2025-2026_26_02_03_51_23_1234-6217_plx_Литература
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Литература»
26.02.03 – БП.02 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Литература»

Индекс:

(Файл)

26.02.03 – БП.02 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Литература»

Специальность
26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (техник-судоводитель)
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-судоводитель 
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Литература» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (техник-судоводитель) (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (техник-судоводитель)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Клименко А.В.
должность, ФИО
 
Препод., Плотникова М.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Литература»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- изобразительно-выразительные возможности русского языка

Уметь:

- представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

- учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения

Иметь практический опыт:

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- систему стилей языка художественной литературы

Уметь:

- выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

- анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания

Иметь практический опыт:

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1, 2 семестре.
Дисциплина «Литература» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- История
 
- Русский язык
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Русский язык
 
- История
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 134 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
2
Учебные занятия с преподавателем, всего
134
68
66
В том числе: 
Лекционные занятия
134
68
66
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
134
68
66
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
 
Введение
Лекция (урок):

Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы. Самобытность русской литературы (с обобщением изученного материала). Значение литературы при освоении специальностей СПО

2
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 1.1 Развитие русской литературы и культурыв первой половине XIX в.
Лекция (урок):

Историко-культурный процесс рубежа XVIII - XIX веков. Романтизм. Особенности русского романтизма. Литературные общества и кружки.

Зарождение русской литературной критики.

Становление реализма в русской литературе.

Русское искусство.

Для чтения и обсуждения (по выбору преподавателя). К.Н. Батюшков «Видение на берегах Леты», «Мои пенаты», «Тень друга», «Разлука».

Е.А. Баратынский «Бал». В. А. Жуковский «Певец во стане русских воинов», «Песня», «Море», «Невыразимое».

2
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 1.2 Александр Сергеевич Пушкин (1799- 1837)
Лекция (урок):

1) Личность писателя. Жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного): детство и юность; Петербург и вольнолюбивая лирика; Южная ссылка и романтический период творчества; Михайловское: темы, мотивы и художественное своеобразие творчества; становление реализма в творчестве Пушкина; роль Пушкина в становлении русского литературного языка; Болдинская осень в творчестве Пушкина; Пушкин-мыслитель.

Творчество А.С. Пушкина в критике и литературоведении. Жизнь произведений Пушкина в других видах искусства.

2) «Чувства добрые» в лирике А. С. Пушкина: мечты о «вольности святой»; душевное благородство и гармоничность в выражении любовного чувства; поиски смысла бытия; внутренней свободы; отношения человека с Богом; осмысление высокого назначения художника, его миссии пророка; идея преемственности поколений; осмысление исторических процессов с гуманистических позиций; нравственное решение проблем человека и его времени.

Для чтения и изучения. Стихотворения: «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «К морю», «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту», «Элегия, «...Вновь я посетил...», «Из Пиндемонти», «Осень (Отрывок)», «Когда за городом задумчив я брожу...». Поэма «Медный всадник».

6
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 1.3 Михаил Юрьевич Лермонтов(1814 -1841)
Лекция (урок):

1) Личность и жизненный путь М.Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). Темы, мотивы и образы ранней лирики Лермонтова. Жанровое и художественное своеобразие творчества М.Ю.

Лермонтова петербургского и кавказского периодов.

2) Тема одиночества в лирике Лермонтова. Поэт и общество. Трагизм любовной лирики Лермонтова.

Для чтения и изучения. Стихотворения: «Дума», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Молитва» («В минуту жизни трудную... »), «К*», («Печаль в моих песнях, но что за нужда...»), «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «Журналист, Читатель и Писатель», «Как часто пёстрою толпою окружен...», «Валерик», «Родина», «Прощай.

Немытая Россия.», «Сон», «И скучно, и грустно!», «Выхожу один я на дорогу...». Поэма «Демон».

6
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 1.4 Николай Васильевич Гоголь (1809- 1852)
Лекция (урок):

1) Личность писателя, жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного).

2) «Петербургские повести»: проблематика и художественное своеобразие. Особенности сатиры Гоголя. Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе.

