2025-2026_26_01_07-24-123-6217_plx_Безопасность жизнедеятельности
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Безопасность жизнедеятельности»
26.01.07 – ОП.05 – 2024 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Безопасность жизнедеятельности»

Индекс:

(Файл)

26.01.07 – ОП.05 – 2024 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Безопасность жизнедеятельности»

Специальность
26.01.07 Матрос
шифр и полное наименование
Квалификация
Матрос
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2024 г.
Рабочая программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 26.01.07 Матрос (приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 г. № 857)», учебного плана по специальности «26.01.07 Матрос», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Ермольченко В.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- возможные траектории профессионального развития и самообразования

Уметь:

- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

Иметь практический опыт:

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

- основы военной службы и обороны государства;

- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

- способы защиты населения от оружия массового поражения;

- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на во-оружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;

- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

Уметь:

- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

- применять первичные средства пожаротушения;

- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

- оказывать первую помощь пострадавшим;

Иметь практический опыт:

ОК 7 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 1.1 Выполнять плотницкие работы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 1.2 Выполнять столярные работы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 1.3 Выполнять малярные работы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 1.4 Выполнять такелажные работы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 1.5 Выполнять работы по зачистке корпуса и металлических изделий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 1.6 Применять технические средства и инструменты.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 2.1 Соблюдать правила несения судовой вахты.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 2.2 Обеспечивать удерживание судна на заданном курсе, следить за работой курсоуказателей и рулевого устройства.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 2.3 Осуществлять швартовные операции согласно судовому расписанию.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 2.4 Осуществлять техническую эксплуатацию рулевого, грузового, швартовного и буксирного устройств.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 2.5 Применять контрольно-измерительные приборы и инструменты.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 3.1 Подготавливать помещения, грузовые трюмы и палубы к размещению пассажиров и груза.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 3.2 Принимать и сдавать грузы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 3.3 Размещать и крепить грузы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 3.4 Руководить береговыми матросами и рабочими при осуществлении грузовых работ.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 3.5 Зачищать трюмы и убирать палубы после выгрузки.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 4.1 Обеспечивать должный уровень транспортной безопасности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 4.2 Применять средства по борьбе за живучесть судна.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 4.3 Действовать по тревогам.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 4.4 Оказывать первую медицинскую помощь.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 4.5 Использовать коллективные и индивидуальные спасательные средства.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2, 3 курсе в 4, 5 семестре.
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Основы безопасности и защиты Родины
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Подготовка в соответствии с требованиями пункта 4 раздела А-VI/1 Кодекса ПДНВ
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 90 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
4
5
Учебные занятия с преподавателем, всего
68
36
32
В том числе: 
Лекционные занятия
60
32
28
Практические занятия
8
4
4
Самостоятельная работа
18
10
8
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
90
48
42
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
4 семестр
 
Раздел 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности и поведение человека в чрезвычайных ситуациях
 
Лекционные занятия:

Цели и задачи изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».  Разновидности опасностей современного мира. Защита человека и окружающей среды от опасностей. Сущность понятия «безопасность жизнедеятельности». Возникновение и развитие научных представлений о человеко- и природо-защитной деятельности. Представление о системе «человек – среда обитания», ее структуре и функциональных связях. 

2
ОК 2,ОК 4,ОК 5,ОК 7
 
Тема 1.1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
Лекционные занятия:

Системы безопасности и их структура. Вред, ущерб – виды и характеристики. Нормы экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности. Способы минимизации угрозы потерь, вызываемых нарушениями норм безопасности жизнедеятельности на рабочем месте. Алгоритмы поддержания безопасных условий жизнедеятельности на рабочем месте

2
ОК 2,ОК 4,ОК 5,ОК 7
 
Лекционные занятия:

Понятие и общая классификация чрезвычайных ситуаций. ЧС природного, техногенного и социального характера. Общие правила безопасного поведения в ЧС и особенности безопасного поведения в процессе выполнения профессиональных функций. Действия населения по сигналам гражданской обороны

Порядок применения современных средств и устройств информатизации и цифровых инструментов в обеспечении безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях в процессе выполнения профессиональных функций

2
ОК 2,ОК 4,ОК 5,ОК 7
 
Практические занятия:№1.

