ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Навигация и лоция»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Навигация и лоция»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
- Глубокое знание и умение пользоваться навигационными картами и пособиями, такими как лоции, таблицы приливов, извещения мореплавателям, навигационные предупреждения, передаваемые по радио, и информация о путях движения судов
Уметь:
определять местоположение судна с помощью:
.1 береговых ориентиров
.2 средств навигационного ограждения, включая маяки, знаки и буи
.3 счисления с учетом ветра, приливов, течений и рассчитанной скорости
Иметь практический опыт:
- Глубокое знание основных принципов несения ходовой навигационной вахты
Уметь:
- Использование информации, получаемой от навигациионного оборудования, для несения безопасной ходовой навигационной вахты
Иметь практический опыт:
.1 влияния водоизмещения, осадки, дифферента, скорости и запаса воды под килем на диаметр циркуляции и тормозной путь
.2 влияние ветра и течения на управление судном
.3 маневров и процедур при спасании человека за бортом
.4 влияния эффекта проседания, влияния мелководья и т. п.
.5 надлежащих процедур постановки на якорь и швартовки
Уметь:
Иметь практический опыт:
- основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте
Уметь:
- распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте
Иметь практический опыт:
- приемы структурирования информации
- формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации
Уметь:
- определять задачи для поиска информации
- определять необходимые источники информации
Иметь практический опыт:
- психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности
Уметь:
- организовывать работу коллектива и команды
- взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности
Иметь практический опыт:
основных понятий и определений навигации;
назначения, классификации и компоновки навигационных карт;
электронных навигационных карт;
судовых коллекций карт и пособий, их корректуру и учет;
определения направления и расстояния на картах;
выполнения предварительной прокладки пути судна на картах;
условных знаков на навигационных картах;
графического и аналитического счисления пути судна и оценки его точности;
методов и способов определения места судна визуальными способами с оценкой их точности, определение места судна при помощи радиотехнических средств с оценкой точности;
мероприятий по обеспечению плавания судна в особых условиях, выбора оптимального маршрута;
средств навигационного оборудования и ограждений;
навигационных пособий и руководства для плавания;
учета приливно-отливных течений в судовождении;
руководства для плавания в сложных условиях;
организации штурманской службы на судах;
Уметь:
определять координаты пунктов прихода, разность широт и разность долгот, дальность видимости ориентиров;
решать задачи на перевод и исправление курсов и пеленгов;
читать навигационные карты;
вести графическое счисление пути судна на карте с учетом поправки лага и циркуляции, дрейфа судна от ветра, сноса судна течением, совместного действия ветра и течения, вести счисление пути судна;
определять место судна различными способами на морской навигационной карте;
определять местоположение судна с помощью спутниковых навигационных систем;
ориентироваться в особенностях района и опасностях при плавании вблизи берега и в узкостях;
производить предварительную прокладку по маршруту перехода;
производить корректуру карт, лоций и других навигационных пособий для плавания;
рассчитывать элементы прилива с помощью таблиц приливов, составлять график прилива и решать связанные с ним штурманские задачи;
Иметь практический опыт:
несения ходовой навигационной вахты;
аналитического и графического счисления;
определения места судна визуальными и астрономическими способами, с использованием радионавигационных приборов и систем;
предварительной проработки и планирования перехода с учетом гидрометеорологических условий плавания, использования руководств для плавания и навигационных пособий;
использования прогноза погоды и океанографических условий при плавании судна
маневренных характеристик судна;
маневрирования при съемке судна с якоря и постановке на якорь, к плавучим швартовым сооружениям;
швартовых операций;
плавания во льдах, буксировки судов, снятия судна с мели, влияния водоизмещения, осадки, дифферента, скорости и запаса воды под килем на диаметр циркуляции и тормозной путь;
способов маневрирования для предотвращения ситуации чрезмерного сближения;
Уметь:
применять правила несения ходовой и стояночной вахты, осуществлять контроль за выполнением установленных требований, норм и правил, поддержания судна в мореходном состоянии;
стоять на руле, вести надлежащее наблюдение за судном и окружающей обстановкой, опознавать огни, знаки и звуковые сигналы;
