ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Родная литература»
(Файл)
А.В. Ющенко
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Родная литература»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Родная литература»
(Файл)
А.В. Ющенко
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Родная литература»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
- языковую культуру как общечеловеческую ценность; значимость чтения на родном языке и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- культурную самоидентификацию, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры
Уметь:
- обогащать активный и потенциальный словарный запас, расширять объем используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
- использовать в речевой практике при создании устных и письменных высказываний основные стилистические ресурсу лексики и фразеологии родного языка;
- понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции
Иметь практический опыт:
часов
Основные направления изучения курса родной литературы. Место литературы Дона в мировой художественной культуре. Литература Дона и о Доне в контексте времени и культурного процесса в масштабах региона, страны, мира.
Специфика донского фольклора. Устное народное творчество Дона. Казачьи песни. Воспевание родной реки Дон, выносливости, героизма и отваги «степных рыцарей».
Донские страницы в творчестве русских поэтов и писателей. А.С. Пушкин «Казак», «Был и я среди донцов», «Дон». М.Ю. Лермонтов «Черкесы», «Два сокола», «Казачья колыбельная песня», «О чем ты думаешь, казак?». И.А. Бунин «Ковыль». М.И. Цветаева «Дон» и др.
Донские поэты и писатели о родной земле. А.В. Софронов «Мы с тобою из Ростова», «Вот снова Дон», «Посвящение Дону», «Откуда Дон берёт начало.». А.Г. Гарнакерьян. «А у нас на солнечном Дону», «От облаков и солнца стала..» и др..
Русские поэты и писатели на Дону. Пушкин и др. на Дону.
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Работа в журналах. Чехов - репортер. Периодизация творчества Чехова.
Юмористические рассказы А. Чехова. Новый тип рассказа. Пародийность ранних рассказов. Герои рассказов Чехова. Особенности изображения «маленького человека» в прозе.
Художественное совершенство рассказов Чехова. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Поздние рассказы.
Драматургия Чехова. «Вишневый сад». История создания, жанр, система персонажей. Сложность и многозначность отношений между персонажами. Разрушение дворянских гнезд в пьесе. Смысл названия пьесы. Особенности символов.
Лиризм и юмор в пьесе «Вишневый сад». Смысл названия пьесы. Особенности символов. Лиризм и юмор в пьесе «Вишневый сад». Сочетание комического и драматического в пьесе «Вишневый сад». Драматургия А. П. Чехова и Московский Художественный театр.
Для чтения и изучения. Рассказы: «Попрыгунья», «Душечка», «Дом с мезонином», «Хамелеон», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «Толстый и тонкий» (2-3 произведения на выбор).
Н.Н. Туроверов «Искать я буду терпеливо», «Эти дни не могут повториться»; П.И. Туроверов «Мне белая сирень сегодня сни-лась»; Н.А. Келин «Какая странная судьба», «Убегают думы на далёкий север…», «Я пою беспредельность…», «У Дона», «Сын степей и равнин», «Верба»; П.С. Поляков «Господь послал мне в дар любовь…»; П.Ф. Крюков «Дон», «Песня казака», «Мать»; Б.А. Кундрюцков «И дрожит в руке фуражка…»; А. Рогачев «Возвышение Андрея Рублёва». (2-3 стихотворения по выбору.)
Обобщение и повторение. Контрольная работа.
Донская поэзия середины и второй половины ХХ века (обзор). Основные мотивы, образы, художественные особенности творчества поэтов. Д. Доинский «Моя любовь - родная Дон-река»; В. Калмыков «Хороши на Дону вечера»; Н. Скребов «Горжусь тобою, Дон». А. Рогачев «Любимый Ростов»; А.В. Софронов Сб. стихов «Над Доном - рекой», «Мы с тобою из Ростова», «Посвящение Дону»; Н.К. Доризо «Дон»; Е.А. Долматовский «Сенокос»; А.Г. Гарнакерьян «Весна идет»; И.Фролов «У Дона-реки».
Донская проза середины и второй половины ХХ века. Обзор. Б. Изюмский «Море для смелых", М.А. Никулин «Погожая осень»; П.В. Лебеденко «Льды уходят в океан» (фрагменты); А.А. Кондаков «Последний козырь». (1-2 произведения по выбору)
Очерк жизни и творчества В. А. Закруткина. Повесть «Матерь человеческая». История создания повести. Изображение женщины в период войны. Судьба мирных жителей в годы Великой Отечественной войны. Образ главной героини как воплощение лучших черт русской женщины. Гуманизм повести. В.А.Закруткин «Подсолнух».
Очерк жизни и творчества А.В. Калинина. Обзор творчества. Повесть «Эхо войны». Гражданское осмысление трагических событий Великой Отечественной войны. Исследование автором феномена предательства. Подвиг русского народа.
М.А. Шолохов. Жизненный и творческий путь писателя.
Трагический пафос «Донских рассказов». Поэтика раннего творчества М. Шолохова.
«Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа.
Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение.
Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования.
Романы М. Шолохова. «Поднятая целина», «Они сражались за Родину». Достоверность и историческая правдивость произведений.
Героический подвиг народа в Великой Отечественной войне. Главные герои и их судьбы в романе. «Судьба человека», «Наука ненависти»;
Обобщение и повторение. Контрольная работа.
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.
комп. класс
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.