ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«История»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«История»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Центр сетевого обучения, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Уметь:
Иметь практический опыт:
- понимать значимость России в мировых политических и социально-экономических процессах ХХ – начала XXI в., знание достижений страны и ее народа; умение характеризовать историческое значение Российской революции, Гражданской войны, нэпа, индустриализации и коллективизации в СССР, решающую роль Советского Союза в победе над нацизмом, значение советских научно-технологических успехов, освоения космоса; понимание причин и следствий распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и других важнейших событий ХХ – начала XXI в.; особенности развития культуры народов СССР (России);
- знать имена героев Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной войн, исторических личностей, внёсших значительный вклад в социально-экономическое, политической и культурное развитие России в ХХ – начале XXI в.
Уметь:
-уметь составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории ХХ – начала XXI в. и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов;
- уметь выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов; систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями; сравнивать изученные исторические события, явления, процессы;
- уметь устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов; характеризовать их итоги; соотносить события истории родного края и истории России в ХХ – начале XXI в.; определять современников исторических событий истории России и человечества в целом в ХХ – начале XXI в.;
- уметь анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации, в том числе исторические карты/схемы, по истории России и зарубежных стран ХХ – начала XXI в.; сопоставлять информацию, представленную в различных источниках; формализовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм;
- уметь защищать историческую правду, не допускать умаления подвига народа при защите Отечества, готовность давать отпор фальсификациям российской истории; - знать ключевые события, основные даты и этапы истории России и мира в ХХ – начале XXI в.; выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории; важнейшие достижения культуры, ценностные
- понимать значимость роли России в мировых политических и социально-экономических процессах с древнейших времен до настоящего времени;
-уметь характеризовать вклад российской культуры в мировую культуру.
Иметь практический опыт:
- представлениями о предмете, научных и социальных функциях исторического знания, методах изучения исторических источников.
часов
2. Влияние геополитических и природных факторов на историю России
3. Роль личности в истории
Древний Восток и античный мир
2. Ранние цивилизации. Цивилизации Востока
3. Цивилизации Античности
Страны Западной Европы в раннее средневековье
2. Зарождение варварских королевств
3. Империя Карла Великого и ее крушение
4. Феодальная собственность и феодальные отношения
5. Католическая церковь в средние века
Происхождение славян. Начало Руси
2. Политический строй и социально-экономическое развитие восточных славян
3. Религия восточных славян. Языческие праздники и обряды
Зарождение древнерусского государства. Первые русские князья. Правление Святослава и Владимира Святославовича
2. Политика первых русских князей: Рюрика, Олега, Игоря, Ольги, Святослава
3. Внутренняя и внешняя политика Владимира. Крещение Руси
Зарождение феодальных отношений. Правление Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха
2. Борьба Ярослава Мудрого за власть. Ярослав Мудрый во главе Руси. Внешняя политика Ярослава Мудрого
3. Правление Владимира Мономаха. Борьба с половцами и усобица князей. Любечский съезд. Мстислав Великий. Начало новой усобицы
Княжества в период политической раздробленности Руси
2. Развитие отдельных русских земель в период политической раздробленности: Владимиро-Суздальское княжество
3. Развитие отдельных русских земель в период политической раздробленности: Галицко-Волынская земля
4. Развитие отдельных русских земель в период политической раздробленности: Новгородская боярско-аристократическая республика
Татаро-монгольское нашествие на Русь. Вторжение крестоносцев. Александр Невский
2. Трагедия на Калке
3. Монголо-татарское вторжение на Русь. Ордынское владычество на Руси
4. Натиск с северо-запада. Александр Невский
Объединение Руси в единое государство. Дмитрий Донской и Иван III
2. Борьба за лидерство в Северо-Восточной Руси. Правление Ивана Калиты и Дмитрия Донского. Куликовская битва
3. Феодальная война второй четверти XV в. Правление Василия Темного
4. Правление Ивана III. Объединение русских земель вокруг Москвы. Судебник 1497 г.