Для чтения и изучения. «Портрет».

6
ОК 05.,ОК 06.
 
Раздел 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВО II ПОЛОВИНЕ XIX
 
Тема 2.1 Александр Николаевич Островский (1823 - 1886)
Лекция (урок):

1) Жизненный и творческий путь А. Н. Островского (с обобщением ранее изученного). Социально- культурная новизна драматургии А.Н. Островского.

Темы «горячего сердца» и «темного царства» в творчестве А. Н. Островского.

2) Драма «Гроза». Творческая история драмы «Гроза». Жанровое своеобразие. Художественные особенности драмы.

Для чтения и изучения. Драма «Гроза». Статья Н.А. Лобполюбова «ЛУЧ света в темном парстве»

4
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 2.2 Иван Сергеевич Тургенев (1818- 1883)
Лекция (урок):

1) Жизненный и творческий путь И. С. Тургенева (с обобщением ранее изученного). Психологизм творчества Тургенева. Тема любви в творчестве И.

С. Тургенева (повести «Ася», «Первая любовь», «Стихотворения в прозе»). Их художественное своеобразие. Тургенев - романист (обзор одного- двух романов с чтением эпизодов). Типизация общественных явлений в романах И. С. Тургенева.

Своеобразие художественной манеры Тургенева - романиста.

2) Роман «Отцы и дети». Смысл названия романа.

Отображение в романе общественно-политической обстановки 1860-х годов. Проблематика романа. Особенности композиции романа.

Для чтения и изучения. Роман «Отцы и дети». Д. И. Писарев «Базаров».

5
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 2.3 Николай Семенович Лесков (1831 - 1895)
Лекция (урок):

1) Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Художественный мир писателя.

Праведники Н. С. Лескова. Творчество Н. С. Лескова в 1870-е годы *(обзор романа «Соборяне»). Повесть «Очарованный странник». Особенности композиции и жанра.

2) Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова. Традиции житийной литературы в повести «Очарованный странник».

Для чтения и изучения. Повесть-хроника «Очарованный странник».

6
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 2.4 Михаил Евграфович Салтыков- Щедрин (1826 - 1889)
Лекция (урок):

1) Жизненный и творческий путь М. Е. Салтыкова-Щедрина(с обобщением ранее изученного) Мировоззрение писателя. Жанровое своеобразие, тематика и проблематика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина. Своеобразие фантастики в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина. Иносказательная образность сказок. Гротеск, аллегория, символика, язык сказок. Обобщающий смысл сказок.

2) Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы антиутопии в «Истории одного города». Приемы сатирической фантастики, гротеска, художественного иносказания. Эзопов язык. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы.

Для чтения и изучения. Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве», «Коняга». «История одного города» (главы: «О корени происхождения глуповцев», «Опись градоначальников», «Органчик», «Подтверждение покаяния. Заключение»).

4
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 2.5 Федор Михайлович Достоевский (1821 - 1881)
Лекция (урок):

1) Сведения из жизни писателя (с обобщением ранее изученного).

2) Роман «Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Особенности сюжета. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа.

3) Петербург Достоевского. Социальные и философские основы бунта Раскольникова. Смысл теории Раскольникова. Проблема «сильной личности» и «толпы», «твари дрожащей» и «имеющих право» и ее опровержение в романе.

Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей.

4) Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа. Эволюция идеи «двойничества».

Для чтения и изучения. Роман «Преступление и наказание».

8
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 2.6 Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910)
Лекция (урок):

1) Жизненный путь и творческая биография (с обобщением ранее изученного). Духовные искания писателя.

2) Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение понятий «война» и «мир».

3) Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой.

4) Светское общество в изображении Толстого, осуждение его бездуховности и лжепатриотизма. Авторский идеал семьи, в романе.

5) Правдивое изображение войны и русских солдат — художественное открытие Л. Н. Толстого. Бородинская битва — величайшее проявление русского патриотизма, кульминационный момент романа.Для чтения и изучения. Роман-эпопея «Война и мир». Для чтения и обсуждения. «Севастопольские рассказы».

