
Самостоятельная работа:

Правила осуществления технического

обслуживания и ремонта главных

генераторов, гребных

электродвигателей, гребной

электрической установки и

аппаратуры управления

электродвижением судов

12
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 1.6,ПК 1.7,ПК 1.8,ПК 1.9
 
Раздел 7. Системы связи, навигации, сигнализации
 
Лекционные занятия:

Общие сведения. Телефонная связь Внутрисудовая оперативная громкоговорящая связь

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 1.6,ПК 1.7,ПК 1.8,ПК 1.9
 
Тема 7.1.  

Внутрисудовая связь и системы сигнализации

Лекционные занятия:

Виды и назначение внутрисудовой сигнализации.

Приборы сигнализации. Техническое использование и техническое обслуживании 

2
 
Лекционные занятия:

Судовые телеграфы и указатели Техническое обслуживание

2
 
Тема 7.1.  

Внутрисудовая связь и системы сигнализации

Практические занятия:№10.

Система пожарной сигнализации

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 1.6,ПК 1.7,ПК 1.8,ПК 1.9
 
Тема 7.2.

Навигационные системы

Лекционные занятия:

Общие сведения. Радары, GPS,системы автоматического управления. Принцип работы Техническое использование, техническое обслуживание

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 1.6,ПК 1.7,ПК 1.8,ПК 1.9
 
Тема 7.3. Компьютеризинованные системы организации ТО судового электрооборудования
Лекционные занятия:

Общие сведения. Организация работ по техническому обслуживанию пользованием компьютерных систем

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 1.6,ПК 1.7,ПК 1.8,ПК 1.9
 
Тема 7.4. Судовые аккумуляторы

Лекционные занятия:

Общие сведения о химических источниках тока. Сравнительный анализ кислотных и щелочных батарей

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 1.6,ПК 1.7,ПК 1.8,ПК 1.9
 
Лекционные занятия:

Необслуживаемые аккумуляторные батареи. Особенности, применение

2
 
Лекционные занятия:

Требования к аккумуляторным батареям. Техническое обслуживание аккумуляторных батарей

2
 
Тема 7.4. Судовые аккумуляторы
Практические занятия:№11.

Выбор аккумуляторных батарей

2
 
Раздел 8. Системы безопасности
 
Лекционные занятия:

Поражение человека электрическим током и оказание первой медицинской помощи. Правила электробезопасности

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 1.6,ПК 1.7,ПК 1.8,ПК 1.9
 
Тема 8.1.

Электробезапасность

Практические занятия:№12.

Использование средств защиты от поражения электрическим током на судах

2
 
Тема 8.2.

Пожаробезопасность

Лекционные занятия:

Общие сведения о пожарах на судне

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 1.6,ПК 1.7,ПК 1.8,ПК 1.9
 
Самостоятельная работа:

Оказание первой медицинской помощи при поражении электрическим током.

Правила пожарной безопасности на судах

12
 
Дифференцированный зачёт
Лекционные занятия:

Дифференцированный зачёт

2
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Эксплуатация и техническое обслуживание судовых электрических систем и механизмов» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Матвеев С.В.  Технология технического обслуживания и ремонта судового электрооборудования:учебное пособие для СПО. -  Санкт-Петербург: Лань, 2024. - 
 
6.1 Основная литература
 
1. Бурков А.Ф. Основы теории и эксплуатации судовых  электроприводов:Учебник. - Лань, 2019. - 
 
2. Сюбаев М.А. Эксплуатация судового электрооборудования:Учебное пособие. - ГМА им. адм. С.О.Макарова, 2018. - 
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.