2025-2026_26_02_03_51_23_123-6217 (на базе 11 кл)_plx_Работа с судовыми устройствами
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Работа с судовыми устройствами»
26.02.03 – Раздел 4.04 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Работа с судовыми устройствами»

Индекс:

(Файл)

26.02.03 – Раздел 4.04 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Работа с судовыми устройствами»

Специальность
26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (техник-судоводитель)
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-судоводитель 
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Работа с судовыми устройствами» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (техник-судоводитель) (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (техник-судоводитель)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Пряников А.И.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Работа с судовыми устройствами»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

где искать наиболее часто встречающиеся повреждения и дефекты

Уметь:

выявлять элементы конструкции судна, которые имеют решающее значение для его безопасности

Иметь практический опыт:

К 2.2 Проверка и сообщение о дефектах и повреждениях в грузовых помещениях, на крышках люков и в балластных танках
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

основные конструктивные элементы судна и правильные названия их различных частей

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 3.2 Поддержание судна в мореходном состоянии
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

обязанности в аварийной ситуации и аварийной сигнализации

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 6.4 Использование аварийного оборудования и действия в аварийной ситуации
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Расположение противопожарных средств и путей эвакуации;

Воспламеняющиеся материалы, опасность возникновения и распространения пожара

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 6.6 Сведение к минимуму риска пожара и поддержание состояния готовности к действиям в аварийных ситуациях, связанных с пожаром
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Имеющиеся устройства, обеспечивающие безопасность и защиту от потенциальной опасности на судне

Меры предосторожности, принимаемые до входа в закрытые помещения

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 6.11 Соблюдение техники безопасности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте

Уметь:

выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации

Уметь:

определять задачи для поиска информации;

определять необходимые источники информации

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности

Уметь:

взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности

Иметь практический опыт:

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Назначения и классификации судовых систем и устройств

Уметь:

Выполнять техническое обслуживание палубных механизмов и устройств

Иметь практический опыт:

ПК 1.3. Обеспечивать использование и техническую эксплуатацию технических средств судовождения и судовых систем связи;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

мероприятий по обеспечению транспортной безопасности;

уровней охраны на судах и портовых средствах

Уметь:

обеспечивать защищенность судна от актов незаконного вмешательства;

предотвращать неразрешенный доступ на судно

Иметь практический опыт:

ПК 2.1. Организовывать мероприятия по обеспечению транспортной безопасности;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

виды средств и систем пожаротушения на судне;

мероприятия по обеспечению непотопляемости судна

Уметь:

применять средства и системы пожаротушения;

применять средства по борьбе с водой

Иметь практический опыт:

ПК 2.2. Применять средства по борьбе за живучесть судна;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

расписания по тревогам, видов и сигналов тревог;

видов и способов подачи сигналов бедствия;

организации проведения тревог

Уметь:

действовать в чрезвычайных ситуациях;

пользоваться средствами подачи сигналов аварийно-предупредительной сигнализации в случае происшествия или угрозы происшествия

Иметь практический опыт:

ПК 2.3. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при организации различных видов тревог;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

порядок действий при авариях

Уметь:

действовать при различных авариях

Иметь практический опыт:

ПК 2.4. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при авариях;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

способов выживания на воде;

видов коллективных и индивидуальных спасательных средств и их снабжения;

устройств спуска и подъема спасательных средств;

порядка действия при поиске и спасании

Уметь:

управлять коллективными спасательными средствами;

производить спуск и подъем спасательных и дежурных шлюпок, спасательных плотов

Иметь практический опыт:

ПК 2.6. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при оставлении судна, использовать коллективные и индивидуальные спасательные средства;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

комплекс мер по предотвращению загрязнения окружающей среды

Уметь:

применять средства по предупреждению и предотвращению загрязнения водной среды

Иметь практический опыт:

ПК 2.7. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна по предупреждению и предотвращению загрязнения водной среды;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

свойств, транспортных характеристик основных видов грузов и правил их перевозки

Уметь:

использовать международные и национальные нормативные правовые акты по перевозкам опасных грузов судами

Иметь практический опыт:

ПК 3.1. Планировать и обеспечивать безопасную погрузку, размещение, крепление груза и уход за ним в течение рейса и выгрузки;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

правил безопасной обработки, размещения и крепления грузов, включая опасные, ядовитые и вредные грузы, и их влияние на безопасность человеческой жизни и судна.