15
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 2.7 Антон Павлович Чехов (1860 - 1904)
Лекция (урок):

1) Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа в журналах. Чехов - репортер.

2) Драматургия Чехова. Комедия «Вишневый сад». История создания, жанр, система персонажей. Сложность и многозначность отношений между персонажами. Разрушение дворянских гнезд в пьесе. Для чтения и изучения. Рассказы «Попрыгунья», «Душечка», «Дом с мезонином», «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Пьеса «Вишневый сад».

4
ОК 05.,ОК 06.
 
2 семестр
 
Раздел 3. ПОЭЗИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
 
Тема 3.1 Поэзия второй половины XIX века
Лекция (урок):

Обзор русской поэзии второй половины XIX века.

Идейная борьба направлений «чистого искусства» и гражданской литературы. Стилевое, жанровое и тематическое разнообразие русской лирики второй половины XIX века.

1
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 3.2 Федор Иванович Тютчев (1803 - 1873)
Лекция (урок):

Жизненный и творческий путь Ф.И. Тютчева (с обобщением ранее изученного). Философская, общественно-политическая и любовная лирика Ф.И.

Тютчева. Художественные особенности лирики Ф.И. Тютчева. Для чтения и изучения. Стихотворения «Silentium», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...», «Эти бедные селенья...», «День и ночь», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «К. Б.» («Я встретил Вас - и все былое...»), «Я помню время золотое...», «Тени сизые смесились... », «29-е января 1837», «Яочи знал, - о, эти очи», «Природа - сфинкс. И тем она верней... », «Нам не дано предугадать... ».

1
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 3.3 Афанасий Афанасьевич Фет (1820 - 1892)
Лекция (урок):

Жизненный и творческий путь А. А. Фета (с обобщением ранее изученного). Эстетические взгляды поэта и художественные особенности лирики А.А. Фета. Темы, мотивы и художественное своеобразие лирики А.А. Фета.

Для чтения и изучения. «Шепот, робкое дыханье...», «Это утро, радость эта...», «Вечер», «Я пришел к тебе с приветом...», «Еще одно забывчивое слово», «Одним толчком согнать ладью живую... », «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Ещемайская ночь...».

1
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 3.4 Николай Алексеевич Некрасов (1821 - 1878)
Лекция (урок):

1) Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова (с обобщением ранее изученного). Гражданская позиция поэта. Журнал «Современник».

2) Поэма «Кому на Руси жить хорошо»: замысел поэмы, жанр, композиция, сюжет; нравственная проблематика, авторская позиция.

Для чтения и изучения. Стихотворения: «Родина», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «Вчерашний день, часу в шестом...», «Еду ли ночью по улице темной...», «В дороге», «Поэт и гражданин», «Муза», «Мы с тобой бестолковые люди», «Я не люблю иронии твоей... », «О Муза, я у двери гроба..», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны... », «Орина мать солдатская». Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (обзор с чтением отрывков)

2
ОК 05.,ОК 06.
 
Раздел 4. ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
 
Тема 4.1 Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века
Лекция (урок):

Серебряный век как культурно-историческая эпоха.

Идеологический и эстетический плюрализм эпохи.

Расцвет русской религиозно-философской мысли.

Кризис гуманизма и религиозные искания в русской философии. Основные тенденции развития прозы.

Реализм и модернизм в литературном процессе рубежа веков. Стилевая дифференциация реализма (Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко, А. П. Чехов, И. С.

Шмелев). Дискуссия о кризисе реализма.

Обращение к малым эпическим формам. Модернизм как реакция на кризис реализма. Журналы сатирического направления («Сатирикон», «Новый Сатирикон»).

1
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 4.2 Иван Алексеевич Бунин (1870- 1953)
Лекция (урок):

1) Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Лирика И. А. Бунина. Своеобразие поэтического мира И. А. Бунина. Философичность лирики Бунина. Поэтизация родной природы; мотивы деревенской и усадебной жизни. Тонкость передачи чувств и настроений лирического героя в поэзии И. А. Бунина. Особенности поэтики И. А. Бунина.