передавать и принимать информацию, в том числе с использованием визуальных сигналов;
выполнять маневры, в том числе при спасании человека за бортом, постановке на якорь и швартовке;
эксплуатировать системы дистанционного управления судовой двигательной установки, рулевых и энергетических систем;
управлять судном на мелководье и в узкости, в штормовых условиях, во льдах, в зонах действия систем разделения движения, с учетом влияния ветра и течения;
выполнять процедуры постановки на якорь и швартовные бочки, швартовки судна к причалу, к судну на якоре или на ходу;
Иметь практический опыт:
постановки судна на якорь и съемки с якоря и швартовных бочек, проведения пересадки людей, швартовных операций, буксировки судов и плавучих объектов, снятия судна с мели;
часов
1. Форма и размеры Земли
2. Основные плоскости и линии для ориентирования в море
3. Географические координаты. Разность широт и разность долгот
4. Видимый горизонт и его дальность
5. Дальность видимости предметов
Практическая работа № 1. «Географические координаты: широта и долгота»
Практическая работа № 2. «Географические координаты. Разность широт и разность долгот»
Практическая работа № 3. «Расчёт дальности видимости предметов по формулам»
Практическая работа № 4. «Расчёт дальности видимости огней размещённых на НМК»
Практическая работа № 5. «Расчёт дальности видимости предметов по номограммам»
1. Системы деления горизонта
2. Истинный курс. Истинный пеленг. Курсовой угол
3. Земной магнетизм. Магнитное склонение
4. Судовой магнетизм. Девиация магнитного компаса
5. Поправка магнитного компаса
6. Компасные направления их взаимосвязь
7. Перевод и исправление компасных направлений
8. Гирокомпасные курсы и пеленги
9. Исправление и перевод направлений
Практическая работа № 6. «Приведение магнитного склонения к году плавания»
Практическая работа № 7. «Переход от магнитных направлений к истинным и обратно»
Практическая работа № 8. «Переход от компасных направлений к магнитным и обратно».
Практическая работа № 9. «Соотношение между истинными, магнитными и компасными направлениями»
Практическая работа № 10. «Исправление и перевод курсов и пеленгов»
1. Приборы, применяемые для определения направлений
2. Соотношения между направлениями по гирокомпасу и магнитному компасу
1. Лаги. Определение скорости, поправки лага и пройденного судном расстояния
2. Учёт поправки и коэффициента лага
Практическая работа № 11. «Определение пройденного расстояния, разности отчётов лага, поправки лага»
Ручной лот, состав, разбивка, применение. Понятие об эхолотах
1. Общие сведения о картографических проекциях
2. Требования к морским навигационным картам. Меркаторская проекция
3. Компановка навигационной морской карты
4. Масштабы карт. Предельная точность масштаба
5. Понятие о локсодромии и ортодромии
Практическая работа № 12. «Масштабы карт. Предельная точность масштаба»
1. Навигационная морская карта. Общие сведения и определения
2. Оценка достоинства карты и степень доверия к ней
3. Классификация навигационных морских карт
1. Прокладочный инструмент, выверки
2. Сущность графического счисления. Предварительная и исполнительная прокладки
3. Циркуляция судна и её элементы
4. Дрейф судна. Особенности графического счисления при наличии дрейфа
5. Морские течения. Графическое счисление с учётом течения
6. Графическое счисление при совместном учёте дрейфа и течения
7. Приливо-отливное течение и его учёт
Практическая работа № 14. «Прокладка при отсутствии дрейфа и течения»
Практическая работа № 15. «Решение графических задач с учётом элементов циркуляции»
Практическая работа № 16 «Графическое счисление при наличии дрейфа»
Практическая работа № 17. «Графическое счисление при учете течения»
Практическая работа № 18. «Графическое счисление при совместном учёте дрейфа и течения»
Определение угла дрейфа судна
1. Необходимость обсерваций и их сущность
2. Понятие об изолинии и линии положения. Ограждающие, контрольные изолинии
3. Определение места судна по двум горизонтальным углам
4. Определение места судна по двум и трём пеленгам
5. Комбинированные способы определения места судна
6. Судовые радиолокационные станции. Основные характеристики РЛС
7. Определение места судна с использованием РЛС
8. Определение места судна способом крюйс-пеленг и крюйс-расстояние
Практическая работа № 19. «Навигационная прокладка с определением места судна визуальными способами»
Практическая работа № 20. «Навигационная прокладка с определением места судна комбинированными способами»
Практическая работа № 21. «Навигационная прокладка с определением места судна по РЛС»
Практическая работа № 22. «Навигационная прокладка с определением места судна по крюйс–пеленгу и крюйс-расстоянию»
1. Погрешности РЛС и особенности использования РЛС
2. Определения места судна по расстояниям, измеренным до береговой черты с плавными очертаниями
1. Обеспечение безопасности судна при подходе к берегу
