2025-2026_26_01_07_25_123_plx_Основы безопасности и защиты Родины
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы безопасности и защиты Родины»
26.01.07 – ОУП.13 – 2025 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы безопасности и защиты Родины»

Индекс:

(Файл)

26.01.07 – ОУП.13 – 2025 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы безопасности и защиты Родины»

Специальность
26.01.07 МАТРОС
шифр и полное наименование
Квалификация
Матрос
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2025 г.
Рабочая программа дисциплины «Основы безопасности и защиты Родины» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 26.01.07 МАТРОС (приказ Минобрнауки России от 12.12.2024 г. № 875)», учебного плана по специальности «26.01.07 МАТРОС», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Центр сетевого обучения, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Преп.-орг. осн. БЖД, Калинин В.С.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Основы безопасности и защиты Родины»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- свои права, обязанности и ответственность в области защиты населения и территории Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций и в других областях, связанных с безопасностью жизнедеятельности;

Уметь:

- применять принципы и правила безопасного поведения в течение всей жизни;

- противостоять идеологии экстремизма терроризма, национализма и ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

Иметь практический опыт:

- взаимодействия с обществом и государством в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения;

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1, 2 семестре.
Дисциплина «Основы безопасности и защиты Родины» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Безопасность жизнедеятельности
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 68 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
2
Учебные занятия с преподавателем, всего
68
34
34
В том числе: 
Лекционные занятия
58
30
28
Практические занятия
10
4
6
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
68
34
34
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. Безопасность личности, общества и государства
 
Лекционные занятия:

1. Российская Федерация в современном мире. Правовые основы обеспечения национальной безопасности. Основные законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации в области обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера.

1
ОК 06.
 
Тема 1.1 Государственная и общественная безопасность
Лекционные занятия:

2. Роль правоохранительных органов и специальных служб в обеспечении национальной безопасности. Роль личности, общества и государства в предупреждении противоправной деятельности.

1
ОК 06.
 
Лекционные занятия:

1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Права и обязанности граждан в области защиты от опасных и чрезвычайных ситуаций. 

1
ОК 06.
 
Тема 1.2 Роль личности,общества и государства в предупреждении и ликвидации

чрезвычайных ситуаций

Лекционные занятия:

2. Гражданская оброна как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны.

1
ОК 06.
 
Тема 1.3 Экстремизм и терроризм как угроза национальной безопасности Российской Федерации
Лекционные занятия:

1. Понятия «экстремизм» и «тсрроризм». Террористическая деятельность и её содержание. Экстремизм и экстремистская деятельность. Роль государства в противодействии экстремистской и террористической деятельности.

2. Приемы вовлечения в деструктивные сообщества, экстремистскую и террористическую деятельность и умение противодействовать им.

3. Порядок действий при объявлении разных уровней террористической опасности, при угрозе совершения террористического акта, совершении террористического акта и при проведении контртеррористической операции

2
ОК 06.
 
Лекционные занятия:

1.Общие понятия, классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, их последствий для личности, общества и государства, умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления и на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности.

2.Чрезвычайные ситуации экологического характера. Влияние деятельности человека на природную среду. Причины и источники загрязнения Мирового океана, почвы, атмосферы. Возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий. Экологическая грамотность и разумное природопользование.

2
ОК 06.
 
Тема 1.4 Опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного, социального и экологического характера
Лекционные занятия:

3. Особенности чрезвычайных ситуаций военного характера. Боевые свойства, поражающее действие оружия массового поражения и способы защиты от него.

4
 
Лекционные занятия:

1.Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

2.Действия населения по сигналам гражданской обороны.

3.Эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций.

2
ОК 06.
 
Тема 1.5 Задачи и основные мероприятия гражданской обороны и РСЧС по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера
Лекционные занятия:

4.Инженерная защита населения от ЧС. Виды защитных сооружений и правила поведения в них.

5.Средства индивидуальной защиты населения.

2
ОК 06.
 
Практические занятия:№1.

