ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Теория и устройство судна»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Теория и устройство судна»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Уметь:
Иметь практический опыт:
Уметь:
Иметь практический опыт:
Уметь:
Иметь практический опыт:
Уметь:
Иметь практический опыт:
Уметь:
Иметь практический опыт:
часов
1. Типы судов и основные критерии их классификации
2. Особенности торговых судов: танкеров, грузовых судов и контейнеровозов
3. Классификация и особенности военных кораблей
4. Пассажирские суда: различия по конструктивным особенностям и способам использования
5. Специализированные суда: требования к ледоколам, плавучим буровым установкам и другим типам судов.
Практическая работа № 1. Знакомство с типами судов, их особенности. Знакомство с названиями главных частей судна
1. Изучение определений мореходных и эксплуатационных качеств судна с записью в конспект;
2. Составление схемы классификации судов по назначению;
3. Изучение истории развития отечественного флота, роли флота в решении отраслевых и государственных задач, характеристики судостроительной науки и предмета курса.
1. Основные элементы корпуса судна и их функции
2. Типы материалов, используемых для постройки корпуса судна, и особенности их применения
3. Конструктивные особенности корпуса судна, влияющие на его прочность и мореходность
4. Факторы, влияющие на износ и деградацию корпуса судна
5. Методы обслуживания и ремонта корпуса судна: модернизация, замена и усиление элементов корпуса.
Практическая работа № 2. Прочность и конструкция корпуса судна.
Вычертить виды форштевней и ахтерштевней судна
1. Машинное отделение
2. Грузовые помещения
3. Прочие судовые помещения
Практическая работа № 3. Судовые помещения
1. Навигационное оборудование
2. Системы безопасности
3. Краны и подъемники
4. Оборудование для переработки воды
5. Системы энергоснабжения
6. Системы вентиляции и кондиционирования
Практическая работа № 4. Оборудование и снаряжение судов.
1. Рулевое устройство. Требования руководящих документов к рулевому устройству. Якорное устройство и его составные части. Типы якорей. Якорные цепи. Маркировка якорной цепи.
2. Швартовное устройство. Правила техники безопасности при работе со швартовным устройством.
3. Назначение, состав и правила технической эксплуатации буксирного устройства. Требования, предъявляемые к буксирному устройству. Техника безопасности при эксплуатации.
Изучить устройство гравитационных шлюпбалок и вычертить их схему в конспект
Практическая работа № 5. Судовые устройства.
1. Устройство и составные элементы общесудовых систем.
2. Осушительная и балластная системы
3. Противопожарные системы.
4. Система пожарной сигнализации.
Практическая работа № 6. Общесудовые системы.
1. Общие положения и требования к судам, зарегистрированным в Российской Федерации.
2. Требования к техническому состоянию судна и меры по обеспечению безопасности при эксплуатации
1. Особенности технического обслуживания судов и его значение для безопасной эксплуатации.
2. Состав работ по техническому обслуживанию судна, включая узлы и системы, требующие особого внимания.
3. Использование современных технологий в организации технического обслуживания судна.
4. Контроль качества проведения работ по техническому обслуживанию судна.
Изучение разделов Правил Морского регистра по вопросам технической эксплуатации корпуса судна, судовых систем, устройств и механизмов.
1. Основные методы диагностики состояния и выявления дефектов корпуса судна и других технических средств.
2. Технология проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту корпуса судна, включая очистку, шлифование, сварку и другие операции.
3. Оснастка и оборудование для проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту корпуса судна
4. Использование современных технологий и инструментов в техническом обслуживании и ремонте корпуса судна, например, использование лазерной технологии для измерения размеров и формы дефектов.
5. Контроль качества проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту корпуса судна.
1. Теоретический чертёж судна.
2. Главные размерения и коэффициенты полноты корпуса.
3. Посадка судна. Определение осадки по маркам углубления.
Практическая работа № 7. Понятие о геометрии корпуса судна.
1. Силы, действующие на плавающее судно. Центр тяжести и центр величины. Условия равновесия судна.
2. Объемные и весовые характеристики судна.
Грузовой размер. Грузовая шкала. Запас плавучести. Грузовая и тоннажная марки.
Практическая работа № 8. Плавучесть судна
1. Основные понятия и определения;
2. Методы расчета поперечной остойчивости;
3. Факторы, влияющие на поперечную остойчивость.
Практическая работа № 9. Остойчивость судна.
1. Основные понятия и определения;
2. Методы расчета продольной остойчивости и дифферента;
3. Факторы, влияющие на продольную остойчивость
Практическая работа № 10. Продольная остойчивость судна.
1. Общие сведения о непотопляемости. Требования руководящих документов по вопросам непотопляемости.
2. Конструктивное и организационно – техническое обеспечение непотопляемости.
Практическая работа № 11. Непотопляемость судна.
1. Основные принципы ходкости судна и ее значимость для управления судном;
2. Коэффициенты ходкости и их значение при проектировании и эксплуатации судов;
3. Влияние формы корпуса на ходкость и маневренность судна;
4. Типы двигателей, используемых на судах и их особенности;
5. Взаимосвязь параметров двигателя и маневренности судна.
Практическая работа № 12. Ходкость и движители.
1. Управляемость судна
2. Факторы, влияющие на управляемость судна
Практическая работа № 13. Управляемость судна.
1. Основы качки судна: определения, причины возникновения качки, законы физики, описывающие движение судна в условиях качки
2. Методы расчета параметров качки судна
3. Средства стабилизации судна
Практическая работа № 14. Качка судна.
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.