2025-2026_26_01_09-25-123-6217_plx_Информатика
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Информатика»
26.01.09 – ОУП.05 – 2025 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Информатика»

Индекс:

(Файл)

26.01.09 – ОУП.05 – 2025 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Информатика»

Специальность
26.01.09 МОТОРИСТ СУДОВОЙ
шифр и полное наименование
Квалификация
моторист судовой
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2025 г.
Рабочая программа дисциплины «Информатика» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 26.01.09 МОТОРИСТ СУДОВОЙ (приказ Минобрнауки России от 13.12.2024 г. № 892)», учебного плана по специальности «26.01.09 МОТОРИСТ СУДОВОЙ», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., О.Н. Ландышева
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Информатика»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

-номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности

-приемы структурирования информации

-формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации

-порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности, в том числе с использованием цифровых средств

Уметь:

-определять задачи для поиска информации

-определять необходимые источники информации

-планировать процесс поиска

-структурировать получаемую информацию

-выделять наиболее значимое в перечне информации

-оценивать практическую значимость результатов поиска

-оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач

-использовать современное программное обеспечение

-использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1, 2 семестре.
Дисциплина «Информатика» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Физика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Математика
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 117 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
2
Учебные занятия с преподавателем, всего
117
51
66
В том числе: 
Лекционные занятия
78
34
44
Лабораторные занятия
39
17
22
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
117
51
66
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. Информация и Информационная деятельность человека
 
Лекционные занятия:

1. Понятие «информация». Представление об основных информационных процессах, о системах. 

2
ОК 02.
 
Лекционные занятия:

2. Основные этапы развития информационного общества.

2
ОК 02.
 
Лекционные занятия:

3. Роль информационной деятельности в современном обществе.

2
ОК 02.
 
Лекционные занятия:

4. Правовые нормы, относящиеся к информации.

2
ОК 02.
 
Тема 1.1 Информация и информационные процессы
Лабораторные занятия:

Образовательные информационные ресурсы.

2
ОК 02.
 
Тема 1.1. Информация и информационные процессы
Лекционные занятия:

5. Кодирование информации. Информация и информационные процессы.

2
ОК 02.
 
Тема 1.2 Подходы к измерению информации
Лабораторные занятия:

Подходы к измерению информации. Единицы измерения информации. Информационные объекты различных типов.

2
ОК 02.
 
Лабораторные занятия:

Универсальность дискретного (цифрового) представления информации.

1
ОК 02.
 
Лабораторные занятия:

Определение объёмов различных носителей информации. Архив информации.

2
ОК 02.
 
Тема 1.2 Подходы к измерению информации

Лабораторные занятия:

Извлечение данных из архива.

2
ОК 02.
 
Лекционные занятия:

1. Принципы построения компьютеров. Принцип Открытой Архитектуры. Магистраль. 

2
ОК 02.
 
Лекционные занятия:

2. Аппаратное устройство компьютера. 

2
ОК 02.
 
Лекционные занятия:

3. Внешняя память. Устройство ввода-вывода. Поколения ЭВМ. Основные характеристики компьютеров

2
ОК 02.
 
Лекционные занятия:

4. Программное обеспечение: классификация и его назначение 

2
ОК 02.
 
Тема 1.3 Компьютер и цифровое представление информации. Устройство компьютера
Лекционные занятия:

5.Сетевое программное обеспечение

2
ОК 02.
 
Тема 1.3 Компьютер и цифровое представление информации. Устройство компьютера

Лабораторные занятия:

Работа с программным обеспечением.

2
ОК 02.
 
Тема 1.4 Кодирование информации. Системы счисления

Лабораторные занятия:

Кодовые таблицы символов, объем текстовых данных.

2
ОК 02.
 
Тема 1.5 Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики
Лекционные занятия:

Основные понятия алгебры логики.

Решение логических задач графическим способом

2
ОК 02.
 
Лекционные занятия:

1. Компьютерные сети их классификация. Работа в локальной сети. Топологии локальных сетей. Обмен данными.

2
ОК 02.
 
Лекционные занятия:

2. Глобальная сеть интернет. IP – адресация. 

2
ОК 02.
 
Тема 1.6 Компьютерные сети: локальные, сети. Сеть интернет
Лекционные занятия:

3. Правовые основы работы сети Интернет

2
ОК 02.
 
