ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Выполнение работ по профессии "Сборщик корпусов металлических судов"»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Выполнение работ по профессии "Сборщик корпусов металлических судов"»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Центр сетевого обучения, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
- основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;
Уметь:
- распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте;
Иметь практический опыт:
- приемы структурирования информации;
- формат оформления результатов поиска информации
Уметь:
- определять задачи для поиска информации;
- определять необходимые источники информации
Иметь практический опыт:
- содержание актуальной нормативно-правовой документации;
Уметь:
- определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности;
Иметь практический опыт:
часов
Общие требования к организаций рабочего места слесаря. Санитарно-гигиенические условия труда.
Безопасные условия труда слесаря и противопожарные мероприятия.
Организация рабочего места
Общие понятия. Техника безопасности.
Приспособления и инструменты для плоскостной разметки. Подготовка к разметке.
Приемы плоскостной разметки.
Нанесение плоскостной разметки. Инструмент для разметки.
Общие понятие о рубке. Сущность процесса.
Техника безопасности. Инструмент для рубки.
Разметка, зенкование перед рубкой
Техника безопасности. Правка металла.
Машины для правки.
Особенности правки (рихтовки) сварных изделий
Процесс рихтовки. Технология правки металла
Общие сведения. Техника безопасности. Гибка деталей из листового и плосового металла. Гибка труб
Принцип действия трубогибочных машин. Процесс гибки труб.
Гибка труб диаметром 10 мм. Гибка труб диаметром 15 мм
Сущность процесса. Техника безопасности. Резка ручными ножницами.
Резка ножовкой. Резка труб ножовкой и труборезом
Резка ножовкой и труборезом
Напильники. Классификация напильников. Приемы опиливания. Виды опиливания. Механизация опиловочных работ
Процесс опиливания
Сверла. Затачивание спиральных сверл. Сверлильные станки. Установка и крепление деталей для сверления. Процесс сверления. Сверление отверстий
Технология сверления металла. Процесс затачивания сверл
Процесс зенкерования. Процесс развертывания отверстия
Понятие о резьбе. Образование винтовой линии. Техника безопасности. Инструменты для нарезания резьбы. Технология внутренней и наружной нарезки резьбы
Технология внутренней и наружной нарезки резьбы
Процесс нарезание резьбы
Типы заклепок. Виды заклепочных соединений. Инструменты и приспособления для клепки. Ручная клепка. Механизация клепки
Приспособления для разметки. Приемы и последовательность разметки. Применение новейших технологий при проведении пространственной разметки
Выполнение пространственной разметки. Устройство и приспособления для разметки
Сущность процесса. Техника безопасности. Шаберы. Заточка и доводка плоских шаберов. Шабрение прямолинейных и криволинейных поверхностей.
Выполнение процесса шабрения. Устройство шаберов
Пригонка и припасовка
Принцип припасовки. Распиливание
Сущность процесса притирки и доводки. Притирочные материалы. Притиры
Процесс притирки. Изучение притирочных материалов
Пайка. Флюсы для пайки. Паяльные лампы. Виды паяных соединений. Классификация флюсов
Пайка мягким припоями
Система допусков. Посадки и шероховатость поверхности. Машины и механизмы. Основные сведения о деталях машин
Технология использования микрометра. Технология использования штангенциркуля.
Технология использования нутромеров
Элементы судового корпуса, терминология. Набор корпуса, обшивка, поясья обшивки, палубы, переборки, платформы, штевни
Рамы и перекрытия корпуса судна. Плоские рамы, опорный контур, перекрестные связи, балки главного направления
Основные факторы, определяющие архитектурно-конструктивные типы судов. Классификация судов по внешнему виду, району плавания, роду перевозимого груза
Определение архитектурно-конструктивного типа судна.
Определение по Регистру распределения размера практических шпаций по длине корпуса, расположения поперечных переборок, переборок, определение положения второго дна.
Определение нагрузок, действующих на корпус судна
Назначение наружной обшивки и ее основные поясья. Бортовая и днищевая обшивка. Растяжка наружной обшивки.
Конструкция судовых перекрытий: днищевых, бортовых, палубных, переборок: выполняемые ими функции, воспринимаемые нагрузки
Выбор системы набора корпуса судна и перекрытий, обоснование выбора.
Определение толщин обшивки и настилов по Регистру.
Проработка типовых узлов соединения корпусных конструкций
Характеристика профилей балок набора судового корпуса
Основные предпосылки для выбора рациональных профилей балок
Отраслевой стандарт на сварные профили, уголковый и полособульбовый прокат
Стандартизация и унификация конструкций балок. Подкрепление балок набора.
