2025-2026_26_02_05_51_22_1234-6217_plx_Родная литература
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Родная литература»
26.02.05 – БП.03 – 2022 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Родная литература»

Индекс:

(Файл)

26.02.05 – БП.03 – 2022 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Родная литература»

Специальность
26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик)
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-судомеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2022 г.
Рабочая программа дисциплины «Родная литература» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик) (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 674)», учебного плана по специальности «26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Шевцова Т.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Родная литература»

Индекс:

(Файл)

26.02.05 – БП.03 – 2022 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Родная литература»

Специальность
26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик)
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-судомеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2022 г.
Рабочая программа дисциплины «Родная литература» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик) (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 674)», учебного плана по специальности «26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Препод., Ётка Т.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Родная литература»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- языковую культуру как общечеловеческую ценность; значимость чтения на родном языке и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

- родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

- культурную самоидентификацию, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры

Уметь:

- обогащать активный и потенциальный словарный запас, расширять объем используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

- использовать в речевой практике при создании устных и письменных высказываний основные стилистические ресурсу лексики и фразеологии родного языка;

- понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции

Иметь практический опыт:

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 2 семестре.
Дисциплина «Родная литература» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- История
 
- Литература
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Русский язык
 
- Психология общения
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 22 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
2
Учебные занятия с преподавателем, всего
22
22
В том числе: 
Лекционные занятия
22
22
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
Общая трудоемкость дисциплины
22
22
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
2 семестр
 
Раздел 1. 
 
Введение. 
Лекция (урок):

Основные направления изучения курса родной литературы. Место литературы Дона в мировой художественной культуре. Литература Дона и о Доне в контексте времени и культурного процесса в масштабах региона, страны, мира.

0,5
ОК 05.
 
Тема 1.1 Специфика донского фольклора
Лекция (урок):

Специфика донского фольклора. Устное народное творчество Дона. Казачьи песни. Воспевание родной реки Дон, выносливости, героизма и отваги «степных рыцарей».

1
ОК 05.
 
Тема 1.2 Донские страницы в творчестве русских поэтов и писателей
Лекция (урок):

Донские страницы в творчестве русских поэтов и писателей. А.С. Пушкин «Казак», «Был и я среди донцов», «Дон». М.Ю. Лермонтов «Черкесы», «Два сокола», «Казачья колыбельная песня», «О чем ты думаешь, казак?». И.А. Бунин «Ковыль». М.И. Цветаева «Дон» и др.

1
ОК 05.
 
Тема 1.3 Донские поэты и писатели о родной земле
Лекция (урок):

Донские поэты и писатели о родной земле. А.В. Софронов «Мы с тобою из Ростова», «Вот снова Дон», «Посвящение Дону», «Откуда Дон берёт начало.». А.Г. Гарнакерьян. «А у нас на солнечном Дону», «От облаков и солнца стала..» и др..

1
ОК 05.
 
Тема 1.4 Русские поэты и писатели на Дону. 
Лекция (урок):

Русские поэты и писатели на Дону. Пушкин и др. на Дону.

1
ОК 05.
 
Раздел 2. Раздел 2. Чехов А.П. (1860-1904)
 
Тема 2.1 Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). 
Лекция (урок):

Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Работа в журналах. Чехов - репортер. Периодизация творчества Чехова.

0,5
ОК 05.
 
Тема 2.2 Юмористические рассказы А. Чехова. 
Лекция (урок):

Юмористические рассказы А. Чехова. Новый тип рассказа. Пародийность ранних рассказов. Герои рассказов Чехова. Особенности изображения «маленького человека» в прозе.

1
ОК 05.
 
Тема 2.3 Художественное совершенство рассказов Чехова. 
Лекция (урок):

Художественное совершенство рассказов Чехова. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Поздние рассказы.

1
ОК 05.
 
Тема 2.4 Драматургия Чехова. 
Лекция (урок):

Драматургия Чехова. «Вишневый сад». История создания, жанр, система персонажей. Сложность и многозначность отношений между персонажами. Разрушение дворянских гнезд в пьесе. Смысл названия пьесы. Особенности символов.

1
ОК 05.
 
Теам 2.5 Лиризм и юмор в пьесе «Вишневый сад». 
Лекция (урок):

Лиризм и юмор в пьесе «Вишневый сад». Смысл названия пьесы. Особенности символов. Лиризм и юмор в пьесе «Вишневый сад». Сочетание комического и драматического в пьесе «Вишневый сад». Драматургия А. П. Чехова и Московский Художественный театр.

Для чтения и изучения. Рассказы: «Попрыгунья», «Душечка», «Дом с мезонином», «Хамелеон», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «Толстый и тонкий» (2-3 произведения на выбор).

1
ОК 05.
 
Раздел 3. 
 