Использование на рабочем месте средств индивидуальной защиты от поражающих факторов при ЧС

2
ОК 4,ОК 5,ОК 7
 
Тема 1.2. Безопасное поведение человека в чрезвычайных ситуациях
Практические занятия:№2.

Правила поведения и действия по сигналам гражданской обороны

2
ОК 4,ОК 5,ОК 7
 
Самостоятельная работа:Правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях социального характера
1
ОК 4,ОК 5,ОК 7
 
Раздел 2. Основы военной службы и медицинской подготовки
 
Тема 2.1.Основы военной безопасности Российской Федерации

Лекционные занятия:

Россия в современном мире, оборона страны как обязательное условие мирного социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечение её военной безопасности. Военная служба в исторической ретроспективе и перспективе. Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск, история их создания, их основные задачи. Руководство и управление Вооруженными Силами. Организация обороны Российской Федерации

2
ОК 2,ОК 4,ОК 5,ОК 7
 
Лекционные занятия:

Военная служба как вид федеральной государственной службы и разновидность профессиональной служебной деятельности: особенности и предназначение. Правовой статус военнослужащих. Права и обязанности военнослужащих. Социальное обеспечение военнослужащих. Понятие и сущность воинской обязанности. Воинский учет граждан. Призыв граждан на военную службу. Медицинское освидетельствование и обследование граждан при постановке их на воинский учет и при призыве на военную службу. Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе. Начало, срок и окончание военной службы. Увольнение с военной службы. Прохождение военной службы по призыву, по контракту. Альтернативная гражданская служба. Ответственность военнослужащих.

2
ОК 2,ОК 4,ОК 5,ОК 7
 
Тема 2.2. Организационные и правовые основы военной службы в Российской Федерации
Лекционные занятия:

Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации

2
ОК 2,ОК 4,ОК 5,ОК 7
 
Тема 2.2. Организационные и правовые основы военной службы в Российской Федерации
Самостоятельная работа:

Самоподготовка будущего призывника к осуществлению военной деятельности

1
ОК 2,ОК 4,ОК 5,ОК 7
 
Лекционные занятия:

Строевая подготовка: строи и управление ими, строевые приемы и движение без оружия, строевые приемы и движение с оружием, выполнение воинского приветствия, выход из строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него, строи отделения, действия военнослужащих у автомобилей и на автомобилях.

Цель и задачи физической подготовки, содержание, средства физической подготовки. Этапы проведения физической подготовки военнослужащих. Техника выполнения физических упражнений и формирования двигательных навыков. Основные формы проведения физической подготовки: учебные занятия, утренняя физическая зарядка, попутные физические тренировки

2
ОК 2,ОК 4,ОК 5,ОК 7
 
Тема 2.3. Основы строевой и физической подготовки
Самостоятельная работа:

Строевая и физическая подготовка

2
ОК 2,ОК 4,ОК 5,ОК 7
 
Лекционные занятия:

Понятие «огневая подготовка». Требования к организации, порядку и мерам безопасности во время стрельб и тренировок. Правила безопасного обращения с оружием. Изучение условий выполнения упражнения начальных стрельб из стрелкового оружия. Способы удержания оружия и правильность прицеливания. 

