2025-2026_26_01_12-24-123-6217_plx_Ремонт судовых электрических систем управления и механизмов
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Ремонт судовых электрических систем управления и механизмов»
26.01.12 – Раздел 1.03 – 2024 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Ремонт судовых электрических систем управления и механизмов»

Индекс:

(Файл)

26.01.12 – Раздел 1.03 – 2024 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Ремонт судовых электрических систем управления и механизмов»

Специальность
26.01.12 Электрик судовой
шифр и полное наименование
Квалификация
Электрик судовой - Матрос пожарный
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2024 г.
Рабочая программа дисциплины «Ремонт судовых электрических систем управления и механизмов» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 26.01.12 Электрик судовой (приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 г. № 867)», учебного плана по специальности «26.01.12 Электрик судовой», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Бизяев В.А.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Ремонт судовых электрических систем управления и механизмов»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

перспективу своего профессионального развития, содержание важнейших правовых и законодательных актов мирового, регионального, профессионального уровня

Уметь:

ориентироваться в общих профессиональных проблемах

Иметь практический опыт:

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

сущность производственной организации, основные принципы еѐ построения

Уметь:

эффективно организовать свою деятельность: разбивать задачу на этапы, прогнозировать сроки, контролировать выполнение заданий.

Иметь практический опыт:

ОК 2 Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

законодательную базу

Уметь:

системно анализировать ситуацию, учитывать множество условий, выбирать оптимальный вариант решения;

прогнозировать возможные проблемы и мероприятия по их предотвращению

Иметь практический опыт:

ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

различные способы решения профессиональных задач

Уметь:

использовать различные информационные ресурсы для поиска информации, осуществлять анализ и оценку информации, необходимой для выполнения профессиональной деятельности

Иметь практический опыт:

ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

основные методы и средства обработки, хранения, передачи и накопления информации, в том числе с помощью Интернетресурсов

Уметь:

использовать ИКТ технологии для обработки информации, оформлять результаты своей деятельности на ПК путѐм создания графических и мультимедийных объектов

Иметь практический опыт:

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

основы организационно- управленческой работы с малыми коллективами, производственную этику, способы письменной и устной коммуникации

Уметь:

эффективно взаимодействовать с коллегами для достижения поставленной цели работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

Иметь практический опыт:

ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 7 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

устройство, принцип работы, характерные неисправности, порядок их устранения судового электрооборудования

Уметь:

проводить эксплуатацию судового электрооборудования в соответствии с требованиями Регистра

Иметь практический опыт:

по эксплуатации судового электрооборудования на действующих судах

ПК 1.1 Эксплуатировать судовое электрооборудование.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

порядок выполнения правил технического обслуживания судового электрооборудования, требования инструкций завода-изготовителя этого оборудования, требования инструкций по электробезопасности

Уметь:

выполнять требования правил технического обслуживания в установленные сроки

Иметь практический опыт:

технического обслуживания судового электрооборудования

ПК 1.2 Проводить техническое обслуживание электрооборудования судна.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

способы устранения выявленных дефектов, порядок применения инструмента и приспособлений для проведения  ремонта, технологические карты ремонтных работ судового электрооборудования

Уметь:

проводить ремонт судовых электродвигателей постоянного и переменного тока, пускорегулирующей аппаратуры, кабельных линий,  трансформаторов, электронных устройств и автоматики

Иметь практический опыт:

по проведению ремонтных работ судового электрооборудования

ПК 1.3 Проводить ремонты электрооборудования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

устройство и принцип действия аккумуляторов, правила определения плотности электролита, величину тока зарядки аккумуляторов, требования инструкции по эксплуатации аккумуляторов

Уметь:

проводить техническое обслуживание и устранять выявленные несоответствия пусковых и аварийных аккумуляторов, приготавливать электролит, соблюдать меры безопасности при работе с кислотой и щелочью

Иметь практический опыт:

по приготовлению электролита, проведению тренировочных циклов зарядке-разрядке аккумуляторов, по недопущению возможных взрывов в

аккумуляторных помещениях

ПК 1.4 Обслуживать аварийные и пусковые аккумуляторы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

основные требования по эксплуатации и техническому обслуживанию судового электрооборудования, правила ввода и вывода судовых генераторов на параллельную работу

Уметь:

нести вахту на ходу и на стоянке в МКО судна под руководством вахтенного начальника

Иметь практический опыт:

несения вахты в МКО

ПК 1.5 Соблюдать правила несения судовой вахты.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

требования выполнения работ при сверлении, рубке, гибке, нарезания резьбы, правке металлических изделий и арматуры, применяемой при работе с электрооборудованием

Уметь:

выполнять слесарные работы сложности 2-3 разряда слесаря

Иметь практический опыт:

работы с переносным пневмоэлектроинструментом, работе на сверлильных станках, заточных станках, работе с ручным слесарным инструментом

ПК 1.6 Выполнять слесарные работы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

электромонтажные схемы, меры безопасности при выполнении электромонтажных работ, марки судовых кабелей и проводов

Уметь:

проводить монтаж кабельных линий электроустановок, подготавливать необходимую арматуру, пользоваться электромонтажным инструментом

Иметь практический опыт:

проведения судовых электромонтажных работ на судоремонтных предприятиях

ПК 1.7 Выполнять электромонтажные работы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

классификацию электроизмерительных приборов, условные обозначения на шкалах электроизмерительных приборов, устройство и принцип их работы, сроки поверок электроизмерительных приборов

Уметь:

пользоваться электроизмерительными приборами (амперметры, вольтметры, киловатметры, мегомметры, фазометры, частотомеры; мультиметры, синхроноскопы), производить снятие показаний с этих приборов