5. Правление Василия III и завершение процесса объединения русских земель
Правление Ивана Грозного. Опричнина: причины, сущность, последствия
2. Внешняя политика Ивана Грозного. Восточная политика. Ливонская война
3. Опричнина Ивана Грозного. Итоги опричнины. Последние годы правления Ивана Грозного. Федор Иванович
Смутное время
2. Лжедмитрий II и Василий Шуйский
3. I и II Ополчения
Первые Романовы. «Бунташный век»
2. Правление Алексея Михайловича. Соборное уложение 1649 г.
3. Церковная реформа. Никон и Аввакум. Преследование раскольников
4. Соляной и Медный бунты
5. Крестьянская война под руководством С. Разина
6. Основные направления внешней политики первых Романовых: Смоленская война. Русско-польская война 1654—1667 гг. Русско-турецкая война. Чигиринские походы. «Вечный мир» России с Польшей. Присоединение Сибири
Правление Федора Алексеевича и Софьи Алексеевны. Внешняя политика России в XVII веке
2. Восстания стрельцов 1682 г. и 1689 г.
3. Регентство Софьи
Внешняя политика эпохи Петра Великого
2. Великое посольство
3. Северная война 1700 – 1721 г.г.
Пётр Великий и первая попытка модернизации страны
2. Реформы быта
3. Преобразование в промышленности
4. Реформы высших государственных органов
5. Реформы местного управления
6. Церковная реформа
7. Социальная политика и Табель о рангах
Дворцовые перевороты (1725-1762гг) Проблема петровского наследства
2. Правление Петра II
3. Правление Анны Иоанновны
4. Правление Елизаветы Петровны
5. Правление Петра III
«Просвещённый абсолютизм» Екатерины II
2. Реформаторская деятельность Екатерины II
3. Крестьянская война под руководством Е. Пугачева
Внешняя политика эпохи Екатерины Великой
2. Разделы Речи Посполитой
3. Русско-турецкие войны Екатерины II
Павел 1
2. Внешняя политика Павла Петровича
Александр I: трагедия реформаторства
2. Внешняя политика Александра I до 1812г.
3. Реформаторская деятельность во второй половине правления. Военные поселения
Отечественная война 1812 года
2. Заграничные походы русской армии
Движение декабристов
2. Восстание декабристов
Россия при Николае I
2. Крестьянский вопрос при Николае I
3. Крымская война: причины, повод. Ход военных действий, основные сражения. Парижский мирный трактат. Итоги и последствия Крымской войны 1853—1856 г.г.
Александр Освободитель и Отмена крепостного права
2. Проведение отмены крепостного права
Великие реформы Александра II
2. Внешняя политика Александра II
Государство и общество стран Западной Европы в XVII – XIX веках
2. Абсолютизм в Европе
3. Английская революция в XVII веке
4. Реформация в Западной Европе
5. Великая Французская революция
6. Франция в эпоху Наполеона Бонапарта. Крах Наполеоновской империи
Патриархальное правление Александра III
2. Александр III. Контрреформы
3. Внешняя политика России при Александре Александровиче
Николай II. Страна и люди в процессе модернизации
2. Модернизация в социальной сфере при Николае II
3. Экономическая модернизация 90-х гг. XIX века
Русско-японская война. Начало первой русской революции
2. Русско-японская война: причины, основные сражения, итоги
3. Первая русская революция: причины, цели, этапы, характер
4. Первый этап революции: основные мероприятия
5. Второй этап революции: основные мероприятия
«Думская монархия» в России. Столыпинская аграрная реформа
2. Выборы, деятельность и попытка решения аграрного вопроса во второй Государственной думе
3. Выборы и работа третьей и четвертой Государственных дум
4. Социально-экономическое развитие России в 1907 – 1914гг
5. Аграрная реформа П.А. Столыпина
Героический подвиг Г.Я. Седова
2. Героический подвиг Г.Я. Седова: покорение полюса
Россия в первой мировой войне
2. Военная кампания 1914 года
3. Военная кампания 1915 года
4. Военная кампания 1916 года
Год 1917 – от февраля к Октябрю
2. Двоевластие. Кризисы временного правительства. Мятеж Корнилова
3. Октябрьская революция
Гражданская война и интервенция. Укрепление советской власти
2. Брестский мир
3. Гражданская война: причины, этапы, основные сражения
Иллюзии и реальность «военного коммунизма»
2. Политика «Красного террора»
Новая экономическая политика (НЭП) и коллективизация сельского хозяйства. Образование СССР
2. Коллективизация сельского хозяйства
3. Варианты государственного устройства нового государства
4. Образование СССР
Первые советские «пятилетки» «Большой скачок» и индустриализация страны
2. Сталинская индустриализация промышленности
3. Построение тоталитарного общества в СССР в 30-е гг.
