2025-2026_26_01_12-25-123-6217_plx_Эксплуатация и техническое обслуживание судовых электрических систем и механизмов
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Эксплуатация и техническое обслуживание судовых электрических систем и механизмов»
26.01.12 – МДК.01.01 – 2025 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Эксплуатация и техническое обслуживание судовых электрических систем и механизмов»

Индекс:

(Файл)

26.01.12 – МДК.01.01 – 2025 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Эксплуатация и техническое обслуживание судовых электрических систем и механизмов»

Специальность
26.01.12 ЭЛЕКТРИК СУДОВОЙ
шифр и полное наименование
Квалификация
электрик судовой
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2025 г.
Рабочая программа дисциплины «Эксплуатация и техническое обслуживание судовых электрических систем и механизмов» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 26.01.12 ЭЛЕКТРИК СУДОВОЙ (приказ Минобрнауки России от 12.12.2024 г. № 874)», учебного плана по специальности «26.01.12 ЭЛЕКТРИК СУДОВОЙ», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Михеева Е.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Эксплуатация и техническое обслуживание судовых электрических систем и механизмов»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 1.1. Эксплуатировать судовое электрическое оборудование
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 1.2. Проводить техническое обслуживание судовых электрических систем и механизмов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 1.3. Выполнять ремонт судовых электрических систем управления и механизмов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 1.4. Выполнять судовые работы по обеспечению бесперебойной работы судового электрооборудования
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 3 курсе в 5, 6 семестре.
Дисциплина «Эксплуатация и техническое обслуживание судовых электрических систем и механизмов» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Основы электротехники и электроники
 
- Судовое электрооборудование и автоматика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Ремонт судовых электрических систем управления и механизмов
 
- Учебная практика
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 162 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
5
6
Учебные занятия с преподавателем, всего
153
54
99
В том числе: 
Лекционные занятия
109
40
69
Практические занятия
44
14
30
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
162
54
108
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
5 семестр
 
Раздел 1. Основные положения эксплуатации, технического обслуживания судовых электрических систем и механизмов
 
Лекционные занятия:

Общие сведения о дисциплине, перспективы развития, задачи, место и роль в системе получаемых знаний, связь с другими дисциплинами

2
 
Введение
Лекционные занятия:

Судовое электрические системы и механизмы. Виды систем. Особенности, расположение, требования и условия работы

2
 
Тема 1.1 Виды технического обслуживания
Лекционные занятия:

Виды технического обслуживания

2
 
Лекционные занятия:

Основные общие требования к технической эксплуатации

2
 
Тема 1.2 Основные общие требования к технической эксплуатации
Практические занятия:№ 1.

ТО судового электрооборудования в действии

2
 
Тема 1.3 Виды ремонта судового электрооборудования 
Лекционные занятия:

Виды ремонта судового электрооборудования

2
 
Лекционные занятия:

Понятия и определения. Классификация отказов. Показатели надежности

4
 
Тема 1.4 Надежность судового электрооборудования
Практические занятия:№ 2.

Показатели надежности

2
 
Тема 1.5 Техническое освидетельствование 
Лекционные занятия:

Подготовка к освидетельствованию. Визуальный осмотр. Измерения и тестирование. Проверка документов. Анализ результатов. Составление отчета

2
 
Раздел 2. Судовые системы постоянного тока
 
Тема 2.1 Судовые системы постоянного тока. Общие сведения
Лекционные занятия:

Общие  сведения о судовых системах постоянного тока . Применение  Компоненты системы

2
 
Лекционные занятия:

Определение. Устройство. Схемы возбуждения. Характеристики. Принцип действия.  Отличительные особенности. Применение 

2
 
Тема 2.2 Генераторы постоянного тока
Практические занятия:№ 3.