Тема 3.1 Поэты казачьего зарубежья
Лекция (урок):

Н.Н. Туроверов «Искать я буду терпеливо», «Эти дни не могут повториться»; П.И. Туроверов «Мне белая сирень сегодня сни-лась»; Н.А. Келин «Какая странная судьба», «Убегают думы на далёкий север…», «Я пою беспредельность…», «У Дона», «Сын степей и равнин», «Верба»; П.С. Поляков «Господь послал мне в дар любовь…»; П.Ф. Крюков «Дон», «Песня казака», «Мать»; Б.А. Кундрюцков «И дрожит в руке фуражка…»; А. Рогачев «Возвышение Андрея Рублёва». (2-3 стихотворения по выбору.)

1
ОК 05.
 
Тема 3.2 Обобщение и повторение. Контрольная работа
Лекция (урок):

Обобщение и повторение. Контрольная работа.

0,5
ОК 05.
 
Раздел 4. 
 
Тема 4.1 Донская поэзия середины и второй половины ХХ века (обзор)
Лекция (урок):

Донская поэзия середины и второй половины ХХ века (обзор). Основные мотивы, образы, художественные особенности творчества поэтов. Д. Доинский «Моя любовь - родная Дон-река»; В. Калмыков «Хороши на Дону вечера»; Н. Скребов «Горжусь тобою, Дон». А. Рогачев «Любимый Ростов»; А.В. Софронов Сб. стихов «Над Доном - рекой», «Мы с тобою из Ростова», «Посвящение Дону»; Н.К. Доризо «Дон»; Е.А. Долматовский «Сенокос»; А.Г. Гарнакерьян «Весна идет»; И.Фролов «У Дона-реки».

1
ОК 05.
 
Тема 4.2 Донская проза середины и второй половины ХХ века. Обзор
Лекция (урок):

Донская проза середины и второй половины ХХ века. Обзор. Б. Изюмский «Море для смелых", М.А. Никулин «Погожая осень»; П.В. Лебеденко «Льды уходят в океан» (фрагменты); А.А. Кондаков «Последний козырь». (1-2 произведения по выбору)

1
ОК 05.
 
Тема 4.3 Очерк жизни и творчества В. А. Закруткина
Лекция (урок):

Очерк жизни и творчества В. А. Закруткина. Повесть «Матерь человеческая». История создания повести. Изображение женщины в период войны. Судьба мирных жителей в годы Великой Отечественной войны. Образ главной героини как воплощение лучших черт русской женщины. Гуманизм повести. В.А.Закруткин «Подсолнух».

1
ОК 05.
 
Тема 4.4 Очерк жизни и творчества А.В. Калинина
Лекция (урок):

Очерк жизни и творчества А.В. Калинина. Обзор творчества. Повесть «Эхо войны». Гражданское осмысление трагических событий Великой Отечественной войны. Исследование автором феномена предательства. Подвиг русского народа.

1
ОК 05.
 
Раздел 5. 
 
Тема 5.1 М.А. Шолохов. 
Лекция (урок):

М.А. Шолохов. Жизненный и творческий путь писателя.

1
ОК 05.
 
Тема 5.2 Трагический пафос «Донских рассказов». 
Лекция (урок):

Трагический пафос «Донских рассказов». Поэтика раннего творчества М. Шолохова.

1
ОК 05.
 
Тема 5.3 «Тихий Дон». 
Лекция (урок):

«Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа.

1
ОК 05.
 
Тема 5.4 Образ Григория Мелехова. 
Лекция (урок):

Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение.

1
ОК 05.
 
Тема 5.5 Женские судьбы. Любовь на страницах романа. 
Лекция (урок):

Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования.

1
ОК 05.
 
Тема 5.6 Романы М. Шолохова. 
Лекция (урок):

Романы М. Шолохова. «Поднятая целина», «Они сражались за Родину». Достоверность и историческая правдивость произведений.

0,5
ОК 05.
 
Тема 5.7 Героический подвиг народа в Великой Отечественной войне. 
Лекция (урок):

Героический подвиг народа в Великой Отечественной войне. Главные герои и их судьбы в романе. «Судьба человека», «Наука ненависти»;

1
ОК 05.
 
Тема 5.8 Обобщение и повторение. Контрольная работа
Лекция (урок):

Обобщение и повторение. Контрольная работа.

1
ОК 05.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Родная литература» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Г.А. Обернихина, Т.В. Емельянова Литература:учебник для студентов учреждений сред. проф. образования. - Академия, 2020. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Русская литература XIX-XX веков [Электронный ресурс]:учебно-методическое по-собие для студентов факультета СПО. - IPRbooks, 2016. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/59127.htm 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
9 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Номер специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
1
4-01

комп. класс

Комплект учебной мебели (столы, стулья, доска), рабочее место преподавателя в составе (ПК, монитор, клавиатура, мышь), комплект мультимедийного оборудования для презентаций, компьютерная сеть с автоматизированными рабочими местами, автоматизированное рабочее место в составе аппаратных (ПК, монитор, клавиатура, мышь), программных (системное, офисное и специализированное программное обеспечение) средств
 
10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.