2
ОК 2,ОК 4,ОК 5,ОК 7
 
Лекционные занятия:

Материальная часть автомата Калашникова, разборка, сборка, чистка, смазка и хранение автомата, осмотр и подготовка автомата к стрельбе, ведение огня из автомата, ручные осколочные гранаты

2
ОК 2,ОК 4,ОК 5,ОК 7
 
Тема 2.4. Основы огневой подготовки
Самостоятельная работа:

Отработка начальных навыков обращения с оружием

2
ОК 2,ОК 4,ОК 5,ОК 7
 
Тема 2.5. Основы тактической подготовки
Лекционные занятия:

Основы общевойскового боя. Основные понятия общевойскового боя (бой, удар, огонь, маневр). Виды маневра. Походный, предбоевой и боевой порядок действия подразделений. Оборона, ее задачи и принципы. Наступление, задачи и способы

2
ОК 2,ОК 4,ОК 5,ОК 7
 
Лекционные занятия:

Местность как элемент боевой обстановки. Тактические свойства местности, основные её разновидности и влияние на боевые действия войск. Сезонные изменения тактических свойств местности. 

2
ОК 2,ОК 4,ОК 5,ОК 7
 
Тема 2.6. Основы военной топографии
Самостоятельная работа:

Типы укрытий на разных типах местности (горная, степь, лес и т.д.)

2
ОК 2,ОК 4,ОК 5,ОК 7
 
Тема 2.7. Основы инженерной подготовки
Лекционные занятия:

Порядок оборудования позиции отделения. Назначение, размеры и последовательность оборудования окопа для стрелка. 

2
ОК 2,ОК 4,ОК 5,ОК 7
 
Тема 2.7. Основы инженерной подготовки
Самостоятельная работа:

Шанцевый инструмент, его назначение, применение и сбережение

2
ОК 2,ОК 4,ОК 5,ОК 7
 
Лекционные занятия:

Виды боевых ранений и опасность их получения. Состав и назначение штатных и подручных средств первой помощи. Алгоритм оказания первой помощи при различных состояниях, в т.ч. боевых ранений.

2
ОК 2,ОК 4,ОК 5,ОК 7
 
Тема 2.8. Основы военно-медицинской подготовки. Тактическая медицина
Лекционные занятия:

Условные зоны оказания первой помощи: характеристика особенностей «красной», «желтой» и «зеленой» зон. Объем мероприятий первой помощи в каждой зоне. Порядок выполнения мероприятий первой помощи в каждой зоне

2
ОК 2,ОК 4,ОК 5,ОК 7
 
Тема 2.9. Символы воинской чести. Боевые традиции Вооруженных Сил России
Лекционные занятия:

Боевое Знамя части – символ воинской чести, доблести и славы. Боевые традиции Вооруженных сил РФ. Ордена – почетные награды за воинские отличия в бою и заслуги в военной службе. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. Патриотизм и верность воинскому долгу. Дружба, войсковое товарищество

2
ОК 2,ОК 4,ОК 5,ОК 7
 
Консультации:
2
ОК 4,ОК 5,ОК 7
 
Зачёт
Лекционные занятия:
2
ОК 4,ОК 5,ОК 7
 
5 семестр
 
Раздел 3. Безопасность жизнедеятельности и охрана труда
 
Лекционные занятия:

Определения в области охраны труда, организация работы по охране труда на судах и предприятиях морского транспорта. Характеристика органов контроля за охраной труда на судах и базах технического обслуживания флота; виды ответственности за нарушения норм и правил охраны труда. 

2
ОК 2,ОК 4,ОК 5,ОК 7
 
Тема 3.1. Производственный травматизм
Лекционные занятия:

Классификация и причины производственного травматизма, разбор характерных случаев на флоте

2
ОК 2,ОК 4,ОК 5,ОК 7
 
Тема 3.2. Опасные и вредные производственные факторы. Микроклимат судовой среды
Лекционные занятия:

Физические, химические и биологические факторы трудового процесса, основные средства индивидуальной и коллективной защиты, способы профилактики профессиональных заболеваний

2
ОК 2,ОК 4,ОК 5,ОК 7
 
Лекционные занятия:

Основные положения законодательства Российской Федерации (в том числе и международного) в области охраны труда; техника безопасности на судах, вредные производственные факторы, особенности производственного травматизма. 

