2025-2026_26_01_12-25-123-6217_plx_Судовое электрооборудование и автоматика
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Судовое электрооборудование и автоматика»
26.01.12 – МДК.01.02 – 2025 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Судовое электрооборудование и автоматика»

Индекс:

(Файл)

26.01.12 – МДК.01.02 – 2025 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Судовое электрооборудование и автоматика»

Специальность
26.01.12 ЭЛЕКТРИК СУДОВОЙ
шифр и полное наименование
Квалификация
электрик судовой
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2025 г.
Рабочая программа дисциплины «Судовое электрооборудование и автоматика» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 26.01.12 ЭЛЕКТРИК СУДОВОЙ (приказ Минобрнауки России от 12.12.2024 г. № 874)», учебного плана по специальности «26.01.12 ЭЛЕКТРИК СУДОВОЙ», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Михеева Е.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Судовое электрооборудование и автоматика»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 1.1. Эксплуатировать судовое электрическое оборудование
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 1.4. Выполнять судовые работы по обеспечению бесперебойной работы судового электрооборудования
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 3 курсе в 5, 6 семестре.
Дисциплина «Судовое электрооборудование и автоматика» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Основы электротехники и электроники
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Эксплуатация и техническое обслуживание судовых электрических систем и механизмов
 
- Учебная практика
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 133 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
5
6
Учебные занятия с преподавателем, всего
133
54
79
В том числе: 
Лекционные занятия
104
40
64
Практические занятия
29
14
15
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
133
54
79
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
5 семестр
 
Раздел 1. Судовые электрические машины
 
Введение
Лекционные занятия:

Общие сведения о дисциплине, перспективы развития, задачи, место и роль в системе получаемых знаний, связь с другими дисциплинами.

2
 
Тема 1.1 Электрические машины постоянного тока и трансформаторы
Лекционные занятия:

Конструкция и принцип действия, классификация машин постоянного тока.

Генераторы постоянного тока. Двигатели постоянного тока.

Однофазные трансформаторы, автотрансформаторы.

Трехфазные трансформаторы, специальные трансформаторы.

8
 
Лекционные занятия:

Устройство и принцип действия. КПД. Пуск двигателей. Регулирование частоты вращения, реверс и торможение асинхронных двигателей. Устройство и принцип действия синхронных машин. Синхронные генераторы. Синхронные двигатели.

8
 
Практические занятия:

Исследование электродвигателей

2
 
Тема 1.2 Асинхронные электродвигатели и синхронные электромашины
Практические занятия:

Исследование трансформаторов

2
 
Тема 1.2 Асинхронные электродвигатели и синхронные электромашины
Самостоятельная работа:

Общие сведения о параллельной работе трансформаторов.

4
 
Тема 1.3 Асинхронные электродвигатели
Самостоятельная работа:

Двигатели с улучшенными пусковыми свойствами

4
 
Электрические машины
Самостоятельная работа:Электрические машины постоянного тока.

Асинхронные машины. Синхронные машины. Судовые трансформаторы. Требования Правил РРР к судовым электрическим машинам. Эксплуатация, обслуживание и ремонт судовых электрических машин

6
 
Раздел 2. Судовые электроэнергетические системы
 
Тема 2.1 Электрические аппараты и электроизмерительные приборы
Лекционные занятия:

Исследование аппаратов защиты. Контакторов и магнитных пускателей

6
 
Тема 2.2 Источники и преобразователи электроэнергии
Практические занятия:

Исследование аккумуляторных батарей. Соединение АКБ

2
 
Лекционные занятия:Определение. Назначение. Классификация. Параллельная работа СГ. Распределительные устройства СЭЭС. Главный распределительный щит. Системы распределения электроэнергии на судах. Типы сетей. Судовые кабели
8
 
Практические занятия:

Включение синхронных генераторов на параллельную работу

1
 
Тема 2.3 Электростанции, электросети
Практические занятия:

Измерение сопротивления изоляции кабелей

1
 
Тема 2.4 Система самовозбуждения и автоматического регулирования напряжения генераторов
Самостоятельная работа:

Ознакомиться со схемами самовозбуждения генераторов

6
 
Консультации:
4
 
Практические занятия:

Исследование электрического освещения

2
 
Тема 2.5 Электрическое освещение и электронагревательные приборы
Самостоятельная работа:

Коммутаторы сигнально-отличительных огней. Ознакомиться с устройством и работой коммутаторов сигнально-отличительных огней

10
 
Раздел 3. Судовые электроприводы
 
Тема 3.1 Основы управления электроприводами. Электроприводы насосов, вентиляторов и компрессоров
Лекционные занятия:

Определение и классификация судовых электроприводов. Насосы, вентиляторы и компрессоры. Классификация, принцип действия. Особенности работы. Схемы управления.

4
 
Тема 3.1 Основы управления электроприводами. Электроприводы насосов, вентиляторов и компрессоров
Практические занятия:

Изучение схемы пуска асинхронного двигателя

4
 
Тема 3.2 Электроприводы рулевого устройства
Лекционные занятия:

Классификация электроприводов рулевых устройств. Требования к электроприводам. Системы управления. Схема гидравлического рулевого привода. Система простого управления секторным рулевым электроприводом.

4
 
Тема 3.3 Электроприводы якорно-швартовных механизмов
Лекционные занятия:

Классификация, назначение и особенности работы. Требования, предъявляемые к ЭП ЯШУ Типы ЭП ЯШ механизмов. Контроллерная схема электропривода переменного тока якорно-швартовных механизмов

4
 
Тема 3.4 Электроприводы грузоподъемных устройств
Лекционные занятия:

Классификация. Требования, предъявляемые к ГП механизмам, Типы электроприводов грузоподъемных устройств. Релейно-контакторная схема электропривода грузовой лебедки

4
 
Тема 3.5 Электродвижение судов
Лекционные занятия:

Определение, классификация, общая схема, применение. Основные требования предъявляемые к гребным электрическим установкам. Достоинства и недостатки ГЭУ.

4
 
Тема 3.6 Электроприводы вспомогательных механизмов силовых установок и судовых систем
Лекционные занятия:Основные параметры вспомогательных механизмов.

Электроприводы судовых насосов. Электроприводы вентиляторов, механизмов. Требования Правил РРР к электроприводам вспомогательных механизмов. Ремонт,

эксплуатация и обслуживание электроприводов вспомогательных механизмов

7
 
Тема 3.7 Электроприводы
Практические занятия:Определение момента инерции электропривода методом свободного выбега. Определение механической характеристики рабочего механизма. Исследования электропривода с электродвигателем постоянного тока независимого, схемы управления асинхронным двигателем с обеспечением его прямого пуска. Пуска с

помощью автотрансформатора. Сборка и проверка схемы управления асинхронным двигателем с обеспечением его пуска с переключением обмотки статора со звезды на треугольник. Сборка и проверка схемы управления асинхронным двигателем с обеспечением его прямого пуска и динамического торможения в функции времени.

Сборка и проверка схемы управления асинхронным двигателем с обеспечением его прямого пуска и реверса. Настройка и проверка схемы тепловой защиты

асинхронного двигателя, основанной на использовании электротеплового реле. Сборка и проверка схемы максимальной токовой защиты асинхронного двигателя,

основанной на использовании автоматического выключателя.

8
 
Тема 3.7 Электроприводы
Самостоятельная работа:Электроприводы рулевых устройств.

Электроприводы якорно-швартовных устройств. Электроприводы судовых лебёдок и кранов.

Электроприводы вспомогательных механизмов силовых установок и судовых систем. Требования Правил РРР к судовым электроприводам. Ремонт, эксплуатация и обслуживание судовых электроприводов

11
 
Раздел 4. Судовая связь. Техническая эксплуатация электрооборудования
 
Тема 4.1 Внутрисудовая электрическая связь и сигнализация
Лекционные занятия:

Назначение и виды связи. Телефонная связь. Судовые телефонные установки. Системы телефонии. Телеграфы и указатели

Системы судовой сигнализации.

