ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Химия»
(Файл)
А.В. Ющенко
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Химия»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Центр сетевого обучения, протокол № от г.
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология
Уметь:
- владеть системой химических знаний. которая включает: основополагающие понятия (химический элемент, атом, электронная оболочка атома, 5» р- d-электронные орбитали атомов, ион, молекула, валентность, электроотрицательность степень окисления, химическая- моль, молярная масса, молярный объем, углеродный скелет функциональная группа, радикал, изомерия, изомеры, гомологический ряд гомологи, углеводороды, кислород- и азотсодержащие соединения биологически активные вещества (углеводы, жиры, белки), мономер полимер, структурное звено, высокомолекулярные соединения, кристаллическая решетка, типы химических типы реакций (окислительно-восстановительные, экзо-и эндотермические, реакции ионного обмена), раствор, электролиты, неэлектролиты, злектролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, скорость химической реакции, химическое г равновесие), теории и законы (теория химического строения органических A.M. Бутлерова, теория электролитической диссоциации, закон Д.И. Менделеева, закон сохранения массы), закономерности, символический язык химии, фактологические сведения о свойствах, составе, получении и безопасном использовании важнейших и органических веществ быту практической деятельности человека
- уметь выявлять характерные признаки и взаимосвязь изученных понятий применять соответствующие понятия при описании строения и свойств неорганических и органических веществ и их превращений; выявлять взаимосвязь химических знаний с понятиями и представлениями других естественнонаучных предметов- уметь использовать наименования химических соединений международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальные названия важнейших веществ (этилен. ацетилен, глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин, угарный газ, углекислый газ. аммиак, гашеная известь, негашеная
- подтверждать характерные химические свойства веществ соответствующими экспериментами и записями уравнений химических реакций
- уметь устанавливать принадлежность изученных неорганических органических веществ к определенным классам и группам соединений, характеризовать их состав и важнейшие свойства
- определять виды химических связей (ковалентная, ионная, металлическая, водородная), типы кристаллических решеток веществ; классифицировать химические реакции
- сформировать представления: химической составляющей естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений формировании мышления культуры личности, eё функциональной грамотности, необходимой для решения практических дач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде уметь проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакции использованием физических величин. характеризующих вещества с количественной стороны
- массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества
- использовать химические знания для принятия решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением
Иметь практический опыт:
- правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности;
- основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности;
- пути обеспечения ресурсосбережения
Уметь:
- соблюдать нормы экологической безопасности;
- определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности
Иметь практический опыт:
часов
Современная модель строения атома. Символический язык химии. Химический элемент. Виды химических связей
Виды химической связи (ионная, ковалентная, металлические, водородная), способы ее образования. Типы кристаллических решеток.
Практическая работа № 1.
Решение заданий по составлению формул соединений. Установление связи между строением атомов и периодической системой элементов
Периодическая система элементов и ее структура. Физический смысл. Закономерности изменения свойств химических элементов. Научное значение. Открытие новых химических элементов. Взаимосвязь положения элемента со строением атомов. Научное значение Периодического закона. Прогнозы открытия новых элементов.
Практическая работа № 2.
Составление электронных формул элементов. Отличия формул элементов, находящихся в главных подгруппах от побочных.
Классификация неорганических соединений, их свойства. Кислоты, основания, соли как электролиты, способы получения солей. Оксиды, солеобразующие и несолеобразующие. Закономерности в изменении свойств простых веществ, водородных соединений, высших оксидов и гидроксидов.
Практическая работа № 3.
Количественные отношения в химии и их законы. Расчеты по химическим уравнениям. Моль как единица количества вещества. Молярная масса. Законы сохранения массы и энергии. Закон Авогадро.
Теория электролитической диссоциации. Ионы, электролиты, не электролиты. Реакции ионного обмена, их составление путем полных и сокращенных уравнений реакций. Задания на составление ионных реакций.
Практическая работа № 4.
Типы химических реакций, исследование типов (по составу по количеству исходных и образующих веществ) и признаков химических реакций.
Гидролиз солей, рассмотрение случаев его протекания. Действия индикаторов.
Практическая работа № 5.
Задание на составление уравнений реакций гидролиза, протекающих в трех направлениях.
Практическая работа № 6.
Исследование ионов по составу и количеству исходных и образующихся веществ и признаков химических реакций.
Основные классы: Оксиды, основания (гидроксиды), кислоты, соли и их взаимосвязь. Агрегатные состояния. Кристаллические и аморфные вещества. Зависимость свойств веществ от их кристаллических решеток и химической связи. Причины многообразия веществ.
Окислительно-восстановительные реакции. Их типы и значение в народном хозяйстве и на морском транспорте.
Практическая работа № 7.
Называть вещества по их формулам, или составлять формулы, их названия вещества по международной или травиальной номенклатуре
Практическая работа № 8.
Решать задания по классификации номенклатуре и химическим формулам неорганических веществ, уметь называть их. Определять принадлежность к классу веществ и называя их по правильным названиям определять их принадлежность к классу. Уметь пользоваться источниками информации.