2) Проза И. А. Бунина. «Живопись словом» — характерная особенность стиля И. А. Бунина.

Судьбы мира и цивилизации в творчестве И. А. Бунина. Русский национальный характер в изображении Бунина. Общая характеристика цикла рассказов «Темные аллеи». Тема любви в творчестве И.А. Бунина, новизна ее в сравнении с классической традицией. Для чтения и изучения. Рассказы «Антоновские яблоки», «Чистый понедельник», «Темные аллеи». Стихотворения «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...».

2
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 4.3 Александр Иванович Куприн (1870 - 1938)
Лекция (урок):

1) Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Повести «Гранатовый браслет», «Олеся». Воспевание здоровых человеческих чувств в произведениях А. И. Куприна. Традиции романтизма и их влияние на творчество А. И. Куприна. Трагизм любви в творчестве А. И. Куприна. Тема «естественного человека» в творчестве Куприна (повесть «Олеся»), Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев. Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна. Осуждение пороков современного общества.

2) Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения. Любовь как великая и вечная духовная ценность. Трагическая история любви «маленького человека». Столкновение высоты чувства и низости жизни как лейтмотив произведений А. Куприна о любви.

Для чтения и изучения. Повести «Гранатовый  браслет».

2
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 4.4 Максим Горький (1868 - 1936)
Лекция (урок):

1) Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).

2) М. Горький - как ранний образец социалистического реализма. Правда жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького.

Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения.

3) «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл.Герои пьесы. Спор о назначении человека.

Для чтения и изучения. Пьеса «На дне» (обзор с чтением фрагментов).Рассказы «Челкаш», «Старуха Изепгиль».

4
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 4.5 Александр Александрович Блок (1880- 1921)
Лекция (урок):

1) Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).

2) Поэма «Двенадцать»: Сложность восприятия Блока социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы.

Для чтения и изучения. Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы», «Незнакомка», «Россия», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «На железной дороге», «Река раскинулась. Течет...».

Поэма «Двенадцать» (обзор с чтением фрагментов).

2
ОК 05.,ОК 06.
 
Раздел 5. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ 1920-Х ГОДОВ
 
Тема 5.1 Противоречивость развития культуры в 20- е годы. Литературный процесс 20-х годов
Лекция (урок):

Литературные группировки и журналы (РАПП, Перевал, Конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 20-е годы. Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А. Блок, А. Белый, М. Волошин, А.

Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, В.

Ходасевич, В. Луговской, Н. Тихонов, Э. Багрицкий, М. Светлов и др.). Эксперименты со словом в поисках поэтического языка новой эпохи (В.

Хлебников, А. Крученых, поэты-обериуты).

Единство и многообразие русской литературы («Серапионовы братья», «Кузница» и др.).

Разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей в освещении темы революции и гражданской войны.

1
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 5.2 Владимир Владимирович Маяковский (1893 - 1930)
Лекция (урок):

1) Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни. 2) Поэма «Во весь голос». Тема поэта и поэзии.

Новаторство поэзии Маяковского. Образ поэта- гражданина.

Для чтения и изучения. Стихотворения «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно...», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Прозаседавшиеся», «Флейта-позвоночник», «Лиличка!», «Люблю», «Письмо Татьяне Яковлевой».

2
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 5.3 Сергей Александрович Есенин (1895 - 1925)
Лекция (урок):

1) Сведения из биографии (с обобщением раннее изученного).

2) Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России.Для чтения и изучения. Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом...», «Неуютная, жидкая лунность...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ...».

Для чтения и обсуждения: Роман «Разгром».

2
ОК 05.,ОК 06.
 
Раздел 6. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ 1930-Х - НАЧАЛА 1940-Х ГОДОВ
 
Тема 6.1 Становление новой культуры в ЗО-е годы. Поворот к патриотизму в середине 30-х годов
Лекция (урок):

Первый съезд советских писателей и его значение.

Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении. Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистического идеала в творчестве Н. Островского, Л. Леонова, В. Катаева, М. Шолохова, Ф. Гладкова, М. Шагинян, Вс. Вишневского, Н. Погодина, Э. Багрицкого, М. Светлова, В. Луговского, Н. Тихонова, П. Васильева и др.

Историческая тема в творчестве А. Толстого, Ю. Тынянова, А. Чапыгина. Сатирическое обличение нового быта (М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, М. Булгаков). Развитие драматургии в 1930-е годы.

1
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 6.2 Марина Ивановна Цветаева (1892- 1941)
Лекция (урок):

Сведения из биографии М.И. Цветаевой. Идейно­тематические особенности поэзии М.И. Цветаевой, конфликт быта и бытия, времени и вечности.

Художественные особенности поэзии М.И. Цветаевой; фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой; своеобразие поэтического стиля.

Для чтения и изучения. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Генералам 12 года», «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Имя твое - птица в руке...», «Тоска по родине!

Давно... », «Есть счастливцы и есть счастливицы... », «Хвала богатым».

1
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 6.3 Михаил Афанасьевич Булгаков (1891 - 1940)
Лекция (урок):

1) Краткий обзор жизни и творчества (с обобщением ранее изученного материала).

2) «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские главы.

3) Москва 30-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе.

4) Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литературы (творчество Н. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Своеобразие писательской манеры.

Для чтения и изучения. Роман «Мастер и Маргарита».

4
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 6.4 Михаил Александрович Шолохов (1905 - 1984)
Лекция (урок):

1) Жизненный и творческий путь писателя (с обобщением ранее изученного).

2) Мир и человек в рассказах М. Шолохова. Глубина реалистических обобщений. Трагический пафос «Донских рассказов». Поэтика раннего творчества М. Шолохова.

3) «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции.

Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа.

4) Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение.

5) Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования.

6) Традиции Л.Н. Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя. Для чтения и изучения. Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзор с чтением фрагментов).

7
ОК 05.,ОК 06.
 
Раздел 7. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ПЕРВЫХ ПОСЛЕВОЕННЫХ ЛЕТ
 
Тема 7.1 Деятели литературы и искусства на защите Отечества
Лекция (урок):

на защите Отечества

Лекция (урок): Живопись А. Дейнеки и А. Пластова. Музыка Д.

Шостаковича и песни военных лет (С. Соловьев- Седой, В. Лебедев-Кумач, И. Дунаевский и др.).

Кинематограф героической эпохи. Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О. Берггольц, К.

Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М.

Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др. Публицистика военных лет: М. Шолохов, И.

Эренбург, А. Толстой. Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К.

Паустовского, М. Шолохова и др. Повести и романы Б. Горбатова, А. Бека, А. Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука и др.

Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э. Казакевича, В. Некрасова, А. Бека и др.

1
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 7.2 Анна Андреевна Ахматова (1889- 1966)
Лекция (урок):

Жизненный и творческий путь. Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта, его радость, скорбь, тревога. Тематика и тональность лирики периода первой мировой войны: судьба страны и народа. Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к родной земле, к Родине, к России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы.

Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой.

Для чтения и изучения. Стихотворения: «Смятение», «Молюсь оконному лучу..», «Пахнут липы сладко...», «Сероглазый король» «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью...», «Не с теми я, кто бросил земли..», «Родная земля», «Мне голос был», «Победителям», «Муза», Поэма «Реквием».

2
ОК 05.,ОК 06.
 
Раздел 8. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ 1950-1980-х ГОДОВ
 
Тема 8.1 Творчество писателей-прозаиков в 1950 - 1980-е годы
Лекция (урок):

Основные направления и течения художественной прозы 1950-80-х гг. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях прозаиков.

Художественное своеобразие прозы В.Шаламова, В.Шукшина, В.Быкова, В.Распутина. Новое осмысление проблемы человека на войне.

Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации. Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения.

Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира человека, связанного своей жизнью с землей. Динамика нравственных ценностей во времени, предвидение опасности утраты исторической памяти.

