ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
26.02.03 – ОП.09. – 2024 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Охрана труда»
26.02.03 – ОП.09. – 2024 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Охрана труда»
26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)
шифр и полное наименование
Старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Рабочая программа дисциплины «Охрана труда» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель) (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Охрана труда»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Знать:
- основные понятия и принципы информационных технологий в контексте охраны труда на судах
- методы и средства работы с различными типами информации (текстовой, графической, аудио- и видеоматериалами) для выполнения задач по охране труда на судах
Уметь:
- анализировать полученную информацию и выделять ключевые моменты, связанные с областью охраны труда на судах
Иметь практический опыт:
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
Знать:
- понимание культурных и социальных норм и ценностей, связанных с коммуникацией на государственном языке Российской Федерации
Уметь:
- понимать и адекватно реагировать на различные ситуации, в которых требуется устная коммуникация на государственном языке Российской Федерации, включая общение с коллегами, начальством и клиентами
Иметь практический опыт:
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
Знать:
- традиционные общечеловеческие ценности, такие как уважение к человеческой жизни, свободе и правам человека, семейным ценностям и здоровому образу жизни
Уметь:
- работать в команде, учитывая многообразие культур и религий, проявлять уважение и терпимость к другим людям
Иметь практический опыт:
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения
Знать:
- принципы и методы ресурсосбережения на судах
- способы предотвращения несчастных случаев и меры по ликвидации последствий аварий на судах
Уметь:
- применять принципы бережливого производства на судах для оптимизации использования ресурсов и уменьшения отходов
Иметь практический опыт:
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
Знать:
- требования и нормативные акты, регулирующие транспортную безопасность на судах
- особенности проведения мероприятий по обеспечению транспортной безопасности на судах
Уметь:
- проводить инструктажи и обучения по вопросам транспортной безопасности для экипажа
Иметь практический опыт:
ПК 2.1. Организовывать мероприятия по обеспечению транспортной безопасности;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 3.8 Вклад в безопасность персонала и судна
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 5.7 Соблюдение техники безопасности
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 5.10 Понимание и принятие необходимых мер для управления усталостью
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 3 курсе в 5 семестре.
Дисциплина «Охрана труда» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
- Обществознание (включая экономику и право)
- Основы безопасности жизнедеятельности
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
- Подготовка специалиста, имеющего назначенные обязанности по вопросам охраны, в соответствии с пунктами 6 - 8 раздела AVI/6 Кодекса ПДНВ (пункт 4 Правила VI/6 Конвенции ПДНВ)
- Безопасность жизнедеятельности
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 28 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Раздел 1. Организация службы, обеспечивающая охрану труда, и нормативные документы
Лекция (урок):
1. Организация контроля за соблюдением требований по охране труда на судах;
2. Разработка программ и планов мероприятий по улучшению условий и охраны труда на судах;
3. Координация действий с другими подразделениями суда для создания безопасных условий труда на борту.
ОК 02.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ПК 2.1.
Тема 1.1 Организация службы на судах, обеспечивающая охрану труда
Практическое занятие:
Техника безопасности согласно РД 31
ОК 02.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ПК 2.1.
Раздел 2. Производственный травматизм и его профилактика
Тема 2.1 Производственная санитария и гигиена на судах, их профилактика
Лекция (урок):
1. Организация санитарно-гигиенических мероприятий
2. Правила личной гигиены для экипажа
3. Организация санитарно-гигиенических мероприятий
4. Правила личной гигиены для экипажа
ОК 02.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ПК 2.1.
Тема 2.2 Классификация травматизма и меры по его предотвращению
Лекция (урок):
1. Механический травматизм, электротравмы и химическое поражение
2. Опасные факторы, приводящие к травмам
3. Организация безопасного рабочего места
4. Использование средств защиты и контроль их состояния
ОК 02.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ПК 2.1.
Тема 2.2 Классификация травматизма и меры по его предотвращению
Практическое занятие:
Оказание первой медицинской помощи
ОК 02.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ПК 2.1.
Лекция (урок):
1. Воздействие морской среды на работников
2. Опасности при работе с грузами и оборудованием на судах
3. Системы защиты от падения с высоты
4. Правила эксплуатации электрооборудования на судах
ОК 02.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ПК 2.1.
Тема 2.3 Требования по охране труда при выполнении судовых работ
Самостоятельная работа:
Обеспечение охраны труда при постановке на якорь и швартовые
ОК 02.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ПК 2.1.
Лекция (урок):
1. Использование безопасных методов подъема и перемещения грузов
2. Соблюдение правил установки и крепления грузов
3. Обучение и сертификация операторов грузоподъемного оборудования
4. Обеспечение надежности и исправности грузоподъемного оборудования перед началом работы
ОК 02.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ПК 2.1.
Практическое занятие:
Использование ИСЗ
ОК 02.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ПК 2.1.
Тема 2.4 Требования по охране труда при выполении грузовых операций
Самостоятельная работа:
Обеспечение охраны труда при выполнении погрузо-выгрузочных работ
ОК 02.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ПК 2.1.
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Охрана труда» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
1. В.Г. Андруш, Л.Т. Ткачёва, К.Д. Яшин Охрана труда:Учебник. - Республиканский институт професси-онального образования (РИПО), 2019. -
2. В.А. Солопова Охрана труда [Электронный ресурс]:Учебное пособие для СПО. - Профобразование, 2019. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/86204.html
6.2 Дополнительная литература
1. Правила по охране труда на судах морского и речного флота:Приказ Минтруда России от 05.06.2014 №367н. - , . -
2. Устав службы на морских судах:Приказ Минтранса России от 04.06.2018 №224. - МОРКНИГА, 2018. -
3. СОЛАС-74 Международная Конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года:. - ЗАО «ЦНИИМФ», 2015. -
4. СОЛАС-89. Международная конвенция о спасании:. - , . -
5. ПДМНВ-78/95. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года:. - , . -
6. МАРПОЛ 73/78 Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененная протоколом 1978 г. к ней. книга 1 и 2:. - ЗАО «ЦНИИМФ», 2017. -
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
Назначение
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
Тип продукта
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Наименование информационной технологии /программного продукта
9 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Номер специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.
Перечень основного оборудования
Комплект учебной мебели (столы, стулья, доска), рабочее место преподавателя в составе (ПК, монитор, клавиатура, мышь), комплект мультимедийного оборудования для презентаций, компьютерная сеть с автоматизированными рабочими местами, автоматизированное рабочее место в составе аппаратных (ПК, монитор, клавиатура, мышь), программных (системное, офисное и специализированное программное обеспечение) средств
10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.