2025-2026_26_01_09-25-123-6217_plx_Математика
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Математика»
26.01.09 – ОУП.03 – 2025 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Математика»

Индекс:

(Файл)

26.01.09 – ОУП.03 – 2025 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Математика»

Специальность
26.01.09 МОТОРИСТ СУДОВОЙ
шифр и полное наименование
Квалификация
моторист судовой
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2025 г.
Рабочая программа дисциплины «Математика» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 26.01.09 МОТОРИСТ СУДОВОЙ (приказ Минобрнауки России от 13.12.2024 г. № 892)», учебного плана по специальности «26.01.09 МОТОРИСТ СУДОВОЙ», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
преподаватель, Назаренко В.А.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Математика»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- методы доказательств, алгоритмы решения задач

Уметь:

- выбирать подходящий изученный метод для решения задачи, распознавать математические факты и математические модели в природных и общественных явлениях;

- приводить примеры математических открытий российской и мировой математической науки;

- формулировать определения, аксиомы и теоремы, применять их, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- методы и способы получения информации из источников разных типов;

Уметь:

- создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;  

- оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;  

- использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1, 2 семестре.
Дисциплина «Математика» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 252 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
2
Учебные занятия с преподавателем, всего
234
102
132
В том числе: 
Лекционные занятия
234
102
132
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
252
102
150
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. Повторение курса математики основной школы
 
Тема 1.1. Цель и задачи математики при освоении специальности. Множества и логика
Лекционные занятия:

Цель и задачи математики при освоении специальности. Базовые знания и умения по математике в профессиональной и в повседневной деятельности. Множество, операции над множествами. Диаграммы Эйлера–Венна. Использование теоретико-множественного аппарата для описания реальных процессов и явлений в профессиональной деятельности, при решении задач из других дисциплин. Определение, теорема, следствие, доказательство

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 1.2. Числа и вычисления
Лекционные занятия:

Натуральные и целые числа. Признаки делимости целых чисел. Рациональные числа. Обыкновенные и десятичные дроби, проценты, бесконечные периодические дроби. Арифметические операции с рациональными числами, преобразования числовых выражений. Действительные числа. Рациональные и иррациональные числа. Арифметические операции с действительными числами. Приближённые вычисления, правила округления, прикидка и оценка результата вычислений

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 1.3. Тождества и тождественные преобразования. Уравнения и неравенства
Лекционные занятия:

Тождества и тождественные преобразования. Уравнение, корень уравнения. Неравенство, решение неравенства. Метод интервалов. Решение целых и дробно-рациональных уравнений и неравенств. Применение уравнений и неравенств к решению математических задач и задач из различных областей науки и реальной жизни.

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 1.3. Тождества и тождественные преобразования. Уравнения и неравенства
Лекционные занятия:

Системы и совокупности рациональных уравнений и неравенств. Системы линейных уравнений. Решение прикладных задач с помощью системы линейных уравнений

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекционные занятия:

Применение дробей и процентов для решения прикладных задач из различных отраслей знаний и реальной жизни. Приближённые вычисления, правила округления, прикидка и оценка результата вычислений. Разные способы вычисления процентов.

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 1.4. Процентные вычисления в профессиональных задачах
Лекционные занятия:

Процентные вычисления в профессиональных задачах. Применение уравнений и неравенств к решению математических задач и задач из различных областей науки и реальной жизни

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 1.5. Последовательности и прогрессии
Лекционные занятия:

Последовательности, способы задания последовательностей. Монотонные последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. Сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии. Формула сложных процентов. Использование прогрессии для решения реальных задач прикладного характера

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекционные занятия:

Функция, способы задания функции. График функции. Взаимно обратные функции. Область определения и множество значений функции.

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 1.6. Функции и графики
Лекционные занятия:

Нули функции. Промежутки знакопостоянства. Чётные и нечётные функции

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Раздел 2. Степени и корни. Степенная, показательная и логарифмическая функции
 
Лекционные занятия:

Арифметический корень натуральной степени. Действия с арифметическими корнями n–ой степени

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 2.1. Арифметический корень n–ой степени
Лекционные занятия:

Арифметический корень натуральной степени. Действия с арифметическими корнями n–ой степени

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекционные занятия:

Степень с целым показателем. Стандартная форма записи действительного числа. Использование подходящей формы записи действительных чисел для решения практических задач и представления данных.

