2025-2026_26_02_03_52_23_12345-6217_plx_История
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«История»
26.02.03 – ОГСЭ.02. – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«История»

Индекс:

(Файл)

26.02.03 – ОГСЭ.02. – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«История»

Специальность
26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)
шифр и полное наименование
Квалификация
Старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «История» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель) (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Слепченко О.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «История»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);

- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;

- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.

Уметь:

- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

- выявлять взаимосвязь российских, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем

Иметь практический опыт:

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций

Уметь:

- взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

Иметь практический опыт:

- учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «История» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- История
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Психология общения
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 36 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
Учебные занятия с преподавателем, всего
32
32
В том числе: 
Лекционные занятия
32
32
Самостоятельная работа
4
4
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Общая трудоемкость дисциплины
36
36
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. Особенности развития государств на рубеже XX – XXI века
 
Тема 1.1 Информационно-технологическая революция конца XX века и становление информационного общества
Лекция (урок):

1. Информационное общество: понятие, сущность и специфика

2. Развитие информационного общества в Азиатском регионе

3. Развитие информационного общества в странах Западной Европы

4. Развитие информационного общества в России

1
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 1.2 Расстановка сил на международной арене в начале XXI века. Референдум в Крыму в 2014г.
Лекция (урок):

1. Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока

2. Референдум в Крыму и вхождение его в состав Российской Федерации

1
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 1.3 Особенности развития США в конце XX – начале XXI века
Лекция (урок):

1. Президентство Билла Клинтона

2. Президентство Джорджа Буша

3. Президентство Барака Обамы

2
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 1.4 Особенности развития ведущих европейских государств: Германии, Англии в конце XX – начале XXI века
Лекция (урок):

1. Политика премьер министра Джона Мейджора

2. Политика премьер министра Тони Блера

3. Политика премьер министра Дэвида Кэмерона

4. Политика премьер министра Терезы Мэй

5. Процесс объединения ФРГ и ГДР

6. Политика канцлера Гельмута Коля

7. Политика канцлера Г. Шрёдера

8. Политика канцлера А. Меркель

2
ОК 05.,ОК 06.
 
Самостоятельная работа:

1. Единая Германия на рубеже XX – XXI в.: особенности взаимоотношений на международной арене

2. Реформа палаты лордов в Великобритании на рубеже XX-XXI вв.: цели и результаты

2
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 1.5 Особенности развития ведущих европейских государств: Франции, Италии в конце XX – начале XXI века
Лекция (урок):

1. Второе президентство Ф.Миттерана

2. Президентство Ж. Ширака

3. Президентство Н. Саркози

4. Президентство Ф. Оланда

5. Экономическое и политическое развитие Италии в 90-е годы XX века

6. Внешняя политика Италии в 90-е годы XX века

7. Экономическое и политическое развитие Италии в начале 2000-х годов

8. Внешняя политика Италии в начале 2000-х годов

2
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 1.6 Особенности развития социально – экономических процессов на рубеже веков в России
Лекция (урок):

1. Экономическое и политическое развитие России в 90-е годы XX века

2. Внешняя политика России в 90-е годы XX века

3. Президентство В.В. Путина

4. Президентство Д.А. Медведева

2
ОК 05.,ОК 06.
 
Самостоятельная работа:

1. Эволюция внешнеполитической доктрины В.В. Путина

2. Место России в международной политике на современном этапе

1
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 1.7 Особенности развития стран Востока: Японии, Китая
Лекция (урок):

1. Экономическое и политическое развитие Японии в 90

2. Внешняя политика Японии в 90

3. Экономическое и политическое развитие Японии в начале 2000

4. Внешняя политика Японии в начале 2000

5. Экономическое и политическое развитие Китая в 90

6. Внешняя политика Китая в 90

7. Экономическое и политическое развитие Китая в начале 2000

8. Внешняя политика Китая в начале 2000

2
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 1.8 Экономическое чудо «азиатских тигров»
Лекция (урок):

1. Экономическое чудо «азиатских» тигров первой волны

2. Экономическое чудо «азиатских» тигров второй волны

2
ОК 05.,ОК 06.
 
