ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Электротехника и электроника»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Электротехника и электроника»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Центр сетевого обучения, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
- актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить;
- основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;
- алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях;
- методы работы в профессиональной и смежных сферах;
Уметь:
- распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте;
- анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части;
- определять этапы решения задачи;
Иметь практический опыт:
- номенклатуру информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности;
- приемы структурирования информации;
- формат оформления результатов поиска информации
Уметь:
- определять задачи для поиска информации;
- определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска;
- структурировать получаемую информацию;
- выделять наиболее значимое в перечне информации;
Иметь практический опыт:
- основные разделы электротехники: электрические цепи постоянного и переменного тока, трансформаторы, электрические измерения, электрические машины, основы электроники. Законы: закон Ома, Кирхгофа, Джоуля - Ленца, Фарадея. Определение сопротивления, конденсатора, индуктивности, способы соединения резисторов, конденсаторов, электронных устройств
Уметь:
- использовать электронную аппаратуру, электрические распределительные щиты и электрическое оборудование
Иметь практический опыт:
- осуществлять совместную работу, деление нагрузок и переход с одного генератора на другой, подсоединение и отсоединение секций распределительных щитов
Уметь:
Иметь практический опыт:
часов
1. Понятие об электрическом поле. Энергия электрического поля. Электрическое поле в проводниках и диэлектриках.
2. Конденсатор, его заряд и электрическая емкость
3. Конденсаторы: типы, схемы соединения, выбор конденсаторов
1. Электрическая цепь и ее основные элементы
2. Электрический ток, его характеристики. ЭДС и напряжение
3. Закон Ома для участка и полной цепи. Законы Кирхгофа.
4. Электрическое сопротивление и проводимость. Способы соединения резисторов.
5. Работа и мощность электрического тока
6. Нелинейные цепи
Практическая работа № 1. Решение задач по теме: «Электрическое поле»
Практическая работа № 2. Решение задач по теме: «Электрические цепи постоянного тока»
Лабораторная работа № 1. Исследование цепи постоянного тока при последовательном и параллельном соединении сопротивлений
Лабораторная работа № 2. Исследование цепи постоянного тока при смешанном соединении сопротивлений
Лабораторная работа № 3. Определение потери напряжения и мощности в проводах линий электропередач
1. Основные свойства магнитного поля, его характеристики. Закон полного тока
2. Проводник с током в магнитном поле. Электромагнитные силы.
3. Магнитная цепь. Электромагниты и их практическое применение
4. Намагничивание ферромагнитных материалов
5. Магнитная цепь. Электромагниты и их практическое применение
1. Закон электромагнитной индукции. ЭДС индукции в контуре
2. Закон Ленца. ЭДС самоиндукции, взаимоиндукция. Вихревые токи.
3. Расчет магнитного поля системы проводников с токами
4. Расчет магнитных цепей постоянного тока
Практическая работа № 3. Решение задач по теме: «Электромагнетизм и электромагнитная индукция»
1. Переменный ток, его получение. Период, частота, сдвиг фаз.
2. Амплитудное и мгновенное значения переменных величин.
3. Цепь переменного тока с активным сопротивлением
Лабораторная работа № 4. Наблюдение на осциллографе кривых переменного тока, напряжения, ЭДС
1. Цепь переменного тока с конденсатором. Векторная диаграмма.
2. Цепь переменного тока с индуктивностью. Векторная диаграмма.
1. Общий случай последовательного соединения активного, индуктивного и емкостного сопротивлений.
2. Векторная диаграмма. Построение векторной диаграммы для цепи переменного тока, содержащей R, L и C. Резонанс напряжений
Лабораторная работа № 5. Исследование цепи переменного тока при последовательном соединении активного, индуктивного и емкостного сопротивлений
Практическая работа № 4. Решение задач по теме: «Последовательное со-единение активного, индуктивного и емкостного сопротивлений»
1. Общий случай параллельного соединения активного, индуктивного и емкостного сопротивлений.
2. Векторная диаграмма.
3. Резонанс тока.
Практическая работа № 5. Решение задач по теме: «Параллельное соединение активного, индуктивного и емкостного сопротивлений»
Лабораторная работа № 6. Исследование цепи переменного тока при параллельном соединении активно – индуктивного и емкостного сопротивлений
1. Генерирование трехфазной ЭДС Соединение обмоток источника питания в «треугольник»
2. Соединение обмоток источника питания в «звезду»
3. Соединение обмоток источника питания в «треугольник»
Соединение потребителей в «звезду» и «треугольник»
Практическая работа № 6. Решение задач по теме: «Расчет симметричных трехфазных цепей переменного тока»
1. Основные методы электрических измерений.
2. Погрешности измерительных приборов
3. Классификация электроизмерительных приборов
4. Электроизмерительные приборы непосредственной оценки
5. Приборы магнитоэлектрической системы. Приборы электромагнитной системы
6. Измерение токов, напряжений и мощности. Расширение пределов измерения амперметра, вольтметра
7. Трансформатор тока
8. Трансформатор напряжения
9. Измерение мощности в трехфазных цепях
Лабораторная работа № 7. Измерение сопротивления изоляции
1. Измерение мощности в цепях постоянного тока с помощью электродинамического ваттметра
2. Измерение активной мощности в трехфазных цепях при симметричной нагрузке при соединении потребителей в «звезду»
3. Измерение активной мощности в трехфазных цепях при симметричной нагрузке при соединении потребителей в «треугольник»
4. Измерение активной мощности в трехфазных цепях с помощью двух ваттметров
5. Измерение активной энергии в цепях переменного тока
6. Измерение реактивной энергии в цепях переменного тока
7. Понятие о цифровых электроизмерительных приборах
1. Назначение и область применения трансформаторов, их устройство. Принцип действия однофазного трансформатора
2. Трансформирование трехфазного тока и схемы соединения обмоток трехфазных трансформаторов
Практическая работа № 7. Определение основных параметров трансформатора. Коэффициент трансформации
1.Устройство коллекторной машины постоянного тока, обмотки якоря.
2. Принцип действия МПТ, электродвижущая сила и электромагнитный момент машины постоянного тока. Основные понятия.
3. Генератор и двигатель постоянного тока
Лабораторная работа № 8. Исследование генератора постоянного тока с независимым возбуждением
1. Принцип действия асинхронного двигателя. Устройство, основные элементы. Различие асинхронных двигателей с фазным и короткозамкнутым ротором
2. Устройство и принцип действия синхронных машин. Системы возбуждения синхронных машин. Принцип обратимости синхронных машин
Практическая работа № 8. Определение скольжения и скорости вращения, вращающего момента асинхронного двигателя
Лабораторная работа № 9. Исследование асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором
1. Устройство и принцип действия электровакуумных приборов
2. Газоразрядные приборы
1. Электропроводность полупроводников
2. Полупроводниковые резисторы, диоды
3. Биполярные транзисторы
4. Тиристоры Фотоэлектрические приборы
Практическая работа № 9. Расчет полупроводникового диода для двухполупериодной схемы выпрямления
1. Общие сведения об усилителях
2. Предварительный каскад УНЧ и выходной каскад УНЧ. Обратная связь в усилителях
3. Усилители постоянного тока. Импульсные и избирательные усилители
1. Общие сведения об электронных генераторах, транзисторный генератор типа LC
2. Генератор типа RC, Мультивибратор
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.