ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Техническая эксплуатация судовых энергетических установок»
26.02.03 – Раздел 1.14 – 2022 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Техническая эксплуатация судовых энергетических установок»
26.02.03 – Раздел 1.14 – 2022 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Техническая эксплуатация судовых энергетических установок»
26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)
шифр и полное наименование
Старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Рабочая программа дисциплины «Техническая эксплуатация судовых энергетических установок» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель) (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Препод., Гулько Т.Н., Носульчак А.П.
Специалист по УМР УМУ Института
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Техническая эксплуатация судовых энергетических установок»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Знать:
- задачи профессиональной деятельности; способы и методы их решения при эксплуатации СЭУ
Уметь:
- выбрать оптимальный режим работы СЭУ; демонстрировать эффективность и качество выполнения профессиональных задач.
Иметь практический опыт:
- выборе режимов работы СЭУ и решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
Знать:
- современные средства поиска, анализа информации и информационные технологии для изучения эксплуатации энергетических установок
Уметь:
- передавать и принимать информацию, использовать стандартные компьютерные программы
Иметь практический опыт:
- использования средства поиска, анализа и интерпретации информации
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
Знать:
- функциональные обязанности работников и руководителей, принципы делового общения
Уметь:
- взаимодействать с обучающимися, преподавателями в ходе обучения, руководителями практик, членами экипажа во время практик, учет опыта работы в команде
Иметь практический опыт:
- общения в команде в период обучения и практики
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
Знать:
- эксплуатационные характеристики судовой силовой установки, оборудования и систем, возможные причины неисправностей; типичные неисправности судовых энергетических установок и способы их устранений; меры безопасности при эксплуатации судовой энергетической установки; обязанности по эксплуатации судовой энергетической установки
Уметь:
- обслуживать судовые механические системы и их системы управления;
- эксплуатировать судовые главные энергетические установки и их системы управления;
- вести квалифицированное наблюдение за механическим оборудованием и системами, сочетая рекомендации изготовителя и принятые принципы и процедуры несения машинной вахты;
- осуществлять техническую эксплуатацию энергетического оборудования, контролировать безопасность и надежность работы силовой установки
Иметь практический опыт:
- в эксплуатации главных и вспомогательных двигателей
ПК 1.3. Эксплуатировать судовые энергетические установки;
Знать:
- знание способов предотвращения пожара, знание личной безопасности и общественных обязанностей
Уметь:
- умение бороться с огнем и тушить пожары
Иметь практический опыт:
К 3.6 Вклад в безопасность персонала и судна
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 4 курсе в 8 семестре.
Дисциплина «Техническая эксплуатация судовых энергетических установок» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
- Теория и устройство судна
- Электрооборудование судов
- Основы материаловедения и технология слесарных работ
- Электроника и электротехника
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
- Производственная (по профилю специальности) практика
- Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация
- Управление судном и безопасность мореплавания
- Автоматика судовых механизмов и контрольно-измерительная аппаратура
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 62 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Раздел 1. Теоретические основы эксплуатации дизелей
Тема 1.1 Эксплуатационные параметры и показатели дизеля
Лекция (урок):
Эксплуатационные параметры и показатели дизеля. Показатели тепловой и механической напряженности
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
Тема 1.2 Контроль параметров рабочего процесса
Лекция (урок):
Контроль параметров рабочего процесса. Устройство, принцип действия и особенности эксплуатации приборов контроля рабочего цикла дизеля
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
Практическое занятие № 1. Изучение приборов контроля параметров рабочего цикла
Практическое занятие:
Практическая работа № 1. Изучение приборов контроля параметров рабочего цикла
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
Тема 1.3 Индицирование дизеля
Лекция (урок):
Индицирование дизеля: назначение, условия индицирования, приборы для снятия индикаторных диаграмм.
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
Тема 1.4 Индикаторные диаграммы и их обработка
Лекция (урок):
Виды и назначение индикаторных диаграмм, их обработка.
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
Тема 1.5 Нагрузочные характеристики
Лекция (урок):
Нагрузочные характеристики, изменение основных показателей дизеля при работе по нагрузочной характеристике.
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
Тема 1.6 Внешние характеристики
Лекция (урок):
Внешние характеристики, классификация мощностей, изменение основных показателей дизеля при работе по внешней характеристике
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
Тема 1.7 Винтовые характеристики
Лекция (урок):
Винтовые характеристики, изменение показателей работы дизеля при работе по винтовой характеристике. Режимы «тяжелого» и «легкого» винта.
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
Практическое занятие № 2. Испытание дизеля на режимах винтовых характеристик
Практическое занятие:
Практическое занятие № 2. Испытание дизеля на режимах винтовых характеристик
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
Тема 1.8 Установившиеся режимы работы дизеля
Лекция (урок):
Установившиеся режимы работы дизеля: определение, режим полного хода, режим малого хода, работа на швартовах, буксировке, на ходу в балласте.
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
Тема 1.9 Неустановившиеся режимы работы дизеля
Лекция (урок):Неустановившиеся режимы работы дизеля: при пусках, реверсах, выводе двигателя на режим полного хода, работе в штормовых условиях, сбросе нагрузки и остановке.
