2025-2026_26_02_03_52_23_12345-6217_plx_Механика
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Механика»
26.02.03 – ОП.02. – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Механика»

Индекс:

(Файл)

26.02.03 – ОП.02. – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Механика»

Специальность
26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)
шифр и полное наименование
Квалификация
Старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Механика» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель) (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Филь Е.С.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Механика»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- методику расчёта элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформаций.

- внутренние напряжения в деталях машин и элементах конструкций

- Проверочные расчёты по сопротивлению материалов;

Уметь:

- анализировать условия работы деталей машин и механизмов, оценивать их работоспособность

- Определять внутренние напряжения в деталях машин и элементах конструкций

. - выполнять проверочные расчеты по сопротивлению материалов и деталям машин

Иметь практический опыт:

методами анализа условий работы машин и механизмов,

способами оценки их работоспособности, надежности и вероятности отказов

методами выполнения расчетов по сопротивлению материалов и деталям машин

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные понятия, законы и модели механики; кинематику; динамику преобразования энергии в механическую работу;

- классификацию механизмов, узлов и деталей.

Критерии работоспособности и влияющие факторы.

Функциональные возможности механизмов и области их применения;

Уметь:

использовать  законы и модели механики; кинематику; динамику преобразования энергии в механическую работу;

- классифицировать механизмы, узлы и детали.

Определять работоспособность механизмов.

Анализировать функциональные возможности механизмов и области их применения;

Иметь практический опыт:

Методами использования  законов и моделей механики; кинематики; динамики, преобразования энергии в механическую работу;

- Способами классифицирования механизмов, узлов и деталей.

Методиками определения работоспособности механизмов.

Методами анализа функциональных возможностей механизмов и области их применения;

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 4 семестре.
Дисциплина «Механика» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Математика
 
- Физика
 
- Основы материаловедения и технология слесарных работ
 
- Метрология и стандартизация
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Судовые энергетические установки
 
- Технические средства судовождения
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 45 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
4
Учебные занятия с преподавателем, всего
42
42
В том числе: 
Лекционные занятия
30
30
Практические занятия
12
12
Самостоятельная работа
3
3
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
Общая трудоемкость дисциплины
45
45
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
4 семестр
 
Раздел 1. Статика
 
1.1

Основные понятия и определения статики

Лекция (урок):

1Основные понятия статики

2Материальная точка, абсолютно твердое тело.

3Сила, система, эквивалентные системы сил. Равнодействующая и уравновеш. силы.

4 Связи и реакции связей. Определение направления реакций связей

1
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

1Система сходящихся сил. Способы сложения двух сил. Разложение силы на две составляющие

2Определение равнодействующей системы сил геометрическим способом. Силовой многоугольник.

3Проекции силы на ось. Правило знаков. Проекции силы на две взаимно перпендикулярные оси.

4Аналитическое определение равнодействующей. Условие равновесия в геометрической и аналитической формах

5Пара сил и её характеристики. Момент пары. Эквивалентные пары. Сложение пар. Условие равновесия системы пары сил. Момент силы относительно точки.

2
ОК 01.,ОК 02.
 
1.2

Плоская система сходящихся сил

Практическое занятие:№1.

Определение равнодействующей графическим и аналитическим способами

1
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

1Приведение силы к данной точке. Приведение плоской системы сил к данному центру.

2Главный вектор и главный момент системы сил. Равновесие плоской системы сил.

3Уравнения равновесия и их различные формы. Балочные системы. Классификация нагрузок и виды опор.

4Определения реакций опор и моментов защемления.

3
ОК 01.,ОК 02.
 
1.3

Плоская система произвольно расположенных сил

Практическое занятие:№2.

Определение опорных реакций балок

1
ОК 01.,ОК 02.
 
1.3 Плоская система произвольно расположенных сил
Самостоятельная работа:

Определение реакции связей

Зависимость  между моментом пары и моментами сил пары относительно любой точки

0,5
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

1Сила тяжести как равнодействующая вертикальных сил. Центр тяжести тела.

2Центр тяжести простых геометрических фигур. Центр тяжести составных плоских фигур.

2
ОК 01.,ОК 02.
 
1.4

Центр тяжести

Практическое занятие:№3.

Определение положения центра тяжести фигуры сложной геометрической формы.

1
ОК 01.,ОК 02.
 
Раздел 2. Кинематика
 
2.1

Кинематика точки

Лекция (урок):

1Основные характеристики движения: траектория, путь, время, скорость, ускорение

2Способы задания движения точки. Скорость, ускорение.

3Частные случаи движения точки

1
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

Основные понятия кинематики точки и твёрдого тела. Поступательное движение. Вращательное движение вокруг неподвижной оси.

1
ОК 01.,ОК 02.
 
2.2

Простейшие движения твердого тела

Практическое занятие:№4.

Скорость и ускорение различных точек вращающегося тела

1
ОК 01.,ОК 02.
 
Раздел 3. Динамика
 
Тема 3.1

Основные понятия динамики. Работа и  мощность

Лекция (урок):

1Задачи динамики. Принцип инерции. Основной закон динамики.  