4
 
Лекционные занятия:

Техническая эксплуатация электрооборудовании Техническая эксплуатация автоматизированных устройств.

4
 
Тема 4.2 Техническая эксплуатация судового электрооборудования и электробезопасность
Лекционные занятия:

Обязанности электромеханика.

Правила безопасности при эксплуатации судовых электроэнергетических систем.

4
 
Тема 4.3 Техническая эксплуатация судового электрооборудования. Приборы синхронной связи
Самостоятельная работа:

Приборы синхронной связи.

Солемеры.

10
 
Консультации:
6
 
Раздел 5. Судовая электроника и автоматика
 
Лекционные занятия:Полупроводниковые приборы. Основы оптоэлектроники, магнетоэлектронике и пьезоэлектроники. Импульсные устройства. Основы микроэлектроники и вычислительной техники. Эксплуатация и обслуживание судовой электроники
4
 
Тема 5.1. Судовая электроника
Лекционные занятия:Полупроводниковые диод, стабилитрон и тиристор. Полупроводниковые выпрямители. Биполярные и полевые транзисторы. Транзисторные усилители. Операции усилители. Компараторы напряжения. Мультивибраторы и триггеры. Логические элементы схем. Оптоэлектронные приборы.
6
 
Тема 5.2. Судовая электроавтоматика
Лекционные занятия:Основы теории автоматического регулирования. Элементы автоматических систем. Дистанционное автоматическое управление судовыми силовыми установками.

Автоматизация судовых электростанций. Автоматические системы управления судовыми вспомогательными механизмами. Эксплуатация, обслуживание и ремонт

судовой электроавтоматики. Требования Правил РРР к судовой электроавтоматике

6
 
Лекционные занятия:Испытание датчиков скорости вращения. Работа сельсинов в индикаторном и трансформаторном режиме. Работа синусно-косинусного вращающегося трансформатора в линейном, синусном и синусно-косинусном режимах. Проведение компьютерного тестирования
6
 
Тема 5.2. Судовая электроавтоматика
Самостоятельная работа:Основы теории автоматического регулирования. Элементы автоматических систем. Дистанционное автоматическое управление судовыми силовыми установками. Автоматизация судовых электростанций. Автоматические системы управления судовыми вспомогательными механизмами. Эксплуатация, обслуживание и ремонт судовой электроавтоматике. Требования Правил РРР к судовой электроавтоматике.
10
 
Лекционные занятия:Организация технического обслуживания судового электрооборудования. Ведение технической документации. Участие береговых производственных участков в обслуживании судового электрооборудования.

Освидетельствование судового электрооборудования. Определение технического состояния. Подготовка судового электрооборудования к освидетельствовани

6
 
Тема 5.3. Обслуживание и техническое наблюдение за судовым электрооборудованием
Самостоятельная работа:Организация технического обслуживания судового электрооборудования. Ведение технической документации. Подготовка судового электрооборудования к освидетельствованию
9
 
Лекционные занятия:Назначение, структура и основные требования, предъявляемые к защите СЭЭС. Защита генераторов и преобразователей электроэнергии. Защита электрических

сетей. Защита потребителей электрической энергии

4
 
Тема 5.4. Защита судовых электроэнергетических систем
Самостоятельная работа:Назначение, структура и основные требования, предъявляемые к защите СЭЭС. Защита генераторов и преобразователей электроэнергии. Защита электрических сетей. Защита потребителей электрической энергии
9
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Судовое электрооборудование и автоматика» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Бурков А.Ф. Основы теории и эксплуатации судовых электроприводов:. - Издательство "Лань", 2019. - 
 
2. Пипченко А.Н. Электрооборудование, электронная аппаратура и системы управления:. - Одесса: ТЭС, 2018. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Матвеев С.В.  Технология технического обслуживания и ремонта судового электрооборудования:учебное пособие для СПО. -  Санкт-Петербург: Лань, 2024. - 
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.