Фильтрующие противогазы, их подбор и порядок использования.

2
 
Тема 1.5 Задачи и основные мероприятия гражданской обороны и РСЧС по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера
Практические занятия:№2.

Порядок одевания и снятия общевойскового защитного комплекта (ОЗК) и легкого защитного костюма (Л-1).

2
 
Раздел 2. Возможные источники опасности в различных ситуациях, основные способы их предупреждения и порядок действий в чрезвычайных ситуациях
 
Тема 2.1 Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе
Лекционные занятия:

Понятие «культура безопасности», его значение в жизни человека, общества и государства. Соотношение понятий «опасность», «безопасность», «риск» (угроза). Соотношение понятий «опасная ситуация», «чрезвычайная ситуация». Представление об уровнях взаимодействия человека и окружающей среды. Понятие «виктимность», «виктимное поведение», «безопасное поведение».

Общие принципы (правила) безопасного поведения. Индивидуальный, групповой, общественно¬ государственный уровень решения задачи обеспечения безопасности. Влияние действий и поступков человека на его безопасность и благополучие. Действия, позволяющие предвидеть опасность. Действия, позволяющие избежать опасности. Действия в опасной и чрезвычайной ситуации.

2
ОК 06.
 
Тема 2.2 Безопасность в быту и пожарная безопасность
Лекционные занятия:

1.Источники опасности в быту, их классификация. Общие правила безопасного поведения. Причины и профилактика бытовых отравлений. Первая помощь, порядок действий в экстренных случаях в ситуациях бытового отравления. Предупреждение бытовых травм. Правила безопасного поведения в ситуациях, связанных с опасностью получить травму (спортивные занятия, использование различных инструментов, стремянок, лестниц и другое). Первая помощь при ушибах переломах, кровотечениях.

2.Основные правила пожарной безопасности в быту, общественных местах, на транспорте, в природной среде; права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Термические и химические ожоги. Первая помощь при ожогах. Основные правила безопасного поведения при обращении и газовыми и электрическими приборами. Последствия электротравмы. Порядок проведения сердечно-легочной реанимации.

2
 
Тема 2.3 Правила безопасного поведения на разных видах транспорта и безопасность дорожного движения
Лекционные занятия:1.Основные источники опасности на железнодорожном, водном, авиационном транспорте и метро. Порядок действий при возникновении опасной или чрезвычайной ситуации.

2.История появления правил дорожного движения и причины их изменчивости. Риск-ориентированный подход к обеспечению безопасности на транспорте. Безопасность пешехода в разных условиях (движение по обочине; движение в тёмное время суток), движение с использованием средств индивидуальной мобильности. Порядок действий при дорожно-транспортных происшествиях разного характера (при отсутствии пострадавших; с одним или несколькими пострадавшими; при опасности возгорания; с большим количеством участников).

2
ОК 06.
 
Тема 2.4 Безопасность в общественных местах и в местах, общего пользования
Лекционные занятия:

1.Общественные места и их классификация. Основные источники опасности в общественных местах закрытого и открытого типа. Общие правила безопасного поведения. Опасности в общественных местах социально- психологического характера (возникновение толпы и давки; проявление агрессии; криминальные ситуации; случаи, когда потерялся человек - ребенок, взрослый, пожилой человек, человек с ментальными нарушениями и т.п.)

2.Правила безопасного поведения в местах общего пользования (подъезд, лифт, придомовая территория, детская площадка, площадка для выгула собак и др.). Коммуникация с соседями. Меры по предупреждению преступлений. Правила безопасного поведения в ситуации коммунальной аварии. Порядок вызова аварийных служб и взаимодействие с ними.

2
ОК 06.
 
