ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Электроника и электротехника»
26.02.03 – ОП.03. – 2022 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Электроника и электротехника»
26.02.03 – ОП.03. – 2022 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Электроника и электротехника»
26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)
шифр и полное наименование
Старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Рабочая программа дисциплины «Электроника и электротехника» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель) (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Электроника и электротехника»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Знать:
- основные разделы электротехники и электроники
Уметь:
- производить измерения электротехнических величин, включать электрические приборы, аппараты, машины, управлять ими и контролировать
Иметь практический опыт:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
Знать:
- микропроцессорные средства измерения
Уметь:
- производить измерения электрических величин, включать электротехнические приборы, аппараты
Иметь практический опыт:
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
Знать:
- основные разделы электротехники и электроники
Уметь:
- включать электротехнические приборы, аппараты, управлять ими и контролировать их эффективную и безопасную работу
Иметь практический опыт:
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
Знать:
- основные разделы электротехники и электроники
Уметь:
- включать электротехнические приборы, аппараты, управлять ими и контролировать их эффективную и безопасную работу
Иметь практический опыт:
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
Знать:
- основные разделы электротехники и электроники
Уметь:
- контролировать эффективную и безопасную работу электротехнических приборов, аппаратов, машин
Иметь практический опыт:
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
Знать:
- физические и теоретические основы, принципы действия, характерные ограничения и технико-эксплуатационные характеристики радиоэлектронных и технических приборов и систем судовождения и связи
Уметь:
- осуществлять техническую эксплуатацию регуляторов и систем автоматического регулирования радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи
Иметь практический опыт:
ПК 1.4. Обеспечивать использование и техническую эксплуатацию технических средств судовождения и судовых систем связи;
Знать:
- микропроцессорные средства измерения
Уметь:
- устранять отказы и повреждения электрооборудования
Иметь практический опыт:
К 3.2 Поддержание судна в мореходном состоянии
Знать:
- нормы и правила по эксплуатации электронной и электрической аппаратуры на судне
- меры предосторожности и техники безопасности при работе с электронной и электрической аппаратурой на судне
Уметь:
- выполнять мероприятия по обеспечению безопасности при работе с электронной и электрической аппаратурой на судне
- контролировать эффективную и безопасную работу электротехнических приборов, аппаратов, машин
Иметь практический опыт:
К 6.11 Соблюдение техники безопасности
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «Электроника и электротехника» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
- Электрооборудование судов
- Безопасность жизнедеятельности
- Технические средства судовождения
- Управление судном и безопасность мореплавания
- Судовые энергетические установки
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 54 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Раздел 1. Электрические цепи постоянного тока
Тема 1.1 Электрическое поле
Лекция (урок):
Понятие об электрическом поле. Закон Кулона. Электрическое поле в диэлектриках и проводниках. Электрическая емкость. Соединение конденсаторов. Энергия электрического поля
К 3.2,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
Лекция (урок):
Электрическая цепь и ее основные элементы. ЭДС. Закон Ома для участка и полной цепи. Законы Кирхгофа. Работа и мощность
К 3.2,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
Лабораторные занятия:
Исследование зависимости сопротивления проводников от их геометрических параметров и удельных сопротивлений материалов
К 3.2,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
Лабораторные занятия:
Исследование последовательного и параллельного соединения резисторов
К 3.2,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
Тема 1.2 Основные элементы электрической цепи постоянного тока
Практическое занятие:
Расчет электрических цепей постоянного тока
К 3.2,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
Раздел 2. Электромагнетизм
Тема 2.1 Основные свойства магнитного поля
Лекция (урок):
Основные свойства магнитного поля. Индуктивность. Электромагнитные силы
К 3.2,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
Лекция (урок):
Магнитная цепь. Электромагниты и их практическое применение. Закон электромагнитной индукции. Закон Ленца. ЭДС самоиндукции, взаимоиндукции
К 3.2,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
Тема 2.2 Электромагнитная индукция
Практическое занятие:
Расчет магнитной цепи
К 3.2,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
Раздел 3. Однофазные цепи переменного тока
Тема 3.1 Синусоидальные ЭДС и токи
Лекция (урок):
Переменный ток, его получение. Параметры переменного тока. Векторные диаграммы
К 3.2,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
Лекция (урок):
1. Цепи переменного тока с активным сопротивлением, с индуктивностью. Векторные диаграммы.