2Зависимость между массой и силой тяжести

3Работа и мощность. Работа постоянной силы. Работа силы тяжести. Работа при вращательном движении

4Мощность. Коэффициент полезного действия

1
ОК 01.,ОК 02.
 
3.2

Законы динамики мощность

Лекция (урок):

Законы количества движения и энергии. Уравнение динамики 

1
ОК 01.,ОК 02.
 
3.2

Законы динамики

Практическое занятие:№5.

Решение задач с применением общих теорем динамики

2
ОК 01.,ОК 02.
 
2.1, 2.2 , 3.1, 3.2

Самостоятельная работа:

Способы передачи вращательного движения, решение задач

Кинетическая энергия. Моменты инерции

0,5
ОК 01.,ОК 02.
 
Раздел 4. Сопротивление  материалов
 
Лекция (урок):

1Основные задачи сопротивления материалов. Деформации

2Классификации нагрузок. Силы внешние и внутренние

3Метод сечений. Механические напряжения

4Внутренние силовые факторы при растяжении и сжатии. Нормальное напряжение

5Эпюры продольных сил и нормальных напряжений. Продольные и поперечные деформации. Закон Гука

6Определение перемещений. Предельные, допускаемые и расчётные напряжения. Расчёты на прочность

2
ОК 01.,ОК 02.
 
4.1

Основные положения. Растяжение и сжатие

Практическое занятие:№6.

Построение эпюр продольных сил и нормальных напряжений при растяжении и сжатии, определение перемещений 

2
ОК 01.,ОК 02.
 
4.2

Кручение

Лекция (урок):

1Внутренние силовые факторы при кручении. Эпюры крутящих моментов.

2Кручение бруса круглого и кольцевого поперечных сечений. Напряжения в поперечном сечении  

3Угол закручивания. Расчёты на прочность и жесткость при кручении. Рациональное расположение колес на валу

2
ОК 01.,ОК 02.
 
4.2 Кручение
Практическое занятие:№7.

Расчёт на прочность при кручении

2
ОК 01.,ОК 02.
 
4.3

Изгиб

Лекция (урок):

1Виды изгиба. Внутренние силовые факторы при прямом изгибе.

2Эпюры поперечных сил и изгибающих моментов. Определение нормальных напряжений при изгибе.

3Расчёты на прочность  при изгибе. Рациональные формы поперечных сечений балок.

4
ОК 01.,ОК 02.
 
4.3

Изгиб

Практическое занятие:№8.

Расчёт балок на прочность при  изгибе

2
ОК 01.,ОК 02.
 
4.1-4.3
Самостоятельная работа:

4.1Расчёт на прочность при растяжении и сжатии

4.2Построение эпюр крутящих моментов и определение диаметра вала из условий прочности и жёсткости при кручении

4.3Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов по характерным точкам и определение размеров поперечных сечений балок при изгибе.

4.3Понятие о касательных напряжениях

1
ОК 01.,ОК 02.
 
Раздел 5. Детали машин и механизмов
 
5.1

Основные

Понятия и определения

Лекция (урок):

1Цели и задачи раздела. Механизм, машина, деталь, сборочная единица, классификация деталей и машин

2Требования к машинам и деталям

3Кинетические цеп и пары

4Стандартизация и взаимозаменяемость, унификация

1
ОК 01.,ОК 02.
 
5.2

Соединения деталей машин

Лекция (урок):

Разъёмные соединения: резьбовые, шпоночные, шлицевые

1
ОК 01.,ОК 02.
 
5.3

Общие сведения о передачах. Механические передачи

Лекция (урок):

1Классификация передач.  Принцип работы и назначение

2Фрикционные, ременные, цепные, зубчатые, червячные передачи: устройство, сравнительная оценка, область применения и классификация

6
ОК 01.,ОК 02.
 
5.4

Валы и оси. Подшипники, муфты

Лекция (урок):

1Конструктивные формы осей и валов. Подшипники скольжения и качения. Значение и классификация.

2Назначение и классификация муфт. Сцепные и предохранительные муфты

2
ОК 01.,ОК 02.
 
5.1 - 5.4
Самостоятельная работа:

Неразъёмные соединения. Расчет резьбовых соединений

Материал ремней и зубчатых колес. Разрушение зубьев, клина ременная передача, расчёт цепей

Смазка подшипников муфты, соединительные и компенсирующие

1
ОК 01.,ОК 02.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Механика» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Номер специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
1
2-105

Лаборатория судового радиооборудования, Лаборатория электроники и электротехники

Персональный компьютер в комплекте (1 шт.); Телевизор LG, МФУ (1 шт.); Стенд электрический (1 шт.); УММД Электроника и электротехника (1 шт.); УММД Безопасность жизнедеятельности (1 шт.); УММД Механика, УММД Метрология и стандартизация (2 шт.); Столы студентов (17 шт.); Стулья студентов (34 шт.); Стол преподавателя (1 шт.); Стул преподавателя (1 шт.); Шкафы (1 шт.)
 
8 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.