Тема 2.5 Безопасность при чрезвычайных ситуациях природного характера и основные правила безопасного поведения в природной среде

Лекционные занятия:1.Общие правила поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера (предвидеть; избежать опасности; действовать: прекратить или минимизировать воздействие опасных факторов; дождаться помощи). Природные пожары. Возможности прогнозирования и предупреждения. Правила безопасного поведения. Последствия природных пожаров для людей и окружающей среды. Опасные геологические явления и процессы: землетрясения, извержение вулканов, оползни, сели, камнепады. Опасные гидрологические явления и процессы: наводнения, паводки, половодья, цунами, сели, лавины. Опасные метеорологические явления и процессы: бури, ливни, град, мороз, жара. Чрезвычайные ситуации экологического характера, возможности прогнозирования, предупреждение.

2.Источники опасности в природной среде. Основные правила безопасного поведения в лесу, в горах, на водоёмах. Общие правила безопасности в походе. Особенности обеспечения безопасности в лыжном походе. Особенности обеспечения безопасности в водном походе. Особенности обеспечения безопасности в горном походе.

Ориентирование на местности. Карты, традиционные и современные средства навигации (компас, GPS). Порядок действий в случаях, когда человек потерялся в природной среде. Сооружение убежища. Получение воды и питания. Способы защиты от перегрева и переохлаждения в разных природных условиях. Первая помощь при перегревании, переохлаждении.

2
ОК 06.
 
Тема 2.6 Безопасность в социуме
Лекционные занятия:

1.Общение в жизни человека. Межличностное общение, общение в группе. Определение понятия «общение». Навыки конструктивного общения. Общие представления о понятиях «социальная группа», «большая группа», «малая группа». Межличностное общение, общение в группе, межгрупповое общение (взаимодействие). Особенности общения в группе. Психологические характеристики группы и особенности взаимодействия в группе. Групповые нормы и ценности. Коллектив как социальная группа. Психологические закономерности в группе

Конфликты и способы их разрешения. Понятие «конфликт». Стадии развития конфликта. 2.Конфликты в межличностном общении; конфликты в малой группе. Факторы способствующие и препятствующие эскалации конфликта. Способы поведения в конфликте. Деструктивное и агрессивное поведение. Конструктивное поведение в конфликте. Роль регуляции эмоций при разрешении конфликта, виды эмоциональной регуляции. Способы разрешения конфликтных ситуаций. Основные формы участия третьей стороны в процессе урегулирования и разрешения конфликта. Ведение переговоров при разрешении конфликта. Опасные проявления конфликтов. Способы противодействия проявлению насилия.

2
ОК 06.
 
Тема 2.7 Цифровая среда и опасности, связанные с коммуникацией в цифровой среде
Лекционные занятия:

1.Понятия «цифровая среда», «цифровой след». Безопасность в цифровой среде. Влияние цифровой среды на жизнь человека. Приватность, персональные данные. «Цифровая зависимость», её признаки и последствия. Опасности и риски цифровой среды, их источники. Правила безопасного поведения в цифровой среде. Кража персональных данных, паролей. Мошенничество, правила защиты от мошенников. Правила безопасного использования устройств и программ. Достоверность информации в цифровой среде. Источники информации. Проверка на достоверность. «Информационный пузырь», манипуляция сознанием, пропаганда. Фальшивые аккаунты, вредные советчики, манипуляторы. Понятие «фейк», цели и виды, распространение фейков. Правила и инструменты для распознавания фейковых текстов и изображений. Понятие прав человека в цифровой среде, их защита. Ответственность за действия в Интернете. Запрещённый контент. Защита прав в цифровом пространстве.

2.Поведенческие риски в цифровой среде и их причины. Опасные персоны, имитация близких социальных отношений. Неосмотрительное поведение и коммуникация в Сети как угроза для будущей жизни и карьеры. Травля в сети, методы защиты от травли. Деструктивные сообщества и деструктивный контент в цифровой среде, их признаки. Механизмы вовлечения в деструктивные сообщества. Вербовка, манипуляция, воронки вовлечения. Радикализация деструктива. Профилактика и противодействие вовлечению в деструктивные сообщества. Правила коммуникации в цифровой среде.

2
ОК 06.
 