2. Общие случаи последовательного и параллельного соединения активного, индуктивного и емкостного сопротивлений. Векторные диаграммы. Резонанс напряжений. Резонанс токов
К 3.2,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
Лабораторные занятия:
Исследование элементов цепей переменного тока
К 3.2,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
Тема 3.2 Электрические цепи переменного тока
Лабораторные занятия:
Исследование резонанса в электрических цепях переменного тока
К 3.2,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
Раздел 4. Трехфазные цепи переменного тока
Тема 4.1 Схемы соединений в трехфазной цепи
Лекция (урок):
Генерирование трехфазной ЭДС. Соединение трехфазной цепи звездой. Трех- и четырехпроводные цепи. Соединение трехфазной цепи треугольником
К 3.2,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
Лекция (урок):
Активная, реактивная и полная мощности трехфазной цепи. Коэффициент мощности. Выбор схем соединения осветительной и силовой нагрузок при включении их в трехфазную сеть
К 3.2,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
Тема 4.2 Нагрузка в трехфазной цепи
Практическое занятие:
Выбор и расчет параметров аппаратов защиты электрических сетей
К 3.2,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
Раздел 5. Электрические приборы и измерения
Лекция (урок):
Общие сведения об измерениях. Классификация электроизмерительных приборов. Измерение тока, напряжения, мощности
К 3.2,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
Самостоятельная работа:
Системы измерительных приборов. Расширение пределов измерения
К 3.2,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
Тема 5.1 Измерение тока и напряжения
Самостоятельная работа:
Измерение неэлектрических параметров. Цифровые приборы
К 3.2,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
Лекция (урок):
Измерение электрической энергии. Приборы учета электроэнергии. Измерение сопротивлений
К 3.2,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
Практическое занятие:
Электроизмерительные приборы непосредственной оценки
К 3.2,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
Тема 5.2 Измерение мощности, энергии, сопротивления
Самостоятельная работа:
Системы измерительных приборов. Расширение пределов измерения
К 3.2,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
Тема 5.2 Измерение мощности, энергии, сопротивления
Самостоятельная работа:
Измерение неэлектрических параметров. Цифровые приборы
К 3.2,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
Лекция (урок):
Устройство и принцип действия трансформатора. Параметры, характеризующие работу трансформатора
К 3.2,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
Самостоятельная работа:
Автотрансформаторы. Измерительные трансформаторы. Трехфазные трансформаторы
К 3.2,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
Раздел 7. Электрические машины
Лекция (урок):
Общее устройство машин постоянного тока. Обратимость машин постоянного тока. Принцип работы машин постоянного тока. Генераторы постоянного тока. Электродвигатели постоянного тока
К 3.2,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
Тема 7.1 Электрические машины постоянного тока
Самостоятельная работа:
Обмотки якорей и ЭДС машин постоянного тока. Универсальные коллекторные двигатели
К 3.2,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
Лекция (урок):
Устройство, виды и принцип действия асинхронного электродвигателя. Пуск в ход асинхронного электродвигателя. Устройство и принцип действия синхронного генератора
К 3.2,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
Тема 7.2 Электрические машины переменного тока
Самостоятельная работа:
Однофазные асинхронные двигатели. Работа синхронного генератора под нагрузкой. Синхронные электродвигатели
К 3.2,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
Раздел 8. Основы электроники
Лекция (урок):
Полупроводниковые приборы
К 3.2,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
Тема 8.1 Электронные приборы
Самостоятельная работа:
Полевые транзисторы. Тиристоры. Фотоэлектрические приборы
К 3.2,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
Лекция (урок):
Электронные устройства
К 3.2,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
Тема 8.2 Электронные устройства
Самостоятельная работа:
Трехфазные выпрямители. Двухтактные выпрямители. Обратная связь в усилителях
К 3.2,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.4.
К 3.2,К 6.11,ОК 05.,ОК 09.
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Электроника и электротехника» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
1. П. В. Ермуратский, Г. П. Лычкина, Ю. Б. Минкин Электротехника и электроника [Электронный ресурс]:. - Профобразование, 2019. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/88013.html
2. Э.В.Кузнецов Электротехника и электроника в 3 т. Том 1. Электрические и магнитные цепи:Учебник и практикум для СПО . - Юрайт, 2020. -
3. В.И.Киселев Электротехника и электроника в 3 т. Том 2. Электромагнитные устройства и электрические машины:Учебник и практикум для СПО. - Юрайт, 2020. -
4. Э. В. Кузнецов Электротехника и электроника в 3 т. Том 3. Основы электроники и электрические изме-рения:Учебник и практикум для СПО . - Юрайт, 2020. -
6.2 Дополнительная литература
1. В.И. Аблязов Электротехника и электроника [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2018. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/83317.html
2. А. В. Блохин Электротехника: учебное пособие для СПО [Электронный ресурс]:Учебное пособие для СПО. - Профобразование, Уральский федеральный университет, 2019. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/87912.html
3. В. А. Кузовкин, В. В. Филатов. Электротехника и электроника:Учебник для СПО. - Юрайт, 2018. -
4. В. Ю. Плиско Электротехника. Практикум [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2017. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/84934.html
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
Назначение
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
Тип продукта
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Наименование информационной технологии /программного продукта
9 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Номер специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.
Перечень основного оборудования
Комплект учебной мебели (столы, стулья, доска), рабочее место преподавателя в составе (ПК, монитор, клавиатура, мышь), комплект мультимедийного оборудования для презентаций, компьютерная сеть с автоматизированными рабочими местами, автоматизированное рабочее место в составе аппаратных (ПК, монитор, клавиатура, мышь), программных (системное, офисное и специализированное программное обеспечение) средств
10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.