Техническое обслуживание ГПТ

2
 
Раздел 3. Судовые системы переменного тока
 
Тема 3.1. Общие сведения о судовых системах  переменного тока
Лекционные занятия:

Общие  сведения о судовых системах переменного тока. Применение.  Компоненты системы

2
 
Лекционные занятия:

Общие сведения. Устройство АД. Принцип действия 

2
 
Лекционные занятия:

Способы и схемы пуска ЭП с асинхронным двигателем. Основные неисправности АД и способы их устранения

2
 
Тема 3.2 Асинхронные двигатели переменного тока
Практические занятия:№ 4.

Техническое использование и техническое обслуживание ЭП с асинхронными двигателями

2
 
Тема 3.3 Трансформаторы
Лекционные занятия:

1.Основные сведения о судовых трансформаторах. Устройство и принцип работы. Применение трансформаторов.

2.Защита трансформаторов. Техническое обслуживание трансформаторов

4
 
Консультация
Консультации:

Консультация перед контрольной работой по темам семестра

4
 
Контрольная работа
Лекционные занятия:

Контрольная работа по итогам освоения тем семестра

2
 
Самостоятельная работа:

Гребные электрические установки,

судовые системы контроля, связи,

управления и сигнализации.

Назначение, принцип действия и

расположение распределительных утройств

устройств.

Электронагревательные приборы.

20
 
Раздел 4. Судовые системы переменного тока (продолжение)
 
Лекционные занятия:

Основные характеристики. Системы возбуждения судовых синхронных генераторов

2
 
Тема 4.1 Судовые синхронные генераторы 
Лекционные занятия:

Системы возбуждения судовых синхронных генераторов

2
 
Лекционные занятия:

Системы автоматического регулирования напряжения синхронных генераторов

2
 
Тема 4.1 Судовые синхронные генераторы 
Практические занятия:№5.

Техническое обслуживание судовых синхронных генераторов

2
 
Раздел 5. Судовые электроэнергетические системы
 
Лекционные занятия:

Состав, классификация судовых электроэнергетических установок

2
 
Лекционные занятия:

Показатели качества электроэнергии и их влияние на работу. Параметры электроэнергии

2
 
Лекционные занятия:

Параллельная работа генераторов Преимущество. Синхронизхация. Условия ввода на параллельную работу синхронных генераторов

2
 
Практические занятия:№6.

Способ точной синхронизации

2
 
Тема 5.1. Судовые электроэнергетические установки
Лекционные занятия:

Защита судовых электроэнергетических установок

2
 
Тема 5.2. Распределительные устройства на судах
Лекционные занятия:

Судовые распределительные устройства Классификация Назначение Техническое обслуживание

2
 
Лекционные занятия:

Аппаратура распределительных устройств. Разнообразие, расположение. Измерительные приборы. Разнообразие, назначение

2
 
Тема 5.3. Аппаратура и измерительные приборы судовых распределительных устройств
Практические занятия:№ 7.

Техническое обслуживание воздушных выключателей и других судовых аппаратов и измерительных приборов

2
 
Консультации:Консультация по темам раздела
2
 
Лекционные занятия:

Судовые сети распределения электроэнергии. Сравнительный анализ фидерной и магистральной сети.

Судовые сети Классификация, назначение

2
 
Тема 5.4 Системы распределения электроэнергии на судах
Практические занятия:№8.

Измерение сопротивления изоляции кабелей

2
 
Самостоятельная работа:

Назначение, устройство приборов

контроля сопротивления изоляции. Порядок включения и принцип

действия.

Назначение, устройство

приборов защиты генераторов от

перегрузок и короткого замыкания.

Судовое электроосвещение и

электронагревательные приборы. Аппаратура судовых осветительных и

сигнальных установок

14
 
Консультации:

Консультация перед промежуточной аттестацией по темам семестра

2
 
Дифференцированный зачёт
Лекционные занятия:
2
 
Раздел 6. Судовое электрооборудование
 
Лекционные занятия:

Общие сведения. Источники света Светильники, прожекторы, сигнально-отличительные огни

2
 
Лекционные занятия:

Техническое использование  и техническое обслуживание судового освещения

2
 
Тема 6.1. Судовые системы освещения
Практические занятия:№9.

