ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
26.02.06 – ПП.03 – 2022 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Физика»
26.02.06 – ПП.03 – 2022 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Физика»
26.02.06 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИКИ
шифр и полное наименование
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Рабочая программа дисциплины «Физика» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.06 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИКИ (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 675)», учебного плана по специальности «26.02.06 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИКИ», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Физика»
26.02.06 – ПП.03 – 2022 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Физика»
26.02.06 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИКИ
шифр и полное наименование
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Рабочая программа дисциплины «Физика» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.06 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИКИ (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 675)», учебного плана по специальности «26.02.06 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИКИ», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Специалист по УМР УМУ Института
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Физика»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Знать:
- о роли и месте физики в современной научной картине мира; о физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; о роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
Уметь:
- уверено пользоваться физической терминологией и символикой;
- обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
Иметь практический опыт:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
Знать:
- основополагающие физические понятия, закономерности, законы и теории
Уметь:
- решать физические задачи
Иметь практический опыт:
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
Знать:
- основополагающие физические понятия, закономерности, законы и теории
Уметь:
- сформировать собственную позицию по отношению к физической информации, получаемой из разных источников
Иметь практический опыт:
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1, 2 семестре.
Дисциплина «Физика» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
- Практикум по Математике
- Индивидуальный проект по Информатике
- Иностранный язык (английский)
- Обществознание (включая экономику и право)
- Основы безопасности жизнедеятельности
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
- Иностранный язык (английский)
- Индивидуальный проект по Информатике
- Эксплуатация судовых энергетических установок, механизмов и систем
- Обществознание (включая экономику и право)
- Основы безопасности жизнедеятельности
- Практикум по Математике
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
- Общие принципы построения автоматики судов
- Основы производственной деятельности на морских судах
- Основы финансовой грамотности
- Подготовка в соответствии с требованиями пункта 4 раздела А-VI/1 Кодекса ПДНВ
- Подготовка по профессии "Вахтенный моторист"
- Подготовка специалиста, имеющего назначенные обязанности по вопросам охраны, в соответствии с пунктами 6 - 8 раздела А-VI/6 Кодекса ПДНВ (пункт 4 Правил VI/6 Конвенции ПДНВ)
- Теория и устройство судна
- Электротехника и электроника
- Безопасность жизнедеятельности
- Основы управления коллективом исполнителей
- Подготовка в соответствии с пунктами 1 - 3 раздела А-VI/4 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/4 Конвенции ПДНВ)
- Подготовка специалиста с расширенной подготовкой по современным методам борьбы с пожаром в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела А-VI/3 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/3 Конвенции ПДНВ)
- Ремонт судового электрооборудования
- Техническая эксплуатация судовых электрических машин
- Техническая эксплуатация судовых электроприводов
- Техническая эксплуатация электроэнергетических систем
- Техническая эксплуатация ЭСА и контроль СТС
- Цифровые устройства автоматики
- Экологические основы природопользования
- Производственная практика (плавательная)
- Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела А-VI/2 Кодекса ПДНВ (пункт 1.3 Правила VI/2 Конвенции ПДНВ)
- Проведение государственного экзамена
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 152 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Раздел 1. Введение в физику
Лекция (урок):
Предмет физика и техника. Физическая картина мира.
Тема 1.2 Роль эксперимента и теории в процессе познания природы
Лекция (урок):
Роль эксперимента и теории в процессе познания природы.
Раздел 2. Механика с элементами теории относительности
Тема 2.1 Механическое движение и его виды.
Лекция (урок):
Механическое движение и его виды. Относительность движения.
Лекция (урок):
Равномерное прямолинейное движение. Скорость, координаты и пройденный путь.
Лекция (урок):
Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Криволинейное движение.
Практическое занятие:
Пр.р. № 1. «Определение скорости тела относительно различных систем отчёта».
Тема 2.2 Равномерное прямолинейное движение.
Практическое занятие:
Пр.р. № 2. «Определение параметров движения при свободном падении тела».
Тема 2.3 Равномерное движение материальной точки по окружности.
Лекция (урок):
Равномерное движение материальной точки по окружности.
Тема 2.3 Равномерное движение материальной точки по окружности.
Лекция (урок):
Поступательное и вращательное движения твердого тела. Угловая и линейная скорость вращения
Лекция (урок):
Основная задача динамики. Масса.
Лекция (урок):
Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона.
Лекция (урок):
Сила всемирного тяготения. Сила тяжести, Вес тела.
Лекция (урок):
Силы. Сила трения. Сила упругости.
Лекция (урок):
Применение законов Ньютона на примерах решения задач.
Практическое занятие:
Пр.р. № 3. «Движение тела под действием нескольких сил»».
Тема 2.4 Основная задача динамики.
Практическое занятие:
Пр.р. № 4. «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести»
Лекция (урок):
Реактивное движение. Реактивная сила. Закон охранения момента импульса.
Лекция (урок):
Работа. Мощность. Механическая энергия. Кинетическая и потенциальная энергии.
Лекция (урок):
Закон сохранения импульса.
Тема 2.5 Реактивное движение.
Лекция (урок):
Закон сохранения полной механической энергии.
Лекция (урок):
Небесные координаты. геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира.
Тема 2.6 Небесные координаты.
Лекция (урок):
Принцип относительности Галилея-Эйнштейна. Закон сложения скоростей.
