2025-2026_26_01_12-25-123-6217_plx_Ремонт судовых электрических систем управления и механизмов
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Ремонт судовых электрических систем управления и механизмов»
26.01.12 – МДК.01.05 – 2025 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Ремонт судовых электрических систем управления и механизмов»

Индекс:

(Файл)

26.01.12 – МДК.01.05 – 2025 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Ремонт судовых электрических систем управления и механизмов»

Специальность
26.01.12 ЭЛЕКТРИК СУДОВОЙ
шифр и полное наименование
Квалификация
электрик судовой
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2025 г.
Рабочая программа дисциплины «Ремонт судовых электрических систем управления и механизмов» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 26.01.12 ЭЛЕКТРИК СУДОВОЙ (приказ Минобрнауки России от 12.12.2024 г. № 874)», учебного плана по специальности «26.01.12 ЭЛЕКТРИК СУДОВОЙ», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Бизяев В.А.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Ремонт судовых электрических систем управления и механизмов»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 1.2. Проводить техническое обслуживание судовых электрических систем и механизмов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 1.3. Выполнять ремонт судовых электрических систем управления и механизмов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 1.4. Выполнять судовые работы по обеспечению бесперебойной работы судового электрооборудования
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 3 курсе в 5, 6 семестре.
Дисциплина «Ремонт судовых электрических систем управления и механизмов» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 126 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
5
6
Учебные занятия с преподавателем, всего
126
45
81
В том числе: 
Лекционные занятия
96
30
66
Практические занятия
30
15
15
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
Общая трудоемкость дисциплины
126
45
81
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
5 семестр
 
Раздел 1. 
 
Лекционные занятия:1.Дефектация судовых синхронных генераторов

2.Основные неисправности судовых синхронных генераторов

3. Основные неисправности систем возбуждения судовых синхронных генераторов

4.Системы управления судовыми синхронными генераторами

5.Параллельная работы судовых синхронных генераторов

8
 
Тема 1. Ремонт судовых синхронных генераторов
Практические занятия:1.Разбор синхронного генератора

2.Сборка синхронного генератора

3.Замер сопротивления изоляции судовых синхронных генераторов

2
 
Лекционные занятия:1.Дефектация судовых электрических машин

2.Основные неисправности судовых электрических машин

3.Особенности машин постоянного тока

4.Замер сопротивления изоляции электрических машин

5.Искрение под щетками машин постоянного тока

8
 
Самостоятельная работа:Особенности конструкции специальных машин
14
 
Тема 2. Ремонт судовых электрических машин
Практические занятия:1.Разборка судовых асинхронных электродвигателей

2. Сборка судовых асинхронных электродвигателей

3.Разборка машин постоянного тока

4.Сборка машин постоянного тока

2
 
Консультации:
2
 
Контрольная работа
Лекционные занятия:
2
 
Лекционные занятия:1.Технология ремонта судовых ГРЩ

2.Технология ремонта силовых судовых щитов и пультов управления

3.Технология ремонта щитов освещения

4.Технология ремонта специальных судовых щитов управления

8
 
Практические занятия:1.Разборка панелей ГРЩ

2.Сборка панелей ГРЩ

2
 
Тема 3. Ремонт судовой распределительной аппаратуры
Самостоятельная работа:Ремонт вторичных щитов управления
4
 
Лекционные занятия:1.Основные неисправности генераторных автоматических выключателей

2.Основные неисправности силовой коммутационной аппаратуры

3.Основные неисправности пакетных выключателей и переключателей

4.Основные неисправности автоматических выключателей

8
 
Практические занятия:1.Сборка и разборка силовой коммутационной аппаратуры

2.Сборка и разборка пакетных выключателей и переключателей

2
 
Тема 4. Ремонт судовой коммутационной аппаратуры
Самостоятельная работа:Ремонт аппаратуры дистанционного действия
6
 
Лекционные занятия:1.Основные неисправности основного освещения

2.Основные неисправности систем аварийного освещения

2
 
Лекционные занятия:3.Основные неисправности систем переносного освещения

4.Основные неисправности и особенности ремонта взрывогазозащищенных светильников

2
 
Тема 5. Ремонт систем освещения
Самостоятельная работа:1.Разборка и сборка судовых подпалубных светильников

2.Разборка и сборка аварийных и переносных светильников

8
 
Лекционные занятия:1.Основные неисправности систем судового электрического отопления

2.Основные неисправности электрических систем водонагрева и кипячения

2
 
Тема 6. Ремонт судовых электронагревательных приборов
Практические занятия:1.Разборка и сборка электрокалорифера

2.Разборка и сборка электрокипятильника

2
 
Лекционные занятия:1.Основные неисправности систем судовой автоматики

2.Основные неисправности пожарной сигнализации

3.Основные неисправности котельной автоматики

4
 
Тема 7. Ремонт систем автоматики и сигнализации
Практические занятия:1.Проверка исправности и ремонт системы АПС

2.Проверка исправности и ремонт пожарной сигнализации

2
 
Тема 7. Ремонт систем автоматики и сигнализации
Самостоятельная работа:Проверка исправности и наладка котельной автоматики
6
 
Тема 8. Оформление ремонтной ведомости и ведение снабжения по заведованию
Лекционные занятия:1.Правила оформления судовой ремонтной ведомости

2.Правила ведения закрепленного снабжения по заведованию

4
 
Подготовка к дифференцированному зачёту
Самостоятельная работа:
6
 
Дифференцированный зачёт
Лекционные занятия:
2
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Ремонт судовых электрических систем управления и механизмов» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Бурков А.Ф. Основы теории и эксплуатации судовых  электроприводов:Учебник. - Лань, 2019. - 
 
2. Епифанов А.П. Электрические машины  [Электронный ресурс]:Учебник. - СПб. : Издательство «Лань», 2022. - 300 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/209984 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Бурков А.Ф. Судовые электроприводы [Электронный ресурс]:учебник для вузов. - Санкт-Петербург: Лань, 2024. - 372 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/404876 
 
6.1 Основная литература
 
3. Матвеев С. В. Техническое обслуживание и ремонт судового электрического, электронного, специального и бытового оборудования [Электронный ресурс]:учебное пособие для вузов. - Санкт-Петербург : Лань, 2024. - 508 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/385820 
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.