Люминесцентная лампа Устройство, работа, характерные неисправности, ТО

2
 
Тема 6.2. Судовые нагревательные, отопительные системы 
Лекционные занятия:

Классификация судовых электронагревательных приборов и устройств.

Конструкция, устройство и принципиальные электрические схемы.

2
 
Тема 6.3. Судовое  холодильное оборудование
Лекционные занятия:

Судовые рефрижераторные установки. Их назначение, принцип действия, устройство. Техническое обслуживание холодильного оборудования

2
 
Тема 6.4. Переносное электрооборудование
Лекционные занятия:

Общие сведения. Требования к переносному оборудованию. Основные виды переносного электрооборудования. Техническое использование и обслуживание

2
 
Самостоятельная работа:

Правила осуществления технического

обслуживания и ремонта главных

генераторов, гребных

электродвигателей, гребной

электрической установки и

аппаратуры управления

электродвижением судов

12
 
Раздел 7. Системы связи, навигации, сигнализации
 
Лекционные занятия:

Общие сведения. Телефонная связь Внутрисудовая оперативная громкоговорящая связь

2
 
Лекционные занятия:

Виды и назначение внутрисудовой сигнализации.

Приборы сигнализации. Техническое использование и техническое обслуживании 

2
 
Лекционные занятия:

Судовые телеграфы и указатели Техническое обслуживание

2
 
Тема 7.1.  

Внутрисудовая связь и системы сигнализации

Практические занятия:№10.

Система пожарной сигнализации

2
 
Тема 7.2.

Навигационные системы

Лекционные занятия:

Общие сведения. Радары, GPS,системы автоматического управления. Принцип работы Техническое использование, техническое обслуживание

2
 
Тема 7.3. Компьютеризинованные системы организации ТО судового электрооборудования
Лекционные занятия:

Общие сведения. Организация работ по техническому обслуживанию пользованием компьютерных систем

2
 
Тема 7.4. Судовые аккумуляторы

Лекционные занятия:

Общие сведения о химических источниках тока. Сравнительный анализ кислотных и щелочных батарей

2
 
Лекционные занятия:

Необслуживаемые аккумуляторные батареи. Особенности, применение

2
 
Лекционные занятия:

Требования к аккумуляторным батареям. Техническое обслуживание аккумуляторных батарей

2
 
Тема 7.4. Судовые аккумуляторы
Практические занятия:№11.

Выбор аккумуляторных батарей

2
 
Раздел 8. Системы безопасности
 
Лекционные занятия:

Поражение человека электрическим током и оказание первой медицинской помощи. Правила электробезопасности

2
 
Тема 8.1.

Электробезапасность

Практические занятия:№12.

Использование средств защиты от поражения электрическим током на судах

2
 
Тема 8.2.

Пожаробезопасность

Лекционные занятия:

Общие сведения о пожарах на судне

2
 
Самостоятельная работа:

Оказание первой медицинской помощи при поражении электрическим током.

Правила пожарной безопасности на судах

12
 
Дифференцированный зачёт
Лекционные занятия:

Дифференцированный зачёт

2
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Эксплуатация и техническое обслуживание судовых электрических систем и механизмов» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Матвеев С.В.  Технология технического обслуживания и ремонта судового электрооборудования:учебное пособие для СПО. -  Санкт-Петербург: Лань, 2024. - 
 
6.1 Основная литература
 
1. Бурков А.Ф. Основы теории и эксплуатации судовых  электроприводов:Учебник. - Лань, 2019. - 
 
2. Сюбаев М.А. Эксплуатация судового электрооборудования:Учебное пособие. - ГМА им. адм. С.О.Макарова, 2018. - 
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.