4. Репрессии 30-х годов
СССР на пороге войны
2. Пакт Молотова – Риббентропа
Начало второй мировой войны
2. Начало второй мировой войны. Оккупация Европы Германией
СССР в Великой Отечественной войне. Поражения и победы 1941-1942гг.
2. Неудачи Красной Армии летом - осенью 1941 года
3. Битва за Москву
Блокада Ленинграда
2. «Дорога жизни»
3. Прорыв и снятие блокады
Сталинградская битва
2. Начало сражения за Сталинград. Начало боев на главной полосе обороны на дальних подступах к Сталинграду
3. Контрнаступление советских войск под Сталинградом и окружение немецко-фашистских войск
На крутом переломе войны. Курская битва
2. Орловская наступательная операция (12 июля — 18 августа 1943 г.)
3. Белгородско-Харьковская наступательная операция (3 — 23 августа 1943 г.)
Борьба в тылу врага
2. Тыл в годы войны
Развитие партизанского движения.
2. Партизанские операции в борьбе с неприятелем
Освобождение Украины и Белоруссии.
2. Операция «Багратион»
Освобождение Восточной Европы. Битва за Берлин
2. Берлинская операция. Капитуляция Германии
Вклад военных моряков в важнейшие битвы Великой Отечественной войны (Война на море)
2. Оборона Севастополя
3. Моряки-подводники в Великой Отечественной войне
4. Морские конвои в годы Великой Отечественной войны
Завершающий период второй мировой войны. Разгром милитаристской Японии
2. Нюрнбергский процесс
Попытка послевоенной модернизации международных отношений. Начало «холодной войны»
2. Фултонская речь У. Черчилля и начало «холодной войны»
Страна в середине 40-х и 60-х гг.
2. Новый виток политических репрессий
3. XIX съезд и смерть И.В. Сталина
Варианты послесталинского развития
2. Н.С. Хрущев: экономические преобразования
3. Внешняя политика в конце 50-х – начале 60-х гг.
ХХ и ХХII съезды КПСС - исторические повороты в развитии государства и общества
2. Кризис политики Н. С. Хрущева
Секреты двадцатилетней стабильности страны в эпоху «застоя». Трансформация политического режима
2. Противоречия в аграрном производстве
3. Обеспечение политической стабильности
4. Внешняя политика эпохи «застоя»
Перестройка и её предыстория. Нарастание внутриполитического кризиса и дезинтеграция СССР
2. Начало «Перестройки». Преобразование в области экономики
3. Политические реформы второй половины 80-х гг.
«Гласность» и «революция умов»
2. Внешняя политика второй половины 80-х гг.
3. Распад Советского Союза
Новые политические лидеры страны, их роль и место в создании новейшей истории России
2. Стабилизация социально-политической системы в 1994–1996 гг.
3. Внешняя политика российской федерации в начале 90-х гг. и содружество независимых государств (СНГ)
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.