Металлы. Общие физические и химические свойства, способы получения значения металлов и неметаллов в природе и жизнедеятельности человека и организмов. Коррозия металлов: виды коррозии, способы защиты металлов от коррозии
Неметаллы. Общие свойства. Типичные свойства неметаллов. 4-7 группы. Классификация и номенклатура соединений неметаллов. Круговороты биогенных элементов в природе
Практическая работа № 9.
Составление уравнений с участием металлов и неметаллов, оксидов и амфотерных элементов, а также кислот, оснований и амфотерных гидроксидов.
Практическая работа № 10.
Решать практическо-теоритические задания на получение и безопасное использование неорганических веществ в быту и практической деятельности человека.
Практическая работа № 11.
Решение экспериментальных задач по химическим свойствам металлов и неметаллов и распознавания и получения соединений металлов и неметаллов.
Качественные реакции на сульфат, карбонат, хлорид-анионы, на катионы аммония.
Органическая химия как наука. Предмет органической химии, её место и значение в системе естественных наук. Основные положения теории химического строения А. М. Бутлерова. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия и изомеры. Понятие о функциональной группе. Радикал. Международная номенклатура. Понятие об углеводах, жирах, белках, и др. выскокомолекулярных соединениях (мономер, полимер, структурное звено).
Практическая работа № 12.
Номенклатура органических соединений отдельных классов (насыщенные, ненасыщенные, ароматические углеводы, спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты и др.) Составление полных и сокращенных структурных форму органических веществ отдельных классов их названий по систематической и травиальной номенклатуре. Расчёты простейшей формулы, исходя из элементного состава в %.
Физико-химические свойства органических соединений отдельных классов (классификация, номенклатура, гомологический ряд и общая формула, изомерия, физические и химические свойства, способы поучения). Предельные углеводороды (алканы и циклоалканы), горение метана, как один из основных источников тепла в промышленности и в быту. Свойства, нахождение в природе и применение.
Непредельные (алкены, алкины, алкодиены) и ароматические. Горение ацетилена,как источник высокотемпературного пламени для сварки и резки металлов.
Кислородосодержащие соединения(спирты и фенолы, карбоновые кислоты и эфиры, альдегиды и кетоны, жиры, углеводы). Практическое применение этиленгликоля, глицерина, фенола. Применение формальдегида, ацетальдегида, уксусной кислоты. Мыла как соли высших карбоновых кислот. Моющие свойства мыла.
Азотсодержащие соединения(амины и аминокислоты, белки) высокомолекулярные соединения(синтетические и биологически-активные). Мономер, полимер, структурное звено. Полимеризация этилена как основное направление его использование.
Генетическая связь между классами органических соединений.
Практическая работа № 13.
Свойства органических соединений отдельных классов, предельные, непредельные и ароматические углеводороды, спирты и фенолы, карбоновые кислоты. Задание на составление уровнений химических реакций с участием органических веществ на основании их состава и строения.
Практическая работа № 14.
Составление схем реакций (в том числе по предложенным цепочкам превращений), характеризующих химические свойства органических соединений отдельных классов, способы их получения и название органических соединений по травиальной или международной систематической номенклатуре. Решение практика-ориентированных теоретических заданий на свойства органических соединений отдельных классов.
Биоорганические соединение. Применение и биологическая роль углеводов. Окисление углеводов-источник энергии живых организмов. Области применения аминокислот. Превращение белков пищи в организме. Биологические функции белков. Биологические функции жиров. Роль органической химии в решении проблем пищевой безопасности.
Роль органической химии в решении проблем энергетической безопасности, в развитии медицины, создание новых материалов, новых источников энергии(альтернативные источники энергии). Опасность воздействия на живые организмы органических веществ отдельных классов (углеводороды, спирты, фенолы, альдегиды и др.)
Скорость реакции, и её зависимость от различных факторов: природы реагирующих веществ, концентрации реагирующих веществ, температуры и площади реакционной поверхности. Тепловые эффекты химических реакций. Экзо- и эндотермические, реакции. Обратимость реакции. Химическое равновесие и его смещение для создания оптимальных условий протекания химических процессов. Принцип Ле Шателье.
Практическая работа № 15.
Решение заданий на анализ факторов, влияющих на изменение скорости химической реакции, в том числе с позиции экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды. Решение заданий на применение принципа Ле-Шателье факторов, влияющих на смещение химического равновесия.
Растворение как физико-химический процесс. Растворы. Классификация. Способы приготовления растворов. Растворимость. Массовая доля растворенного вещества. Решение расчётных заданий на растворы, используемые в бытовой и производственной деятельности человека.
Практическая работа № 16.
Решение задач на приготовление растворов заданных концентраций
Новейшие достижения химической науки и химической технологии.
Роль химии в обеспечении экологической, энергетической и пищевой безопасности, развитии медицины. Правила поиска и анализа химической информации из различных источников.
Практическая работа № 17. Чтение рефератов о применении наноматериалов как средств по борьбе за живучесть судна.
Итоговое занятие. Зачет
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.