Лабораторные занятия:

Службы и сервисы интернета (электронная почта, видеоконференции, форумы, социальные сети)

2
ОК 02.
 
Тема 1.7 Службы интернета
Лабораторные занятия:

Поисковые системы. Поиск информации. Электронная коммерция. Цифровые сервисы

2
ОК 02.
 
Лекционные занятия:

1. Информационная безопасность и тренды развития цифровых технологий. 

2
ОК 02.
 
Лекционные занятия:

2. Вредоносные программы. Антивирусные программы

2
ОК 02.
 
Тема 1.9 Информационная безопасность
Лекционные занятия:

Контрольная работа за 1 семестр

2
ОК 02.
 
2 семестр
 
Раздел 2. Использование программных систем и сервисов
 
Тема 2.1 Обработка информации в текстовых процессорах
Лекционные занятия:

Виды программного обеспечения для обработки числовой информации

2
ОК 02.
 
Лекционные занятия:

Многостраничные документы. Структура документа. Гипертекстовые документы. Совместная работа над документом. Шаблоны.

2
ОК 02.
 
Тема 2.2 Технология создания структурированных текстовых документов
Лабораторные занятия:

Текстовые документы. Создание текстовых документов на компьютере (операции ввода, редактирования, форматирования)

2
ОК 02.
 
Лекционные занятия:

1. Компьютерная графика и её виды.

1
ОК 02.
 
Тема 2.3 Компьютерная графика и мультимедиа
Лекционные занятия:

2.Форматы мультимедийных файлов. Графические редакторы.

1
ОК 02.
 
Лекционные занятия:

Технологии обработки различных объектов компьютерной графики.

2
ОК 02.
 
Тема 2.4 Технология обработки графических объектов
Лабораторные занятия:

Графические редакторы. Программы по записи и редактирования звука. Программы редактирования видео.

4
ОК 02.
 
Лекционные занятия:

1. Виды компьютерных презентаций. Основные этапы разработки презентации. 

1
ОК 02.
 
Тема 2.5 Представление профессиональной информации в виде презентаций
Лекционные занятия:

2. Анимация. Шаблоны. Композиция объектов презентации.

1
ОК 02.
 
Лекционные занятия:

Принципы мультимедиа. Интерактивное представление информации

2
ОК 02.
 
Тема 2.6 Интерактивные и мультимедийные объекты на слайде
Лабораторные занятия:

Создание  и редактирование мультимедийных объектов.

2
ОК 02.
 
Тема 2.7 Гипертекстовое представление информации
Лекционные занятия:

Язык разметки гипертекста HTML. Оформление гипертекстовой страницы. Веб-сайты и веб страницы.

2
ОК 02.
 
Раздел 3. Информационное моделирование
 
Тема 3.1 Модели и моделирование. Этапы моделирования
Лекционные занятия:

Представление о компьютерных моделях. Виды моделей. Адекватность модели. Основные этапы компьютерного моделирования

1
ОК 02.
 
Тема 3.2 Списки, графы, деревья
Лекционные занятия:

Структура информации. Списки, графы, деревья. Алгоритм построения дерева решений

1
ОК 02.
 
Лекционные занятия:

1. Алгоритмы моделирования кратчайших путей между вершинами. Элементы теории игр.

1
ОК 02.
 
Тема 3.3 Математические модели в профессиональной области
Лекционные занятия:

2. Разработка несложного алгоритма решения задачи.

1
ОК 02.
 
Тема 3.4 Понятие алгоритма и основные алгоритмические структуры
Лекционные занятия:

Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма. Основные алгоритмические структуры.

2
ОК 02.
 
Тема 3.5 Анализ алгоритмов в профессиональной области
Лекционные занятия:

Структурированные типы данных. Массивы. Вспомогательные алгоритмы. Анализ типовых алгоритмов обработки чисел, числовых последовательностей и массивов.

1
ОК 02.
 
Тема 3.6 Базы данных как модель предметной области
Лекционные занятия:

Базы данных как модель предметной области. Таблицы и реляционные базы данных.

1
ОК 02.
 
Лекционные занятия:

1. Табличный процессор. Приемы ввода, редактирования, форматирования в табличном процессоре. Адресация. Сортировка, фильтрация, условное форматирование

1
ОК 02.
 