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 2.2. Степени. Стандартная форма записи действительного числа
Лекционные занятия:

Степень с рациональным показателем. Свойства степени. Преобразование выражений, содержащих степени с рациональным показателем

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 2.3. Степенная функция
Лекционные занятия:

Степенная функция с натуральным и целым показателем. Её свойства и график. Свойства и график корня n-ой степени

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 2.4. Иррациональные уравнения и неравенства
Лекционные занятия:

Решение иррациональных уравнений и неравенств

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекционные занятия:

Решение иррациональных уравнений и неравенств

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 2.4. Иррациональные уравнения и неравенства
Лекционные занятия:

Решение иррациональных уравнений и неравенств

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекционные занятия:

Показательные уравнения и неравенства

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекционные занятия:

Показательные уравнения и неравенства

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 2.5. Показательные уравнения и неравенства
Лекционные занятия:

Показательные уравнения и неравенства

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 2.6. Логарифм числа. Свойства логарифмов 
Лекционные занятия:

Логарифм числа. Десятичные и натуральные логарифмы. Преобразование выражений, содержащих логарифмы

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекционные занятия:

Логарифм числа. Десятичные и натуральные логарифмы. Преобразование выражений, содержащих логарифмы

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 2.6. Логарифм числа. Свойства логарифмов
Лекционные занятия:

Логарифм числа. Десятичные и натуральные логарифмы. Преобразование выражений, содержащих логарифмы

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекционные занятия:

Показательная и логарифмическая функции, их свойства и графики. Логарифмические уравнения и неравенства

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекционные занятия:

Показательная и логарифмическая функции, их свойства и графики. Логарифмические уравнения и неравенства

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекционные занятия:

Показательная и логарифмическая функции, их свойства и графики. Логарифмические уравнения и неравенства

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 2.7. Показательная и логарифмическая функции, уравнения, неравенства
Лекционные занятия:

Показательная и логарифмическая функции, их свойства и графики. Логарифмические уравнения и неравенства

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекционные занятия:

Применение логарифма. История развития математики. Логарифмическая спираль в природе. Ее математические свойства.

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 2.8. Логарифмы в природе и технике
Лекционные занятия:

Использование графиков функций для исследования процессов и зависимостей, которые возникают при решении задач из различных областей науки и реальной жизни

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 2.9. Применение уравнений, систем и неравенств к решению задач
Лекционные занятия:

Использование графиков функций для решения уравнений и линейных систем. Применение уравнений, систем и неравенств к решению математических задач и задач из различных областей науки и реальной жизни

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Раздел 3. Прямые и плоскости в пространстве. Координаты и векторы в пространстве
 
Лекционные занятия:

Основные фигуры, факты и теоремы планиметрии. Основные понятия стереометрии. Точка, прямая, плоскость, пространство. Понятие об аксиоматическом построении стереометрии: аксиомы стереометрии и следствия из них

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 3.1. Повторение планиметрии. Основные понятия стереометрии
Лекционные занятия:

Основные фигуры, факты и теоремы планиметрии. Основные понятия стереометрии. Точка, прямая, плоскость, пространство. Понятие об аксиоматическом построении стереометрии: аксиомы стереометрии и следствия из них

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекционные занятия:

Взаимное расположение прямых в пространстве: пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые. Параллельность прямых и плоскостей в пространстве: параллельные прямые в пространстве, параллельность трёх прямых, параллельность прямой и плоскости.

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекционные занятия:

Углы с сонаправленными сторонами, угол между прямыми в пространстве. Параллельность плоскостей: параллельные плоскости, свойства параллельных плоскостей.

