2025-2026_26_02_02_51_23_1234-6217_plx_Метрология и стандартизация
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Метрология и стандартизация»
26.02.02 – ОП.05 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Метрология и стандартизация»

Индекс:

(Файл)

26.02.02 – ОП.05 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Метрология и стандартизация»

Специальность
26.02.02 СУДОСТРОЕНИЕ (техник)
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Метрология и стандартизация» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.02 СУДОСТРОЕНИЕ (техник) (приказ Минобрнауки России от 23.11.2020 г. № 659)», учебного плана по специальности «26.02.02 СУДОСТРОЕНИЕ (техник)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Центр сетевого обучения, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Филь Е.С.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Метрология и стандартизация»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;

алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности

Уметь:

распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;

составлять план действия; определять необходимые ресурсы;

владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовывать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- геометрических и гидродинамических ха-рактеристик гребного винта, кавитации вин-тов, применения насадок и винтов регулиру-емого шага (далее - ВРШ);

- всех элементов судового корпуса, термино-логию;

- факторов, определяющих архитектурно-конструктивный тип судна;

- судокорпусных сталей, категорий и марок сталей и сплавов;

- требований, предъявляемых к профилю ба-лок набора

Уметь:

осуществлять технический контроль соот-ветствия качества объектов производства установленным нормам;

- оформлять документацию по управлению качеством продукции

Иметь практический опыт:

ПК 1.1. Проводить входной контроль качества сырья, полуфабрикатов, параметров технологических процессов, качества готовой продукции
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2, 3 курсе в 4, 5 семестре.
Дисциплина «Метрология и стандартизация» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Механика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Выполнение работ по профессии "Сборщик корпусов металлических судов"
 
- Технологическая подготовка производства в судостроении
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 91 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
4
5
Учебные занятия с преподавателем, всего
91
40
51
В том числе: 
Лекционные занятия
83
32
51
Практические занятия
8
8
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
91
40
51
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
4 семестр
 
Раздел 1. Стандартизация
 
Тема 1.1 Основы стандартизации
Лекция (урок):

Введение. Краткая история стандартизации. Цели и задачи стандартизации. Нормативноправовая основа стандартизации. Документы в области стандартизации. Основ-ные функции и методы стандартизации. Стандартизация и качество продукции

4
ОК 01.,ПК 1.1.
 
Тема 1.2 Международная организация по стандартизации ИСО/МЭК. Международная государственная стандартизация в СНГ
Лекция (урок):1. Международная стандартизация ИСО/МЭК

2. Понятие о Государственной системе стандартизации РФ

3. Состав и назначение стандартов ГСС РФ

2
ОК 01.,ПК 1.1.
 
Лекция (урок):1. Основные термины и определения

2. Поверхности, размеры, отклонения и допуски. Определение годности действительных размеров

3. Нормативные документы по обеспечению взаимозаменяемости и нормированию точности

4. Графическое изображение размеров и отклонений

5. Основные понятия о посадках. Понятие о посадках в системе отверстия и в системе вала

6
ОК 01.,ПК 1.1.
 
Тема 1.3  Основные понятия и определения о размерах, отклонениях, допусках и посадках
Практическое занятие:Решение задач на определение предельных размеров, отверстий и допусков
2
ОК 01.,ПК 1.1.
 
Лекция (урок):Структурная модель детали. Основные понятия о взаимозаменяемости деталей, узлов и механизмов. Понятия точности и погрешности размера. Размеры, предельные отклонения. Допуск. Посадки. Взаимозаменяемость деталей. Основные понятия. Отклонения формы цилиндрических поверхностей. Отклонение формы плоских поверхностей. Условные знаки, используемые для обозначения допусков формы и расположения поверхностей. Волнистость и шероховатость поверхности.
4
ОК 01.,ПК 1.1.
 
Тема 1.4 Взаимозаменяемость деталей, узлов и механизмов
Практическое занятие:Чтение линейных размеров на чертежах, определение годности действительных размеров детали.

Чтение размеров с использованием таблиц полей допусков валов и отверстий.

Чтение обозначений допусков формы и расположения поверхностей на чертежах.

