2025-2026_26_02_02_51_24_1234-6217_plx_Общее устройство судов
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Общее устройство судов»
26.02.02 – ОП.07 – 2024 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Общее устройство судов»

Индекс:

(Файл)

26.02.02 – ОП.07 – 2024 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Общее устройство судов»

Специальность
26.02.02 СУДОСТРОЕНИЕ (техник)
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2024 г.
Рабочая программа дисциплины «Общее устройство судов» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.02 СУДОСТРОЕНИЕ (техник) (приказ Минобрнауки России от 23.11.2020 г. № 659)», учебного плана по специальности «26.02.02 СУДОСТРОЕНИЕ (техник)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Центр сетевого обучения, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Воробьёв С.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Общее устройство судов»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной области; методы работы в профессиональной сфере; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности

Уметь:

распознавать задачу и проблему в профессиональном контексте; анализировать задачу или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и проблемы; составлять план действия; определять необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной сфере; реализовывать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3, 4 семестре.
Дисциплина «Общее устройство судов» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Материаловедение
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Выполнение работ по профессии "Сборщик корпусов металлических судов"
 
- Учебная практика
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 137 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
4
Учебные занятия с преподавателем, всего
115
51
64
В том числе: 
Лекционные занятия
82
34
48
Практические занятия
33
17
16
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
137
51
86
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. Устройство судна
 
Лекция (урок):

Понятие о судне. Мореходные и эксплуатационные качества судна. Общая классификация судов. Классификация судов гражданского флота. Форма корпуса судна. Основные сечения корпуса. Главные размерения и коэффициенты полноты. Теоретический чертеж судна. Архитектура внешней формы судна. Классификация судовых помещений. Общее расположение судна.

4
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 1.1. Общие сведения о судах
Практическое занятие:№1. Чтение теоретического чертежа судна.

№2. Составление таблицы «Основные отсеки судна».

4
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 1.2. Конструкция и детали корпуса судна
Лекция (урок):Понятие о прочности судна. Системы набора. Шпация. Наружная обшивка, палубный настил и настил второго дна. Днищевые перекрытия. Бортовые перекрытия. Палубы и платформы. Главные переборки. Выгородки и шахты. Надстройки и рубки. Фальшборт, привальный брус и боковые кили. Штевни, дейдвудные трубы и мортиры. Фундаменты и крепления. Соединения деталей корпуса судна.
4
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 1.2. Конструкция и детали корпуса судна
Практическое занятие:№3.Определение конструктивных элементов днищевой секции на макете, выполнение эскизов.

№4. Определение конструктивных элементов бортовой секции на макете, выполнение эскизов.

№5. Определение конструктивных элементов палубной секции на макете, выполнение эскизов.

№6. Определение конструктивных элементов судовой переборки на макете, выполнение эскизов.

5
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

Рулевое и подруливающее устройства. Якорное устройство. Швартовное и кранцевое устройства. Спасательные средства. Грузовые устройства. Прочие общесудовые устройства. Леерное устройство. Буксирные устройства. Дельные вещи

4
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 1.3. Судовые устройства
Практическое занятие:№7.

Составление сводной таблицы «Судовые устройства»

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

Типы судовых систем и их конструктивные элементы. Трюмные системы. Балластные системы. Системы пожаротушения. Системы бытового водоснабжения. Сточные системы. Специальные системы.

4
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 1.4. Судовые системы
Практическое занятие:№8.

Составление сводной таблицы «Судовые системы».

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 1.5. Судовые энергетические установки
Лекция (урок):

Типы, состав, размещение и особенности снабжения СЭУ. Судовые двигатели внутреннего сгорания (ДВС) и СЭУ с ДВС. Паротурбинные СЭУ. Паровые котлы и паропроизводительные установки. СЭУ с электродвижением. Ядерные СЭУ

6
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 1.6. Электрооборудование и автоматизация судов
Лекция (урок):Источники электротока на судне; потребители тока. Электросети сильного и слабого тока: назначение, расположение и принципиальное устройство. Автоматизация СЭУ, судовых устройств и систем, судовождения. Береговое снабжение судов электроэнергией. Электрооборудования судов, судового навигационного оборудования, средств внешней и внутренней связи, судовых огней.
4
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

Основные тенденции и направления развития современного судоходства и защиты окружающей среды. Технологии проектирования, постройки, ремонта, эксплуатации и утилизации судов. Общие сведения о судостроительном производстве. Методы и способы постройки судов. Работы в заводских цехах и на стапеле. Спуск судна, достройка и сдача в эксплуатацию

8
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 1.7. Общие сведения о технологии судостроения
Практическое занятие:№9.Составление схемы производственного процесса судостроения

№10.Составление таблицы «Цеха судостроительного предприятия»

4
ОК 01.,ОК 02.
 
4 семестр
 
Раздел 2. Теория судна
 
Лекция (урок):

Теоретический чертёж судна.