Габаритные размеры, прочность и устойчивость элементов балок; коррозия и износ
Пересечения балок основного набора с рамными связями. Пересечения балок набора с переборками. Кничные и бескничные соединения
Стыковые и накройные соединения Понятие о жесткой точке. Форма и размеры вырезов для прохода балок.
Разработка узлов соединения, пересечения и окончания балок набора
Классификация судостроительных предприятий: судостроительные верфи, судостроительные заводы, судосборочные верфи.
Состав судостроительного предприятия: основные, заготовительные цеха, вспомогательные службы предприятия
Методы постройки судов и способы формирования корпуса судна: подетальный метод, секционный метод.
Методы постройки судов и способы формирования корпуса судна: блочный, секционно-блочный и модульно-блочный методы.
Чертеж растяжки наружной обшивки корпуса
Вычерчивание плазовой разбивки. Определение контуров и размеров деталей корпуса
Плазовое обеспечение работ корпусных цехов
Математические методы плазово-технологической подготовки производства
Математическая модель формы корпуса судна
Участки изготовления деталей: участок тепловой резки, механической резки, гибки, изготовления деталей из профильного проката, деталей машиностроительной части.
Технологические маршруты изготовления деталей корпуса. Классификация деталей корпуса, присвоение им шифра, разработка технологических процессов изготовления деталей.
Склад металла, его оборудование. Организация хранения металла на складе укладка и сортировка листовой стали, профильного проката. Подъемно- транспортное оборудование склада металла.
Оборудование для тепловой резки и механической обработки деталей. Оборудование для газовой резки, плазменной резки, кислородно-флюсовой резки, лазерной резки. Машины для резки металла.
Проработка схемы технологических потоков изготовления деталей
Составление маршрутных карт изготовления корпусных деталей
Описание технологического процесса изготовления детали в корпусообрабатывающем цехе.
Сборочно-сварочный цех и его участки. Пролеты и энергетическое оборудование цеха. Механизированные поточные линии сборочно-сварочного цеха
Классификация объектов предварительной сварки: понятие об узлах, секциях, блоках. Технологическая классификация деталей корпуса
Разбивка корпуса судна на секции. Сборка судовых конструкций, установка насыщения, испытания. Окраска
Оборудование и оснастка для сборки плоских секций. Технологическая оснастка: устройства, механизмы, приспособления и инструмент
Проработка схемы размещения оборудования технического оснащения и организации рабочих мест сборочно-сварочного цеха
Изготовление узлов: плоские узлы, бракеты, тавровые балки. Автоматизированные поточные линии для сварки тавровых балок.
Изготовление полотнищ. Способы изготовления. Поточная линия для сборки и сварки полотнищ. Техника безопасности при выполнении сборочно-сварочных работ.
Технологические процессы сборки полотнищ, применяемое оборудование и оснастка. Технологические методы сборки судовых конструкций.
Технологические процессы сварки полотнищ, применяемое оборудование и оснастка. Технологические методы сварки судовых конструкций.
Судовые фундаменты. Конструкция. Разметка осевых линий, установка фундаментов. Технологический процесс установки фундаментов.
Изготовление плоскостных секций. Технологические процессы сборки и сварки плоских секций.
Оборудование и оснастка для сборки и сварки плоских секций. Раздельный, совмещенный, с помощью «коротышей», каркасный способы сборки плоских секций. Ячейковый способ сварки плоских секций.
Контроль качества сварных соединений и устранения дефектов. Внешний осмотр, капиллярная дефектоскопия, радиационный контроль, ультразвуковой и магнитный методы.
Разбивка корпуса судна на сборочные элементы.
Проработка методов избежания деформации конструкции при сварке.
Разработка технологического процесса на изготовление таврового узла.
Подбор технологической оснастки для изготовления таврового узла.
Разработка технологического процесса на изготовление плоского полотнища.
Разработка технологического процесса на изготовление плоской секции.
Подбор технологической оснастки для сборки и сварки плоскостных секций.
Технологический процесс изготовления блока. Применяемая оснастка и оборудование
Методы проверки положения секций при сборке блока. Виды проверок. Проверка по высоте, длине, крену, дифференту
Изготовление блока носовой оконечности. Установка форштевня, разметка линии диаметральной плоскости и точки плазовой ватерлинии. Изготовление блока кормовой оконечности. Установка ахтерштевня. Нанесение линии диаметральной плоскости и контрольных точек
Изготовление надстроек. Специализированные участки для изготовления блоков надстроек. Формирование блоков надстроек крупных судов
Разработка технологического процесса на установку бортовой секции при сборке блока корпуса.