Раздел 2. Международные отношения в конце XX – начале XXI века
 
Тема 2.1

Распад биполярной системы миропорядка – НАТО – ОВД

Лекция (урок):

1. Распад биполярной системы мира в 80-90-е гг. XX века

2. Российско – американские отношения в 90-е гг. XX века

3. Политика стран ОВД после распада СССР

1
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 2.2 Организация Евразэс - новый участник мировых экономических отношений
Лекция (урок):

1. История становления Евразэс

2. Евразийский экономический союз – его роль и место в мировом экономическом пространстве

1
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 2.3

Система международных отношений на рубеже XX – XXI веков. Работа международных организаций на рубеже XX – XXI веков

Лекция (урок):

1. Взаимоотношения Россия и Европейский Союз на рубеже веков

2. Взаимоотношения Россия и Азиатский регион на рубеже веков

3. Роль НАТО в урегулировании современных конфликтов

4. Роль ООН в урегулировании современных конфликтов

5. Роль ОБСЕ в урегулировании современных конфликтов

1
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 2.4

Цели и назначение создания международных организаций – НАТО, ООН, ЕС, ОПЕК

Лекция (урок):

1. Международные организации,  их классификация и правовой статус.

2. Цели и назначение НАТО

3. Цели и назначение ООН

4. Цели и назначение ЕС

5. Цели и назначение ОПЕК

1
ОК 05.,ОК 06.
 
Раздел 3. Развитие современного общества и терроризма
 
Тема 3.1

Развитие процессов глобализации и представительной демократии рубежа XX – XXI веков

Лекция (урок):

1. Глобализация. Основные формы ее проявления

2. Причины объединения стран Европы, положительные и отрицательные черты глобализации

3. Глобальные проблемы современности и их влияние на становление нового мирового порядка

1
ОК 05.,ОК 06.
 
Самостоятельная работа:

Современные процессы международной глобализации. Роль ГААТ, ВТО, МВФ

1
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 3.2 Терроризм, мировой терроризм и борьба с ним на рубеже XX – XXI веков
Лекция (урок):

1. Терроризм: понятие, классификация.

2. Террористические организации в современном мире

3. Международный терроризм.

4. Международный уровень сотрудничества государств по борьбе с терроризмом

5. Региональный уровень сотрудничества государств по противодействию международному терроризму

6. Проблема терроризма в современной России

1
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 3.3 Особенности развития Украины ним на рубеже XX – XXI веков
Лекция (урок):

1. Информационная борьба по вопросу событий на Украине в 2000-е годы

2. Особенность отношений Украины и непризнанных ДНР и ЛНР

3. Особенность отношений Украины со странами Западной Европы и Россией в 2000-е годы

1
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 3.4 Непризнанные государства: проблемы признания и развития
Лекция (урок):

1. Понятие и общая характеристика непризнанного государства.

2. Появление непризнанных государств и частично признанные государства.

3. Непризнанные государства в международных отношениях

1
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 3.5 Локальные конфликты в современном мире: Чеченские конфликты 90-х - 2000-х гг.
Лекция (урок):

1. Причины и повод первой чеченской компании

2. Основные события военного конфликта

3. Итоги конфликта

4. Причины и повод второй чеченской компании

5. Основные события военного конфликта

6. Итоги конфликта

2
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 3.6 Локальная война Россия – Грузия в начале XXI века.
Лекция (урок):

1. Причины и повод конфликта

2. Ход военного конфликта

3. Итоги конфликта

2
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 3.7 Локальные конфликты в современном мире: Афганистан – США, США – Ирак
Лекция (урок):

1. Конфликт в Афганистане с 2001 по 2014 гг.

2. Конфликт в Ираке в 2003 г.

2
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 3.8 Локальные конфликты в XXI веке на территории Египта, Турции, Ливии и др.
Лекция (урок):

1. Причины, основные события итоги конфликта в Египте

2. Причины, основные события итоги конфликта в Турции

3. Причины, основные события итоги конфликта в Ливии

4. Промежуточная аттестация

4
ОК 05.,ОК 06.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «История» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. В.В.Артемов, Ю.Н.Лубченков История (для всех специальностей СПО):учебник для студентов учреждений СПО. - Академия, 2020. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. В.В.Артемов, Ю.Н.Лубченков История (для всех специальностей СПО):учебник для студентов учреждений СПО. - Академия, 2021. - 
 
2. С.П.Карпачев История России:учебное пособие для спо. - Юрайт, 2019. - 
 
3. Р.А.Крамаренко История России:Учебное пособие для СПО. - Юрай, 2021. - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровая библиотека IPRsmart
https://www.iprbookshop.ru/
 
2
ЭБС Лань
https://e.lanbook.com/
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.