2. Плавание в условиях ограниченной видимости
3. Плавание в стеснённых условиях
4. Плавание на мелководье
5. Плавание в узкостях и шхерах
6. Плавание во льдах
1. Плавание в системе разделения движения судов
2. Плавание в зоне действия системы УДС
3. Обязанности вахтенного помощника капитана при плавании в особых условиях
1. Плавание по дуге большого круга, сущность плавания
2. Определение элементов ДБК с помощью ортодромических поправок
3. Таблица 2.12. Ортодромическая поправка МТ-2000, пользование ей
4. Определение элементов ДБК с использованием карт гномонической проекции
5. Выбор пути с помощью навигационных пособий и гидрометеорологического прогнозирования
6. Плавание в районах регулирования движения судов
7. Транспортный поток судов и плавание в судопотоке
Практическая работа № 23. «Определение элементов дуги большого круга по формулам»
Практическая работа № 24. «Определение элементов дуги большого круга по формулам с использованием МТ-2000»
Практическая работа № 25. «Определение элементов ДБК по ортодромическим поправкам»
Практическая работа № 26. «Определение элементов ДБК с использованием карт гномонической проекции
1. Навигационные особенности плавания по оптимальным путям
2. Понятие наивыгоднейшего пути
3. Определение элементов ДБК с помощью ортодромических поправок
4. Пособие «Океанские пути мира», справочник «Порты мира» Guide to Port Entry
1. Общие сведения о назначении навигационных морских карт, требования к ним, классификация
2. Комплектование судовой коллекции карт и руководств для плавания
3. Понятие об особенностях английских морских карт
Практическая работа № 27. «Подбор навигационных морских карт на переход»
Корректурные документы. Система навигационной информации
1. Виды и назначение средств навигационного оборудования (СНО)
2. Радиотехнические средства навигационного оборудования. Классификация РТСНО
3. Типы плавучих предостерегательных знаков, требования к оборудованию
Практическая работа № 28. «Чтение условных обозначений и сокращений СНО, размещённых на НМК»
1. Назначение и классификация пособий и руководств для плавания
2. Комплектование судовой коллекции карт и руководств для плавания
Практическая работа № 29. «Каталог карт и книг. Подбор карт и книг на переход»
Практическая работа № 30. «Корректура карт и пособий»
Классификация навигационных морских пособий и руководств
1. Оценка целесообразности плавания по ДБК
2. Вычисление длины локсодромии и ортодромии
3. Расчёт элементов ДБК по формулам сферической тригонометрии
4. Определение разностей долгот между промежуточной и начальной точками
5. Определение разностей долгот между промежуточными точками
6. Определение промежуточных широт
7. Определение разностей широт и средних широт
8. Определение отшествий и локсодромических курсов
9. Определение длин локсодромии
10. Определение элементов ДБК по карте гномонической проекции
11. Построение ДБК по элементам гномонической карты на меркаторской карте
12. Сравнение и анализ элементов плавания ДБК по гномонической и меркаторской картам
13. Построение сферического треугольника по расчётным данным
1. Каталог карт и книг. Содержание и пользование им
2. Admiralty Charts, классификация, содержание
3. Admiralty Catalogue Charts and Publications, содержание, пользование
4. Admiralty Sailing Directions (Pilots), содержание, пользование
5. Admiralty List of Lights and Fog Signals, содержание, пользование
6. Admiralty Notices to Mariners
7. Корректура Адмиралтейских карт
8. Корректура Адмиралтейских пособий и руководств
Практическая работа № 31. «Чтение Admiralty Charts»
Практическая работа № 32. «Подбор карт и руководств для плавания по Admiralty Catalogue Charts and Publications»
1. Admiralty Notices to Mariners (ANM), виды, информации
2. Admiralty Notices to Mariners (ANM), формат, содержание, пользование
3. Admiralty Tide Tables and Tidal Stream Tables,содержание, пользование
1. Колебания уровня Мирового океана
2. Классификация приливо-отливных явлений
3. Элементы приливов
4. Номенклатура приливных уровней
5. Определение элементов приливо-отливных течений по данным карт и атласов течений
Практическая работа № 33. «Определение элементов приливо-отливных течений по данным карт»
Практическая работа № 34. «Решение задач судовождения с помощью таблиц приливов по определению элементов приливов для основных пунктов»
Практическая работа № 35. «Решение задач судовождения с помощью таблиц приливов по определению элементов приливов для дополнительных пунктов»
Практическая работа № 36. «Построение графика суточного хода прилива»
1. Таблицы приливов, содержание, пользование
2. Таблицы приливов. Приливы в основных пунктах
3. Таблицы приливов. Поправки для дополнительных пунктов
4. Таблицы приливов. Вспомогательные
5. Атлас Поверхностных течений, содержание, пользование таблицы
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.