ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
26.02.03 – ОП.01. – 2024 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Инженерная графика»
26.02.03 – ОП.01. – 2024 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Инженерная графика»
26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)
шифр и полное наименование
Старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Рабочая программа дисциплины «Инженерная графика» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель) (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Центр сетевого обучения, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Инженерная графика»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Знать:
- актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить;
- основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;
- алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях;
- методы работы в профессиональной и смежных сферах;
- структуру плана для решения задач;
Уметь:
- распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте;
- анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части;
- определять этапы решения задачи;
- выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;
Иметь практический опыт:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
Знать:
- источники информации, информационные технологии, современные средства поиска и анализа информации;
Уметь:
- определять задачи для поиска информации;
- определять необходимые источники информации;
- планировать процесс поиска;
- выделять наиболее значимое в перечне информации;
- оформлять результаты поиска;
Иметь практический опыт:
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 4 семестре.
Дисциплина «Инженерная графика» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
- Теория и устройство судна
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 34 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Раздел 1. Геометрическое черчение
Лекция (урок):
1. Форматы, масштабы
2. Линии чертежа
3. Основные надписи. Шрифт чертёжный
Тема 1.1 Основные сведения по оформлению чертежей
Практическое занятие:
Выполнение чертежного шрифта
Лекция (урок):
Построение сопряжений
Практическое занятие:
Вычерчивание контура технической детали
Тема 1.2 Построение сопряжений
Самостоятельная работа:
1. Деление прямых и отрезков на равные части
2. Деление окружностей
3. Построение уклонов и конусности
4. Рисование плоских фигур и геометрических тел
5. Правила нанесения размеров
Раздел 2. Проекционное черчение
Лекция (урок):
1. Виды и способы аксонометрического проецирования
2. Построение аксонометрических проекций цилиндра, конуса, пирамиды, призмы
3. Изометрия куба
Тема 2.1 Аксонометрические проекции
Практическое занятие:
Построение детали в аксонометрии
Раздел 3. Машиностроительное черчение
Лекция (урок):
1. Правила выполнения разрезов. Разрезы простые, сложные, местные
2. Сечения, правила выполнения. Сечения вынесенные, наложенные, расположенные в разрезе
3. Выполнение простого и сложного разрезов
4. Выполнение сечений
Тема 3.1 Изображения – виды разреза, сечения
Практическое занятие:
Простые разрезы, сложные разрезы
Лекция (урок):
1. Понятие о винтовой линии и винтовой поверхности
2. Основные типы резьб, их изображение на чертеже и обозначение
3. Сбеги, недорезы, проточки и фаски
Практическое занятие:
Вычерчивание резьбового соединения
Тема 3.2 Винтовые поверхностии зделия с резьбой
Самостоятельная работа:
Виды разъёмных соединений: резьбовые, шпоночные, шлицевые, штифтовые Соединение болтом, винтом, шпилькой
Лекция (урок):
1. Правила выполнения эскизов деталей
2. Измерительные инструменты, приёмы измерений
3. Основные материалы, их обозначение, нанесение размеров
Практическое занятие:
Выполнение эскизов деталей
Тема 3.3 Эскизы и рабочие чертежи деталей
Самостоятельная работа:
Правила разработки и оформления конструкторской документации.
Рабочий чертёж детали
Лекция (урок):
1. Конструкторская и технологическая документация
2. Чертёж общего вида. Спецификация
3. Изображение типовых составных частей изделий. Условности и упрощения на сборочных чертежах
4. Особенности нанесения размеров
Практическое занятие:
Выполнение сборочного чертежа
Тема 3.4 Чертежи общего вида и сборочные
Самостоятельная работа:
Условные упрощения и обозначения на сборочных чертежах
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Инженерная графика» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
1. А. Ф. Кокошко, С. А. Матюх Инженерная графика [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2019. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/93444.html
2. А. Ф. Кокошко, С. А. Матюх Инженерная графика. Практикум [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2019. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/93424.html
6.2 Дополнительная литература
1. А.А.Чекмарев Инженерная графика:Учебное поосбие для СПО. - Юрайт, 2020. -
2. А. А. Чекмарев Черчение:Учебник для СПО. - Юрайт, 2018. -
3. А.А.Чекмарев, В.К.Осипов Черчение. Справочник:Учебное пособие. - Юрайт, 2020. -
4. Горельская Л.В., Кострюков А.В., Павлов С.И. Инженерная графика [Электронный ресурс]:Учебное пособие для СПО. - Профобразование, 2020. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/91870.html
5. Таранцев И.Г Компьютерная графика [Электронный ресурс]:Учебное пособие для СПО. - Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2020. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/96014.html
6. Е.А. Ваншина Компьютерная графика [Электронный ресурс]:Учебное пособие для СПО. - Профобразование, 2020. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/91878.html
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
Назначение
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
Тип продукта
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Наименование информационной технологии /программного продукта
9 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Номер специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.
Перечень основного оборудования
Комплект учебной мебели (столы, стулья, доска), рабочее место преподавателя в составе (ПК, монитор, клавиатура, мышь), комплект мультимедийного оборудования для презентаций, компьютерная сеть с автоматизированными рабочими местами, автоматизированное рабочее место в составе аппаратных (ПК, монитор, клавиатура, мышь), программных (системное, офисное и специализированное программное обеспечение) средств
10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.