2 семестр
 
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
 
Тема 3.1 Факторы, влияющие на здоровье человека. Инфекционные заболевания
Лекционные занятия:

1.Понятия «здоровье», «охрана здоровья», «здоровый образ жизни», «лечение», «профилактика». Биологические, социально- экономические, экологические (геофизические), психологические факторы, влияющие на здоровье человека.

2.Составляющие здорового образа жизни: сон, питание, физическая активность, психологическое благополучие.

3.Общие представления об инфекционных заболеваниях. Механизм распространения и способы передачи инфекционных заболеваний.

4.Чрезвычайные ситуации биолого-социального характера. Меры профилактики и защиты. Роль вакцинации. Национальный календарь профилактических прививок. Вакцинация по эпидемиологическим показаниям. Значение изобретения вакцины для человечества

2
ОК 06.
 
Тема 3.2 Неинфекционные заболевания: факторы риска и меры профилактики
Лекционные занятия:

1.Неинфекционные заболевания. Самые распространённые неинфекционные заболевания. Факторы риска возникновения сердечнососудистых заболеваний. Факторы риска возникновения онкологических заболеваний. Факторы риска возникновения заболеваний дыхательной системы. Факторы риска возникновения эндокринных заболеваний.

2.Меры профилактики неинфекционных заболеваний. Роль диспансеризации в профилактике неинфекционных заболеваний.

3.Признаки угрожающих жизни и здоровью состояний, требующие вызова скорой медицинской помощи (инсульт, сердечный приступ, острая боль в животе, эпилепсия, кровотечения и др.).

4.Состояния, при которых оказывается первая помощь. Основные правила оказания первой помощи.

2
ОК 06.
 
Тема 3.3 Психическое здоровье и психологическое благополучие
Лекционные занятия:

1.Психическое здоровье и психологическое благополучие.

2.Критерии психического здоровья и психологического благополучия. Основные факторы, влияющие на психическое здоровье и психологическое благополучие.

3.Основные направления сохранения и укрепления психического здоровья (раннее выявление психических расстройств; минимизация влияния хронического стресса: оптимизация условий жизни, работы, учёбы; профилактика злоупотребления алкоголя и употребления наркотических средств; помощь людям, перенёсшим психотравмирующую ситуацию). Меры, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья

2
ОК 06.
 
Раздел 4. Основы обороны государства и военной службы
 
Лекционные занятия:

1.Оборона страны как обязательное условие мирного социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечение её военной безопасности. Роль Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности.

2.Назначение, функции и основные задачи Вооружённых Сил РФ и управление ими.

2
 
Лекционные занятия:

3.Виды и рода войск Вооруженных Сил РФ, их структура, предназначение и задачи. Военные округа и флоты.

1
ОК 06.
 
Тема 4.1 Оборона как обязательное условие благополучного развития государства
Лекционные занятия:

4.Другие войска, воинские формирования и органы, их состав и предназначение.

1
ОК 06.
 
Лекционные занятия:

1.Правовые основы военной службы. Статус военнослужащего. Обязательная и добровольная подготовка гражданина к военной службе.

1
ОК 06.
 
Тема 4.2 Военная служба - особый вид федеральной государственной службы
Лекционные занятия:

2.Прохождение военной службы по призыву.

1
ОК 06.
 
Лекционные занятия:

3.Особенности прохождение службы по контракту.

1
ОК 06.
 
Тема 4.2 Военная служба - особый вид федеральной государственной службы
Лекционные занятия:

4.Организация подготовки офицерских кадров для ВС РФ, МВД России, ФСБ России, МЧС России. Военно-учебные заведения и военно-учебные центры.

1
ОК 06.
 
Раздел 5. Элементы начальной военной подготовки
 
Тема 5.1 Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации - закон воинской жизни
Лекционные занятия:

Боевые и общевоинские уставы. Предназначение и основные положения общевоинских уставов ВС РФ (Устав внутренней службы, Дисциплинарный устав, Устав гарнизонной и караульной служб, Строевой устав).

2
ОК 06.
 
Лекционные занятия:

1.Строи и управление ими.

2.Обязанности военнослужащих перед построением и в строю.