Уметь:

производить крепления и размещение различных видов грузов

Иметь практический опыт:

ПК 3.2. Соблюдать меры предосторожности во время погрузки и выгрузки и обращения с опасными и вредными грузами во время рейса;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1, 2 семестре.
Дисциплина «Работа с судовыми устройствами» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Основы материаловедения и технология слесарных работ
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Организация судовых работ
 
- Морская практика
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 50 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
2
Учебные занятия с преподавателем, всего
50
22
28
В том числе: 
Лекционные занятия
50
22
28
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
50
22
28
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. Работа с судовыми устройствами 
 
Тема 1. Якорное устройство
Лекция (урок):

Работа с якорным устройством; управление шпилями и брашпилями Порядок подготовки якорного устройства к постановке судна на один и два якоря, на кормовой якорь, отдача якорей Маркировка якорной цепи; уход за якорным устройством; техническая эксплуатация якорного устройства и уход за ним Требования правил безопасности при работе с якорным устройством 

8
К 2.2,К 3.2,К 6.4,К 6.6,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Тема 2. Швартовое устройство
Лекция (урок):

Устройство швартовных лебѐдок, кнехты, клюзы Работа со швартовыми устройствами, подача и крепление швартовых тросов Установка кранцевой защиты судна, отдача швартовых концов, подача трапов и их крепление Техническая эксплуатация швартового устройства и уход за ним Требования правил безопасности при швартовых операциях 

4
К 2.2,К 3.2,К 6.4,К 6.6,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Тема 3. Спасательное устройство
Лекция (урок):

Виды и строение шлюпочных устройств Работы со шлюпочными устройствами; работы по спуску и подъему шлюпок Спуск шлюпок на воду; порядок посадки (высадки) людей в шлюпку (из шлюпки); подъем шлюпки и ее крепление на кильблоках Техника безопасности при работе со шлюпочными устройствами Требования Международной Конвенции (СОЛАС-74) и Правил по конвенционному оборудованию морских судов Регистра РФ. 

10
К 2.2,К 3.2,К 6.4,К 6.6,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
2 семестр
 
Раздел 2. 
 
Тема 4. Буксирное устройство
Лекция (урок):

Работа с буксирными устройствами Техническая эксплуатация буксирного и сцепного устройства и уход за ними Требования правил безопасности при работе с буксирным устройством 

6
К 2.2,К 3.2,К 6.4,К 6.6,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Тема 5. Судовые грузовые устройства
Лекция (урок):

Устройство и принцип действия судовых грузовых устройств. Состав и конструкция грузовых устройств судов различных типов (грузовые стрелы, краны, аппарели паромов, насосы и трубопроводы наливных судов Грузоподъѐмность грузовых стрел; устройство грузовой стрелы, подъѐм и опускание с еѐ помощью груза из грузового трюма; электрические и электрогидравлические грузовые краны; их грузоподъѐмность Люковые закрытия грузовых трюмов (тип, принцип действия и уход за ними; маркировка грузовых устройств 

12
К 2.2,К 3.2,К 6.4,К 6.6,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Тема 6. Рулевые устройства 
Лекция (урок):

Назначения и элементы рулевого устройства: Колонка управления, рулевая машина, приводы, рули, насадки, подруливающие устройства, их разновидности, расположения, конструкция и принцип действия. Использование судового рулевого устройства и уход за ним Правила эксплуатации рулевого устройства Схемы перехода на ручное управление рулем; команды на руль и их исполнение. 

10
К 2.2,К 3.2,К 6.4,К 6.6,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Работа с судовыми устройствами» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. О.И. Изотов Специальные судовые устройства Часть.1. Судовые устройства грузопереработки:Учебное пособие. - МОРКНИГА, 2018. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. СОЛАС-89. Международная конвенция о спасании:. - , . - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.