2025-2026_26_02_06_51_24_1234-6217_plx_Общие принципы построения электрооборудования судов
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Общие принципы построения электрооборудования судов»
26.02.06 – ОП.08 – 2024 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Общие принципы построения электрооборудования судов»

Индекс:

(Файл)

26.02.06 – ОП.08 – 2024 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Общие принципы построения электрооборудования судов»

Специальность
26.02.06 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИКИ
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-электромеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2024 г.
Рабочая программа дисциплины «Общие принципы построения электрооборудования судов» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.06 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИКИ (приказ Минобрнауки России от 13.12.2024 г. № 893)», учебного плана по специальности «26.02.06 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИКИ», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Самохин Г.Н.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Общие принципы построения электрооборудования судов»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- основные источники информации и ресурсов для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте

Уметь:

- эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 1.2. Измерять параметры электрических цепей и настраивать электронные узлы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «Общие принципы построения электрооборудования судов» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Физика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Электрические аппараты
 
- Техническая эксплуатация судовых электрических машин
 
- Техническая эксплуатация судовых электроприводов
 
- Техническая эксплуатация электроэнергетических систем
 
- Техническая эксплуатация ЭСА и контроль СТС
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 45 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
Учебные занятия с преподавателем, всего
44
44
В том числе: 
Лекционные занятия
44
44
Самостоятельная работа
1
1
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
45
45
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. Понятие о судовой электроэнергетической системе 
 
Тема 1.1 Назначение и виды судовых электростанций
Лекция (урок):

1. Получение электрической энергии на судах. Назначение и состав СЭЭС

2. Структурные схемы судовых электростанций

3. Виды электрических станций на судах «река-море»

6
ОК 01.
 
Тема 1.2 Судовые синхронные генераторы
Лекция (урок):

1. Понятие о генераторах

2. Получение трех фазного переменного тока на судах

3. Конструкция и принцип работы синхронного генератора

6
ОК 01.
 
Тема 1.3 Вспомогательные источники электроэнергии на судах
Лекция (урок):

1. Понятие об аккумуляторах. Кислотные и щелочные аккумуляторные батареи

2. Виды заряда аккумуляторных батарей

4
ОК 01.
 
Раздел 2. Распределение электрической энергии на судах
 
Тема 2.1 Главный распределительный щит (ГРЩ)
Лекция (урок):

1. Состав, назначение и размещение ГРЩ на судах

2. Основные устройства и приборы на секциях ГРЩ

3. Аварийный распределительный щит

4
ОК 01.
 
Тема 2.2 Электроизмерительные приборы
Лекция (урок):

1. Назначение приборов установленных на секциях ГРЩ.

2. Функции и шкалы измерений основных электроизмерительных приборов.

3. Величины измеряемые амперметром, вольтметром, омметром, ваттметром и частотомером

6
ОК 01.
 
Тема 2.3 Преобразователи электроэнергии на судах
Лекция (урок):

1. Назначение и виды преобразователей электроэнергии применяемых на судах

2. Понятие о трансформаторах и их функции

3. Понятие об электромашинных преобразователях

6
ОК 01.
 
Раздел 3. Основные потребители электрической энергии
 
Тема 3.1 Судовые электрические сети
Лекция (урок):

1. Понятие о магистральных, радиальных и смешанных электрических сетях

2. Деление сетей по роду тока

3. Сети основного и аварийного освещения

4
ОК 01.
 
Тема 3.2 Общие понятия об электродвигателях
Лекция (урок):

1. Назначение, состав и конструкция асинхронного электродвигателя

2. Использование электродвигателей на судах

3. Электродвигатели с короткозамкнутым и фазным роторами

4
ОК 01.
 
Тема 3.3 Судовые системы управления электродвигателями
Лекция (урок):

1. Понятие об электроприводе

2. Понятие об основных судовых электроприводах

3. Понятие об электрических схемах судовых электроприводов

4
ОК 01.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Общие принципы построения электрооборудования судов» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Г. М. Михеев Электростанции и электрические сети. Диагностика и контроль электрообо-рудования:. - Саратов: Профобразование, 2019. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Л.Ф. Мокеров Энергетические установки и электрооборудование судов:методические рекомендации по выполнению практических работ. - Москва: Московская государственная академия водного транспорта , 2019. - 
 
2. Коломиец Н.В., Пономарчук Н.Р., Елгина Г.А. Режимы работы и эксплуатация электрооборудования электрических стан-ций:курсовой проект по дисциплине «Техническая эксплуатация электрооборудования электрических станций, сетей и систем». - Саратов: Профобразование, 2017. - 
 
7 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Номер специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
8 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.