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
Тема 1.10 Аварийные режимы работы дизеля
Лекция (урок):
Аварийные режимы работы дизеля: особенности работы дизеля с выключенными цилиндрами или при выходе из строя турбокомпрессора наддува.
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
Самостоятельная работа: Изучение учебной литературы по теме. Подготовка к защите практических работ
Самостоятельная работа:
Изучение учебной литературы по теме. Подготовка к защите практических работ
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
Раздел 2. Практические основы эксплуатации дизелей
Тема 2.1 Регулирование судовых дизелей
Лекция (урок):Статическое и динамическое регулирование судовых дизелей. Основные операции регулирования дизеля.
Практическое занятие № 3. Проверка и регулирование механизма газораспределения
Практическое занятие:Практическое занятие № 3. Проверка и регулирование механизма газораспределения
Практическое занятие № 4. Проверка и регулирование топливной аппаратуры
Практическое занятие:Практическое занятие № 4. Проверка и регулирование топливной аппаратуры
Практическое занятие № 5. Обработка индикаторных диаграмм
Практическое занятие:Практическое занятие № 5. Обработка индикаторных диаграмм
Самостоятельная работа:
Подготовка к защите практических работ
Самостоятельная работа:Самостоятельная работа:
Подготовка к защите практических работ
Раздел 3. Управление дизельной установкой.
Тема 3.1 Подготовка дизельной установки к действию и пуск дизеля
Лекция (урок):Операции по подготовке дизельной установки к действию и пуск дизеля
Тема 3.2 Обслуживание дизеля во время работы и стоянки
Лекция (урок):Операции по обслуживанию систем дизеля во время работы и стоянки.
Тема 3.3 Обслуживание дизеля на режимах и условиях, отличных от нормальных
Лекция (урок):Особенности обслуживания дизеля на режимах и условиях, отличных от нормальных
Практическое занятие № 6. Управление дизельной установкой
Практическое занятие:Практическое занятие № 6. Управление дизельной установкой
Самостоятельная работа:
Изучение учебной литературы. Подготовка к защите практических работ
Самостоятельная работа:Самостоятельная работа:
Изучение учебной литературы. Подготовка к защите практических работ
Раздел 4. Эксплуатация судовых котельных и турбинных установок
Тема 4.1 Техническое использование паровых котлов
Лекция (урок):Техническое использование паровых котлов: подготовка к действию и обслуживание паровых котельных установок.
Практическое занятие № 7. Подготовка к действию и обслуживание котлоагрегата КОАВ- 200
Практическое занятие:Практическое занятие № 7. Подготовка к действию и обслуживание котлоагрегата КОАВ- 200
Самостоятельная работа:
Подготовка к защите практических работ
Самостоятельная работа:Самостоятельная работа:
Подготовка к защите практических работ
Тема 4.2 Техническое использование судовых паровых турбоагрегатов
Лекция (урок):Техническое использование судовых паровых турбоагрегатов: подготовка к действию и обслуживание паровых турбоагрегатов.
Самостоятельная работа:Самостоятельная работа:
Подготовка к зачету
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Техническая эксплуатация судовых энергетических установок» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
1. Осипов О.В., Воробьев Б.Н. Судовые дизельные двигатели [Электронный ресурс]:Учебное пособие для СПО. - Лань, 2022. - – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book
6.2 Дополнительная литература
1. Султанов, А.М. Судовые вспомогательные и утилизационные котельные установки:Учебное пособие. - ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2015. -
2. Емельянов П.С. Судовые энергетические установки:Учебное пособие. - ГМА им .адм. С.О. Макарова, 2008. -
3. Сизых В.А. Судовые энергетические установки:Учебное пособие. - РКонсульт, 2003. -
4. Правила технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций. РД 31.21.30 – 97.:. - , . -
2. И.В. Возницкий, А.С. Пунда Судовые двигатели внутреннего сгорания Том.1. Конструкция двигателей:Учебник. - МОРКНИГА, 2020. -
3. И.В. Возницкий, А.С. Пунда Судовые двигатели внутреннего сгорания Том.2. Теория и эксплуатация двигателей:Учебник. - МОРКНИГА, 2020. -
4. Зябров В.А., Попов Д.А., Епифанов В.С. Энергетические установки судов различных типов и назначения [Электронный ресурс]:Методические рекомендации для выполнения лабораторных работ. - Московская государственная академия водного транспорта, 2019. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/97332.html
5. Охотников Б. Л. Эксплуатация двигателей внутреннего сгорания [Электронный ресурс]:Учебное пособие для СПО . - Профобразование,, 2019. - – Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/87911.html
6.2 Дополнительная литература
5. Глотов Ю.Г., Семченко В.А., Беляев И.Г. Эксплуатация судовых энергетических установок:. - Транспорт, 1995. -
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
Назначение
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
Тип продукта
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Наименование информационной технологии /программного продукта
9 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Номер специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.
Перечень основного оборудования
Комплект учебной мебели (столы, стулья, доска), рабочее место преподавателя в составе (ПК, монитор, клавиатура, мышь), комплект мультимедийного оборудования для презентаций, компьютерная сеть с автоматизированными рабочими местами, автоматизированное рабочее место в составе аппаратных (ПК, монитор, клавиатура, мышь), программных (системное, офисное и специализированное программное обеспечение) средств
10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.