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 3.2. Прямые и плоскости в пространстве. Параллельность прямых, прямой и плоскости, плоскостей
Лекционные занятия:

Простейшие пространственные фигуры на плоскости: тетраэдр, куб, параллелепипед, построение сечений

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекционные занятия:

Перпендикулярность прямой и плоскости: перпендикулярные прямые в пространстве, прямые параллельные и перпендикулярные к плоскости, признак перпендикулярности прямой и плоскости, теорема о прямой перпендикулярной плоскости

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 3.3. Перпендикулярность прямых и плоскостей
Лекционные занятия:

Перпендикулярность прямой и плоскости: перпендикулярные прямые в пространстве, прямые параллельные и перпендикулярные к плоскости, признак перпендикулярности прямой и плоскости, теорема о прямой перпендикулярной плоскости

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекционные занятия:

Углы в пространстве: угол между прямой и плоскостью, двугранный угол, линейный угол двугранного угла. Перпендикуляр и наклонные: расстояние от точки до плоскости, расстояние от прямой до плоскости, проекция фигуры на плоскость.

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 3.4. Углы между прямыми и плоскостями
Лекционные занятия:

Перпендикулярность плоскостей: признак перпендикулярности двух плоскостей. Теорема о трёх перпендикулярах

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекционные занятия:

Вектор на плоскости и в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по трём некомпланарным векторам. Правило параллелепипеда. Решение задач, связанных с применением правил действий с векторами.

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 3.5. Координаты и векторы в пространстве
Лекционные занятия:

Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. Вычисление углов между прямыми и плоскостями. Координатно-векторный метод при решении геометрических задач

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекционные занятия:

Расположение прямых и плоскостей в окружающем мире (природе, искусстве, архитектуре, технике). Решение практико-ориентированных задач

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекционные занятия:

Расположение прямых и плоскостей в окружающем мире (природе, искусстве, архитектуре, технике). Решение практико-ориентированных задач

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 3.6. Прямые и плоскости в практических задачах
Лекционные занятия:

Расположение прямых и плоскостей в окружающем мире (природе, искусстве, архитектуре, технике). Решение практико-ориентированных задач

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 3.7. Решение задач. Прямые и плоскости, координаты и вектор
Лекционные занятия:

Решение задач на нахождение геометрических величин с использованием аппарата векторной алгебры

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Раздел 4. Основы тригонометрии
 
Лекционные занятия:

Синус, косинус и тангенс числового аргумента. Арксинус, арккосинус, арктангенс числового аргумента. Тригонометрическая окружность, определение тригонометрических функций числового аргумента

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекционные занятия:

Синус, косинус и тангенс числового аргумента. Арксинус, арккосинус, арктангенс числового аргумента. Тригонометрическая окружность, определение тригонометрических функций числового аргумента

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 4.1. Основы тригонометрии
Лекционные занятия:

Синус, косинус и тангенс числового аргумента. Арксинус, арккосинус, арктангенс числового аргумента. Тригонометрическая окружность, определение тригонометрических функций числового аргумента

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекционные занятия:

Преобразование тригонометрических выражений. Основные тригонометрические формулы

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 4.2. Основные тригонометрические тождества
Лекционные занятия:

Преобразование тригонометрических выражений. Основные тригонометрические формулы

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Промежуточная аттестация
Лекционные занятия:

Контрольная работа по итогам 1 семестра

2
ОК 01.,ОК 02.
 
2 семестр
 
Раздел 5. Тригонометрические функции
 
Лекционные занятия:

Функция. Периодические функции. Тригонометрические функции, их свойства и графики

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 5.3. Тригонометрические функции, их свойства и графики
Лекционные занятия:

Функция. Периодические функции. Тригонометрические функции, их свойства и графики

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекционные занятия:

Решение тригонометрических уравнений. Примеры тригонометрических неравенств

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекционные занятия:

Решение тригонометрических уравнений. Примеры тригонометрических неравенств

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 5.4. Тригонометрические уравнения и неравенства
Лекционные занятия:

Решение тригонометрических уравнений. Примеры тригонометрических неравенств

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 5.5. Использование тригонометрии в профессиональной сфере
Лекционные занятия:

Проведение практических расчетов по формулам тригонометрии. Использование графиков функций для исследования процессов и зависимостей, которые возникают при решении задач из других учебных дисциплин и реальной жизни

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 5.6. Решение задач тригонометрии
Лекционные занятия:

Тригонометрические функции, тождества и уравнения

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Раздел 6. Многогранники и тела вращения
 
Лекционные занятия:

Понятие многогранника, основные элементы многогранника, выпуклые и невыпуклые многогранники; развёртка многогранника. Призма: n-угольная призма; грани и основания призмы; прямая и наклонная призмы; боковая и полная поверхность призмы. Параллелепипед, прямоугольный параллелепипед и его свойства. Пирамида: n-угольная пирамида, грани и основание пирамиды; боковая и полная поверхность пирамиды; правильная и усечённая пирамида. Элементы призмы и пирамиды. Вычисление элементов многогранников: рёбра, диагонали, углы

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 6.1. Многогранники
Лекционные занятия:

Понятие многогранника, основные элементы многогранника, выпуклые и невыпуклые многогранники; развёртка многогранника. Призма: n-угольная призма; грани и основания призмы; прямая и наклонная призмы; боковая и полная поверхность призмы. Параллелепипед, прямоугольный параллелепипед и его свойства. Пирамида: n-угольная пирамида, грани и основание пирамиды; боковая и полная поверхность пирамиды; правильная и усечённая пирамида. Элементы призмы и пирамиды. Вычисление элементов многогранников: рёбра, диагонали, углы

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекционные занятия:

Понятие многогранника, основные элементы многогранника, выпуклые и невыпуклые многогранники; развёртка многогранника. Призма: n-угольная призма; грани и основания призмы; прямая и наклонная призмы; боковая и полная поверхность призмы. Параллелепипед, прямоугольный параллелепипед и его свойства. Пирамида: n-угольная пирамида, грани и основание пирамиды; боковая и полная поверхность пирамиды; правильная и усечённая пирамида. Элементы призмы и пирамиды. Вычисление элементов многогранников: рёбра, диагонали, углы

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 6.1. Многогранники
Лекционные занятия:

Понятие многогранника, основные элементы многогранника, выпуклые и невыпуклые многогранники; развёртка многогранника. Призма: n-угольная призма; грани и основания призмы; прямая и наклонная призмы; боковая и полная поверхность призмы. Параллелепипед, прямоугольный параллелепипед и его свойства. Пирамида: n-угольная пирамида, грани и основание пирамиды; боковая и полная поверхность пирамиды; правильная и усечённая пирамида. Элементы призмы и пирамиды. Вычисление элементов многогранников: рёбра, диагонали, углы

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекционные занятия:

Правильные многогранники: понятие правильного многогранника; правильная призма и правильная пирамида; правильная треугольная пирамида и правильный тетраэдр; куб. Представление о правильных многогранниках: октаэдр, додекаэдр и икосаэдр и др. Сечения призмы и пирамиды. Площадь боковой поверхности и полной поверхности прямой призмы, площадь оснований, теорема о боковой поверхности прямой призмы. Площадь боковой поверхности и поверхности правильной пирамиды, теорема о площади боковой поверхности усечённой пирамиды

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 6.2. Правильные многогранники.Площадь поверхности многогранников
Лекционные занятия:

Правильные многогранники: понятие правильного многогранника; правильная призма и правильная пирамида; правильная треугольная пирамида и правильный тетраэдр; куб. Представление о правильных многогранниках: октаэдр, додекаэдр и икосаэдр и др. Сечения призмы и пирамиды. Площадь боковой поверхности и полной поверхности прямой призмы, площадь оснований, теорема о боковой поверхности прямой призмы. Площадь боковой поверхности и поверхности правильной пирамиды, теорема о площади боковой поверхности усечённой пирамиды

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 6.2. Правильные многогранники.Площадь поверхности многогранников
Лекционные занятия:

Правильные многогранники: понятие правильного многогранника; правильная призма и правильная пирамида; правильная треугольная пирамида и правильный тетраэдр; куб. Представление о правильных многогранниках: октаэдр, додекаэдр и икосаэдр и др. Сечения призмы и пирамиды. Площадь боковой поверхности и полной поверхности прямой призмы, площадь оснований, теорема о боковой поверхности прямой призмы. Площадь боковой поверхности и поверхности правильной пирамиды, теорема о площади боковой поверхности усечённой пирамиды

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекционные занятия:

Цилиндрическая поверхность, образующие цилиндрической поверхности, ось цилиндрической поверхности. Цилиндр: основания и боковая поверхность, образующая и ось, площадь боковой и полной поверхности.

