2025-2026_26_01_12-25-123-6217_plx_Основы электротехники и электроники
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы электротехники и электроники»
26.01.12 – ОП.03 – 2025 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы электротехники и электроники»

Индекс:

(Файл)

26.01.12 – ОП.03 – 2025 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы электротехники и электроники»

Специальность
26.01.12 ЭЛЕКТРИК СУДОВОЙ
шифр и полное наименование
Квалификация
электрик судовой
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2025 г.
Рабочая программа дисциплины «Основы электротехники и электроники» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 26.01.12 ЭЛЕКТРИК СУДОВОЙ (приказ Минобрнауки России от 12.12.2024 г. № 874)», учебного плана по специальности «26.01.12 ЭЛЕКТРИК СУДОВОЙ», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Морозова Е.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Основы электротехники и электроники»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «Основы электротехники и электроники» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Физика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Ремонт судовых электрических систем управления и механизмов
 
- Судовое электрооборудование и автоматика
 
- Эксплуатация и техническое обслуживание судовых электрических систем и механизмов
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
Учебные занятия с преподавателем, всего
54
54
В том числе: 
Лекционные занятия
36
36
Практические занятия
18
18
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
72
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. Электрические цепи постоянного тока 
 
Тема 1.1 Электрическое поле
Лекционные занятия:

1. Понятие об электрическом поле. Энергия электрического поля. Электрическое поле в проводниках и диэлектриках.

2. Конденсатор, его заряд и электрическая емкость

3. Конденсаторы: типы, схемы соединения, выбор конденсаторов

2
 
Лекционные занятия:

1. Электрическая цепь и ее основные элементы

2. Электрический ток, его характеристики. ЭДС и напряжение

3. Работа и мощность электрического тока

2
 
Тема 1.2 Основные элементы электрической цепи постоянного тока
Лекционные занятия:

Закон Ома для участка и полной цепи. Законы Кирхгофа

4
 
Раздел 2. Электромагнетизм
 
Тема 2.1 Основные свойства магнитного поля
Лекционные занятия:1. Основные свойства магнитного поля, его характеристики. Закон полного тока

2. Проводник с током в магнитном поле. Электромагнитные силы.

3. Магнитная цепь. Электромагниты и их практическое применение

3
 
Тема 2.2 Электромагнитная индукция
Лекционные занятия:1. Закон электромагнитной индукции. ЭДС индукции в контуре

2. Закон Ленца. ЭДС самоиндукции, взаимоиндукция. Вихревые токи.

3. Расчет магнитного поля системы проводников с токами

4. Расчет магнитных цепей 

2
 
Раздел 3. Однофазные цепи переменного тока
 
Тема 3.1 Синусоидальные э.д.с. и токи
Лекционные занятия:

1. Переменный ток, его получение. Период, частота, сдвиг фаз.

2. Амплитудное и мгновенное значения переменных величин.

3. Цепь переменного тока с активным сопротивлением

2
 
Тема 3.2 Электрическая цепь с активным и реактивными 
Лекционные занятия:Цепь переменного тока с конденсатором. Векторная диаграмма
4
 
Тема 3.3 Неразветвленная цепь переменного тока
Лекционные занятия:

Общий случай последовательного соединения активного, индуктивного и емкостного сопротивлений

4
 
Тема 3.4 Разветвленная цепь переменного тока
Лекционные занятия:

Общий случай параллельного соединения активного, индуктивного и емкостного сопротивлений

2
 
Раздел 4. Трехфазные цепи переменного тока
 
Тема 4.1 Соединение обмоток трехфазных источников электрической энергии
Лекционные занятия:

1. Генерирование трехфазной ЭДС Соединение обмоток источника питания в «треугольник»

2. Соединение обмоток источника питания в «звезду»

3. Соединение обмоток источника питания в «треугольник»

4
 
Тема 4.2 Включение нагрузки в цепь трехфазного тока
Лекционные занятия:

Соединение потребителей в «звезду» и «треугольник»

2
 
Раздел 5. Электрические измерения и приборы
 
Тема 5.1 Измерение тока и напряжения, мощности
Лекционные занятия:1. Основные методы электрических измерений.

