2025-2026_26_01_12-25-123-6217_plx_Основы инженерной графики
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы инженерной графики»
26.01.12 – ОП.01 – 2025 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы инженерной графики»

Индекс:

(Файл)

26.01.12 – ОП.01 – 2025 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы инженерной графики»

Специальность
26.01.12 ЭЛЕКТРИК СУДОВОЙ
шифр и полное наименование
Квалификация
электрик судовой
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2025 г.
Рабочая программа дисциплины «Основы инженерной графики» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 26.01.12 ЭЛЕКТРИК СУДОВОЙ (приказ Минобрнауки России от 12.12.2024 г. № 874)», учебного плана по специальности «26.01.12 ЭЛЕКТРИК СУДОВОЙ», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Максимова С.И.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Основы инженерной графики»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «Основы инженерной графики» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 36 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
Учебные занятия с преподавателем, всего
36
36
В том числе: 
Практические занятия
36
36
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
36
36
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. Геометрическое черчение
 
Практические занятия:

Форматы, масштабы.

2
 
Практические занятия:

Линии чертежа. Основные надписи.

2
 
Тема 1.1. Основные сведения по оформлению чертежей
Практические занятия:

Шрифт чертёжный.

2
 
Тема 1.2. Геометрические построения. Нанесение размеров
Практические занятия:

Деление прямых и отрезков на равные части. Деление окружностей. Построение уклонов и конусности. Нанесение размеров на контур детали.

2
 
Практические занятия:

Сопряжение линий.

2
 
Тема 1.3. Построение сопряжений
Практические занятия:

Вычерчивание контура технической детали.

2
 
Самостоятельная работа:

Правила нанесения размеров. Лекальные кривые

2
 
Консультации:
2
 
Раздел 2. Проекционное черчение
 
Тема 2.1. Методы проецирования
Практические занятия:Комплексный чертёж. Точки, отрезки, их координаты
1
 
Тема 2.2. Проекции геометрических тел
Практические занятия:Комплексный чертёж цилиндра, конуса, пирамиды, призмы
1
 
Тема 2.3. Аксонометрические проекции
Практические занятия:Виды и способы аксонометрического проецирования. Построение аксонометрических проекций цилиндра, конуса, пирамиды, призмы
2
 
Практические занятия:

Основные сведения о видах проецирования: центральный, аксонометрический, прямоугольный.

2
 
Практические занятия:

Построение третьей проекции модели по двум заданным и изометрия данной модели

2
 
Практические занятия:

Построение третьей проекции модели по двум заданным и изометрия данной модели

2
 
Самостоятельная работа:

Проецирование плоских фигур

2
 
Самостоятельная работа:

Способы вращения, совмещения, перемещения плоскостей проекций

2
 
Самостоятельная работа:

Сечение призмы плоскостью с построением разверстки

2
 
Тема 2.4. Проекции моделей
Самостоятельная работа:

Пересечение геометрических тел. Построение линии пересечения цилиндров

2
 
Консультации:
2
 
Раздел 3. Машиностроительное черчение
 
Практические занятия:

Правила выполнения разрезов. Разрезы простые, сложные, местные.

2
 
Практические занятия:

Правила выполнения разрезов. Разрезы простые, сложные, местные.

2
 
Практические занятия:

Сечения, правила выполнения. Сечения вынесенные,  наложенные, расположенные в разрезе. Выполнение простого и сложного разрезов

2
 
Тема 3.1. Изображения – виды разреза, сечения
Практические занятия:

Выполнение простого и сложного разрезов

2
 
Практические занятия:

Вычерчивание основных крепёжных деталей. Резьбовое соединение.

2
 
Тема 3.2. Винтовые поверхности и изделия с резьбой
Практические занятия:

Соединение болтом, винтом, шпилькой. Резьбовое соединение труб

2
 
Практические занятия:

Правила выполнения эскизов деталей. Измерительные инструменты, приёмы измерений.

2
 
Тема 3.3. Эскизы и рабочие чертежи деталей
Практические занятия:

Основные материалы, их обозначение, нанесение размеров. Выполнение эскизов деталей.

2
 
Практические занятия:

Деталирование сборочного чертежа

2
 
Тема 3.4. Чтение и деталирование сборочного чертежа
Практические занятия:

Деталирование сборочного чертежа

2
 
Тема 3.4. Чтение и деталирование сборочного чертежа
Практические занятия:

Деталирование сборочного чертежа

2
 
Самостоятельная работа:

Рисование плоских фигур и геометрических тел

2
 
Самостоятельная работа:

Выполнение технического рисунка модели

2
 
Раздел 4. Схемы, их выполнение
 
Практические занятия:

Условные обозначения в гидравлических, кинематических, пневматических и электрических схемах.

2
 
Тема 4.1. Условные обозначения в гидравлических, кинематических, пневматических схемах
Практические занятия:

Контрольная работа

2
 
Консультация
Консультации:
2
 
Самостоятельная работа:

Правила разработки и оформления конструкторской документации

2
 
Самостоятельная работа:

Понятие о винтовой линии и винтовой поверхности. Основные типы резьб, их изображение на чертеже и обозначение. Сбеги, недорезы, проточки и фаски

2
 
Самостоятельная работа:

Рабочий чертёж детали. Виды разъёмных соединений: резьбовые, шпоночные, шлицевые, штифтовые. Неразъёмные соединения деталей. Особенности нанесения размеров

6
 
Тема 4.1. Условные обозначения в гидравлических, кинематических, пневматических схемах
Самостоятельная работа:

Конструкторская и технологическая документация. Современные средства инженерной графики

2
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Основы инженерной графики» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. А.А.Чекмарев Инженерная графика:Учебное поосбие для СПО. - Юрайт, 2020. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. А.А.Чекмарев, В.К.Осипов Черчение. Справочник:Учебное пособие. - Юрайт, 2020. - 
 
2. Таранцев И.Г Компьютерная графика  [Электронный ресурс]:Учебное пособие для СПО. - Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2020. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/96014.html 
 
7 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
8 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.