Определение шероховатости поверхности.

Чтение обозначений шероховатости поверхности на чертежах

4
ОК 01.,ПК 1.1.
 
Лекция (урок):Единые принципы построения системы допусков и посадок типовых соединений деталей машин. Посадки гладких цилиндрических соединений. Обозначение посадок на чертежах. Порядок выбора и назначения квалитетов точности и посадок. Допуски и посадки подшипников качения. Характеристика крепежных резьб. Резьбовые соединения с зазором. Резьбы с натягом. Допуски и посадки шпоночных соединений. Допуски и посадки шлицевых соединений. Разновидности передач по назначению. Допуски зубчатых колес и передач.
6
ОК 01.,ПК 1.1.
 
Тема 1.5 Системы допусков и посадок (гладких элементов деталей и соединений, резьбовых деталей, шпоночных и шлицевых соединений)
Практическое занятие:Графическое изображение посадок.

Определение группы посадок на чертежах сопрягаемых деталей

2
ОК 01.,ПК 1.1.
 
Тема 1.6 Размерные цепи
Лекция (урок):Основные понятия о размерных цепях. Методы компенсации накопленных погрешностей в размерных цепях. Состав размерных цепей. Виды размерных цепей
4
ОК 01.,ПК 1.1.
 
Тема 1.7 Нормирование точности формы и расположения поверхностей
Лекция (урок):1. Поверхности (профили), номинальные и реальные

2. Отклонения и допуски формы и расположения поверхностей: терминология, виды, условные знаки

4
ОК 01.,ПК 1.1.
 
Контрольная работа
Лекция (урок):
2
ОК 01.,ПК 1.1.
 
5 семестр
 
Раздел 2. Метрология, качество и сертификация
 
Тема 5. Основы метрологии
Лекция (урок):Понятие о метрологии. Физическая величина. Системы единиц физических величин. Воспроизведение и передача размеров физических величин. Основы теории измерений. Обеспечение единства измерений в РФ. Метрологическое обеспечение изделий на разных стадиях их жизненного цикла.
8
ОК 01.,ПК 1.1.
 
Тема 5. Основы метрологии
Лекция (урок):Перевод национальных неметрических единиц измерения в единицы международной системы СИ.
6
ОК 01.,ПК 1.1.
 
Тема 6. Технические измерения
Лекция (урок):Основные понятия и определения. Классификация средств измерений и контроля по определяющим признакам. Метрологические характеристики средств измерений и контроля. Измерения и контроль геометрических величин. Средства измерений и контроля волнистости и шероховатости. Контроль калибрами. Штангенинструмент. Микрометрические инструменты. Средства измерений и контроля с механическим преобразователем. Средства измерений и контроля с оптическим и оптико-механическим преобразованием. Поверочные линейки и плиты. Условия измерений и контроля. Выбор средств измерений и контроля.
8
ОК 01.,ПК 1.1.
 
Основные понятия и определения в области качества продукции
Лекция (урок):Основные понятия и определения в области качества продукции
6
ОК 01.,ПК 1.1.
 
Технико-экономические показатели качества продукции
Лекция (урок):1. Технико-экономические показатели качества продукции

2. Испытания и контроль продукции

8
ОК 01.
 
Сущность сертификации. Правовые основы сертификации
Лекция (урок):1.Сущность сертификации

2.Правовые основы сертификации

3.Цели, задачи и порядок освидетельствования и сертификации системы безопасности судоходных компаний.

8
ОК 01.,ПК 1.1.
 
Порядок проведения сертификации.  Сертификация в различных сферах
Лекция (урок):Порядок проведения сертификации
5
ОК 01.,ПК 1.1.
 
Дифференцированный зачет
Лекция (урок):
2
ОК 01.,ПК 1.1.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Метрология и стандартизация» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. К. П. Латышенко Метрология и измерительная техника [Электронный ресурс]:учебно-методическое пособие. - Вузовское образование, 2019. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/79677.html 
 
2. А.В. Угольников Метрология. Электрические измерения [Электронный ресурс]:практикум. - Ай Пи Ар Медиа, 2019. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/82232.html 
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.