Раздел 3. Молекулярная физика и термодинамика
Лекция (урок):
Основные положения МКТ. Давление.
Лекция (урок):
Уравнение состояния идеального газа.
Тема 3.1 Основные положения МКТ.
Лекция (урок):
Решение задач на тему: «Уравнение саостояния идеального газа».
Лекция (урок):
Температура. Абсолютная шкала температур.
Лекция (урок):
Изопроцессы. Газовые законы.
Лекция (урок):
Графики изопроцессов.
Тема 3.3 Внутренняя энергия.
Лекция (урок):
Внутренняя энергия. Количество теплоты. Работа.
Лекция (урок):
Первое начало термодинамики. Понятие о втором начале термодинамики. Необратимость тепловых процессов.
Тема 3.3 Внутренняя энергия.
Лекция (урок):
Тепловая машина. КПД тепловых двигателей.
Тема 3.4 Насыщенные и ненасыщенные пары.
Лекция (урок):
Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха.
Тема 3.5 Агрегатные состояния вещества
Практическое занятие:
Пр.р. № 5. Агрегатные состояния вещества.
Контрольная работа за I семестр
Раздел 4. Основы электродинамики
Тема 3.5 Кристаллическая структура твердых тел.
Лекция (урок):
Кристаллическая структура твердых тел. Кристаллическая решетка
Лекция (урок):
Электризация тел. Заряд. Закон сохранения заряда.
Лекция (урок):
Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей.
Лекция (урок):
Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Диэлектрическая проницаемость среды.
Тема 4.1 Электризация тел.
Практическое занятие:
Пр.р. № 6. Проводники и диэлектрики в электрическом поле.
Лекция (урок):
Электрическая емкость. Конденсаторы и их соединения
Практическое занятие:
Пр.р. № 7. Изучение последовательного соединения конденсаторов.
Тема 4.2 Электрическая емкость. Конденсаторы и их соединения
Практическое занятие:
Пр.р. № 8. Изучения параллельного соединения конденсаторов.
Лекция (урок):
Электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи.
Практическое занятие:
Пр.р. № 9. Последовательное и параллельное соединение резисторов.
Тема 4.3 Электрический ток.
Практическое занятие:
Пр.р. № 10. Работа и мощность тока.
Лекция (урок):
Электрическая проводимость веществ. Сверхпроводимость.
Тема 4.4 Электрическая проводимость веществ.
Лекция (урок):
Электрический ток в металлах, полупроводниках, жидкостях и газах.
Тема 4.4 Электрическая проводимость веществ.
Практическое занятие:
Пр.р. № 11. Полупроводниковые приборы.
Лекция (урок):
Магнитное поле. Его свойства. Характеристика магнитного поля.
Практическое занятие:
Пр.р. № 12. Действие магнитного поля на движущуюся заряженную частицу.
Практическое занятие:
Пр.р. № 13. Исследование фоторезистора.
Лекция (урок):
Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.
Тема 4.6 Самоиндукция. Индуктивность.
Практическое занятие:
Пр.р. № 14. Явление электромагнитной индукции.
Раздел 5. Колебания и волны
Лекция (урок):
Колебательное движение. Виды колебательного движения.
Лекция (урок):
Свободные и вынужденные гармонические колебания.
Тема 5.1 Колебательное движение.
Практическое занятие:
Пр.р. № 15. Изучение колебаний нитяного маятника.
Лекция (урок):
Свободные электромагнитные колебания в контуре. Частота, период колебаний.
Тема 5.2 Свободные электромагнитные колебания в контуре.
Лекция (урок):
Вынужденные электромагнитные колебания.
Тема 5.3 Закон Ома для цепей переменного тока.
Лекция (урок):
Закон Ома для цепей переменного тока. Мощность. Трансформатор.
Лекция (урок):
Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн.
Тема 5.4 Электромагнитные волны.
Практическое занятие:
Пр.р. № 16. Принципы радиосвязи.
Лекция (урок):
Отражение света. Законы отражения света. Преломление света. Законы преломления.
Лекция (урок):
Построение изображения в собирающей линзе.
Тема 5.5 Отражение света.
Лекция (урок):
Построение изображения в рассеивающей линзе.
Лекция (урок):
Модель атома резерфорда и Бора.
Лекция (урок):
Линейчатые спектры.
Тема 6.1 Модель атома резерфорда и Бора.
Лекция (урок):
Контрольная работа.
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Физика» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
1. Дмитриева, В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля:учебник для студ. учреждений СПО. - Академия, 2018. -
2. Горлач, В.В. Физика:учебное пособие для спо. - Юрайт, 2018. -
6.2 Дополнительная литература
1. Кочеев, А. А. Физика. Молекулярная физика, термодинамика, электричество и магнетизм [Электронный ресурс]:учебное пособие для СПО. - Про-фобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2020. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/96031.html
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
Назначение
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
Тип продукта
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Наименование информационной технологии /программного продукта
9 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Номер специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.
Перечень основного оборудования
7-504
Кабинет астрономии, Кабинет физики
УММД "Физика" (1 шт.); УММД "Астрономия" (1 шт.); Столы студентов (15 шт.); Стулья студентов (30 шт.); Стол преподавателя (1 шт.); Стул преподавателя (1 шт.); Шкафы (1 шт.)
10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.