Для чтения и изучения (по выбору): В.Шаламов. «Сентенция», «Надгробное слово», «Крест». В. Шукшин. «Выбираю деревню на жительство», «Срезал», «Чудик». В.В. Быков. «Сотников». В. Распутин. «Прощание с Матёрой».

Для чтения и обсуждения (по выбору преподавателя). В. Розов. «В добрый час!», «Гнездо глухаря». А. Володин. «Пять вечеров». А.

Салынский. «Барабанщица». А.Арбузов. «Иркутская история», «Жестокие игры». А. Галин, Л.

Петрушевская. Драмы по выбору, ля чтения и изучения (авторы по выбору преподавателя). Н. Рубцов. «Березы», «Поэзия», «Оттепель», «Не пришла», «О чем писать?..», «Сергей Есенин», «В гостях», «Грани». Б. Окуджава. «Арбатский дворик», «Арбатский романс», «Ангелы», «Песня кавалергарда», «Мы за ценой не постоим...». А. Вознесенский. «Гойя», «Дорогие литсобратья», «Автопортрет», «Гитара», «Смерть Шукшина», «Памятник».

1
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 8.2 Александр Трифонович Твардовский (1910 - 1971)
Лекция (урок):

1) Сведения из биографии А.Т. Твардовского (с обобщением ранее изученного). Обзор творчества А.

Т. Твардовского. Особенности поэтического мира.

Автобиографизм поэзии Твардовского. 2) Образ лирического героя, конкретно­ исторический и общечеловеческий аспекты тематики. «Поэзия как служение и дар».

Для чтения и изучения. Стихотворения: «Слово о словах», «Моим критикам», «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «Я убит подо Ржевом».

2
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 8.3 Александр Исаевич Солженицын (1918-2008)
Лекция (урок):

1) Обзор жизни и творчества А. И. Солженицына (с обобщением ранее изученного). Сюжетно­ композиционные особенности повести «Один день Ивана Денисовича» и рассказа «Матренин двор».

Отражение конфликтов истории в судьбах героев.

Характеры героев как способ выражения авторской позиции. Новый подход к изображению прошлого.

Проблема ответственности поколений. Мастерство А. Солженицына - психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя. 2) Литературные традиции в изображении человека из народа в образах Ивана Денисовича и Матрены. «Лагерная» проза А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», романы «В круге первом», «Раковый корпус». Публицистика А. И. Солженицына.

Для чтения и изучения. Повесть «Один день Ивана Денисовича». Рассказ «Матренин двор».

Для чтения и изучения. Драма «Утиная охота».

2
ОК 05.,ОК 06.
 
Раздел 9. РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ 1920-1990-Х ГОДОВ(ТРИ ВОЛНЫ ЭМИГРАЦИИ)
 
Тема 9.1 Русское литературное зарубежье 1920 - 1990-х годов (три волны эмиграции)
Лекция (урок):

Первая волна эмиграции русских писателей.

Характерные черты литературы русского зарубежья 1920-1930-х гг. Творчество И. Шмелёва, Б. Зайцева, В. Набокова, Г. Газданова, Б.Поплавского. Вторая волна эмиграции русских писателей. Осмысление опыта сталинских репрессий и Великой отечественной войны в литературе. Творчество Б.

Ширяева, Д. Кленовского, И. Елагина. Третья волна эмиграции. Возникновение диссидентского движения в СССР. Творчество И. Бродского, А.

Синявского, Г. Владимова.

1
ОК 05.,ОК 06.
 
Раздел 10. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ КОНЦА 1980-2000-Х ГОДОВ
 
Тема 10.1 Общественно­ культурная ситуация в России конца XX - начала XXI
Лекция (урок):

Смешение разных идеологических и эстетических ориентиров. Всплеск антитоталитарных настроений на рубеже 1980-1990-х гг. «Задержанная» и «возвращенная» литература. Произведения А.

Солженицына, А. Бека, А. Рыбакова, В. Дудинцева, В. Войновича. Отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе.

Основные направления развития современной литературы.

1
ОК 05.,ОК 06.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Литература» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.