Иметь практический опыт:

технической эксплуатации электроизмерительных приборов

ПК 1.8 Использовать контрольно-измерительные приборы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

перечень нормативной технической документации по учету и контролю за эксплуатацией судового электрооборудования

Уметь:

производить записи в технической документации по электрооборудованию судна в соответствии с требованиями Регистра и судовладельца

Иметь практический опыт:

заполнения судовой электротехнической документации

ПК 1.9 Вести установленную техническую документацию по электрооборудованию судна.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 3 курсе в 5 семестре.
Дисциплина «Ремонт судовых электрических систем управления и механизмов» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 81 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
5
Учебные занятия с преподавателем, всего
56
56
В том числе: 
Лекционные занятия
40
40
Практические занятия
16
16
Самостоятельная работа
25
25
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
81
81
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
5 семестр
 
Раздел 1. 
 
Лекционные занятия:1.Дефектация судовых синхронных генераторов

2.Основные неисправности судовых синхронных генераторов

3. Основные неисправности систем возбуждения судовых синхронных генераторов

4.Системы управления судовыми синхронными генераторами

5.Параллельная работы судовых синхронных генераторов

8
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3
 
Тема 1. Ремонт судовых синхронных генераторов
Практические занятия:1.Разбор синхронного генератора

2.Сборка синхронного генератора

3.Замер сопротивления изоляции судовых синхронных генераторов

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3
 
Лекционные занятия:1.Дефектация судовых электрических машин

2.Основные неисправности судовых электрических машин

3.Особенности машин постоянного тока

4.Замер сопротивления изоляции электрических машин

5.Искрение под щетками машин постоянного тока

8
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3
 
Самостоятельная работа:Особенности конструкции специальных машин
14
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3
 
Тема 2. Ремонт судовых электрических машин
Практические занятия:1.Разборка судовых асинхронных электродвигателей

2. Сборка судовых асинхронных электродвигателей

3.Разборка машин постоянного тока

4.Сборка машин постоянного тока

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3
 
Консультации:
2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3
 
Контрольная работа
Лекционные занятия:
2
 
Лекционные занятия:1.Технология ремонта судовых ГРЩ

2.Технология ремонта силовых судовых щитов и пультов управления

3.Технология ремонта щитов освещения

4.Технология ремонта специальных судовых щитов управления

8
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3
 
Практические занятия:1.Разборка панелей ГРЩ

2.Сборка панелей ГРЩ

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3
 
Тема 3. Ремонт судовой распределительной аппаратуры
Самостоятельная работа:Ремонт вторичных щитов управления
4
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3
 
Лекционные занятия:1.Основные неисправности генераторных автоматических выключателей

2.Основные неисправности силовой коммутационной аппаратуры

3.Основные неисправности пакетных выключателей и переключателей

4.Основные неисправности автоматических выключателей

8
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3
 
Практические занятия:1.Сборка и разборка силовой коммутационной аппаратуры

2.Сборка и разборка пакетных выключателей и переключателей

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3
 
Тема 4. Ремонт судовой коммутационной аппаратуры
Самостоятельная работа:Ремонт аппаратуры дистанционного действия
6
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3
 
Лекционные занятия:1.Основные неисправности основного освещения

2.Основные неисправности систем аварийного освещения

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4
 
Лекционные занятия:3.Основные неисправности систем переносного освещения

4.Основные неисправности и особенности ремонта взрывогазозащищенных светильников

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4
 
Тема 5. Ремонт систем освещения
Самостоятельная работа:1.Разборка и сборка судовых подпалубных светильников

2.Разборка и сборка аварийных и переносных светильников

8
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3
 
Лекционные занятия:1.Основные неисправности систем судового электрического отопления

2.Основные неисправности электрических систем водонагрева и кипячения

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3
 
Тема 6. Ремонт судовых электронагревательных приборов
Практические занятия:1.Разборка и сборка электрокалорифера

2.Разборка и сборка электрокипятильника

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3
 
Лекционные занятия:1.Основные неисправности систем судовой автоматики

2.Основные неисправности пожарной сигнализации

3.Основные неисправности котельной автоматики

4
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5
 
Тема 7. Ремонт систем автоматики и сигнализации
Практические занятия:1.Проверка исправности и ремонт системы АПС

2.Проверка исправности и ремонт пожарной сигнализации

2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5
 
Тема 7. Ремонт систем автоматики и сигнализации
Самостоятельная работа:Проверка исправности и наладка котельной автоматики
6
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3
 
Тема 8. Оформление ремонтной ведомости и ведение снабжения по заведованию
Лекционные занятия:1.Правила оформления судовой ремонтной ведомости

2.Правила ведения закрепленного снабжения по заведованию

4
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.5
 
Подготовка к дифференцированному зачёту
Самостоятельная работа:
6
 
Дифференцированный зачёт
Лекционные занятия:
2
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Ремонт судовых электрических систем управления и механизмов» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Бурков А.Ф. Основы теории и эксплуатации судовых  электроприводов:Учебник. - Лань, 2019. - 
 
2. Епифанов А.П. Электрические машины  [Электронный ресурс]:Учебник. - СПб. : Издательство «Лань», 2022. - 300 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/209984 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Бурков А.Ф. Судовые электроприводы [Электронный ресурс]:учебник для вузов. - Санкт-Петербург: Лань, 2024. - 372 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/404876 
 
6.1 Основная литература
 
3. Матвеев С. В. Техническое обслуживание и ремонт судового электрического, электронного, специального и бытового оборудования [Электронный ресурс]:учебное пособие для вузов. - Санкт-Петербург : Лань, 2024. - 508 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/385820 
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.