Подбор технологической оснастки для процесса установки бортовой секции при сборке блока корпуса.
Насыщение корпусное (крышки люков, горловин, двери, трапы, иллюминаторы), слесарно-монтажное (наварыши, переборочные и палубные стаканы) и электромонтажное (скобы, панели, кабельные коробки).
Судовые фундаменты под главные энергетические установки и вспомогательные механизмы.
Проработка видов проверок при установке фундамента под главные механизмы
Методы организации постройки судов. Позиционный, поточно-бригадный и поточно-позиционный методы.
Построечные (стапельные) места. Продольный и поперечный наклонный стапель, строительный и наливной доки, горизонтальные построечные места.
Горизонтальный стапель с док-камерой.
Горизонтальный стапель со слипом. Продольные и поперечные слипы.
Опорные устройства построечных мест: кильблоки, клетки, подставы, упоры, подкильные балки.
Подъемно-транспортное оборудование построечных мест: башенные, портальные, козловые и мостовые краны.
Подготовка построечного места к закладке судна.
Проверочные работы на построечном месте. Нанесение базовых линий на построечном месте.
Общие положения по сборочно-сварочным работам на построечном месте работам при блочном формировании корпуса.
Разработка схемы расположения элементов опорного устройства.
Проработка схемы опорно-транспортного устройства.
Проработка подготовительных работ на стапеле перед закладкой нового судна.
Проработка видов проверок при установке секций на стапеле.
Расчет нормы времени на сборку на построечном месте объемных секций.
Расчет нормы времени на стапельную сварку секции.
Состав и назначение корпусодостроечных работ. Технологический процесс выполнения корпусодостроечных работ. Установка надстроекю
Установка легких переборок и выгородок. Изготовление и установка гофрированных и каркасных легких переборокю
Монтаж доизоляционного насыщения. Детали доизоляционного насыщения: приварыши, стаканы, подкрепления, кронштейны и их изготовлениею
Монтаж якорного устройства. Монтаж опорных конструкций, кнехтов, якорных труб, клюзов. Монтаж шлюпочного устройства.
Монтаж буксирного устройства. Монтаж рулевого устройства. Сборка пера руля с баллером и их установка. Установка рулевой машины.
Монтаж грузового устройства. Монтаж дельных вещей: разметка, прихватка и монтаж. Проверка плотности прилегания.
Расчет нормы времени на монтаж иллюминаторов на судне.
Разработка общего технологического процесса монтажа элементов судовых устройств.
Изготовление трубопроводов. Резка, гибка труб, вырезка отверстий, приварка фланцев, механическая обработка концов труб.
Сборка узлов и монтаж судовых систем. Сварка, механическая обработка, контроль и испытания сварных швов, очистка, нанесение покрытий, изоляции; маркировка труб.
Монтаж турбозубчатых агрегатов. Погрузка редуктора, турбин и конденсатора на судно; центровка редуктора по линии вала; крепление редуктора на фундаменте. Монтаж турбин.
Монтаж вспомогательного оборудования: насосов, сепараторов, теплообменных аппаратов, съемных цистерн, лебедок, компрессоров и другого оборудования.
Монтаж дейдвудного устройства, сборка валопровода, центровка подшипников, установка гребного винта.
Центровка валопровода по нагрузкам на опорные подшипники, измерение нагрузок динамометрами.
Центровка валопровода по изломам и смещениям.
Монтаж гребного винта.
Насадка гребного винта на гребной вал, проверка зазоров между валом и подшипниками дейдвудного устройства.
Электромонтажные работы. Разметка трасс, установка креплений, подготовка помещений, монтаж кабелей, установка электрооборудования.
Типовые технологические процессы (ТПП) изготовления деталей корпуса судна. Маршрутные ведомости
Типовые технологические процессы (ТПП) предварительной сборки судна. Составление ТПП с помощью ОСТ5.9912-83
Типовые технологические процессы (ТПП) стапельной сборки судна. Составление ТПП с помощью ОСТ5.9914-83
Типовые технологические процессы (ТПП) утилизации корпусных конструкций судна. Способы утилизации.
Разработка типового технологического процесса изготовления узлов и секций корпуса (по индивидуальному заданию преподавателя)
Разработка типового технологического процесса изготовления корпусов судов на стапеле (по индивидуальному заданию преподавателя)
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.