Главные размерения и коэффициенты полноты корпуса.

Посадка судна. 

4
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 2.1 Геометрия корпуса судна
Практическое занятие:№11.

Определение осадки по маркам углубления.

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

Силы, действующие на плавающее судно. Центр тяжести и центр величины. Условия равновесия судна.

Грузовой размер. Грузовая шкала. Запас плавучести. Грузовая и тоннажная марки.

4
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 2.2 Плавучесть судна
Практическое занятие:№12.

Определение метацентрической высоты и вычисление весового водоизмещения, моментов и координат центра тяжести судна с грузами.

Определение изменения остойчивости и посадки судна при приеме и снятии малого груза

4
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

Общие сведения об остойчивости. Начальная поперечная остойчивость.

Силы, действующие на судно при крене. Поперечный метацентр, метацентрический радиус, метацентрическая высота. Восстанавливающая пара сил и восстанавливающий момент. Условия остойчивости.

4
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

Изменение остойчивости при вертикальном перемещении груза, при расходовании малых по массе грузов. Влияние на остойчивость жидких, подвешенных, сыпучих, перекатывающихся грузов. Понятие о влиянии на остойчивость посадки судна на грунт и постановка в док. Понятие об опыте кренования. Кривые элементов теоретического чертежа. Продольная остойчивость.

Элементы продольной остойчивости. Дифферент и угол дифферента. Дифферентующий момент. Изменение дифферента при продольном перемещении груза. Остойчивость при больших углах крена. Диаграммы статической остойчивости и её свойства.

Понятие об универсальной диаграмме. Работа с диаграммой.

6
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

Динамическая остойчивость. Динамический угол крена. Определение динамического угла крена и минимального динамического опрокидывающего момента по диаграмме динамической остойчивости. Требования Регистра к остойчивости судов. Нормы остойчивости, информация об остойчивости. Информация капитану об остойчивости судна

6
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 2.3 Остойчивость судна
Практическое занятие:№13.

Решение типовых задач с использованием диаграмм

остойчивости

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 2.4 Непотопляемость судна
Лекция (урок):

Общие сведения о непотопляемости. Требования руководящих документов по вопросам непотопляемости.

Конструктивное и организационно – техническое обеспечение непотопляемости.

4
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 2.4 Непотопляемость судна
Практическое занятие:№14.

Определение изменения остойчивости и посадки судна при вертикальном переносе груза.

№15. Расчёт посадки судна при затоплении одного или нескольких

отсеков.Определение осадки при переходе из пресной воды в

соленую

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

Схемы передач. Валопровод.

Судовые движители. Гребной винт и его основные характеристики.

Гребной винт: конструкция, типы винтов. Понятие о тяжелых и легких винтах. Винты регулируемого шага.

6
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 2.5 Движители и валовая линия
Практическое занятие:№16.

Изучение конструкции судового валопровода.

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 2.6 Ходкость судна
Лекция (урок):Сопротивление воды движению судна. Воздушное сопротивление. Влияние на ходкость обрастания корпуса, ветра и мелководья. Буксировочная мощность. Пропульсивный коэффициен
4
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 2.7 Требования Морского регистра к техническому состоянию судов. Организация обслуживания и ремонта судна и его систем при эксплуатации
Лекция (урок):

Организация технического надзора за судами. Оформление судовой документации для проведения освидетельствования судов инспекцией Морского регистра. Требование международных документов к техническому состоянию судна, его устройствам и системам. Методы и виды технического обслуживания судов и судовой техники. Распределение экипажа по заведованию.

4
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

Общее понятие об управляемости судна и силах, действующих на корпус судна. Виды траектории движения судна. Циркуляция и её элементы. Угол крена и дрейфа на циркуляции. Понятие о диаграмме управляемости

Управляемость судна в особых условиях: при ветре, на волнении, на мелководье, в канале, на заднем ходу, на малом ходе и др. Виды и элементы качки. Свободные и вынужденные колебания судна. Качка на тихой воде. Избыточная остойчивость.

Качка на волнении и резонанс. Факторы, влияющие на качку

6
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 2.8 Управляемость судна
Практическое занятие:№17,18.

Определение метацентрической высоты судна по периоду бортовой качки.

Управляемость при ветре, волнении, мелководье, в узкостях, на заднем и малом ходу

4
ОК 01.,ОК 02.
 
Консультации:
4
ОК 01.,ОК 02.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Общее устройство судов» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. А.П.Аносов Теория и устройство судна: конструкция специальных судов:Учебное пособие. - Юрайт, 2020. - 
 
6.1 Основная литература
 
1. А.Я.Король Теория и устройство судна. Разделы: «Геометрия, статика и прочность корабля»:Учебное пособие для судоводителей. - ОМА, 2018. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
2. Теория и устройство судна (конструкция корпуса судна, судовые устройства системы):Учеб. пособие для водного транспорта. - НГМА, 2007. - 
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.