2
ОК 2,ОК 4,ОК 5,ОК 7
 
Тема 3.3. Правила безопасности труда на морских судах
Лекционные занятия:

Средства индивидуальной защиты; основы обеспечения безопасности при палубных работах, в том числе на специализированных судах; подготовка к работе в шторм, во льдах, в открытом море при перегрузочных операциях

2
ОК 2,ОК 4,ОК 5,ОК 7
 
Лекционные занятия:

Понятие электробезопасности на судах, воздействием электрического тока на организм человека, основные причины электротравматизма, меры и средства защиты от поражения электрическим током

2
ОК 2,ОК 4,ОК 5,ОК 7
 
Лекционные занятия:

Классификация помещений по степени опасности поражения электрическим током, требования к персоналу, обслуживающему электроустановки, характеристика групп по электробезопасности персонала, обслуживающего электроустановки.

2
ОК 2,ОК 4,ОК 5,ОК 7
 
Тема 3.4. Электробезопасность на судах и базах технического обслуживания флота
Самостоятельная работа:

Меры безопасности при работе с ручным электроинструментом, с переносными электрическими светильниками, техника безопасности при ремонте и обслуживании электрооборудования на судах

2
ОК 2,ОК 4,ОК 5,ОК 7
 
Лекционные занятия:

Организация пожарной охраны в Российской Федерации и на морском транспорте, факторы пожара, причины пожаров на морских судах. 

2
ОК 2,ОК 4,ОК 5,ОК 7
 
Лекционные занятия:

Тушение пожаров опасных грузов. Борьба с пожаром на танкере

2
ОК 2,ОК 4,ОК 5,ОК 7
 
Тема 3.5. Противопожарная безопасность на судах и объектах водного транспорта
Самостоятельная работа:

Средства и системы тушения пожаров, классификация материалов и веществ по пожарной опасности, организация борьбы с пожаром на судах

2
ОК 2,ОК 4,ОК 5,ОК 7
 
Лекционные занятия:

Анатомия человека и функции организма, содержимое аптечки первой медицинской помощи на судне; способы оказания доврачебной помощи при ранениях, несчастных случаях, поражении электрическим током, утоплениях, ожогах, обморожениях; классификация ожогов. 

4
ОК 2,ОК 4,ОК 5,ОК 7
 
Лекционные занятия:

Техника проведения сердечно-легочной реанимации, непрямого массажа сердца; виды кровотечений, доврачебная помощь при венозном и артериальном кровотечении, носовых кровотечениях; открытых и закрытых ранениях; 

2
ОК 2,ОК 4,ОК 5,ОК 7
 
Практические занятия:

Сердечно-легочная реанимация; наложение повязок при ранениях; остановка кровотечения

4
ОК 2,ОК 4,ОК 5,ОК 7
 
Тема 3.6. Оказание доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве
Самостоятельная работа:

Способы оказания доврачебной помощи при пищевых отравлениях, отравлениях химическими веществами, продуктами горения

4
ОК 2,ОК 4,ОК 5,ОК 7
 
Тема 3.7. Безопасность системы «человек – машина»
Лекционные занятия:

Критерии безопасности системы «человек – машина». Характеристика опасных состояний системы «человек – машина». Идентификация причин опасного состояния системы «человек – машина». Технические элементы системы «человек – машина»

2
ОК 2,ОК 4,ОК 5,ОК 7
 
Консультации:
2
ОК 4,ОК 5,ОК 7
 
Дифференцированный зачёт
Лекционные занятия:
2
ОК 4,ОК 5,ОК 7
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Н.В.Косолапова, Н.А.Прокопенко, Е.Л.Побежимова Безопасность жизнедеятельности:Учебник для СПО. - ИЦ "Академия", 2020. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Курбатов В.А., Рысин Ю.С., Яблочников С.Л. Безопасность жизнедеятельности. Основы чрезвычайных ситуаций  [Электронный ресурс]:Учебное пособие для СПО. - Профобразование, 2020. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/93574.html 
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.