2
ОК 06.
 
Практические занятия:№3.

Строевая стойка, выполнение команд «Смирно», «Вольно», «Становись», «Заправиться». Повороты на месте. Строевой и походный шаг.

2
ОК 06.
 
Тема 5.2 Строевая подготовка
Практические занятия:№4.

Повороты в движении. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.

2
 
Тема 5.3 Тактическая подготовка. Основные виды тактических действий войск
Лекционные занятия:

Основы общевойскового боя. Основные понятия

общевойскового боя (бой, удар, огонь, маневр). Виды маневра. Походный, предбоевой л боевой порядок действия подразделений. Оборона, ее задачи и принципы. Наступление: задачи и способы

2
ОК 06.
 
Лекционные занятия:

1.Назначение и тактико-технические характеристики современных видов стрелкового оружия: автомата Калашникова (АК-12), пистолета Ярыгина (ПЯ), пистолета Лебедева (ПЛ). Перспективы и тенденции развития современного стрелкового оружия.

1
ОК 06.
 
Лекционные занятия:

2.Требования Курса стрельб по организации, порядку и мерам безопасности во время стрельб и тренировок. Правила безопасного обращения с оружием. Изучение условий выполнения упражнения начальных стрельб из стрелкового оружия. Способы удержания оружия и правильность прицеливания.

1
ОК 06.
 
Тема 5.4 Огневая подготовка
Практические занятия:№5.

Порядок неполной разборки сборки автомата Калашникова

2
ОК 06.
 
Тема 5.5 Инженерная подготовка. Фортификационное оборудование позиции отделения. Виды укрытий и убежищ
Лекционные занятия:

1.Назначение и типы войсковых фортификационных сооружений. Способы маскировки. Инженерные мероприятия маскировки и требования, предъявляемые к ним.

2.Фортификационные сооружения, возводимые на позициях и в районах, занимаемых подразделениями. Сооружения для защиты личного состава и техники.

3.Шанцевый инструмент, его назначение, применение и сбережение. Порядок оборудования позиции отделения. Назначение, размеры и последовательность оборудования окопа для стрелка.

2
ОК 06.
 
Тема 5.6 Военно-медицинская подготовка. Первая помощь в условиях боевых действий
Лекционные занятия:

Состав и назначение штатных и подручных средств первой помощи. Виды боевых ранений и опасность их получения. Алгоритм оказания первой помощи при различных состояниях. Условные зоны оказания первой помощи. Характеристика особенностей «красной», «желтой» и «зеленой» зон. Объем мероприятий и порядок их выполнения первой помощи в каждой зоне.

2
ОК 06.
 
Лекционные занятия:

1.Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) - эффективное средство в условиях военных действий. Морские беспилотные аппараты. История возникновения и развития радиотехнических комплексов. Виды, предназначение, тактико-технические характеристики и общее устройство БПЛА. Конструктивные особенности БПЛА квадрокоптерного типа.

1
ОК 06.
 
Тема 5.7 Основы технической подготовки и связи
Лекционные занятия:

2.Предназначение, общее устройство и тактико-технические характеристики переносных радиостанций. История возникновения и развития радиосвязи. Радиосвязь, назначение и основные требования. Предназначение, общее устройство и тактико-технические характеристики переносных радиостанций.

1
ОК 06.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Основы безопасности и защиты Родины» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Приешкина А.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Обеспечение здорового образа жизни и основы медицинских знаний [Электронный ресурс]:. - Профобразование, 2020. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/92324.html 
 
2. А.Н. Приешкина Основы безопасности жизнедеятельности. Государственная система обеспечения безопасности населения  [Электронный ресурс]:Учебное пособие для СПО. - Профобразование, 2020. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/92323.html 
 
6.1 Основная литература
 
1. Косолапова Н.В. Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.В.Косолапова, Н.А.Прокопенко. М.: Издательский центр «Академия», 2020, – 368 с.:Учебник для СПО. - Издательский центр «Академия», 2020. - 368с.
 
7 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
8 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.