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекционные занятия:

Коническая поверхность, образующие конической поверхности, ось и вершина конической поверхности. Конус: основание и вершина, образующая и ось, площадь боковой и полной поверхности. Усечённый конус: образующие и высота, основания и боковая поверхность.

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекционные занятия:

Сфера и шар: центр, радиус, диаметр, площадь поверхности сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости, касательная плоскость к сфере, площадь сферы.

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 6.3. Тела вращения
Лекционные занятия:

Изображение тел вращения на плоскости. Развёртка цилиндра и конуса

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекционные занятия:

Понятие об объёме тела в пространстве. Основные свойства объёмов тел. Теорема об объёме прямоугольного параллелепипеда и следствия из неё. объем пирамиды и призмы. Объём цилиндра, конуса. Объём шара и площадь сферы. Подобные тела в пространстве. Соотношения между площадями поверхностей, объёмами подобных тел.

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекционные занятия:

Сечения цилиндра (параллельно и перпендикулярно оси), сечения конуса параллельное основанию и проходящее через вершину), сечения шара.

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 6.4. Объёмы и площади поверхностей тел
Лекционные занятия:

Многогранник, описанный около сферы; сфера, вписанная в многогранник или в тело вращения

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 6.5. Движение в пространстве. Сечения и комбинации пространственных фигур

в профессиональных задачах

Лекционные занятия:

Симметрия в пространстве: симметрия относительно точки, прямой, плоскости. Элементы симметрии в пирамидах, параллелепипедах, правильных многогранниках. Симметрия в природе, архитектуре, технике, в быту, в профессии. Использование движений в пространстве при решении задач. Построение сечений многогранников и тел вращения. Метод следов. Комбинация тел вращения и многогранников. 

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 6.5. Движение в пространстве. Сечения и комбинации пространственных фигур

в профессиональных задачах

Лекционные занятия:

Использование комбинаций многогранников и тел вращения в практико-ориентированных задачах

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 6.6. Решение задач. Многогранники и тела вращения
Лекционные занятия:

Вычисление величин (длина, угол, объем, площадь поверхности) геометрических фигур, используя изученные формулы и методы. Построение сечений многогранников методом следов, выполнение (выносных) плоских чертежей из рисунков простых объёмных фигур: вид сверху, сбоку, снизу

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Раздел 7. Производная и первообразная функции
 
Тема 7.1. Монотонность и экстремумы функции. Точки экстремума
Лекционные занятия:

Промежутки монотонности функции. Максимумы и минимумы функции. Наибольшее и наименьшее значение функции на промежутке

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 7.2. Понятие непрерывности функции. Метод интервалов
Лекционные занятия:

Непрерывные функции. Метод интервалов для решения неравенств

6
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 7.3. Производная. Геометрический и физический смысл производной
Лекционные занятия:

Производная функции. Геометрический и физический смысл производной. Производные элементарных функций. Формулы нахождения производной суммы, произведения и частного функций

10
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 7.4. Монотонность функции. Точки экстремума
Лекционные занятия:

Применение производной к исследованию функций на монотонность и экстремумы

6
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 7.5. Наибольшее и наименьшее значения функции
Лекционные занятия:

Нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке. Применение производной для нахождения наилучшего решения в прикладных задачах, для определения скорости процесса, заданного формулой или графиком

6
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 7.6. Нахождение оптимального результата с помощью производной
Лекционные занятия:

Прикладные задачи, в том числе социально-экономического и физического характера, их решение средствами математического анализа