Тема 3.7 Технологии обработки данных в электронных таблицах
Лекционные занятия:

2. Сортировка, фильтрация, условное форматирование

1
ОК 02.
 
Тема 3.8 Формулы и функции в электронных таблицах
Лекционные занятия:Формулы и функции в электронных таблицах. Встроенные функции и их использование. Реализация математических моделей в эл. таблицах
2
ОК 02.
 
Тема 3.9 Визуализация данных в электронных таблицах
Лекционные занятия:

Визуализация данных в электронных таблицах

1
ОК 02.
 
Лекционные занятия:

Моделирование в электронных таблицах

1
ОК 02.
 
Тема 3.10 Моделирование в электронных таблицах
Лабораторные занятия:

Моделирование в электронных таблицах

2
ОК 02.
 
Раздел 4. Информационная деятельность в профессии
 
Лекционные занятия:

Место и роль информатики в проф. деятельности моряка

2
ОК 02.
 
Тема 4.1 Роль информатики в проф. деятельности моряка
Лабораторные занятия:

Стандарты оформления документов

2
ОК 02.
 
Раздел 5. Средства информационных и коммуникационных технологий
 
Тема 5.1 Архитектура современных ПК

Лекционные занятия:

Архитектура современных ПК: память, процессор, системная плата, шина

2
ОК 02.
 
Лабораторные занятия:

Применение стилей, автотекста, автозамен в ТП.

2
ОК 02.
 
Тема 5.1 Архитектура современных ПК
Лабораторные занятия:

Слияние документов в текстовом процессоре

2
ОК 02.
 
Тема 5.2  Программное обеспечение вычислительной техники
Лекционные занятия:

Программное обеспечение вычислительной техники: виды, уровни.

2
ОК 02.
 
Тема 5.3 Компьютерные сети. Виды вычислительных сетей

Лекционные занятия:

1. Компьютерные сети. Виды вычислительных сетей

1
ОК 02.
 
Лекционные занятия:

2. Виды вычислительных сетей: топология сетей.

1
ОК 02.
 
Тема 5.3 Компьютерные сети. Виды вычислительных сетей
Лекционные занятия:

3. Виды вычислительных сетей: серверы, технологии передачи "клиент-сервер".

1
ОК 02.
 
Тема 5.4 Представление информации в глобальной сети Интернет

Лекционные занятия:

Представление информации в глобальной сети Интернет.

1
ОК 02.
 
Лекционные занятия:

Компьютерные телекоммуникации.

2
ОК 02.
 
Тема 5.5. Компьютерные телекоммуникации
Лабораторные занятия:

Связанные таблицы.

2
ОК 02.
 
Раздел 6. Методы и средства сбора, обработки, хранения и передачи информации
 
Тема 6.1 Информационные системы

Лекционные занятия:

Понятие информационной системы

1
ОК 02.
 
Тема 6.1 Информационные системы
Лекционные занятия:

Структура ИС. Классификация ИС.

1
ОК 02.
 
Тема 6.2 Базы данных

Лекционные занятия:

Базы данных. Классификация. Реляционные БД. Банки данных, требования БД

1
ОК 02.
 
Тема 6.2 Базы данных
Лабораторные занятия:

Создание реляционной базы данных.

2
ОК 02.
 
Лекционные занятия:

Системы управления базой данных. Основные объекты.

Основные понятия. Направления СУБД.

1
ОК 02.
 
Тема 6.3 Системы управления базой данных

Лабораторные занятия:

Заполнение БД данными.

2
ОК 02.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Информатика» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. М. В. Гаврилов, В. А. Климов Информатика. Базовый уровень. 10—11 классы [Электронный ресурс]:учебник для среднего общего образования. - Юрайт, 2023. -  – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/530644 
 
2. Д. Л. Торадзе Информатика [Электронный ресурс]:учебное пособие для среднего профессионального образования. - Юрайт, 2023. -  – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/519866 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. М. В. Гаврилов, В. А. Климов Информатика и информационные технологии [Электронный ресурс]:учебник для среднего профессионального образования . - Юрайт, 2023. -  – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/510331 
 
2. А. Е. Журавлев Информатика [Электронный ресурс]:Практикум в среде Microsoft Office 2016/2019. - Лань, 2023. -  – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/279833 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.