2. Погрешности измерительных приборов

3. Классификация электроизмерительных приборов

4. Электроизмерительные приборы непосредственной оценки

2
 
Тема 5.2 Измерение мощности, энергии, сопротивления
Лекционные занятия:

1. Измерение мощности в цепях постоянного тока с помощью электродинамического ваттметра

2. Измерение активной мощности в трехфазных цепях при симметричной нагрузке при соединении потребителей в «звезду»

3. Измерение активной мощности в трехфазных цепях при симметричной нагрузке при соединении потребителей в «треугольник»

4. Измерение активной мощности в трехфазных цепях с помощью двух ваттметров

5. Измерение активной энергии в цепях переменного тока

6. Измерение реактивной энергии в цепях переменного тока

7. Понятие о цифровых электроизмерительных приборах

4
 
Самостоятельная работа:

Охрана труда при выполнении электротехнических работ.

Основные элементы электрической цепи.

Правила выполнения электрических схем.

Основные понятия цифровой электроники

12
 
Консультации:
2
 
Дифференцированный зачёт
Лекционные занятия:
2
 
Раздел 6. Трансформаторы
 
Лекционные занятия:

1. Назначение и область применения трансформаторов, их устройство. Принцип действия однофазного трансформатора

2. Трансформирование трехфазного тока и схемы соединения обмоток трехфазных трансформаторов

6
 
Тема 6.1 Устройство и принцип действия
Практические занятия:№ 1.

Определение основных параметров трансформатора. Коэффициент трансформации

4
 
Раздел 7. Электрические машины
 
Тема 7.1 Электрические машины постоянного тока
Лекционные занятия:1.Устройство коллекторной машины постоянного тока, обмотки якоря.

2. Принцип действия МПТ, электродвижущая сила и электромагнитный момент машины постоянного тока. Основные понятия.

3. Генератор и двигатель постоянного тока

4
 
Лекционные занятия:

1. Принцип действия асинхронного двигателя. Устройство, основные элементы. Различие асинхронных двигателей с фазным и короткозамкнутым ротором

2. Устройство и принцип действия синхронных машин. Системы возбуждения синхронных машин. Принцип обратимости синхронных машин

8
 
Тема 7.2 Электрические машины переменного тока
Практические занятия:№ 2. Определение скольжения и скорости вращения, вращающего момента асинхронного двигателя
4
 
Раздел 8. Основы электроники
 
Лекционные занятия:1. Электропроводность полупроводников

2. Полупроводниковые резисторы, диоды

2
 
Лекционные занятия:

1. Биполярные транзисторы

2.Полевые транзисторы

2
 
Тема 8.1 Полупроводниковые приборы
Лекционные занятия:

1. Тиристоры

2. Фотоэлектрические приборы

4
 
Тема 8.2 Электронные усилители
Лекционные занятия:

1. Общие сведения об усилителях

2. Предварительный каскад УНЧ и выходной каскад УНЧ. Обратная связь в усилителях

3. Усилители постоянного тока. Импульсные и избирательные усилители

2
 
Тема 8.3 Электронные генераторы
Лекционные занятия:

1. Общие сведения об электронных генераторах, транзисторный генератор типа LC

2. Генератор типа RC, Мультивибратор

4
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Основы электротехники и электроники» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Э.В.Кузнецов Электротехника и электроника в 3 т. Том 1. Электрические и магнитные цепи:Учебник и практикум для СПО . - Юрайт, 2020. - 
 
2. В.И.Киселев  Электротехника и электроника в 3 т. Том 2. Электромагнитные устройства и электрические машины:Учебник и практикум для СПО. - Юрайт, 2020. - 
 
3. Э. В. Кузнецов  Электротехника и электроника в 3 т. Том 3. Основы электроники и электрические изме-рения:Учебник и практикум для СПО . - Юрайт, 2020. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. В.И. Аблязов Электротехника и электроника [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2018. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/83317.html 
 
6.1 Основная литература
 
4. В. А. Кузовкин, В. В. Филатов. Электротехника и электроника:Учебник для СПО. - Юрайт, 2018. - 
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.