6
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 7.7. Первообразная функции
Лекционные занятия:

Первообразная. Таблица первообразных

6
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 7.8. Площадь криволинейной трапеции. Формула Ньютона – Лейбница
Лекционные занятия:

Интеграл, его геометрический и физический смысл. Вычисление интеграла по формуле Ньютона-Лейбница

6
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 7.9. Применение производной и первообразной функции
Лекционные занятия:

Решение задач на применение производной и интеграла для вычисления физических величин и площадей

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Раздел 8. Теория вероятностей и статистика
 
Тема 8.1. Представление данных и описательная статистика
Лекционные занятия:

Представление данных с помощью таблиц и диаграмм. Среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах, дисперсия, стандартное отклонение числовых наборов

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 8.2. Случайные события. Операции над событиями
Лекционные занятия:

Случайные эксперименты (опыты) и случайные события. Элементарные события (исходы). Вероятность случайного события. Близость частоты и вероятности событий. Случайные опыты с равновозможными элементарными событиями. Вероятности событий в опытах с равновозможными элементарными событиями. Операции над событиями: пересечение, объединение, противоположные события. Диаграммы Эйлера. Формула сложения вероятностей. Условная вероятность. Умножение вероятностей. Дерево случайного эксперимента. Формула полной вероятности. Независимые события

6
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 8.3. Вероятность в профессиональных задачах
Лекционные занятия:

Первичная обработка статистических данных. Графическое их представление. Нахождение средних характеристик, наблюдаемых данных. Оценка вероятности события в профессиональной деятельности, решение профессиональных задач на вероятность события, применение статистических методов для решения профессиональных задач

8
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 8.4. Элементы комбинаторики
Лекционные занятия:

Комбинаторное правило умножения. Перестановки и факториал. Число сочетаний. Треугольник Паскаля. Формула бинома Ньютона

4
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 8.5. Серии последовательных испытаний
Лекционные занятия:

Бинарный случайный опыт (испытание), успех и неудача. Независимые испытания. Серия независимых испытаний до первого успеха. Серия независимых испытаний Бернулли

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 8.6. Случайные величины и распределения. Математическое ожидание случайной величины
Лекционные занятия:

Случайная величина. Распределение вероятностей. Диаграмма распределения. Примеры распределений, в том числе, геометрическое и биномиальное.

Числовые характеристики случайных величин: математическое ожидание, дисперсия и стандартное отклонение. Примеры применения математического ожидания, в том числе в задачах из повседневной жизни. Математическое ожидание бинарной случайной величины. Математическое ожидание суммы случайных величин. Математическое ожидание и дисперсия геометрического и биномиального распределений

6
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 8.7. Закон больших чисел. Непрерывные случайные величины (распределения). Нормальное распределение
Лекционные занятия:

Закон больших чисел и его роль в науке, природе и обществе. Выборочный метод исследований. Примеры непрерывных случайных величин. Понятие о плотности распределения. Задачи, приводящие к нормальному распределению. Понятие о нормальном распределении

4
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 8.8. Решение задач комбинаторики, статистики и теории вероятностей
Лекционные занятия:

Элементы комбинаторики. Событие, вероятность события. Сложение и умножение вероятностей

2
ОК 01.,ОК 02.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Математика» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Н.В. Богомолов Практические занятия по математике в 2 ч. Часть 2 [Электронный ресурс]:учебное пособие для среднего профессионального образования. - Юрайт, 2023. -  – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/512669 
 
2. Н.В. Богомолов Практические занятия по математике в 2 ч. Часть 1 [Электронный ресурс]:учебное пособие для среднего профессионального образования. - Юрайт, 2023. -  – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/512668 
 
6.1 Основная литература
 
1. Башмаков М.И. Математика. Книга для преподавателя [Электронный ресурс]:метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. - М. : Образовательно-издательский центр «Академия», 2024. - 253 с. – Режим доступа: https://academia-moscow.ru/off-line/free/701121684/701121684.pdf?ysclid=meb40xn9m790661782 
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.